МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии Индустрии 4.0

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная_информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Вдовкина Е.Г.

Рецензент(ы):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии Индустрии 4.0

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Николай Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Николай Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения сквозных цифровых технологий в экономике.
Задачи дисциплины (модуля):
- ознакомление с основными тенденциями и процессами в экономике, трансформация которых обусловлена цифровизацией и внедрением цифровых технологий;
- формирование теоретических знаний в области внедрения цифровых технологий в производственную деятельность;
- изучение принципов работы основных цифровых технологий;
- формирование практических навыков внедрения цифровых технологий в производство и создание новой бизнес-модели.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.экономические, правовые и организационно-управленческие основы реализации решений по созданию и функционированию предпринимательских структур, требования информационной безопасности;
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать передовые цифровые технологии, направленные на развитие организации и повышение технологичности, комфорта и безопасности городской среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств;
навыками формирования предложений по развитию организации на основе создания и ведения баз данных по различным показателям ее функционирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция технологических укладов и цифровая экономика
1.1. Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Практические 3 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Технологическое развитие и технологические уклады Практические 3 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Технологическое развитие и технологические уклады Особенности шестого технологического укладаи Четвертой промышленной революции Дизрупция и дизруптивные инновации как катализаторы промышленной революции Основные изобретения и ключевые события для каждой из промышленных революций Оценка процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Цифровые технологии» Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.4. Оценка цифровой зрелости и цифровой готовности предприятия (адаптация методики и ее автоматизация в программе MicrosoftExcel, Google-таблицах) Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Сам. работа 3 24 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Индустрия 4.0 и компоненты современного производства
2.1. Цифровая и платформенная архитектура современного производства Практические 3 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. «Фабрики Будущего»и цифровые двойники Практические 3 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Концепция «Индустрия 4.0» Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Концепция «Индустрия 4.0» Мировые и отечественные инициативы, направленные на развитие Индустрии 4.0 Национальная технологическая инициатива (НТИ) 15 ключевых компонентов современного производства Цифровые производственные платформы. Экономические взаимодействия в рамках производственной цифровой платформы Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей российских предприятий Smart Design и Smart Manufacturing. “Умная фабрика будущего” Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Бенчмаркинг, классификация и рейтингование кейсов российских предприятий по внедренным компонентам цифрового производства Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.6. Концепция «Индустрия 4.0» Цифровая и платформенная архитектура современного производства «Фабрики Будущего» и цифровые двойники Система управления цифровым производством Сам. работа 3 24 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Технологии Индустрии 4.0
3.1. «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.2. Промышленный интернет вещей Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.3. Виртуальная и дополненная реальность в производстве Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.4. Мандаты внедрения цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация промышленности Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.5. Большие данные и искусственный интеллект в промышленности Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.6. Аддитивные технологии в промышленности Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.7. Блокчейн Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.8. Ключевые направления цифровизации промышленного производства Обзор применения цифровых технологий в промышленности Российская продукция в области промышленного интернета Применение смарт-контрактов в трудовых отношениях Трансформация глобальных цепей поставок в условиях развития рынка аддитивных технологий Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.9. Облачные технологии и их применение на промышленных предприятиях Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.10. 3D-печать, прототипирование и аддитивные технологии Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.11. Большие данные, их обработка и анализ Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.12. Мандаты внедрения цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация промышленности «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Промышленный интернет вещей Виртуальная и дополненная реальность в производстве Аддитивные технологии в промышленности Большие данные и искусственный интеллект в промышленности Блокчейн Сам. работа 3 24 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Верно ли следующее утверждение?
«Цифровой двойник изделия по свой сути, это математические модели высокого уровня адекватности, которые позволяют описывать с высокой степенью точности поведение объекта во всех ситуациях и на всех этапах жизненного цикла».
Верно
Неверно

2. «Способен предсказать поведение реального объекта только в тех условиях, в которых осуществлялся сбор данных, но не позволяет моделировать ситуации, в которых реальный объект не эксплуатировался».
Цифровой профиль
Цифровой двойник

3. Цифровой двойник позволяет описывать технологические процессы, связанные с серийным производством.
Верно
Неверно

4. Верно ли следующее утверждение?
«Цифровой двойник изделия ограничивается сбором данных, полученных на стадии разработки и изготовления продукта».
Верно
Неверно

5. К какой группе технологий относится 3D-печать металлом?
К субстрактивным технологиям
К формативным технологиям
К аддитивным технологиям

6. 3D-печать проводится на...
3D-сканерах
3D-пластинах
3D-моделях
3D-принтерах

7. Можно ли комбинировать технологии, т.е. для производства каких-либо деталей последовательно применять несколько технологий?
Да
Нет

8. К какой группе технологий относится 3D-печать бумагой?
К субстрактивным технологиям
К аддитивным технологиям
К формативным технологиям

