МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению школьных экономических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 8 0 8 0
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 100 108 100

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению школьных экономических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой проектирования образовательного процесса в системе профессионального образования;
развитие у будущих педагогов профессионального образования профессионального мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1 Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
ПК-3Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1 Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-3.2 Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности
ПК-4Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПК-4.1 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2 Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3 Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности
ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2: Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3: Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Практикум по решению педагогических задач
1.1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. Профессиональные задачи педагога. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Решение педагогических задач по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Решение педагогических задач по теме "Принципы воспитания" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Решение педагогических задач по теме "Содержание воспитание" Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Решение педагогических задач по теме "Современные концепции воспитания" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Решение педагогических задач по теме "Методы воспитания" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Решение педагогических задач по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Решение педагогических задач по теме "Сущность процесса обучения" Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Решение педагогических задач по теме "Формирование универсальных учебных действий школьника" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Решение педагогических задач по теме "Обновление содержания школьного образования" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Решение педагогических задач по теме "Общая характеристика методов обучения" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Решение педагогических задач по теме "Методы стимулирования учебной деятельности школьников" Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Решение педагогических задач по теме "Формы организации процесса обучения" Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Решение педагогических задач по теме "Урок в современной школе" Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10444.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
а) устные, письменные проверки;
б) словесные;
в) определённые поощрения в формировании мотивации;
г) наглядные.
Правильный ответ: б

2. К методам контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности относится:
а) практические;
б) устные, письменные проверки;
в) наглядные;
г) словесные.
Правильный ответ: б

3. Средство обучения – это:
а) совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения;
б) приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний;
в) набор педагогического инструментария для решения познавательных задач;
г) все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.
Правильный ответ: а

4. Методы обучения – это:
а) средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент культуры и нравственности;
б) пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно-воспитательного процесса;
в) механизмы социализации и просвещения;
г) категория психолого-педагогических наук, обеспечивающая преемственность в получении образования.
Правильный ответ: б

5. Форма организации обучения в средней школе – это:
а) занятие;
б) урок;
в) классный час;
г) час общения.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется …
Правильный ответ: сотрудничеством

2. Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называются …
Правильный ответ: средствами обучения

3. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как …
Правильный ответ: ситуационный

4. Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются …
Правильный ответ: методами

5. Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока – это …
Правильный ответ: активный метод

6. Нестандартный урок отличается от стандартного разработанной …
Правильный ответ: моделью

7. Индивидуальная или коллективная учебная деятельность, в которой педагог непосредственно не участвует, однако дает задания и контролирует процесс – это …
Правильный ответ: самостоятельная учебная работа

8. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по …
Правильный ответ: источнику знаний

9. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется …
Правильный ответ: авторской

10. Самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок) – это …
Правильный ответ: классно-урочная система

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Чем должен руководствоваться педагог при организации воспитательной работы?
а) советами более опытных коллег;
б) интересами школьников;
в) советами родителей;
г) принципами воспитания.
Правильный ответ: г

2. Укажите группу, в которой указаны основные составные части воспитания:
а) умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое;
б) трудовое воспитание, политехническое образование, нравственная чистота, эстетическая культура;
в) умственное, духовное совершенствование, физическое воспитание;
г) трудовое воспитание, энциклопедичность знаний, нравственная чистота, эстетическая культура.
Правильный ответ: а

3. Одной из задач нравственного воспитания является:
а) развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
б) формирование опыта общественно полезной деятельности;
в) усвоение общечеловеческих ценностей, этики поведения;
г) развитие потребности к здоровому образу жизни.
Правильный ответ: в

4. Как соотносятся друг с другом воспитание и развитие?
а) воспитание входит в общий процесс развития личности;
б) воспитание и развитие происходят независимо друг от друга;
в) развитие определяет успешность воспитания;
г) воспитание полностью определяет процесс развития личности.
Правильный ответ: а

5. Чем обусловлены принципы воспитания?
а) результатами;
б) закономерностями;
в) средствами;
г) противоречиями.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это …
Правильный ответ: игровая деятельность

2. Формирование убеждений, поступков и выработка определенного поведения – это воспитательная …
Правильный ответ: цель

3. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках – это учебная …
Правильный ответ: экскурсия

4. Вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) – это …
Правильный ответ: педагогическая деятельность

5. Форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей – это коллективно-творческое …
Правильный ответ: дело

6. Единичное, однотактное действие, которое обеспечивает практическую реализацию метода в конкретных условиях – это …
Правильный ответ: прием воспитания

7. По определению А.С. Макаренко, важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является …
Правильный ответ: традиция

8. О каком понятии идет речь: «Степень соответствия личностного развития ребенка поставленной педагогами цели»?
Правильный ответ: воспитанность ребенка

9. О каком из методов воспитания идет речь: «Способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения»?
Правильный ответ: требование

10. Целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации – это …
Правильный ответ: социальное воспитание

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Факторы развития личности:
а) уровень знаний по учебным дисциплинам;
б) статусное положение личности в коллективе;
в) методы обучения и воспитания;
г) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание.
Правильный ответ: г

2. Одно из направлений в проблеме развития личности:
а) биологическое;
б) практическое;
в) теоретическое;
г) общественное.
Правильный ответ: а

3. Социальное развитие связно с изменениями:
а) физиологическими;
б) морфологическими;
в) психическими;
г) биохимическими.
Правильный ответ: в

4. Личность в педагогике выражается совокупностью:
а) знаний, умений и навыков;
б) социальных качеств, приобретенных индивидом;
в) биологических признаков;
г) социальных признаков.
Правильный ответ: б

5. Теоретические основы развивающего обучения разрабатывали:
а) П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина;
б) П.П. Блонский, Л.С. Выготский;
в) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
г) Ф. Бэкон, Я.А. Коменский.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Направлена на создание социально-психологических условий развития личности – это …
Правильный ответ: развивающая деятельность

2. Документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося – это …
Правильный ответ: индивидуальная программа развития

3. Образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей – это индивидуальный образовательный …
Правильный ответ: маршрут

4. Любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер – это …
Правильный ответ: образовательная деятельность

5. Укрупненный параметр, который отражает достигнутый и потенциально возможный уровень развития учащихся в когнитивном, деятельностном и личностном аспектах, а также характеризует степень эффективности организации их учебно-познавательной деятельности – это учебные …
Правильный ответ: возможности

6. Развитие личности возможно только в …
Правильный ответ: деятельности

7. Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это …
Правильный ответ: мотив

8. Обучение, основанное на взаимодействии обучающихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации – это …
Правильный ответ: индивидуально-ориентированное обучение

9. В основе развивающего обучения школьников (по В.В. Давыдову – Д.Б. Эльконину) лежит теория …
Правильный ответ: формирования учебной деятельности

10. Процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками – это …
Правильный ответ: формирование личности

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Кто разрабатывает рабочую программу?
а) министерство образования;
б) педагог;
в) директор образовательного учреждения;
г) родительский комитет.
Правильный ответ: б

2. Основные виды деятельности обучающихся в примерной рабочей программе представлены:
а) в разделе «Тематическое планирование»;
б) отдельным разделом;
в) в пояснительной записке;
г) в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета».
Правильный ответ: а

3. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса
б) методы образовательного процесса
в) способы образовательного процесса
г) средства образовательного процесса
Правильный ответ: а

4. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

5. Выберите умения, необходимые учителю для реализации программ основного и среднего общего образования учителем:
а) планировать учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;
б) разрабатывать рабочую программу по предмету на основе примерных общеобразовательных программ;
в) разрабатывать проблемное обучение;
г) разрабатывать программы элективных курсов.
Правильный ответ: абв

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета – это …
Правильный ответ: рабочая программа

2. Перечень предметных и метапредметных результатов примерных рабочих программ является основанием для разработки системы …
Правильный ответ: учебных задач

3. Одна из важнейших составляющих структуры рабочей программы – это …
Правильный ответ: учебно-тематический план

4. Для учителя ориентиром при составлении рабочих программ выступает …
Правильный ответ: примерная рабочая программа

5. Рабочая программа утверждается педагогическим …
Правильный ответ: советом

6. По годам обучения в примерных рабочих программах представлены:
Правильный ответ: содержание образования, предметные результаты

7. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет …
Правильный ответ: цели образовательного процесса

8. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются …
Правильный ответ: уставом учреждения

9. Примерные рабочие программы по учебным предметам имеют описание предметных результатов обучения с конкретизацией по …
Правильный ответ: годам обучения

10. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является …
Правильный ответ: базисный учебный план

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 педагогические задачи.

ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ЗАДАНИЙ К ЗАЧЕТУ:
Задача 1. "В IX класс к нам пришла новая учительница. С первого же урока стала на нас кричать, обзывать. Она оттолкнула нас от себя, и мы стали отвечать ей в тон. Может быть, мы не правы, но какое отношение к учительнице может возникнуть, если из урока в урок слышишь от нее одно и то же: "Идиоты, дураки".
Однажды одна ученица не выдержала и сказала ей: "Подлечите нервы". Так ее за это выгнали из школы. Учительница осталась права, а ученица виноватой. Но этого могло бы не случиться, если бы учительница относилась к нам, как к людям, а не как к "диким лошадям" (ее выражение). Мы бы уважали ее". (Крючков В. Невидимые слезы // Учит, газ.- 1979.- 10 марта.)
Что послужило причиной этого письма девятиклассников в редакцию "Учительской газеты"? Какой должна быть позиция учителя на уроке? Что лежит в основе создания деловой атмосферы на уроке?

Задача 2. ...Идет урок. За окном солнце, а в классе - бодрая атмосфера. Валерия Семеновна в упор смотрит на высокого парня с тщательно причесанными кудрями.
- Кириллов, может, ты хоть сегодня пойдешь отвечать?
- Я не знаю,- в тон ей отвечает юноша, в упор глядя на нее. Все: контакт нарушился. Стороны продолжают "холодную войну".
- Почему не знаешь?
- Не учил.
- Почему не учил?
- Не хотелось...
...На другой день Валерия Семеновна пришла в VIII В. Первым, кого она увидела, был Кириллов: развалившись, сидел за партой и с недоброй ухмылкой следил за каждым ее движением. Стало не по себе. Сейчас он обязательно что-нибудь "выкинет", чтобы больно обидеть ее. Валерия Семе-новна почувствовала, как в груди у нее поднимается тяжелое и черное чувство ненависти к этому подростку, чувство, которое до сих пор лежало под спудом, укрытое обязательной вежливостью.
Как вы оцените позицию учителя на уроке? Имеет ли учитель право на гнев, неудовольствие? Что послужило основой конфликта между подростком и учителем?

Задача 3. ...Перед началом урока шестиклассник Олег бережно вынул из портфеля альбом с мар-ками. Ребята окружили его. Показывая на мощную фигуру Давида, бессмертное творение велико-го флорентийца, Олег сказал:
- Между прочим, наш крупнейший скульптор писал, что был бы счастлив вылепить правую руку Давида так, как Микеланджело.
- Да, "Мадонна" Бенуа у тебя есть?
- Конечно, и Сикстинская тоже...
Этот короткий разговор на перемене был как бы прологом к уроку истории. Ученик неспроста принес марки по искусству: он знал, что они непременно понадобятся в разговоре об эпохе Воз-рождения.
А на уроке звучит новый рассказ учителя о едкой сатире Рабле, об утопическом социализме То-маса Мора. Умело перекидывая мостик к современности, он не забыл отметить, что взгляды ан-глийского мыслителя не прошли бесследно для развития социальных идей...
А на другом уроке слово было предоставлено восьмикласснице.
- Она у нас знаток Шекспира,- охарактеризовал ее учитель. На доске литография лондонского те-атра "Глобус", в котором молодой актер и режиссер Вильям Шекспир ставил свои пьесы. Школь-ница говорит с увлечением. И не только потому, что рассказывает о величайшем драматурге, а еще и потому, что выступает в роли учителя. Учитель дополняет рассказ ученицы. Он вспоминает, как в годы войны отрывки из произведений великого английского драматурга исполнялись на линии фронта, перед выходом солдат на боевое задание. "Гамлет" провел неслыханную, ошеломляющую зиму на фронте и в лазаретах...
Такой острой эмоциональной нотой завершается урок. (Томихина В. Остается с нами навсегда // Учит. газ.- 1979.- 15 сент.)
Проанализируйте приведенные уроки истории и определите, в чем их сильные стороны? Какие задачи ставятся и успешно решаются учителем на уроке?

Задача 4. В IX класс вошла учительница биологии. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушечьи скакнул ученик.
Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал. Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:
- Продолжим урок. Как я вам уже сказала...
Действительно, как позже оказалось, на этом "пустячке" не стоило заострять внимание. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот заартачился. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен - войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.
Что ни говорите, но это победа на маленьком пятачке школьной жизни. (Тяпкин В. Не спешите с наказанием // Учит, газ.- 1979.- 15 сент.)
Проанализируйте ситуацию. Почему педагог из нее вышел победителем? Знание каких психологических закономерностей процесса обучения обеспечивает успех урока?

Задача 5. "У вас странная манера делать замечания на уроке",- говорила завуч молодой учительнице. Вот, например: "Гриднина, греческий профиль Сергеевой, конечно, достоин внимания, но не на уроке". "Слепцова, ты рискуешь до смерти замучить соседку своими интеллектуальными разговорами".
- Что же здесь криминального? - возразила учительница.- Видите ли,- продолжала она громко, чтобы ее слышали все сидевшие в учительской,- я не считаю нужным заигрывать с учениками, опускаться до них. Может быть, я не права. Но душевный контакт на уроке, простите меня, это маниловщина. У кого-то такой контакт вероятен, но я думаю, что он только мешает на уроке. Он перегружает отношения дополнительными эмоциями и ослабляет учительскую требовательность (Гамаюнов И. Мир и себя открывать.- М.: Знание, 1975.- С. 85.)
Проанализируйте разговор завуча с учительницей. Кто же из них прав? Выскажите свое мнение. Какие педагогические требования должны быть в основе замечаний учителя на уроке и его отношений с учениками?

Задача 6. Идет урок литературы. Учитель негромко и как будто не очень складно рассказывает о смерти Пушкина. Он не умел говорить красиво. Да, пожалуй, это было и не нужно. В классе и без того стояла тишина. Дети слушали его, боясь пошевелиться. Казалось, что на уроке та самая ти-шина, которая царила в доме на Мойке, где умирал поэт.
Глубокое чувство сострадания передавалось детям. Когда учитель рассказывал, как Пушкин, про-щаясь с книгами, произнес: "Прощайте, друзья мои", мальчишка, сидевший за последней партой всхлипнул. Должно быть, он и сам не сознавал, что плачет, но слезы катились из его глаз. Да как же не плакать: ведь умирал великий Пушкин!
Во время этого урока ученики ничего не писали, не выполняли никакой самостоятельной работы, не отвечали на вопросы, в классном журнале не появилось ни одной оценки, не применялось ни-каких технических средств. Учитель владел только одним средством - словом, человеческой ре-чью. (Гартунг Л. Десять минут до звонка // Воспитание школьников.- 1977.- № 4.- С. 78.)
Проанализируйте данный урок с позиций современных требований и дайте ему оценку. Правы ли те методисты и учителя, которые при оценке уроков или при их проведении рассчитывают только на ум и память школьников и не задумываются над тем, какие чувства необходимо вызвать на уроке у ребят? Верно ли утверждение, что "хороший преподаватель пения умеет поставить голос ученика, но еще важнее каждому учителю уметь "поставить" сердце ученика"? Как вы это пони-маете - "поставить" сердце ученика?

Задача 7. Идет урок истории. Учитель увлекательно рассказывает о событиях, читает учащимся отрывки из книг, что вызывает у них живой интерес. Педагог рекомендует школьникам прочитать книги, из которых цитировались отрывки, и диктует учащимся для записи в тетрадях названия книг. В это время ученик поднимает руку.
- Слушаю тебя,- говорит учитель.
- А вот еще одна интересная книга,- говорит мальчик.
- Сядь и помолчи,- осаживает его учитель. (Коротов В. Педагогическая ситуация и применение методов учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников.- 1978.- № 4.- С. 31.)
Проанализируйте сложившуюся на уроке ситуацию. Какую ошибку допустил учитель при выборе и использовании методов обучения и воспитания? Каковы последствия ошибочной реакции учи-теля на уроке?

