МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы трудового права Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 192
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 192 192 192 192
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Киселева Елена Викторовна;к.ю.н., доцент, Прасолова Инна Анатольевна

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Основы трудового права Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является овладение обучающимися его теоретическими положениями и практическими навыками применения норм трудового права.
Цели освоения курса трудового права состоят в том, что обучающиеся должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д. Кроме того, обучающиеся должны ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития. Важнейшее значение при изучении трудового права отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов. Обучающиеся должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права
1.1. Понятие и предмет трудового права. Метод трудового права: понятие и особенности. Система трудового права. Функции трудового права. Принципы трудового права. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие и предмет трудового права. Метод трудового права: понятие и особенности. Система трудового права. Функции трудового права. Принципы трудового права. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Источники трудового права
2.1. Понятие и виды источников трудового права. Конституция Российской Федерации. Международные правовые акты о труде. Трудовое законодательство: Трудовой кодекс РФ, другие законы. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Акты социального партнерства. Локальные нормы трудового права, и их значение в условиях рыночной экономики. Значение постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства. Единство и дифференциация в трудовом законодательстве РФ, общее и специальное законодательство о труде. Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Индивидуальное трудовое правоотношение
3.1. Понятие и признаки индивидуального трудового правоотношения, его отличие от смежных отношений, связанных с трудом. Работник как сторона индивидуального трудового правоотношения. Работодатель как сторона индивидуального трудового правоотношения. Содержание трудового правоотношения. Особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений индивидуального трудового правоотношения. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Профсоюзы и иные представители работников как субъекты трудового права
4.1. Законодательство о правах и гарантиях деятельности профсоюзов. Право профсоюзов на представительство интересов работников, на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений. Защитная функция профсоюзов и главные направления ее реализации. Основные права профсоюза в области охраны труда. Защита прав профсоюзов. Иные представители работников в трудовых правоотношениях. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения
5.1. Понятие и принципы социального партнерства, его социальное и юридическое значение. Стороны, уровни, формы социального партнерства. Представители работников и работодателей. Порядок ведения коллективных переговоров. Ответственность субъектов социального партнерства. Понятие коллективного договора. Стороны коллективного договора. Порядок заключения коллективных договоров и сроки их действия. Структура и содержание коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора. Понятие, виды и стороны соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения. Содержание соглашений. Порядок заключения и действия соглашений. Ответственность за невыполнение коллективных договоров и соглашений. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства
6.1. Государственная политика в области занятости населения. Общая характеристика законодательства о занятости населения. Понятие и виды занятости. Круг граждан, считающихся занятыми. Понятие безработного. Правовой статус безработного. Понятие трудоустройства. Право граждан на трудоустройство через посредничество службы занятости. Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению службы занятости населения. Гарантии материальной и социальной поддержки граждан, потерявших работу, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Понятие и порядок заключения трудового договора
7.1. Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Форма трудового договора. Заключение и оформление трудового договора. Вступление его в силу. Юридические гарантии при приеме на работу. Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка. Виды трудовых договоров. Трудовые договоры на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Форма трудового договора. Заключение и оформление трудового договора. Вступление его в силу. Юридические гарантии при приеме на работу. Испытание при приеме на работу. Трудовая книжка. Виды трудовых договоров. Трудовые договоры на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры. Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Изменение трудового договора
8.1. Изменение трудового договора: общая характеристика. Изменение определенных сторонами условий трудового договора. Изменение трудового договора при смене собственника имущества организации. Отстранение от работы: основания, порядок, юридические последствия. Понятие и виды переводов на другую работу, отличие от перемещения. Переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника. Постоянные и временные переводы. Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Прекращение трудового договора
9.1. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Гарантии работникам при прекращении трудового договора: общие и специальные. Участие профсоюзного органа в расторжении трудового договора. Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения. Защита персональных данных работника. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.2. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Гарантии работникам при прекращении трудового договора: общие и специальные. Участие профсоюзного органа в расторжении трудового договора. Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения. Защита персональных данных работника. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
9.3. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Гарантии работникам при прекращении трудового договора: общие и специальные. Участие профсоюзного органа в расторжении трудового договора. Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения. Защита персональных данных работника. Сам. работа 4 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Рабочее время
10.1. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения. Режим рабочего времени, порядок его установления. Особенности режима рабочего времени в отдельных отраслях народного хозяйства. Графики сменности работы. Ненормированный, раздробленный рабочий день. Вахтовый метод организации работ. Гибкое рабочее время. Учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.2. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения. Режим рабочего времени, порядок его установления. Особенности режима рабочего времени в отдельных отраслях народного хозяйства. Графики сменности работы. Ненормированный, раздробленный рабочий день. Вахтовый метод организации работ. Гибкое рабочее время. Учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
10.3. Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Сверхурочная работа: понятие, основания и порядок привлечения. Режим рабочего времени, порядок его установления. Особенности режима рабочего времени в отдельных отраслях народного хозяйства. Графики сменности работы. Ненормированный, раздробленный рабочий день. Вахтовый метод организации работ. Гибкое рабочее время. Учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Время отдыха
11.1. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
11.2. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.3. Понятие и виды времени отдыха. Перерывы в течение рабочего дня, рабочей недели. Междусменные перерывы в работе. Праздничные дни. Еженедельный непрерывный отдых. Право граждан на отпуск и гарантии его реализации. Виды отпусков. Ежегодный основной отпуск и порядок его предоставления. Ежегодный дополнительный отпуск, его виды и порядок предоставления. Суммирование основного и дополнительного отпусков. Отпуска без сохранения заработной платы и порядок их предоставления. Случаи предоставления по заявлению работника отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Заработная плата и нормирование труда
12.1. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
12.2. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
12.3. Заработная плата как форма вознаграждения за труд. Понятие заработной платы. Право работников на оплату по труду без дискриминации. Методы правового регулирования заработной платы. Основные государственные гарантии по оплате труда работников. Права работодателей в сфере правового регулирования заработной платы. Системы заработной платы и ее формы. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и элементы. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, тарифная система оплаты рабочих и служащих. Общая характеристика Единой тарифной сетки (ЕТС). Стимулирующие и поощрительные выплаты. Премирование. Оплата труда при отклонениях от установленных нормальных условий труда (оплата работы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное и вечернее время, при совмещении профессий, в неблагоприятных условиях и др.). Порядок выплаты заработной платы. Правовая охрана заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Нормирование труда. Понятие и виды норм труда. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников
13.1. Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, в том числе по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации. Ученический договор. Его содержание, основания расторжения. Соотношение с трудовым договором. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры; среднего профессионального образования; основного общего образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата или доктора наук. Порядок предоставления гарантий и компенсаций. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
14.1. Понятие трудовой дисциплины и внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные нормативные акты о дисциплине труда. Трудовые обязанности работников и обязанности работодателя. Обязанности работников соблюдать трудовую дисциплину. Методы обеспечения дисциплины труда. Меры поощрения за успехи в труде и их значение. Виды, основания и порядок применения мер поощрения. Система материальных и моральных стимулов к труду. Дисциплинарная ответственность работников: понятие, виды. Дисциплинарный проступок. Понятие и виды дисциплинарных взысканий. Порядок наложения, обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. Иные меры правового воздействия, применяемые к нарушителям трудовой дисциплины. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 15. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения
