МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Металлургические провинции энеолита и эпохи бронзы Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф, Грушин С.П.;к.и.н., ст. пр., Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Металлургические провинции энеолита и эпохи бронзы Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубленное знакомство студентов с археологией энеолита и бронзового века Центральной Азии через систему таких понятий «горно-металлургические области», «металлургические провинции» и составляющие их «очаги» металлургии и металлообработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин;
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Проблемы периодизации и хронологии энеолита и бронзового века
1.1. Проблемы периодизации и хронологии энеолита и бронзового века Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3
1.2. Периодизация и хронологии энеолита и бронзового века Центральной Азии Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
1.3. Проблемы периодизации и хронологии энеолита и бронзового века Сам. работа 3 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
Раздел 2. Понятия «металлургическая провинция», «очаг металлургии», «очаг металлообработки»
2.1. Понятия «металлургическая провинция», «очаг металлургии», «очаг металлообработки» Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.2. Энеолит Центральной Азии Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.3. Период ранней бронзы Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.4. .«Металлургические провинции», «очаги металлургии», «очаги металлообработки» ЭРМ Центральной Азии Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.5. Период средней бронзы Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.6. Период поздней бронзы Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.7. Переходное время от бронзы к железу Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4
2.8. Понятия «металлургическая провинция», «очаг металлургии», «очаг металлообработки» Сам. работа 3 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ПК-1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук историографической и источниковедческой ситуации.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Археологическая культура это?
А. Объективное отражение исторической реальности
Б. Исследовательская конструкция
Ответ: Б
Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников?
А. Радиоуглеродный
Б. Спектральный
Ответ: А
Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей?
А. В нижнем палеолите
Б. В среднем палеолите
Ответ: Б
Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше?
А. Энеолит
Б. Мезолит
Ответ: Б
Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите?
А. Глина
Б. Медь
Ответ: А
Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике?
А. Собирательство
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше?
А. Самородный
Б. Рудный
Ответ: А
Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку?
А. Синташтинская культура
Б. Тагарская культура
Ответ: А
Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве
Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве
Ответ: Б
Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата?
А. VII–X вв.
Б. VII–XIII вв.
Ответ: А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
2. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
5. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
6. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
8. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
9. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
10. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
12. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
13. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
15. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
16. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое хозяйственное занятие доминировало у населения андроновской культуры?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 2. Миграции, какого населения определяли культурный облик Южной и Западной Сибири в бронзовом веке?
А. Европеоидного
Б. Монголоидного
Ответ: А
Вопрос 3. Какая новая специализация появилась в хозяйстве населения Южной и Западной Сибири в раннем железном веке?
А. Пашенное земледелие
Б. Кочевое скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 4. В каких культурах использовался комплекс вещей, называемый «скифская триада»?
А. Пазырыкская
Б. Булан-кобинская
Ответ: А
Вопрос 5. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Западной Сибири?
А. Кокэльская
Б. Шеломокская
Ответ: А
Вопрос 6. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 7. Выберите культуру раннего железного века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Кулайская
Б. Саглынская
Ответ: Б
Вопрос 8. На какой территории сформировался Тюркский каганат?
А. Алтай
Б. Минуса
Ответ: А
Вопрос 9. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Западной Сибири?
А. Басандайская
Б. Кыргызская
Ответ: А
Вопрос 10. Выберите культуру эпохи Средневековья, существовавшую в Южной Сибири?
А. Ишимская
Б. Кызыл-болчокская
Ответ: Б
Вопрос 11. Какая территория была раньше заселена человеком?
А. Южная Сибирь
Б. Западная Сибирь
Ответ: А
Вопрос 12. Какой вид присваивающего хозяйства наиболее благоприятен для Южной Сибири?
А. Земледелие
Б. Скотоводство
Ответ: Б
Вопрос 13. Какой вид археологических памятников отсутствует в Западной Сибири?
А. Клады
Б. Пещеры
Ответ: Б
Вопрос 14. Выберите культуру раннего бронзового века, существовавшую в Южной Сибири?
А. Каракольская
Б. Сейминско-турбинская
Ответ: А
Вопрос 15. Выберите культуру поздней бронзы, существовавшую в Западной Сибири?
А. Карасукская
Б. Ирменская
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные культуры бронзового века Западной Сибири?
Ответ: Елунинская, сейминско-турбинская, андроновская, кротовская, самусьская, ирменская, корчажскинская, еловская.
2. Назовите основные культуры бронзового века Южной Сибири?
Ответ: Афанасьевская, окуневская, каракольская, карасукская.
3. Когда и где в Сибири появляются свидетельства использования верховой езды на лошади?
Ответ: Первые находки предметов снаряжения верхового коня встречены в памятниках раннескифского времени (IХ–VI вв. до н.э.) алдыбельской культуры Тувы, майэмирской и бийкенской культур Алтая.
4. Назовите основные культуры скифского времени Западной Сибири?
