МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы семейного права Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 187
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
Ст.пр, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы семейного права Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 27.06.2022 г. № 22
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отношения между членами семьи существенно отличаются от других отношений, возникающих с участием физических лиц. Функции, выполняемые семьей (в частности, рождение детей, их воспитание и социализация), имеют важное для каждого человека, так как он в том или ином статусе является членом семьи, а также государственное значение, потому что сохранение этноса, а, в конечном счете, независимости требуется создание условий для рождения и социализации детей гражданами России. В связи с этим применяется специальное правовое регулирование тех семейных отношений, которые поддаются такому регулированию (отношения по регистрации и прекращению брака, супружеские отношения, родительские отношения, отношения между детьми и лицами, заменяющих родителей). Каждый человек является или был членом семьи в семейно-правовом значении, и так как отношения в семье не всегда складываются нормально, то разрешение споров между членами семьи занимает значительное место в судебной практике. Именно поэтому студент должен знать особенности семейных прав и обязанностей, их осуществление и защиту.
Указанная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента.
Основной целью изучения семейного права является обеспечение хорошего уровня знаний данной дисциплины выпускниками юридического факультета, что обеспечивается изучением ими общетеоретических положений и современного законодательства, обучение их умению отграничивать семейные правоотношения от иных, привитие им навыков анализировать конкретные ситуации и правильного их правового разрешения.
Задачами дисциплины является:
- Изучить основные положения действующего семейного законодательства, достижения науки семейного права;
- Научить применению норм семейного права к соответствующим общественным отношениям;
- Обучить обоснованию принимаемых решений по вопросам правоприменительной деятельности;
- Научить составлять юридические документы;
- Научить прогнозироваать и моделировать консультации по вопросам семейного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды и особенности нормативных правовых актов по юридической силе.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет приемами подготовки нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и предмет семейного права
1.1. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Сам. работа 2 37 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История развития законодательства о браке и семье
2.1. История российского семейного права. История законодательства о браке и семье. Декреты от 18 и 19 декабря 1917 г. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Кодекс о браке, семье и опеке 1926 г. Основы о браке и семье Союза ССР и союзных республик. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. Закон о внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР (1994 г.). Сам. работа 2 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Семейное законодательство
3.1. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Сам. работа 2 39 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Семейные правоотношения
4.1. Понятие семейного правоотношения.Особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Защита семейных прав. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Сам. работа 2 40 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Брак: заключение, расторжение, признание недействительным
5.1. Понятие брака. Условия вступления в брак.Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Сам. работа 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Супружеские правоотношения
6.1. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
6.2. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
6.3. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Родительские правоотношения
7.1. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
7.2. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
7.3. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Сам. работа 2 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Правоотношения между другими членами семьи
8.1. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
8.2. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
8.3. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Сам. работа 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
9.1. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи. Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
9.2. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
9.3. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Сам. работа 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Экзамен
10.1. Экзамен Экзамен 2 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Правильные ответы отмечены «плюсом»
1. Какой метод характерен для семейного права в большинстве случаев?
+ Дозволительно-императивный;
- Поощрительный;
- Рекомендательный.
Тест. 2. Интересы ребенка в семейном праве:
+ попадают под приоритетную защиту;
- являются добровольным действием со стороны родителей;
- второстепенны по сравнению с ценностью самого брака.
3. Могут ли источниками семейного права служить региональные нормативно-правовые акты?
+ Да, могут в каждом субъекте РФ;
- Нет, семейное право регулируется только на федеральном уровне;
- Да, могут в республиках РФ.
4. Принципом семейного права не является:
+ признание только церковного брака;
- равенство супругов в семье;
- непозволительность произвольного вмешательства в семейные дела.
5. В предмет семейного права не входят:
+ отношения, возникающие между семьей и государством;
- имущественные отношения между близкими родственниками;
- брачные отношения.
6. Понятие семейного права как учебной дисциплины:
+ это упорядоченный набор знаний в области правового регламентирования имущественных и личных неимущественных взаимоотношений между членами одной семьи;
- это самостоятельная правовая наука, которая изучает закономерности и специфику регулирования семейных отношений;
- это совокупность монографий, изданий, учебных пособий, которые направлены на систематизацию знаний о брачных отношениях.
7. Семейное право как отрасль права – это:
+ системная совокупность правовых норм, которые регулируют группу отношений, входящих в предмет семейного права;
- система подходов, методов и взглядов на отношения, возникающие из брака, родственных связей и воспитания детей;
- совокупность субъективных прав отдельных граждан вступать в законный брак, воспитывать детей и пользоваться для этого поддержкой государства.
8. Юридические факты в семейном праве по волевому признаку делятся на:
+ события и действия;
- краткосрочные и длящиеся;
- абсолютные и относительные.
9. Сроки в семейном праве:
+ не составляют отдельного института;
- выделены в отдельную группу правовых норм Семейного кодекса РФ;
- не влекут правовых последствий.
10. Субъектом семейного права не является:
+ крестная мать несовершеннолетнего;
- бабушка несовершеннолетнего;
- опекун несовершеннолетнего.
11. Сроки исковой давности в семейном праве:
+ по общему правилу не распространяются на требования, возникающие из семейных правоотношений;
- отличаются от общих правил, предусмотренных Гражданским кодексом РФ;
- не применяется судом ни при каких обстоятельствах.
12. Какие отношения регулируются семейным правом:
+ отношения, вытекающие из брачного договора между супругами;
- отношения по выдаче семьям ипотечных кредитов;
- отношения между родителями и образовательными учреждениями, в которых учатся их дети.