15.1. Понятие материальной ответственности, отличие ее от гражданско-правовой ответственности. Условия наступления материальной ответственности сторон трудового договора. Понятие и значение материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю. Основание и условия привлечения к материальной ответственности работника. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника. Виды материальной ответственности работника. Ограниченная материальная ответственность и ее пределы. Полная материальная ответственность. Индивидуальная и коллективная (бригадная) материальная ответственность. Определение размера ущерба, причиненного работником. Порядок взыскания ущерба. Материальная ответственность работодателя перед работником и ее виды: обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб в результате незаконного лишения его возможности трудиться; за ущерб, причиненный имуществу работника; за задержку выплаты заработной платы. Возмещение морального вреда. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 16. Охрана труда
16.1. Понятие охраны труда. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и его гарантии. Организация охраны труда. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда работников. Правила охраны труда лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Защита трудовых прав и свобод
17.1. Правовой механизм защиты трудовых прав и свобод. Защита прав и интересов работников как важнейшая цель трудового законодательства. Способы защиты трудовых прав. Самозащита работниками трудовых прав. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральная инспекция труда, принципы ее деятельности и основные задачи. Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда. Права и обязанности государственных инспекторов труда. Специализированные органы в области государственного надзора и контроля за охраной труда. Судебная защита. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения
18.1. Понятие, причины и виды трудовых споров. Трудовые конфликты и порядок их разрешения. Органы по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров. Порядок организации КТС. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в КТС. Рассмотрение и разрешение трудовых споров в судебном порядке. Споры, непосредственно подведомственные суду. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и переводе на другую работу. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров работников отдельных категорий. Понятие коллективных трудовых споров. Этапы разрешения коллективных трудовых споров: примирительные комиссии, посредник и трудовой арбитраж. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Забастовка. Порядок ее проведения. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия. Правовые последствия участия и неучастия работников в законной и незаконной забастовках. Исполнение решений по индивидуальным и коллективным трудовым спорам. Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 19. Общая характеристика законодательства о труде зарубежных стран и актов международных организаций в области трудовых отношений
19.1. Законодательное и коллективно-договорное регулирование труда в зарубежных странах. Характеристика основных институтов трудового права зарубежных стран. Международная организация труда (МОТ), ее функции и задачи. Значение конвенций и рекомендаций МОТ. Трудовые стандарты Совета Европы. Акты Содружества Независимых Государств Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3208

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Предметом трудового права являются:
а. отношения, связанные с выполнением исправительных работ по приговору суда;
б. отношения, связанные с выполнением трудовых обязанностей по трудовой функции;
в. отношения по выполнению работ, нацеленных на овеществленный результат;
г. отношения по выполнению строительных подрядных работ.
Ответ: б
Вопрос 2. Специфическими функциями трудового права являются:
а. производственная функция;
б. регулятивная функция;
в. защитная функция;
г. охранительная функция.
Ответ: а,в
Вопрос 3: Гражданин РФ имеет право заключить трудовой договор по общему правилу:
а. с 16 лет;
б. с 17 лет;
в. с 18 лет;
г. с 15 лет.
Ответ: а
Вопрос 4: Срочный трудовой договор может быть заключен на срок:
а. не более 3 лет;
б. не более 5 лет;
в. не более 1 года;
г. на любой срок по соглашению сторон.
Ответ: б
Вопрос 5: Обязательным условием трудового договора является:
а. условие об испытательном сроке;
б. условие о месте работы;
в. условие о неразглашении тайны (государственной, коммерческой и т.д.);
г. условие о правах и обязанностях.
Ответ: б
Вопрос 6: На децентрализованном уровне условия труда устанавливаются:
а. Трудовым кодексом РФ;
б. органами исполнительной власти субъектов РФ;
в. локальными нормативными актами;
г. органами местного самоуправления.
Ответ: в
Вопрос: 7: К категории «непосредственно связанные с трудовыми» относятся:
а. отношения по регистрации работодателя – юридического лица;
б. отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства;
в. отношения между работодателями и службами занятости по подбору персонала.
г. решение суда
Ответ: б
Вопрос 8: Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию:
а. 3 недели;
б. 2 недели;
в. 1 месяц;
г. 6 месяцев.
Ответ: б
Вопрос 9: Условия трудового договора по общему правилу могут быть изменены:
а. в устной форме по соглашению сторон;
б. в письменной форме по соглашению сторон;
в. ТК РФ не устанавливает форму изменения трудового договора;
г. нотариальной форме.
Ответ: б
Вопрос: 10: Срок испытания работника по общему правилу составляет:
а. 6 месяцев;
б. 3 месяца;
в. 1 год;
г. 1 месяц;.
Ответ: б
Вопрос: 11: Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:
а. 6 месяцев;
б. 8 месяцев;
в. 11 месяцев
г. 12 месяцев.
Ответ: а
Вопрос 12: Периодичность выплаты заработной платы должна составлять:
а. не реже, чем каждые пол месяца;
б. не реже, чем раз в месяц;
в. периодичность законом не установлена
г. каждую неделю.
Ответ: а
Вопрос: 13. Договор о полной материальной ответственности можно заключить с работником, достигшим:
а. 14 лет;
б. 16 лет;
в. 18 лет.
г. 20 лет
Ответ: 3.
Вопрос 14: На установление какого вида времени имеет право инвалид 2 гр.:
а. нормального;
б. сокращенного;
в. неполного
г. полного.
