Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова
1.1. | Цель - изучение функций целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе; функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе; взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе; регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе; становление психофизиологических качеств в онтогенезе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-4 | Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-4.1 | Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности |
ОПК-4.2 | Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.1 | Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
ОПК-6.2 | Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-6.1: Знает: возрастные и психологические особенности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; особенности применения психолого-педагогических технологий для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-4.1: Знает: объекты духовно-нравственного воспитания личности; содержание, формы и методы организации учебной и внеучебной социально значимой развивающей деятельности по духовно-нравственному воспитанию личности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-6.2: Умеет: выбирать и применять психолого-педагогические технологии для индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-4.2: Умеет: планировать и организовывать различные виды деятельности обучающихся (группы обучающихся) в целях духовно нравственного воспитания |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Общебиологические закономерности индивидуального развития. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития человека. | ||||||
2.1. | Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. | Практические | 5 | 1 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Возрастные особенности психофизиологических функций. | Практические | 5 | 1 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Психофизиология восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Особенности сенсорной функции у детей и подростков. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Гуморальная регуляция организма в онтогенезе. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Влияние гормонов на рост организма. | Лекции | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | Влияние гормонов на рост организма. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.11. | Возрастные особенности системы крови и кровообращения. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.12. | Возрастные особенности дыхательной системы. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.13. | Возрастные особенности пищеварительной системы. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.14. | Развитие скелета и его возрастные особенности. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.15. | Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.16. | Психофизиологическое тестирование. | Практические | 5 | 6 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.17. | Гигиена и трудовое обучение. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.18. | Возрастные особенности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, обмена веществ, энергии и терморегуляции | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.19. | Роль питания в различные возрастные периоды. | Практические | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.20. | Возрастные особенности мочеполовой и эндокринной систем. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.21. | Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.Физиологический практикум. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7045 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, подвижный? а. Холерик; б. Сангвиник; в. Флегматик; г. Меланхолик. Правильный ответ: б. 2. Как называется тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову): сильный, уравновешенный, инертный? а. Холерик; б. Сангвиник; в. Флегматик; г. Меланхолик. Правильный ответ: в. 3. Качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции, называется: а. Развитие; б. Рост; в. Прогрессивность; г. Акселерация. Правильный ответ: а. 4. Увеличение числа клеток и количества составляющих их органических молекул, называется: а. Гиперплазия; б. Гипертрофия; в. Акселерация; г. Ретардация. Правильный ответ: б. 5. Увеличения размеров клеток, называется: а. Гиперплазия; б. Гипертрофия; в. Акселерация; г. Ретардация. Правильный ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. С какого возраста начинается качественный скачок в формировании системы восприятия? Правильный ответ: Качественный скачок в формировании системы восприятия отмечен после 5 лет. 2. Почему подростковый возраст является критическим для образовательного процесса? Правильный ответ: В этот возрастной период нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. 3. Что такое гигиена слуха? Правильный ответ: Гигиена слуха – система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слуховой сенсорной системы, способствующих нормальному ее развитию и функционированию. 4. Что такое аккомодация? Правильный ответ: способность глаза к четкому видению предметов, находящихся на различных расстояниях. 5. Что такое сенситивные периоды развития? Правильный ответ: Это критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Активные состояния мозговых структур, побуждающие совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей, называется: а. Мотивация; б. Активация; в. Актуализация; г. Трансформация. Правильный ответ: а. 2. Какие виды внимания существуют? а. Произвольное; б. Непроизвольное; в. Спокойное; г. Успешное. Правильный ответ: а, б. 3. Какие сенсорные системы организма существуют? а. Вкусовая; б. Проприоцептивная; в. Отложенная; г. Текущая. Правильный ответ: а, б. 4. Какой гормон передней доли гипофиза вызывает новообразование хрящевой ткани эпифизарной зоны и увеличение длины трубчатых костей? а. Адреналин; б. Серотонин; в. Инсулин; г. Соматотропин. Правильный ответ: г. 5. Для какой железы внутренней секреции необходим микроэлемент Йод? а. Поджелудочной; б. Вилочковой; в. Щитовидной; г. Эпифиза. Правильный ответ: в. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какова функциональная роль гомона соматотропина? Правильный ответ: Соматотропин - гормон передней доли гипофиза. Под его влиянием происходит новообразование хрящевой ткани эпифизарной зоны и увеличение длины трубчатых костей. 2. Что такое малокровие? Правильный ответ: Это резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. 3. Что такое осанка? Правильный ответ: Это привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. 4. Что такое акселерация? Правильный ответ: Это ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. 5. Что такое ретардация? Правильный ответ: Это замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Нет |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Методические рекомендации для студентов.doc
Приложение 2.
Методика интерактивных форм практических занятий.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. | ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов | Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие | ВЛАДОС, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина | Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие | ИД САФУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Поисковые системы: www.yandex.ru; www.google.ru | |||
Э2 | Ресурсы: www.lib.asu.ru; www.elibrary.ru | |||
Э3 | Курс в Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
См. приложение |