13. Основные принципы семейного права содержатся в:
+ Семейном кодексе РФ;
- Гражданском кодексе РФ;
- Федеральном Законе «Об опеке и попечительстве».
14. Объектом семейного правоотношения является:
+ тайна усыновления;
- право расторгнуть брак;
- ребенок.
15. Не является условием для заключения брака:
+ наличие брачного договора;
- достижение необходимого возраста;
- взаимное добровольное волеизъявление будущих супругов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Правильные ответы отмечены «плюсом»
1. С ……. лет учет мнения ребенка по общему правилу становится обязательным.
+ С 10 лет;
- С 14 лет;
- С 7 лет.
2. Минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым по общему правилу должна быть не менее ….. лет.
+ 16 лет;
- 18 лет;
- 15 лет.
3. Над ребенком в возрасте 13 лет, который остался без попечения родителей, устанавливается ……
+ опека;
- попечительство;
- ничего не устанавливается.
4. Минимальный возраст вступления в брак, установленный федеральным законодательством, с учетом всех уважительных причин, определяется в …. Лет.
+ 16 лет;
- 18 лет;
- 14 лет.

Оценка сформированности компетенции ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

1. С какого момента брак считается недействительным, если таковым он признан в суде?
+ С даты его заключения;
- С даты вступления в законную силу судебного решения;
- С даты внесения органом ЗАГС записи о прекращении брака.
2. Кому из супругов принадлежит имущество, полученное мужем по наследству во время состояния в брачных отношениях?
+ Это собственность мужа;
- Это совместная собственность супругов;
- Это имущество супруги.
3. Какую форму брачного договора предусматривает Семейный кодекс РФ?
+ Письменную форму, удостоверенную нотариусом;
- Простую письменную форму;
- Письменную форму, подлежащую государственной регистрации.
4. С какого возраста учет мнения ребенка по общему правилу становится обязательным?
+ С 10 лет;
- С 14 лет;
- С 7 лет.
5. Каков ежемесячный размер уплаты алиментов на двоих несовершеннолетних детей?
+ одна треть заработка;
- одна четвертая заработка;
- половина заработка.
6. В течение какого времени после рождения ребенка жена имеет право требовать в суде уплаты ей супругом алиментов?
+ В течение трех лет;
- В течение полутора лет;
- В течение одного года.
7. Какая из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетной?
+ Усыновление (удочерение);
- Опека;
- Приемная семья.
8. Какова минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым по общему правилу?
+ 16 лет;
- 18 лет;
- 15 лет.
9. Над ребенком в возрасте 13 лет, который остался без попечения родителей, устанавливается:
+ опека;
- попечительство;
- ничего не устанавливается.
10. В чью компетенцию входит семейное законодательство?
+ Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;
- Оно находится в исключительном ведении Российской Федерации;
- Оно находится в ведении субъектов Российской Федерации.
11. Каков минимальный возраст вступления в брак, установленный федеральным законодательством, с учетом всех уважительных причин?
+ 16 лет;
- 18 лет;
- 14 лет.
12. Что из указанного является препятствием для вступления в брак?
+ наличие уже зарегистрированного, но не расторгнутого предыдущего брака;
- наличие несовершеннолетних детей у будущего супруга (супруги) от предыдущего брака;
- наличие брачного договора, заключенного до регистрации брака.
13. Если оба супруга согласны расторгнуть брак и не имеют общих несовершеннолетних детей, то:
+ они вправе произвести расторжение в органах ЗАГС;
- обязаны расторгнуть брак в суде;
- могут сами расторгнуть брак путем разрыва брачного договора.
14. Если брак расторгнут судом, с какого момента он считается прекращенным?
+ Со дня вступления в силу решения суда о расторжении брака;
- Со дня внесения органом ЗАГС записи о расторжении брака;
- Со дня подачи супругами в суд заявления о расторжении брака.
15. Забота о развитии собственного ребенка – это:
+ обязанность родителей;
- право родителей;
- обязанность воспитательного или образовательного учреждения.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Соглашения в семейном праве.
2. Семейные правоотношения.
3. Юридические факты в семейном праве.
4. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
5. Имущественные правоотношения супругов.
6. Понятие и особенности брачного договора.
7. Расторжение брака в органах загса.
8. Расторжение брака в судебном порядке.
9. Семейная правоспособность и ее особенности.
10. Права несовершеннолетних детей.
11. Лишение родительских прав.
12. Ограничение родительских прав.
13. Условия усыновления.
14. Право ребенка на защиту и его осуществление.
15. Семейно-правовая ответственность.
16. Осуществление имущественных прав ребенком.
17. Меры защиты в семейном праве.
18. Установление отцовства.
19. Приемная семья.
20. Законный режим имущества супругов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=136895 Тест находится в системе МУДЛ в курсе "Основы семейного права"
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нечаева А.М. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/book/semeynoe-pravo-532657
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чефранова Е.А. - под ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Воронина, С. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. В. Воронина ; АлтГУ. - Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321701675. elibrary.asu.ru
Э5 курс в Модул Семейное право для ДО иОЗО portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное изучение дисциплины во многом зависит от знаний, полученных по теории государства и права, особенно по таким темам как «Правоотношение», «Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие диспозитивности и императивности и др.». Опыт показывает, что студенты плохо знают то, что они прошли на 1 курсе, поэтому есть смысл повторить пройденное.
Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.