Задача 8. Сегодня урок в X классе посвящен лирике С. Есенина. Елизавете Макаровне хочется передать ребятам восторг, свое преклонение перед поэтом. И ей это удается. Ребята слушают ее восторженно и жадно.
Но что это? Елизавета Макаровна не верит своим глазам. Саша Синцов, один из лучших учеников ее класса, страстно влюбленный в поэзию Есенина, сидит и что-то пишет. На его лице полная от-решенность от того, чем занят класс.
Елизаветой Макаровной овладевает раздражение. Учительнице хочется подойти к Синцову и вырвать из его рук злополучный листок. Но в это время Мальчик кончает писать, складывает записку и передает ее сидящей впереди него Лиде Мещеряковой.
Елизавета Макаровна решительно подходит к Лиде, берет у нее записку и дает волю своему гне-ву.
- Это еще что такое? - раздраженно говорит она.- О чем можно писать, когда речь идет, речь идет...- учительнице не хватает от возмущения слов. Она оскорблена за себя, за класс, за Есенина, ей жаль вдребезги разбитого настроения, так удивительно объединявшего ее с ребятами. И Елизавета Макаровна - в другое время она ни за что бы себе это не позволила - разворачивает записку. Синцов вспыхивает, вскакивает с места, растерянный, негодующий. Но Елизавета Макаровна не смотрит в его сторону. Она готова уже начать громко и иронически читать записку. Взглянув в записку, учительница вздрагивает от неожиданности. В записке написано:
Лида!
Я не знаю, откуда
В этот миг голубой
Мне является чудо,
Что зовется тобой.
Только знаю, что буду
В этот миг и в любой
Поклоняться я чуду,
Что зовется тобой.
Ошеломленная случившимся, Елизавета Макаровна мучительно краснеет под пристальными взглядами насторожившихся учеников, отходит к окну и какое-то время стоит в тяжелой задумчивости. (Красов Н. Записка // Воспитание школьников.- 1979.- № 2.-С. 60.)
Дайте оценку действиям учителя на уроке. Что же ей следует предпринять дальше, чтобы не по-следовало конфликта? Закончите ситуацию.

Задача 9. Людмила Ивановна возвращалась из школы поздно. С удовольствием вдыхала аромат-ный воздух и сожалела, что приходится сидеть в школе в такое время. Но такова учительская до-ля. Больших и малых дел всегда много, тем более сейчас, когда в школе ожидается проверка. Ка-жется, все готово - в кабинете идеальный порядок, планы написаны, ученики подготовлены, а со-мнения гложут: где-то не так - потом будут несколько лет "склонять" на совещаниях и конференциях.
Впереди по темной дороге, метрах в тридцати от нее звенели девичьи голоса. В сумерках Людмила Ивановна не различала идущих, но ей было хорошо слышно, о чем они говорят. Учительница невольно замедлила шаг.
- Все как с ума посходили,- насмешливо говорила Самсонова.- Только и слышишь: вот скоро инспектора приедут... А из-за чего шум? Все равно спросят отличников, те уже носы позадирали, словно на них вся школа держится.
Ночь она провела без, сна. Перед глазами то и дело вырастала Самсонова и грозила пальчиком: "Знаем мы вас".
- Нет не знаете,- отмахивалась учительница.- Мне дороже ваше мнение о себе.
Но тут всплыла картина наполненного зала и расстроенные лица учителей, которых "склоняли" на прошлом августовском совещании.
...Она вошла в класс бледная, натянутая, как струна. Взволнованными и напряженными выглядели ученики, только Клочкова, которой предстояло отвечать первой, как было намечено, сидела с не-зависимым видом. Да инспектор, пожилая седоволосая женщина, была спокойна и неспешно от-крыла свою тетрадь.
Учительница мельком взглянула в журнал, чуть помедлила, будто желала оттянуть роковую ми-нуту, но потом решительно сказала:
- Отвечать пойдет... (Залипаев В. Урок честности // Учит. газ.- 1979.- 27 сент.)
Закончите ситуацию: кто пойдет отвечать! Какой должна быть нравственная позиция учителя на подобном уроке? Каковы же критерии оценки работы учителя на уроке? Почему порой в практике учитель ставится перед выбором? Каковы последствия этого?

Задача 10. На уроке в X классе идет разговор о Шолохове. "Судьба человека" - глубокий, много-плановый рассказ. Учитель внимательно слушает учащихся. Они отвечают на вопросы учителя примерами из текста. Но учителя не удовлетворяют привычные, стандартные ответы. И вдруг учитель задает классу вопрос:
- Что общего у Шолохова и Льва Толстого? Сравните с "Войной и миром".
Ответ предложили быстро: героизм русского народа-победителя в борьбе с захватчиками.
- Верно, очень верно,- говорит учитель.- Хорошо. Вы помните,- обращается он вновь к ребятам,- Пьера с девочкой в горящей Москве?
Медленно, еще неуверенно, осторожно начинают думать, искать... И вот учитель слышит. Пьер спасает девочку. Это его душевная потребность. Но и девочка своим существованием, тем, что о ней нужно заботиться, спасает Пьера, не дает ему пропасть в страшном водовороте войны. С де-вочкой на руках, оберегая эту едва начавшуюся жизнь, живет Пьер. Наперекор войне!
Изломанный войной, Андрей Соколов не может жить один. Мальчик Ваня становится для него спасением. Как для Пьера Безухова - девочка.
Вместе с учителем ученики приходят на уроке к выводу о том, что герои Шолохова, как и герои Толстого, живут и могут жить только среди людей и для людей (Модель Ф. Чтобы лететь // Учит, газ.- 1980.- 4 нояб.)
Бывает так: все делаешь правильно, по годами выверенной методике, но урок не идет, все вязнет на уроке, как в тине... И вдруг - необычное сравнение, острота и свобода мысли, прекрасные вы-воды учеников. Насколько оправданы такие сравнения при решении дидактических задач урока? Что лучше: все до тонкости продумать на уроке или во всеоружии знаний прийти в класс без го-товой схемы?

Задача 11. "О твоих, Русь, сыновьях" - так назвала свой урок в VIII классе Людмила Кузьминична. Посвящен он "Слову о полку Игореве", защитникам Земли русской.
Звучит отрывок из увертюры к опере Бородина, ученики слушают грамзапись художественного чтения "Зачина" поэмы. На экран проецируются иллюстрации к "Слову" известного художника В. Фаворского. Так класс "входит" в тему урока.
Насколько психологически и методически оправдано такое начало урока? Какие задачи решает учитель, используя весь этот материал на уроке? Какую роль играет пробуждение эмоций на уро-ке?

Задача 12. Урок в обычной школе. Звонок. Ученики заняли свои места. Учительница входит в класс. Тема урока: "Приставки пре- и при-". Тут впору было бы, как говорится, сразу "взять быка за рога", выяснить с ребятами зависимость написания приставок от их значения. Но учительница приступает к работе с другого конца.
- Эти приставки все мы часто употребляем в своей речи,- обращается она к ученикам. И тут же просит их придумать свои примеры, рассказать, почему так часто в этих приставках допускаются ошибки при письме.
Класс задумывается над тем, одинаковы ли приставки пре-и при- и что нужно знать, чтобы пра-вильно их употреблять, не допускать ошибок в написании.
Скажите, насколько обоснованы такой экскурс и вопросы на уроке. Чего может добиться педагог этими приемами?

Задача 13. Учительница литературы прочитала своим коллегам отрывки из двух сочинений уче-ников, с которыми ей предстояло заниматься. В одном из сочинений говорилось:
"Старуха Изергиль" у меня вызвала противоречивые чувства. Ларру искренне жаль. Слишком же-стоко для него наказание. Я бы смягчил его. Легенду о Данко я читал хотя и с чувством зависти, но сам никогда бы не смог так поступить, как поступил он. Да и надо ли так поступать?"
В другой тетради автор ершисто, категорически заявляет: "В первую очередь буду читать Марину Цветаеву, а не Некрасова. Он меня не волнует. И в театре буду смотреть "Двое на качелях", а не "Грозу". Классики - это многоуважаемая мумия".
С каким из этих авторов придется работать больше и почему? Дайте обоснование своему мнению.

Задача 14. Ученица в сочинении на тему "Мои открытия при изучении творчества А. Н. Остров-ского" пишет:
"Юрий Николаевич! Сегодня хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Мне просто необходимо это кому-то рассказать. Перед тем как взяться за сочинение "Мои открытия при изучении творчества А. Н. Островского", посмотрела фильм "Певец". И как будто бомба взорвалась в душе моей. Снова смерть. Закрываю глаза и вижу руки, руки, по которым бьет приклад автомата. Как же так? Почему погибают лучшие? Почему так безжалостна к ним судьба? И заползает в душу сомнение: нужно ли умирать? Ведь могли бы примириться Катерина, отказаться от борьбы Вик-тор Хара, спастись от бандита Надя Курченко. И никто не стал бы их упрекать. И разве мало у нас живущих под девизом "моя хата с краю", считающих себя вполне счастливыми...
Нет, не могу, не хочу так, но мне страшно, и я заливаюсь слезами от своей беспомощности. Неужели надо готовиться не только к счастливой жизни, но и к достойной смерти?" (Честных Ю. "Доверяю только вам..." // Учит. газ.- 1980.- 15 июня.)
Проанализируйте сочинение десятиклассницы. Итогом каких уроков оно явилось? Как на уроке вести юношество дорогой нравственных открытий? Всегда ли учитель может ответить на главный педагогический вопрос: с каким запасом человеческой прочности уходит в большую жизнь его ученик?

Задача 15. Этот урок начался постановкой учебной задачи: основываясь на трех законах динами-ки и экспериментально наблюдаемых Ньютоном и его предшественниками закономерностях в движениях земных и небесных тел, повторить научное открытие Ньютона. Сообщаю научную цель урока: обосновать гипотезу, что сила взаимодействия двух точечных масс прямо пропорциональна квадрату расстояния между ними. Записываем известные Ньютону опытные данные, ана-лизируем каждый факт. Делаем вывод, что около Земли существует поле тяготения, что сила тяготения должна быть пропорциональна массам взаимодействующих тел. Предполагаем, что сила, заставляющая тела падать на Землю, и сила, искривляющая траекторию Луны и вызывающая ее непрерывное движение, имеют одинаковую физическую природу.
В итоге устанавливаем пропорциональность силы произведению масс и обратную пропорциональность ее квадрату расстояний между точечными массами. При проверке размерности вводим коэффициент пропорциональности и записываем формулу всемирного тяготения.
Смотрим фрагмент фильма об опытном определении гравитационной постоянной, отмечаем уни-версальность полученной формулы.
Домашнее задание формулируем так: "Каждый установленный факт, прежде чем стать научной теорией, должен пройти многократное подтверждение. Применяя данные 4-го опытного факта, подтвердить справедливость полученной формулы для такого варианта: некие реально не существующие планеты с равными массами Совершают круговое движение вокруг общего центра. В этом центре находится светило, удерживающее предполагаемые планеты на соответствующих расстояниях. Доказать, что сила их взаимодействия с этим светилом обратно пропорциональна квадрату расстояния от него".
На каждом этапе этого урока выслушиваем мнения всех желающих, но оцениваем и обсуждаем только грамотные, аргументированные ответы, при этом особенно ценим силу доказательств и убежденность их автора.
Определите тип приведенного выше урока. Чем определяется его структура и какие задачи реша-ются в ходе его? Цели урока планируются для учителя или для учащихся? В чем причина глубокого и прочного интереса к физике?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лыгина, Н.И. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода : учебное пособие для профессионалов : учебное пособие для профессионалов Новосибирк: НГТУ, 2013. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228833
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дистанционный курс "Практикум по решению задач и анализу профессиональных ситуаций" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.