МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 115
контроль 9
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, Доцент, Кузьмин Петр Иннокентьевич;старший преподаватель, Байкин Андрей Анатольевич

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Исаева Ольга Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон.наук, проф.Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р.экон.наук, проф.Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привитие навыков математического мышления в возникающих задачах профессиональной деятельности и повседневной жизни;
освоение приёмов использования решения практических задач по разделам дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы анализа и типовые социально-экономические задачи;
методы обработки и анализа экономических данных, изучаемых в курсе, типовые методики расчета, анализа и инструментальные средства их вычисления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять основные методы обработки и анализа социально-экономических задач;
применять типовые качественные и количественные методы обработки, анализа и интерпретации социально-экономических задач и инструментальные средства их вычисления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обоснования использования основных методов анализа социально-экономических задач;
навыками интерпретации и обоснования результатов анализа социально-экономических задач, полученных с помощью инструментальных средств

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Балансовые модели
1.1. Балансовый метод в анализе экономических показателей Лекции 5 2 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Балансовый метод. Принципиальная схема межпродуктового баланса Практические 5 1 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Экономико математическая модель межотраслевого баланса Лекции 5 2 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Динамическая межотраслевая балансовая модель Практические 5 1 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Классические задачи оптимизации
2.1. Задача на безусловный и условный экстремум Лекции 5 2 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Задача на безусловный экстремум Практические 5 1 ПК-1.2 Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа Практические 5 1 ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Динамическое программирование
3.1. Pадача распределения ресурсов и управление ими Лекции 5 2 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Задача о замене оборудования Лекции 5 2 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Задача распределения ресурсов Практические 5 1 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Задача о замене оборудования Практические 5 1 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Задача управления запасами Практические 5 1 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Линейное программирование
4.1. Задача о назначениях Лекции 5 2 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Производственные функции Сам. работа 5 20 ПК-1.2 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Задача о назначениях Практические 5 1 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.4. Многокритериальная задача Сам. работа 5 15 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.5. Целочисленное программирование. Ментод Гомори Сам. работа 5 20 ПК-1.1 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Нелинейное программирование
5.1. Графический метод решения Сам. работа 5 20 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.2. задачи дробно линейного программирования Сам. работа 5 20 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л2.1
5.3. градиентный метод Сам. работа 5 20 ПК-1.2 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС по ММИЭ_ПО.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гармаш, А. Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/62CA472C-1C3E-48F7-B963-6762D5A89A50.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомин Г. П. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
Л2.3 Каратаева П.М. Математические методы и модели в экономике: учеб. пособие [Калининград] : Изд-во РГУ, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodl portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice, MicrosoftWindows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для обучающихся размещены в приложении