МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и психофизиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Н.З. Кайгородова

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и психофизиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение функций целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе; функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе; взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе; регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе; становление психофизиологических качеств в онтогенезе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
ОПК-4.2 Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.2 Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-6.1: Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-4.1: Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.2: Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-4.2: Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития человека.
2.1. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Возрастные особенности психофизиологических функций. Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Психофизиология восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Особенности сенсорной функции у детей и подростков. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Влияние гормонов на рост организма. Лекции 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Влияние гормонов на рост организма. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Возрастные особенности системы крови и кровообращения. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Возрастные особенности дыхательной системы. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Возрастные особенности пищеварительной системы. Сам. работа 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Развитие скелета и его возрастные особенности. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Психофизиологическое тестирование. Практические 5 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Гигиена и трудовое обучение. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Возрастные особенности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, обмена веществ, энергии и терморегуляции Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Роль питания в различные возрастные периоды. Практические 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Возрастные особенности мочеполовой и эндокринной систем. Сам. работа 5 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.Физиологический практикум. Сам. работа 5 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7045

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, подвижный?
а. Холерик;
б. Сангвиник;
в. Флегматик;
г. Меланхолик.
Правильный ответ: б.

2. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, инертный?
а. Холерик;
б. Сангвиник;
в. Флегматик;
г. Меланхолик.
Правильный ответ: в.

3. Качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции, называется:
а. Развитие;
б. Рост;
в. Прогрессивность;
г. Акселерация.
Правильный ответ: а.

4. Увеличение числа клеток и количества составляющих их органических молекул, называется:
а. Гиперплазия;
б. Гипертрофия;
в. Акселерация;
г. Ретардация.
Правильный ответ: б.

5. Увеличения размеров клеток, называется:
а. Гиперплазия;
б. Гипертрофия;
в. Акселерация;
г. Ретардация.
Правильный ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. С какого возраста начинается качественный скачок в формировании системы восприятия?
Правильный ответ: Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет.

2. Почему подростковый возраст является критическим для образовательного процесса?
Правильный ответ: В этот возрастной период нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей.

3. Что такое гигиена слуха?
Правильный ответ: Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию.

4. Что такое аккомодация?
Правильный ответ: способность глаза к четкому видению предметов, находящихся на различных расстояниях.

5. Что такое сенситивные периоды развития?
Правильный ответ: Это критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, называется:
а. Мотивация;
б. Активация;
в. Актуализация;
г. Трансформация.
Правильный ответ: а.

2. Какие виды внимания существуют?
а. Произвольное;
б. Непроизвольное;
в. Спокойное;
г. Успешное.
Правильный ответ: а, б.

3. Какие сенсорные системы организма существуют?
а. Вкусовая;
б. Проприоцептивная;
в. Отложенная;
г. Текущая.
Правильный ответ: а, б.

4. Какой гормон передней доли гипофиза вызывает новообразование хрящевой ткани эпифизарной зоны и увеличение длины трубчатых костей?
а. Адреналин;
б. Серотонин;
в. Инсулин;
г. Соматотропин.
Правильный ответ: г.

5. Для какой железы внутренней секреции необходим микроэлемент Йод?
а. Поджелудочной;
б. Вилочковой;
в. Щитовидной;
г. Эпифиза.
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какова функциональная роль гомона соматотропина?
Правильный ответ: Соматотропин - гормон передней доли гипофиза. Под его влиянием происходит новообразование хрящевой ткани эпифизарной зоны и увеличение длины трубчатых костей.

2. Что такое малокровие?
Правильный ответ: Это резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов.

3. Что такое осанка?
Правильный ответ: Это привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы.

4. Что такое акселерация?
Правильный ответ: Это ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых.

5. Что такое ретардация?
Правильный ответ: Это замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие ВЛАДОС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы: www.yandex.ru; www.google.ru
Э2 Ресурсы: www.lib.asu.ru; www.elibrary.ru
Э3 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение