МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация научно-исследовательской деятельности школьников по экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., Док. пед.н., Морозова О.П.

Рецензент(ы):
к.п.н., Доцент, Тырина М.П.

Рабочая программа дисциплины
Организация научно-исследовательской деятельности школьников по экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство с теоретическими основаниями организации исследовательской деятельности учащихся по праву и эконике, принципами организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы, формирование навыков разработки методического обеспечения исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1 Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
ПК-3Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1 Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-3.2 Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности
ПК-4Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПК-4.1 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2 Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3 Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-4.3: Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль науки в современном обществе и организационноисследовательские основы научной работы
1.1. Роль науки в развитии общества. Главные функции науки в обществе Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Научное исследование как форма существования и развития науки Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Роль науки в современном обществе и организационноисследовательские основы научной работы Сам. работа 5 14 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология, методы и методики проведения научных исследований
2.1. Методология и методы научного исследования Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Специальные методы научных исследований Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Методика научного исследования Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Методология научного исследования Сам. работа 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Логическая схема научного исследования Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. План организации научно-исследовательской деятельности учащихся Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Методология, методы и методики проведения научных исследований Сам. работа 5 28 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Виды и формы учебноисследовательской и научноисследовательской работы учащихся
3.1. Проектная деятельность обучающихся Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Научно-исследовательская деятельность обучающихся Лекции 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Требования к языку и оформлению научно-исследовательских работ Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Формы научно-исследовательской работы учащихся и требования к их оформлению Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Содержание и формы исследовательской деятельности учащихся разных возрастных групп Сам. работа 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.8. Разработка методического обеспечения научно-исследовательской деятельности учащихся Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Виды и формы учебноисследовательской и научноисследовательской работы учащихся Сам. работа 5 30 ПК-4.1, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-2.1, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль науки в современном обществе
2. Понятие «наука» и классификация наук.
3. Научное исследование и его характеристики.
4. Философия науки.
5. Великие ученые в истории науки.
6. Выдающиеся отечественные и зарубежные психологи.
7. Министерство образования и науки РФ, его функции.
8. Научная деятельность в высшем учебном заведении.
9. Методы междисциплинарного исследования..
10. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.
11. Значение математических моделей в научных исследованиях, их
основные типы в психологической науке.
12. Составить этапы научного исследования (на примере предмета «Общая
психология»)
13. Источники научной информации.
14. Систематизация научной и учебной информации.
15. Методика чтения научной литературы.
16. Научно-исследовательская работа студента вуза
17. Реферат, его назначение и структура.
18. Научный доклад. Тезисы доклада.
19. Научная статья, ее структура и содержание.
20. Курсовая работа и основные требования к ней.
21. Дипломная работа, основные требования к ней.
22. Особенности подготовки и защиты курсовых и дипломных работ.
23. Стили современного русского литературного языка (разговорный,
официально-деловой, публицистический, научный). Краткая характеристика.
24. Лексические, грамматические, стилистические особенности научного
стиля. Требования к языку студенческой научной работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Роль науки в развитии современного общества.
2. Понятие «наука» и «научное исследовании». Классификация наук.
3. Методология научного исследования.
4. Методы научного исследования, их классификация.
5. Системный метод научного исследования.
6. Методика научного исследования (планирование, прогнозирование,
выбор темы).
7 Источники научной информации и их классификация.
8. Современные и традиционные методы поиска, обработки и хранения
информации.
9. Методика чтения (виды чтения) научной литературы.
10. Требования к подготовке студента в области информационных
технологий.
и. Электронная библиотека как основа информационно-методической
поддержки научных исследований в вузе.
12. Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях.
13. Требования к техническому оформлению научных студенческих работ.
14. Функциональные стили современного русского литературного языка.
15. Функциональный стиль научной прогнозы, его логические
(терминологические), грамматические и стилистические характеристики.
16. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
17. Виды учебно-исследовательских студенческих работ.
18
18. Основные рекомендации по разработке научных статей и докладов.
19. Курсовая работа с исследовательскими целями и требования, предъявляемые к
ней.
20. Дипломная работа с исследовательскими целями и требования, предъявляемые
к ней.
21. Виды научно-исследовательских работ.
22. Современное информационное обеспечение научной работы.
23. Этика научно-исследовательской работы.
24. Значение системы «Антиплагиат» для обеспечения качества научноисследовательской работы.
25. Результаты научных исследований как интеллектуальная собственность.
26. Место научно подготовки специалиста в новой образовательной парадигме.
27. Виды научных публикаций (обзор).
28. Редактирование и рецензирование научных работ.
29 Культура устной и письменной речи студента.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник: Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: Практикум: 2018-04-11: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по химии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины