МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические игры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.т.н., проф., Оскорбин Н.М.

Рабочая программа дисциплины
Экономические игры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
ПК-2.1 Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета «Иностранный язык»
ПК-2.2 Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-2.3 Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
ПК-3Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
ПК-3.1 Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-3.2 Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании предметов «Право» м «Экономика» по профилю в учебной и во внеурочной деятельности
ПК-4Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПК-4.1 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2 Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3 Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
ПК-4.2: Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Сам. работа 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Сам. работа 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Сам. работа 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Сам. работа 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Повторяющиеся игры. Решение задач. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.4. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация
6.1. Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Вектор Шепли. Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Статистические игры.
7.1. Подходы к решению "игр с природой" Сам. работа 5 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
7.2. Решение статистических игр Практические 5 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
8.1. Зачет 5 0 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
8.2. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 5 24 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТИ ЭБ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М. : Кнорус, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
Э7 Курс ЭИОС АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста.
Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов.
Посещение всех практических занятий по курсу является обязательным. Перед каждым практическим занятием преподаватель указывает тему, по которой необходимо выполнить практические задания (4-10) и ответить на вопросы. На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу.
К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания.