МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория отраслевых рынков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Солопова Н.Н.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Теория отраслевых рынков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.эконом.наук, проф. Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.эконом.наук, проф. Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Теория отраслевых рынков являютсяизучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, принципов поведения фирм на разных рынках, последствия такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
ПК-1.1 Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
ПК-1.2 Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
ПК-1.3 Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экономику отраслевых рынков
1.1. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Обобщенные рыночные структуры Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Типы рыночных структур Сам. работа 6 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. . Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке
2.1. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Практические 6 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Показатели рыночной и монопольной власти фирм Сам. работа 6 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. . Государственная политика формирования и регулирования отраслей
3.1. Государственная промышленная политика Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Государственная промышленная политика Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Регулирование деятельности монополия Сам. работа 6 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТОР.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Заздравных А.В., Бойцова Е.Ю. ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самсонова М. В., Белякова Е. А. Экономика отраслевых рынков: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Всем, кто учится: http://www.alleng.ru
Э2 2. Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3958

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студента предполагает два основных направления деятельности (кроме лекций)– подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенным списком вопросов для обсуждения на семинарах и само-стоятельная работа по освоению курса по темам, которые не вошли в лекционный или практический курс. Ориентиром здесь является список вопросов, выносимых на экзамен. Кроме того, студент должен написать реферат по одной из проблем экономики отраслевых рынков, углуб-ляющий его знания в той или иной области предмета курса. Объем ре-ферата – 5-7 стр. Основой написания реферата является список предлагаемой литературы, а также статьи в научных журналах и ресурсы Интернета.