Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Право и Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 187 | 187 | 187 | 187 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна д.психол.н. профессор
1.1. | формирование у студентов знаний, умений и практических навыков в области теории и методики преподавания экономики в общеобразовательных организациях с учетом ФГОС общего образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09 |
ПК-1 | Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК-1.1 | Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
ПК-1.3 | Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные |
ПК-2 | Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность |
ПК-2.1 | Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык» |
ПК-2.2 | Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору) |
ПК-2.3 | Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями |
ПК-3 | Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов |
ПК-3.1 | Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) |
ПК-3.2 | Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности |
ПК-4 | Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных |
ПК-4.1 | Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями |
ПК-4.2 | Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса |
ПК-4.3 | Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-5.1. Знает способами планирования,разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по экономике. ПК-4.1. Знает основные принципы разработки программ учебных дисциплины «Экономика». ПК-4.2. Знает преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науки. ПК-3.1. Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения экономике. ПК-2.1. Проектирует воспитательную деятельность и методы ее реализации с учетом требований ФГОС. ПК-2.2. Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций. ПК-1.1. Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-5.2. Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по экономике. ПК-4.3. Реализует цели и содержание программ учебных дисциплин по математике и экономике в рамках основной общеобразовательной программы. ПК-3.2. Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. ПК-1.2. Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения экономике. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-5.3. Владеет технологиями разработки комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по экономике. ПК-2.3. Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их учебно-познавательную деятельность. ПК-1.3. Владеет обучения математике и экономике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Экономика как учебный предмет в общеобразовательной организации | ||||||
1.1. | Тема 1. Экономическое образование в школе. | Лекции | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.3, Л1.5, Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.7, Л1.10, Л1.3, Л1.8, Л1.12, Л1.9, Л1.2, Л1.13 |
1.2. | Тема 1. Экономическое образование в школе. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
1.3. | Тема 2. Экономика как наука и учебный предмет | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
Раздел 2. Методические особенности обучения экономике | ||||||
2.1. | Тема 4. Учебные программы по экономике. Место дисциплины «Экономика» в системе общего образования | Лекции | 4 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
2.2. | Тема 4. Учебные программы по экономике. Место дисциплины «Экономика» в системе общего образования | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
2.3. | Тема 5. Методы, приемы, средства, формы обучения экономике | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
Раздел 3. Раздел 3. Педагогический дизайн современного урока экономики в школе | ||||||
3.1. | Тема 6. Урок изучения нового материала | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.1, Л1.7, Л1.4, Л1.6, Л1.11, Л1.2, Л1.13 |
3.2. | Тема 6. Урок изучения нового материала | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
3.3. | Тема 7. Структура и особенности урока, направленного на закрепление изученного материала в школе. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.1, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
3.4. | Тема 7. Структура и особенности урока, направленного на закрепление изученного материала в школе. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
3.5. | Тема 8. Структура и особенности проведения урока проверки и коррекции знаний и умений. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.1, Л1.7, Л1.4, Л1.6, Л1.11, Л1.2, Л1.13 |
3.6. | Тема 8. Структура и особенности проведения урока проверки и коррекции знаний и умений. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
3.7. | Тема 9. Структура и особенности проведения комбинированного урока экономики | Лекции | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.7, Л1.4, Л1.6, Л1.2, Л1.13 |
3.8. | Тема 9. Структура и особенности проведения комбинированного урока экономики | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
Раздел 4. Раздел. 4 Интерактивные формы проведения уроков экономики в школе | ||||||
4.1. | Тема 10. Игра в системе современных инновационных средств обучения экономике в школе. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
4.2. | Тема 11. Сущность и методические особенности проведения ролевых игр в методике преподавания экономики в школе. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
4.3. | Тема 11. Сущность и методические особенности проведения ролевых игр в методике преподавания экономики в школе. | Практические | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
4.4. | Тема 12. Имитационные игры и дидактические игры по экономике | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
4.5. | Тема 12. Имитационные игры и дидактические игры по экономике | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
Раздел 5. Педагогические технологии и педагогические приемы в преподовании экономики в школе | ||||||
5.1. | Тема 13. Кейс-метод в преподавании экономики | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.2. | Тема 13. Кейс-метод в преподавании экономики | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.3. | Тема 14. Творческая мастерская как перспективная технология в методике преподавания экономики | Практические | 4 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.4. | Тема 14. Творческая мастерская как перспективная технология в методике преподавания экономики | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.5. | Тема 19. Информационно-коммуникационные технологии на уроках экономики в школе | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.6. | Тема 16. Понятие и характеристика приемов, используемых в преподавании экономики | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.7. | Тема 16. Понятие и характеристика приемов, используемых в преподавании экономики | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л1.2, Л1.13 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Татарченкова С.С. | Урок как педагогический феномен: учеб. -метод. пособие | СПб.: КАРО, 2005 | |
Л1.2 | Боголюбов Л.Н. | Общая методика преподавания обществознания в школе: [пособие] | М.: Дрофа, 2008 | |
Л1.3 | Чернова Г.А. | Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. Проф. Учеб. заведений : | М.: Издательский центр «Академия», 2008 | |
Л1.4 | Кульневич С.В., Лакоценина Т.П | Анализ современного урока: практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК | Ростов-на-Д.: Учитель, 2003 | |
Л1.5 | Краевский В.В., Хуторской А.В. | Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л1.6 | Кульневич С.В | Современный урок: | Ростов-на-Д.: Учитель, 2004 | |
Л1.7 | Краевский В.В., | Основы обучения. Дидактика и методика.: | М.: Академия, 2007 | |
Л1.8 | Под ред. Л.Н. Боголюбова | Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений: | М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. | |
Л1.9 | А. Б. Крутик, М. В. Решетова | Теория и методика обучения предпринимательству: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л1.10 | Бахмутова Л. С. | Методика преподавания обществознания: Учебное пособие для вузов | Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2001 | |
Л1.11 | Конаржевский, Ю.А. | Анализ урока: | М.:НОУЦентр«Педагогический поиск», 2009 | |
Л1.12 | под ред. Л.Н. Боголюбова | Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений: | М.: ВЛАДОС, 2002 | |
Л1.13 | Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К | Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. Б. Крутик, М. В. Решетова | Теория и методика обучения предпринимательству: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | Кодола Н.В. | Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.3 | Л. К. Латышев, А. Л. Семенов | Перевод: теория, практика и методика преподавания: учебник | М.: Академия, 2007 | |
Л2.4 | Коджаспирова Г.М., Петров К.В. | Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для пед. вузов | М.: Академия, 2007 | 6 |
Л2.5 | Растова, Юлия Ивановна , Р. Г. Малахов, О. А. Горянинская. | Экономика организаций (предприятий) в схемах: учеб. пособие | М. : Эксмо, , 2009.- | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономика в школе | ecschool.hse.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Количество лекционных и практических занятий по курсу определено учебным планом. Ведущим методом работы преподавателя является лекционно-семинарский. Основную информацию студенты получают на лекциях, отрабатывают полученные знания на практических занятиях. В начале семестра студенты знакомятся со списком учебной литературы. В связи с большим объёмом учебного материала ряд наиболее простых тем предлагается студентам для самостоятельного изучения. При чтении лекционного курса освещается современное состояние науки и практики, наиболее значительные аспекты теории и методики обучения экономике. В содержание обучения входит изучение содержания, форм, средств и методов обучения и анализ типичных затруднений, с которыми сталкивается начинающий учитель. Проведение практических и лабораторных занятий определяется спецификой экономики как учебного предмета и задачам формирования профессиональных компетенций. Студенты должны быть нацелены на важность качественной подготовки к семинарским занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенты должны освоить вначале теоретический материал по новой теме занятия с тем, чтобы использовать эти знания при решении ситуационных задач. Планирование самостоятельной работы студентов по данной дисциплине необходимо проводить в соответствии с уровнем подготовки студентов к изучаемой дисциплине. Самостоятельная работа студентов распадается на два самостоятельных направления: на изучение и освоение теоретического лекционного материала, и на освоение методики выполнения практических задач. При всех формах самостоятельной работы студент может получить разъяснения у преподавателя на индивидуальных консультациях в соответствии с графиком консультаций. Студент может также обратиться к рекомендуемым преподавателем учебникам и учебным пособиям, в которых теоретические вопросы изложены более широко и подробно, чем на лекциях и с достаточным обоснованием. Среди форм самостоятельной работы особое место отводится подготовке конспектов урока, что обусловлено спецификой предмета. Таким образом, использование всех рекомендуемых видов самостоятельной работы дает возможность значительно активизировать работу студентов над материалом курса и повысить уровень их усвоения. Для оценки знаний студентов необходимо систематически проводить проверку знаний, формы которой могут быть различными. При аттестации оценивается весь спектр учебы студента за отчетный период. Важнейшей же формой контроля знаний студентов остается экзамен. Рекомендуется применять поэтапное усвоение материала, саморазвивающее обучение,поиск оптимального решения поставленной задачи, алгоритмов. В освоении дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная учебная работа (консультации) – дополнительное разъяснение учебного материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или лицом с ограниченными возможностями здоровья. |