МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Сравнительная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 7
индивидуальные консультации 46
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 7 7 7 7
Консультации 46 46 46 46
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Сравнительная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Сравнительная психология» является формирование у студентов-психологов системы научного знания в области сравнительной психологии, включающей современные представления о природе психики, ее структуре, динамике развития в процессе эволюции, ее специфике у животных и человека, предпосылках возникновения человеческого сознания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.1 Знает социальную значимость профессии, цели и смысл профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.2 Анализирует теорию делового общения и этику работы психолога в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности
ОПК-2.3 Применяет в профессиональной деятельности этические нормы при разрешении проблемных, практико-ориентированных ситуаций
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной среды в организациях разного типа
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен организовывать различные способы межличностного и группового взаимодействия с учетом особенностей лиц с ОВЗ между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основах происхождения и развития психики в филогенезе; современные теоретические подходы к проблеме возникновения человеческого сознания; о стадиях развития психики; отличительные особенности психики животных и человека;
- об основных категориях, необходимых для анализа развития психики с точки зрения эволюционно-системного подхода; об основных закономерностях, механизмах протекания психических процессов у животных; об эволюции и специфике основных форм поведенческой активности животных: особенностях потребностно-мотивационной сферы (комфортное, пищевое, репродуктивное поведение); особенностях ориентировочно-исследовательской деятельности; коммуникативной деятельности; особенностях онтогенеза.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проследить эволюционные изменения в строении нервной системы, органов чувств, психических функций животных и человека; выявлять эволюционные функциональные аналогии основных форм поведения животных и человека: репродуктивного, родительского и агрессивного;
- анализировать и сопоставлять данные сравнительно-психологических исследований отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития, онтогенеза высших жи-вотных и человека, антропологически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях, разви-тия психики в антропогенезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки оценки степени тождества и различий в психике высших человекообразных обезьян и человека; проведения сравнительного анализа развития психики в онтогенезе на различных эволюционных уровнях;
- навыками владения фактологическим материалом, позволяющим охарактеризовать стадии развития психики по развитию отдельных психических процессов, функций психики и психических образований; основами многообразных методических приемов, использование которых приводит к современному пониманию проблемы интеллекта животных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Предмет и задачи сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками. Общая характеристика психики животных.
1.1. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы. Связь с другими науками Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
1.2. Методы исследования в зоопсихологии. История развития зоопсихологии как науки за рубежом и России. Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
1.3. Общая характеристика психики животных.Специфика исследования психики и поведения животных на разных этапах развития научной мысли Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
1.4. Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 2. Раздел 2. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе
2.1. Подходы к анализу развития психики животных в филогенезе. Критерии периодизации эволюции психики. Концепция развития психики Леонтьева-Фабри. Характеристика элементарной сенсорной и перцептивной стадий развития психики, с выделением уровней. Лекции 3 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
2.2. Основные сферы жизнедеятельности животных, позволяющие охарактеризовать уровень развития психики: потребностно-мотивационная сфера, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение, Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
2.3. Преобразования в структуре деятельности как основание для сравнительно-психологического анализа развития психики в эволюции (А.Н. Леонтьев). Развитие идей А.Н. Леонтьева в работах К.Э. Фабри, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Мешковой и Е.Ю. Федорович. Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
2.4. Происхождение психики. Эволюция психики в филогенезе Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
2.5. Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 3. Раздел 3. Коммуникативное и общественное поведение животных.
3.1. Коммуникация – понятие и виды. Ольфакторная, оптическая и акустическая сигнализация. Коммуникационные процессы в сообществах животных. Критерии сообщества и социальные реакции. Типология сообществ Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
3.2. Регуляция произвольного поведения – знаки и языки Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
3.3. Взаимодействия животных как фактор эволюции. Общественное поведение. Конфликтное поведение. Демонстрация и ритуал. Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
3.4. Коммуникационные процессы в сообществах животных. Намеренность коммуникаций. Невербальная коммуникация. «Язык» животных. Сравнительная психолингвистика – языковая и речевая деятельность Сам. работа 3 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
3.5. Консультации 3 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 4. Раздел 4. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе
4.1. Эволюция психики человека в филогенезе.Сопоставление психики животных и человека. История и основные направления сравнительных исследований психики Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
4.2. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных Лабораторные 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
4.3. Изучение развития психики в антропогенезе Лабораторные 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
4.4. Консультации 3 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
4.5. Сравнительная психология и проблема происхождения человеческой психики.Эволюция психики человека в филогенезе Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для самоконтроля

1. Связь зоопсихологии с другими науками.
2. Основные сферы жизнедеятельности животных, позволяющие охарактеризовать уровень развития психики.
3. Концепция гомеостаза. Теория драйвов и ее критика. Мотивационные системы и мотивационные состояния.
4. Основные функциональные сферы поведения животных: комфортная сфера, пищевая сфера, репродуктивная сфера.
5. Ориентировочно-исследовательская деятельность.
6. Врожденное и приобретенное в поведении животных.
7. Формы поведения.
8. Интеллект и сознание. Интеллектуальное поведение животных.
9. Эволюция поведения.
10. Условия обогащения поведения.
11. Ольфакторная, оптическая и акустическая сигнализация.

УП: 37_05_02_ПСД-3-2017.plx стр. 8
12. Коммуникационные процессы в сообществах животных.
13. Критерии сообщества и социальные реакции.
14. Типология сообществ
15. Общественное поведение.
16. Конфликтное поведение.
17. Демонстрация и ритуал.
18. Невербальная коммуникация.
19. Сопоставление психики животных и человека.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7239

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выбирите правильный ответ. Взаимное движение как минимум двух материальных систем, когда каждая из них действует на другую и в результате происходят изменения в обеих системах - это:
а) субъективность
б) взаимодействие *
в) объект
г) субъект
Ответ: *
2. Выберите правильный ответ. Свойство объекта или производимое объектом изменение в среде, которое отражается субъектом – это:
а) цель
б) стимул *
в) мотив
г) нужда
Ответ: *
3. Выберите правильный ответ. Внешний по отношению к субъекту член системы взаимодействия - это:
а) стимул
б) взаимодействие
в) объект *
г) субъект
д) нет правильного ответа
Ответ: *
4. Выберите правильный ответ. Антиципируемое (упреждающее, предваряющее, предугадывающее, предвосхищающее) изменение ситуации, достигаемое в результате действия – это:
а) цель*
б) стимул
в) мотив
г) нужда
Ответ: *
5. Выберите правильный ответ. Живое существо, обладающие психикой - это:
а) личность
б) человек
в) объект
г) субъект *
д) нет правильного ответа
е) все ответы верны
Ответ: *

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вставьте пропущенное слово. Выделяют четыре разные формы отражения, соответствующие четырем основным формам взаимодействия, в которые могут вступать материальные тела: ...
Ответ: физическое, химическое, био¬логическое, психическое.
2. Вставьте пропущенное слово.Субъективность представленность отражения субъекту в специфическом ....
Ответ: переживании
3. *Верно или нет выражение. Поясните. В филогенезе возникновение психики связано с изменением условий жизни субъекта, которые состоят в разделении в пространстве субъекта и объекта и необходимости появления поведения как движения, направленного на цель.
Ответ: Верно.
4. *Верно или нет выражение. Психический уровень отражения, проявляющийся в форме раздражимости, характеризуется изменением жизнедеятельности организма в ответ на контакт с объек¬том, используемым в процессе обмена веществ.
Ответ: Неверно.
5. Вставьте пропущенное слово. Процесс активного стремления субъекта к объекту для достижения необходимого в объекте для субъекта - это процесс ... .
Ответ: деятельности

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы в целях формирования ценностных, этических основ профессионально-служебной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Выберите правильный ответ. Сигнал о наличии предмета потребности в объекте деятельности, обладающий побудительной и направляющей функцией – это:
а) цель
б) стимул
в) мотив*
г) нужда
д) нет правильного ответа
е) все ответы верны
Ответ: *
2. Выберите правильный ответ. Способность или свойство субъекта переживать в форме субъек¬тивных состояний внешние и внутренние воздействия и изменения своего физиологического состояния – это:
а) субъективность*
б) взаимодействие
в) мотив
г) цель
Ответ: *
3. Выберите правильный ответ. Необходимость для субъекта иметь нечто, находящееся вне его – это:
а) цель
б) стимул
в) мотив
г) нужда *
Ответ: *
4. Выберите правильный ответ. К интеллектуальной стадии развития психики относятся:
а) брюхоногие моллюски
б) кишечнополостные животные
в) насекомые
г) млекопитающие *
д) нет правильного ответа
Ответ: *
5. Выберите правильный ответ. На интеллектуальной стадии развития психики появляются следующими особенности онтогенеза:
а) пренатальный период
б) постнатальный период
в) личиночная стадия
г) стадия куколки
д) два типа индивидуального развития *
е) нет правильного ответа
ж) все ответы верны
Ответ: *

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Верно или нет выражение. Поясните. Эмоция наделяет возникающее субъективное состояние статусом «нужды» или «нужности». Только это выводит соматическое переживание, возникающее при сдвиге гомеостаза, в статус инициирующего начало деятельности.
ОТвет: Верно.
2. Вставьте пропущенное слово. Психическая деятельность - процесс ..., появляющийся при возникновении психической формы отражения.
Ответ: взаимодействия
3. Вставьте пропущенное слово. Результатом психического отражения является психический ....
Ответ: образ
4. Верно или нет выражение. Поясните. Допсихическая форма отражения обеспечивает узнавание на рас¬стоянии, до возникновения контакта с ассимилируемым веще¬ством.
Ответ: Неверно.
5. Вставьте пропущенное слово. Предмет потребности - это то, что непосредственно используется для ... потребности.
Ответ: удовлетворения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Зоопсихология и сравнительная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.
Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 30% от всего времени изучаемого цикла.. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться у заведующей отделения, у преподавателя дисциплины.. Главное в период обучения своей специальности - это научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются на сайте АлтГУ, у методиста кафедры), учебный план и расписание занятий вывешивается на 3-м этаже учебного корпуса. Рекомендуется не олько ознакомиться с этими документами, но и изучить их. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

УП: 37_05_02_ПСД-3-2017.plx стр. 11


Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Этапы работы над рефератом:1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3.Составление библиографии. 4.Обработка и систематизация информации. 5.Разработка плана реферата. 6.Написание реферата. 7.Публичное выступление с результатами исследования. На семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому ипрактическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем в 6:30-7:00, утренний туалет, гимнастика, завтрак

УП: 37_05_02_ПСД-3-2017.plx стр. 12
(не более часа). В 8:00-8:30 - занятия (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через каждые 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий - получасовой перерыв. После перерыва можно сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа. Сразу же после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд окажется малопроизводительным). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, отдохнуть (если есть потребность, сон - самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина. Не засиживайся за полночь. Сохраняй в комнате (общежитии) тишину, чистоту и порядок. При подготовке к сдаче экзаменов старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Консультации

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.Рекомендации по самостоятельной работе с литературойСамостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и

УП: 37_05_02_ПСД-3-2017.plx стр. 13
все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи). Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.