9. Почему при использовании BIM повышается качество строительства объектов:
В модель можно интегрировать данные с квадрокоптеров
Качество объекта никак не зависит от BIM
Ряд ошибок технически невозможен и есть встроенные инструменты контроля качества модели

10. Процесс создания и управления информацией о здании или сооружении, формирующий основу для принятия решений на протяжении его полного жизненного цикла:
BIM моделирование
BIM планирование
BIM расчеты

11. Укажите программный комплекс автоматизации проектирования организационно-технологической документации:
AutoCADRevitMEP
AllPlan
CAD

12. Платформа проектирования и документирования, поддерживающая проектирование, чертежи и спецификации, необходимые для создания информационной модели здания:
Rivit
Revit
Bevit

13. Что из перечисленного не может быть отнесено к периоду третьей промышленной революции?
Промышленные роботы
Мобильные телефоны
Киберфизические системы
Компьютеры

14. Что является основной идеей четвертой промышленной революции?
100% автоматизация производственных операций
Радикальное повышение энергоэффективности производства
Переход к киберфизическим системам

15. Что из перечисленного является определением киберфизических систем?
Набор новых технологий, соединяющих виртуальный и физический мир, позволяющих обеспечить взаимодействие «умных» объектов друг с другом за счет использования интернета, сетей и данных
Центральные блоки управления, встроенные в различные объекты, которыми они управляют

16. Какие из перечисленных технологий не принято относить к четвертой промышленной революции?
Аддитивные технологии
Квантовые вычисления
Мобильная связь
Интернет вещей

17. На какой период времени рассчитана реализация программы Цифровая экономика Российской Федерации?
До 2020 года
До 2024 года
До 2035 года
До 2045 года

18. К какому году относятся первые упоминания о программе Industry 4.0?
2015
2008
2014
2011

19. В составе какой программы запущена Industry 4.0?
Catapult Centres
High-Tech Strategy 2020 Action Plan
Society 5.0
Advanced Manufacturing Partnership

20. Какое из перечисленных направлений заняло первое место в опросе группы компаний Aberdeen по технологиям, которые рассматриваются как возможность для создания новых продуктов или наделения новыми свойствами уже выпускаемых позиций?
Робототехника
Аддитивные технологии (3D-printing)
Цифровое проектирование и моделирование
Материалы с заданными свойствами
Интернет вещей (IoT)






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект типовых тем докладов и выступлений
Раздел 1. Эволюция технологических укладов и цифровая экономика
1. Теория технологического разрыва Майкла Познера.
2. Кибернетический взгляд на Четвертую промышленную революцию.
3. Влияние Четвертой промышленной революции на рынок труда и отношение к труду.
4. Влияние Четвертой промышленной революции на рынок труда и отношение на социальную сферу.
5. Киберфизическая система vs реальный мир: взаимопроникновение или противостояние?
6. Роль Homofaberи Homocreatorв цифровой экономике.
7. Сравнение характеристик цифровой и аналоговой экономик.
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: основные идеи и федеральные проекты, входящие в нее.
9. Содержание и направления федерального проекта «Цифровые технологии».
10. Дорожная карта НТИ. Основные этапы формирования дорожных карт НТИ.
11. Рынок AeroNet, его цели и ключевые сегменты.
12. Рынок AutoNet, его цели и ключевые сегменты.
13. Рынок NeuroNet, его цели и ключевые сегменты.
14. Рынок HealthNet, его цели и ключевые сегменты.
15. Рынок MariNet, его цели и ключевые сегменты.
16. Рынок FoodNet, его цели и ключевые сегменты.
17. Рынок EnergyNet, его цели и ключевые сегменты.
18. Рынок SafeNet, его цели и ключевые сегменты.
19. Рынок FinNet, его цели и ключевые сегменты.
20. Кросс-рыночное направление TechNetи его цели.
21. Оценка и состояние процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации.
22. Цифровая экосистема бизнеса.
23. Экономические эффекты цифровизации и платформизации экономики.
24. Новые формы взаимодействия в цифровой экономике: уберизация, пиринговая экономика, экономика совместного потребления.

Раздел 2. Индустрия 4.0 и компоненты современного производства
25. Воздействие Индустрии 4.0 на промышленные сектора экономики.
26. Цифровизация и Индустрия 4.0: что является триггером?
27. Изменение цепочки создания стоимости в Индустрии 4.0.
28. Индустрия 4.0 в контексте глобального и устойчивого развития.
29. Угрозы Индустрии 4.0 для развивающихся стран.
30. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, его содержание.
31. Экономические эффекты цифровизации и платформизации производства.
32. Виртуальная производственная платформа бизнеса.
33. Особенности производственной цепочки на платформе.
34. АРР-экономика.
35. 15 ключевых компонентов современного производства.
36. Шесть ступеней на пути к Индустрии 4.0.
37. Типология и классификация цифровых двойников.
38. Цифровая (Digital Factory) – «умная» (Smart Factory) –виртуальная(Virtual Factory)фабрики.

Раздел 3. Цифровые технологии
39. Мандаты внедрения цифровых технологий.
40. Национальные стандарты в области технологий интернета вещей (IoT), сенсорных сетей, промышленного интернета вещей.
41. Обзор состояния рынка интернета вещей в России.
42. Перспективы использования 3D печати для Фабрик Будущего.
43. Облачные решения для цифровой трансформации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект типовых вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине
1. Технологический уклад и его связь с техно-промышленным, техно- производственным, техно-социальным укладами.
2. Причины промышленныхреволюций. Дизрупция и дизруптивные инновации, их роль в промышленной революции.
3. Влияние Четвертой промышленной революции на экономику, отношение к труду, прозрачность мира, социальную сферу, индивидуализацию, политические системы.
4. Характеристика концепции «Индустрия 4.0».
5. Понятие цифровой трансформации. Процессы цифровой трансформации в промышленности.
6. Суть цифровизации экономики и что такое цифровая экономика.
7. Платформенная архитектура цифровой экономики. Цифровые производственные плдатформы.
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Характеристика основных федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
9. Национальная технологическая инициатива (НТИ). Рынки НТИ.
10. Какие цифровые технологии являются приоритетными для НТИ? Матрица НТИ.
11. Характеристика кросс-рыночного направления Технет.
12. Центры компетенций НТИ. Технологические конкурсы Up Great.
13. Четыре уровня технологий централизованных цифровых платформ: технологии цифровизации деятельности, сквозные информационные технологии, инфокоммуникационные технологии, технологии физической реализации.
14. Что такое «умная» технология, чем она определяется?
15. «Фабрики будущего». Классификация Фабрик будущего.
16. Краткая характеристика 15 ключевых компонентов современного производства.
17. Цифровая зрелость предприятия: признаки и подходы к оценке.
18. Цифровой двойник. Типология и классификация цифровых двойников.
19. Цифровые двойники и цифровые тени.
20. Преимущества использования цифровых двойников. Хранение и обновление данных цифровых двойников.
21. Эволюция цифровых двойников. Технологии в основе концепции «Цифровой двойник».Smart Digital Twin.
22. Объекты и субъекты цифрового двойника. Взаимодействие цифровых двойников с объектами и процессами реального мира.
23. Аддитивные технологии.Понятие аддитивного производства. Принципы формообразования изделий. Быстрое прототипирование или аддитивное производство. Назначение изделия аддитивного производства. Типовой процесс аддитивного производства.
24. Концепция «Интернет вещей» (IoT). Базовые принципы IoT. Стандартизации IoT. 
Архитектура IoT. Веб вещей WoТ. Когнитивный Интернет вещей CIoT. 

25. Взаимодействие с интернет-вещами. Роль инфокоммуникационных технологий в развитии IoT.
26. Технологии беспроводной связи (WAN (Wide Area Network), LPWAN (Low Power Wide Area Network), WLAN (Wireless Local Area Network), PAN (Personal Area Network), спутниковые технологии связи (СТС)) как технический базис для IoT.
27. Практики и направления IoT. «Умный» дом. «Умный» город. «Умный» автомобиль. «Умный» завод. «Умная» медицина. «Умная» жизнь.
28. Промышленный интернет вещей (IIOT), примеры его применения в основном и вспомогательном производстве.
29. Базовые понятия и определения технологий виртуальной и дополненной реальности. Разница между AR, Virtual Reality (VR) и Mixed Reality. Функциональные возможности современных приложений и сред с иммерсивным контентом.
30. Сферы применения и использования технологий виртуальной и расширенной реальности. Применение AR/VR технологий в промышленном производстве.
31. ТехнологииБольшихданных(BigData)в цифровой экономике. Обращение с BigData и риски их применения.
32. Data Mining: задачи, классификация, методы. Применение Data Mining в производственных системах.
33. Технология блокчейн. Виды блокчейнов. Преимущества блокчейна.
34. Интеллектуальные системы на основе блокчейна. Блокчейн в бизнес-модели производственного предприятия.
35. Отраслевое применение блокчейна. Блокчейн и экономика совместного потребления. Блокчейн в интернете вещей. Блокчейн и уникальные ценные объекты. Блокчейн и создание пользовательских приложений. Блокчейн в сфере транспорта и логистики. Блокчейн в энергетике.
36. Технологии сенсорики и компоненты робототехники.
37. Характеристика процессов и масштабов роботизации в промышленности.
38. Признаки цифрового производства. Три уровня цифрового производства. Этапы перехода к цифровому производству.
39. Бизнес-модель цифрового предприятия: ключевые признаки и технологии.
40. Ключевые показатели эффективности производственной деятельности цифрового предприятия.
41. Система управления цифровым предприятием.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л1.2 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.3 Кудряшов А.А. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие Поволжскийгосударственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017 URL: http://www.iprbookshop.ru/75404.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л2.2 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л2.3 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.