Ответ: б
Вопрос 15: Дисциплинарное взыскание не может быть применено:
а. позднее 1 месяца со дня обнаружения и 6-ти месяцев со дня совершения;
б. позднее 2-х месяцев со дня обнаружения и шести месяцев со дня совершения;
в. позднее 1 месяца со дня обнаружения и 5-ти месяцев со дня совершения
г. каждый месяц;
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите функцию трудового права направленную на защиту интересов работника?
Ответ: защитная.
2. Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, именуется…
Ответ: работником.
3. Кто подписывает трудовой договор с работником младше 14 лет?
Ответ: родитель (опекун).
4. С какого возраста можно вступать в профсоюз?
Ответ: 14 лет.
5. Какой вид соглашения заключается на региональном уровне социального партнерства?
Ответ: региональное.
6. Условия оплаты труда работника относятся к … условиям трудового договора.
Ответ: обязательным.
7. Какой вид трудового договора заключается с работником на время выполнения временных (до двух месяцев) работ?
Ответ: срочный.
8. Сторонами трудового договора являются
Ответ: работник и работодатель.
9. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы – это…
Ответ: трудовая функция.
10. Срочный трудовой договор по общему правилу может быть заключен на срок не более
Ответ: 5 лет.
11. Выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя или у другого работодателя по инициативе работника является …
Ответ: совместительством.
12. По общему правилу, возраст, с которого допускается заключение трудового договора составляет…
Ответ: 16 лет
13. При перемещении работника у того же работодателя для работы на другом механизме или агрегате у работника не изменяется...
Ответ: трудовая функция.
14. Срок испытания при приеме на работу по общему правилу не может превышать…
Ответ: 3 месяцев.
15. Работодатель обязан уведомить работника о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, не позднее чем за … месяца.
Ответ: 2.
16. Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) называется...
Ответ: прогулом.
17. Выплата работнику заработной платы производится в … форме
Ответ: денежной.
18. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за … до введения их в действие.
Ответ: 1 месяц.
19. Минимальная продолжительность перерыва для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены) не менее...
Ответ: 30 минут.
20. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет
Ответ: 28 календарных дней.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ:

1. Понятие и предмет трудового права. Назовите их особенности.
2. Охарактеризуйте метод трудового права.
3. Раскройте систему трудового права.
4. Раскройте понятие и виды источников трудового права.
5. Раскройте общую характеристику Трудового кодекса РФ как основного источника трудового права.
6. Единство и дифференциация норм трудового права. Назовите их особенности.
7. Локальные нормативные акты в системе источников трудового права. Назовите их особенности.
8. Раскройте роль судебных актов по вопросам регулирования трудовых отношений.
9. Раскройте понятие и признаки индивидуального трудового правоотношения.
10. Охарактеризуйте работника как сторону индивидуального трудового правоотношения.
11. Охарактеризуйте работодателя как сторону индивидуального трудового правоотношения.
12. Охарактеризуйте защитную функцию профсоюзов и направления ее реализации.
13. Понятие, значение и основные принципы социального партнерства в сфере труда. Назовите их особенности.
14. Понятие, признаки и значение трудового договора. Отличие его от смежных договоров, связанных с трудом. Назовите их особенности.
15. Виды трудовых договоров. Срочный трудовой договор. Назовите их особенности.
16. Назовите особенности заключения и оформления трудового договора.
17. Охарактеризуйте понятие и основания изменения трудового договора.
18. Охарактеризуйте основания прекращения трудового договора и их классификации.
19. Назовите виды рабочего времени и времени отдыха.
20. Охарактеризуйте особенности дисциплинарной ответственности работников.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Сергеев отказался подписывать контракт с филиалом акционерного общества закрытого типа «Березка», потребовав, чтобы в качестве работодателя был указан не филиал, а акционерное общество в целом. Он полагал, что только в этом случае приобретает право на получение оговоренных в контракте дополнительных социально-бытовых льгот. Руководитель филиала разъяснил Сергееву, что обособленные структурные подразделения, к которым относится филиал, обладают правами заключения гражданско-правовых и трудовых договоров.
Проанализируйте правовой статус обособленного структурного подразделения с точки зрения гражданской и трудовой правосубъектности.
