Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Право и Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | освоение вопросов, связанных с образовательным правом РФ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08 |
ПК-1 | Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК-1.1 | Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
ПК-1.3 | Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы правового регулирования в области образования | ||||||
1.1. | Понятие системы образования РФ. Система образовательного законодательства | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Задачи законодательства РФ в области образования. Структура и функции образовательного права | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Основные направления развития образовательного права | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. 2. Предмет правового регулирования образовательного права Принципы образовательного права | ||||||
2.1. | Место образовательного права в системе права. Предмет образовательного права. Структура образовательных отношений. Правовое институты по общим вопросам нормативно-правового регулирования собственно образовательных отношений: государственные стандарты образовательных отношений, документы образовании, образовательные программы, общие требования к содержанию образования, общие требования к организации образовательного процесса и другие | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Правовые институты, регулирующие отношения, призванные создавать условия для реального действия образовательных отношений и подразделяются на три вида: предшествующие образовательными; существующие одновременно с ними; вытекающие из образовательных отношений. Предмет комплексных институтов гражданского и образовательного права. Предмет трудового и образовательного права. Понятие правового принципа в теории права. Принципы государственной политики в области образования РФ | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Принципы отрасли права. Значение конституционных принципов. Система принципов законах государств, участников СНГ и стран Балтии. Принципы образовательного права РФ | Сам. работа | 5 | 7 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Метод правового регулирования образовательного права | ||||||
3.1. | Понятие метода правового регулирования. Характерные черты метода правового регулирования образовательного права: всеобщность и обязательность общего образования; своеобразие правового статуса субъектов образовательных отношений | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Императивный метод регулирования образовательных отношений. Диспозитивность метода образовательного права. Сочетание императивного и императивно диспозитивного метода регулирования образовательных отношений; единства и дифференциация нормативно-правового регулирования образовательных отношений | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Сочетание государственного контроля за качеством образования с автономностью образовательных учреждений; система мер юридической ответственности | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Теория права о понятии и составе правоотношений Объект образовательных отношений | ||||||
4.1. | Понятие и основные черты правоотношения. Юридические факты, порождающие правоотношения: понятия, виды. Содержание правовых отношений. Субъективные права и юридические обязанности. Субъекты правовых отношений. Объекты правовых отношений Знание как компонент образования. Общие требования к содержанию образования. Направленность образовательных программ. Государственные образовательные стандарты. Источники и способы получение знаний. Знание как объект образовательных правоотношений. Компоненты объекта образовательных отношений | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Образование как основной социальный институт | ||||||
5.1. | Сфера образования как функциональный орган общественной системы. Признаки основного социального института. Система образования РФ. Основная социальная функция образования. Сеть образовательных учреждений. Система педагогических наук. Предмет, средства и приемы педагогической деятельности | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Содержание образовательных отношений как общеcтвенных отношений | ||||||
6.1. | Образовательные отношения как самостоятельный вид общественных отношений. Структура образовательных отношений. Многосубъектность образовательных отношений. Права и обязанности субъектов образовательных отношений. Многоаспектность образовательных отношений как общественных отношений | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Субъекты образовательных правоотношений Понятие и виды образовательных правоотношений | ||||||
7.1. | Субъект как участник образовательного отношения. Понятие правоспособности и дееспособности в образовательном праве. Правовой статус (определение) Виды статусов. Правовой статус участников образовательных отношений: образовательные учреждения, педагогические работники и обучающиеся | Сам. работа | 5 | 9 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Основания возникновения, изменения или прекращения образовательных правоотношений Комплексные институты отраслей образовательного и гражданского права | ||||||
8.1. | Система юридических фактов в образовательной сфере. Факты, способствующие возникновению образовательных отношений: общее и факультативные (дополнительные). Основные факторы, влияющие на изменение образовательных отношений. Юридические факты, прекращающие образовательные отношения. Комплексные институты как явление системы права и законодательства. Юридическая природа комплексных институтов права. Характерные признаки комплексных институтов. Понятие комплексного института образовательного права. Отношения, вытекающие из образовательных отношений, но лежащие за их пределами. Система правовых институтов социальной защиты обучающихся. Институты по вопросам участия обучающихся в управлении делами образовательных учреждений. Правовой институт привлечения обучающихся к дисциплинарной и материальной ответственности. Дисциплинарной поступок и материальная ответственность участников образовательных отношений. Применение дисциплинарной и материальной ответственности | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 9. Комплексные институты отраслей образовательного и административного права Комплексные институты отраслей трудового и образовательного права | ||||||
9.1. | Комплексные институты как явление системы права и законодательства. Юридическая природа комплексных институтов права. Характерные признаки комплексных институтов. Понятие комплексного института образовательного права. Отношения, вытекающие из образовательных отношений, но лежащие за их пределами. Система правовых институтов социальной защиты обучающихся. Институты по вопросам участия обучающихся в управлении делами образовательных учреждений. Правовой институт привлечения обучающихся к дисциплинарной и материальной ответственности. Дисциплинарной поступок и материальная ответственность участников образовательных отношений. Применение дисциплинарной и материальной ответственности | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 10. Отношения между обучающимися и образовательными учреждениями, вытекающие из образовательных отношений Дисциплинарный проступок и материальная ответственность участников образовательных отношений. Применение дисциплинарной и материальной ответственности | ||||||
10.1. | Порядок действия в Российской Федерации норм международного права по вопросам образования. Содержание права на образование, закрепленное Декларацией прав человека, Пактом об экономических, социальных и культурных правах и протоколом к Европейской конвенции о защите основных прав и свобод. Гарантии права на образование ребенка, закрепленные Конвенцией о правах ребенка. Права и свободы учителя, закрепленные Рекомендациями о положении учителей. Международные организации в сфере образования: специализированные учреждения ОНН и организации, действующие в рамках региональных международных сообществ | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 11. Понятие и виды источников образовательного права Источники международного права по вопросам образования | ||||||
11.1. | Принцип федерализма в законодательной деятельности Федерации и ее субъектов. Норма образовательного права как результат право-творчества. Особенности образовательного правотворчества субъектов Российской Федерации. Особенности муниципального образовательного правотворчества. Особенности локального образовательного правотворчества. Принципы и уровни образовательного правотворчества. Понятие правотворческой компетенции | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. И. Некрасов [и др.]. | Правоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7E9F52E4-5803-4ECE-A33E-4FDF5B6D61D7. |
Л1.2 | Белов В.А. - под ред., Абросимова Е.А. - под ред. | ПРАВОВЕДЕНИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2022 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Некрасов С. И. | Правоведение: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2012 | |
Л2.2 | Марченко М. Н. | Сравнительное правоведение: учебник | М.: Проспект, 2020 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательное право Российской Федерации | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Образовательное право Российской Федерации | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |