Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Право и Экономика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 27.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Е.Е. Шваков
1.1. | Цели курса: 1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; 2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09 |
ПК-1 | Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач |
ПК-1.1 | Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
ПК-1.2 | Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС |
ПК-1.3 | Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные |
ПК-2 | Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность |
ПК-2.1 | Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык» |
ПК-2.2 | Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору) |
ПК-2.3 | Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями |
ПК-3 | Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов |
ПК-3.1 | Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) |
ПК-3.2 | Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности |
ПК-4 | Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных |
ПК-4.1 | Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями |
ПК-4.2 | Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса |
ПК-4.3 | Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору) ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.) ПК-4.2: Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Базовая терминология. Классификация игр | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Формализация игры в стратегической и развернутой формах | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. | Сам. работа | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры | ||||||
2.1. | Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. | Сам. работа | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Биматричные игры. | ||||||
3.1. | Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. | Практические | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
4.1. | Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. | Практические | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
5.1. | Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Повторяющиеся игры. Решение задач. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. | Практические | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация | ||||||
6.1. | Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Вектор Шепли. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. | Практические | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Статистические игры. | ||||||
7.1. | Подходы к решению "игр с природой" | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Решение статистических игр | Практические | 5 | 1 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску | ||||||
8.1. | Зачет | 5 | 0 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ТИ ЭБ.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дубина И.Н. | Основы теории экономических игр: | М. : Кнорус, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/ | |||
Э2 | Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/ | |||
Э3 | Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html | |||
Э4 | Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc | |||
Э5 | Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/ | |||
Э6 | Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml | |||
Э7 | Курс ЭИОС АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста. Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов. Посещение всех практических занятий по курсу является обязательным. Перед каждым практическим занятием преподаватель указывает тему, по которой необходимо выполнить практические задания (4-10) и ответить на вопросы. На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу. К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания. |