Вопрос 2. Соответствуют ли трудовому законодательству РФ следующие ситуации:
а) 14-летний Акулов поступил на работу курьером на период летных каникул в школе. Однако по требованию родителей трудовой договор с Акуловым был расторгнут, поскольку они не давали своего согласия на трудоустройство сына;
б) Мэр города принял приказ, запрещающий работодателям города принимать на работу лиц до 16 лет, не имеющих среднего (полного) общего образования;
в) Несовершеннолетний Волин заключил в устной форме соглашение со своими соседками о выращивании рассады, которую он в дальнейшем хотел продать оптом.
Дайте обоснование по каждой ситуации, опираясь на нормы трудового права.
Вопрос 3. Соответствуют ли трудовому законодательству РФ следующие ситуации:
а) Халиловой было отказано в приеме на работу по совместительству на том основании, что она уже работает в качестве совместителя в другой организации;
б) Инженера Гоберидзе не приняли на работу в государственное унитарное предприятие, так как руководителем соответствующего отдела является отчим Гоберидзе;
в) Жучкину, признанному судом недееспособным, отказали по этому основанию в приеме на работу.
Дайте обоснование по каждой ситуации, опираясь на нормы трудового права.
Вопрос 4. Определите основания возникновения следующих индивидуальных трудовых правоотношений, если известно, что работником является:
а) Генеральный директор АО;
б) профессор государственного университета;
в) директор государственного унитарного предприятия;
г) председатель городского суда.
Каждый ответ должен быть обоснован нормами.
Вопрос 5. Туликов обратился в районный суд с заявлением о восстановлении его на работе в должности доцента кафедры. Он был уволен по п. 3 ст. 77 ТК РФ. Оспаривая законность увольнения, Туликов указал, что подал заявление об увольнении 6 марта, в котором просил его уволить с 10 марта. Такую просьбу истец объяснил договоренностью с другой организацией о приеме его на работу. 9 марта Туликов заболел и находился на больничном до 25 марта. Во время болезни ему позвонили из другой организации и сказали, что место уже занято. Тогда Туликов решил отозвать заявление. Но когда с этим намерением он 26 марта вышел на работу, то узнал, что уволен еще 20 марта. Законны ли действия работодателя? Какое решение следует принять суду?
Вопрос 6. Комендант общежития технического университета Романова 8 апреля подала заявление об увольнении по собственному желанию. По истечении двух недель администрация университета отказалась увольнять Романову, поскольку, во-первых, она не смогла найти ей замену, а во- вторых, Романова не сдала материальные ценности. Романова продолжила работу. 26 апреля она вышла на работу в нетрезвом состоянии, а 27 апреля был издан приказ о ее увольнении по п. «б» п.6 ст. 81 ТК РФ. Романова обратилась с иском в суд о признании ее увольнения незаконным и изменении формулировки основания увольнения на п. 3 ст. 77 ТК РФ. Оцените правомерность действий работодателя. Какое решение должен вынести суд?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орловский Ю.П. - отв. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.Л.Гейхмана Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DED3058-B153-4A07-B952-A5FA3D2FAC4A/trudovoe-pravo
Л2.2 под общ ред С.Ю. Головиной Трудовое право: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс на едином образовательном портале (очная форма обучения) [ Электронный ресурс ] URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3208 portal.edu.asu.ru
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows,
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации позволяют обучающемуся оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Объем нормативного и научного материала в области правового регулирования трудовых отношений не позволяет обучающимся проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом.
Обучающимя рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативные правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала обучающимя в Фонде оценочных средств предлагается ряд теоретических вопросов, практических заданий и задач, на которые они должны дать максимально полные ответы, которые предполагают умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям. Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает обучающемуся уточняющие и/или дополнительные вопросы. Помимо ответа на теоретические вопросы обучающимя предлагается решить ряд практических заданий, ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию.
Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой обучающихся, проверяет письменное решение практических заданий и задач, делает пояснения и замечания в случае наличия ошибок или неточностей. Если у обучающихся в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает обучающемуся найти правильное решение, аргументировать его.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа обучающемуся дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено. При выставлении оценки обучающемуся учитываются его ответы на теоретические вопросы, решение задач, выполнение практических заданий, а также результаты работы по иным видам оценочных средств.