Ответ: Каменская, староалейская, быстрянская, шеломокская.
5. Назовите основные культуры скифского времени Южной Сибири?
Ответ: Пазырыкская, саглынская, тагарская.
6. Какие направления имели миграционные потоки населения в Южной и Западной Сибири в конце I тыс. до н.э.?
Ответ: Первое направление миграций происходило с юга на север, и было связано с движением кочевых племен из Центральной Азии в Южную Сибирь. Второе направление миграций происходило с севера на юг, и было связано с переселением таежного населения в лесостепные районы Западной Сибири.
7. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Южной Сибири?
Ответ: Булан-кобинская, кокэльская, таштыкская.
8. Назовите основные культуры хунно-сяньбийского времени Западной Сибири?
Ответ: Кулайская, майминская.
9. Какие племена играли основную роль в этнокультурных процессах на территории Южной и Западной Сибири в раннем Средневековье?
Ответ: Тюрки, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.
10. Монеты, каких народов найдены в средневековых памятниках Южной и Западной Сибири?
Ответ: Китайцев, персов, тюргешей, арабов.
11. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Южной Сибири?
Ответ: Тюркская, кыргызская, кызыл-болчокская.
12. Назовите основные культуры раннего и развитого Средневековья Западной Сибири?
Ответ: Одинцовская, верхнеобская, саратовская, релкинская, сросткинская, потчевашская, кыпчакская, ишимская, басандайская, кармацкая.
13. В состав, каких монгольских государств входила территория Южной и Западной Сибири?
Ответ: Районы Южной Сибири вошли в состав Улуса великого хана, преобразованного в империю Юань, а южные районы Западной Сибири вошли в состав Улуса Джучи, известного как Золотая орда.
14. Перечислите регионы, включаемые в понятие Южная Сибирь?
Ответ: Алтай, Тува, Минуса (Хакасско-Минусинская котловина).
15. Перечислите административные регионы соотносящиеся с понятием Западная Сибирь?
Ответ: Алтайский край, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская и Тюменская области.
16. Назовите древнейшие памятники каменного века в Южной Сибири?
Ответ: Стоянки Улалинка и Карама в Горном Алтае, относящиеся к нижнему палеолиту.
17. На каком памятнике Сибири был выделен новый вид древнейшего человека?
Ответ: Согласно палеогенетическим исследованиям антропологических останков из Денисовой пещеры в Горном Алтае, был выявлен ранее не известный науке ископаемый человек, получивший название человек алтайский или денисовец.
18. Какое хозяйственное занятие получает широкое распространение на территориях Западной и Южной Сибири в эпоху неолита?
Ответ: Высокого уровня развития у неолитических племен достигло рыболовство, адаптированное в условиях горных и равнинных рек, озер и стариц. Из камней и костей изготавливались практически все виды орудий этого промысла – грузила для сетей, утяжелители и жальца рыболовных крючков, остроги, инструменты для плетения сетей и морд, пешни.
19. Когда на территориях Западной и Южной Сибири появляется гончарное производство?
Ответ: Технология изготовления керамических изделий появляется у племен Западной и Южной Сибири в эпоху неолита. Такое производство обеспечило население разнообразной посудой. Использование ее в процессе переработки биологических ресурсов расширило возможности приготовления пищи и увеличило потребительские качества еды.
20. Когда и где в Сибири появляется металлургическое производство?
Ответ: Металлургическое производство появляется в эпоху энеолита на территории Алтая и Минусы. Первыми металлургами были племена афанасьевской культуры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Янин В.Л. Археология: учеб. для вузов М.: Изд-во МГУ, 2006
Л1.2 Мартынов А. И. Археология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
Л1.3 С. П. Грушин Алтай в системе металлургических провинций энеолита и бронзового века (IV - нач. I тыс. до н. э.) [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.П. Грушин, Д.В. Папин, О.А. Позднякова, Е..А. Тюрина, А.С. Федорук, С.В. Хаврин Алтай в системе металлургических провинций энеолита и бронзового века : монография Изд-во Алт. ун-та, 2009
Л2.2 Кирюшин Ю.Ф., С.П. Грушин, А.А. Тишкин Березовая Лука эпохи бронзы в Алейской степи: монография Изд-во Алт. ун-та, 2011
Л2.3 Горбунов В. В., Грушин С. П., Дашковский П. К., Кирюшин К. Ю., Кирюшин Ю. Ф., Кунгуров А. Л., Матренин С. С., Папин Д. В., Серегин Н. Н., Степанова Н. Ф., Тишкин А. А., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В., Шамшин А. Б., Шуньков М. В. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье : учебное Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»: http//www.archeology.asu.ru
Э2 http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
Э3 Anthropology http://www.brown.edu/Departments/Anthropology/archsite.html
Э4 Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/ odur.let.rug.nl
Э5 Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html www.ban.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.