МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая реабилитация взрослых в трудных жизненных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности и здоровья
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПБиЗ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 68
индивидуальные консультации 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 68 41 68 41
Консультации 20 20 20 20
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
Шамардина М.В.

Рабочая программа дисциплины
Психологическая реабилитация взрослых в трудных жизненных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение закономерностей развития семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации, овладение методами диагностики семейных проблемных зон, психологического сопровождения, психологического вмешательства и психологического сопровождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять психологическую помощь адекватную задачам психологической безопасности, адаптации, развития, коррекции для осуществления психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения (клиентов) и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию
ПК-4.1 Знает существующие подходы к осуществлению психологической помощи, современные технологии мониторинга состояния и динамики показателей психологической безопасности, психологического здоровья в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
ПК-4.2 Умеет выбирать методы психологической коррекции и помощи, включая профессиональную деятельность в экстремальных условиях
ПК-4.3 Владеет навыками осуществления психологической помощи в случае нарушения психологической безопасности в ситуациях межличностного и социального взаимодействия
ПК-5Способен к развитию и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья, принадлежности к профессиональной и другим социальным группам.
ПК-5.1 Знает существующие подходы к развитию и коррекции психологических особенностей лиц, особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психологической безопасности в в ситуациях межличностного и социального взаимодействия
ПК-5.2 Умеет планировать и разрабатывает содержание психологических программ развития и коррекции психологических особенностей для различных групп населения, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья
ПК-5.3 Владеет навыками использования методов развития и коррекции психологических особенностей лиц, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска здоровья
ПК-5.4 Умеет апробировать и перестраивать стратегии психологического сопровождения развития и коррекции психологических особенностей лиц, с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психологической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности алаптивного и дезадаптивного преодоления, особенности диагностики, психологического вмешательства, сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.).
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать программы психологической диагностики, вмешательства и сопровождения детей и семей в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.) и просвещать сотрудников в данной области.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией психологического сопровождения, методами психологического вмешательства, диагностики детям и семьям в трудных жизненных ситуациях (повторный брак, тяжелая болезнь или смерть члена семьи, суицид, инцест и др.) и просвещения сотрудников в данной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ненормативные семейные кризисы как трудные жизненныеситуации
1.1. Тяжелая болезнь члена семьи. Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Тяжелая болезнь члена семьи. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Тяжелая болезнь члена семьи. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Практические 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Рождение в семье ребенка с ОВЗ. Сам. работа 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Инцест. Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Инцест. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Инцест. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Смерть члена семьи. Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Смерть члена семьи. Сам. работа 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Смерть члена семьи. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Вступление супругов в повторный брак. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Вступление супругов в повторный брак. Сам. работа 4 5 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Вступление супругов в повторный брак. Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Трудные жизненные ситуации современной семьи..
2.1. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Сам. работа 4 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Бесплодие как фактор семейной нестабильности. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. "Алкогольная семья" и ее роли. Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. "Алкогольная семья" и ее роли. Сам. работа 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. "Алкогольная семья" и ее роли. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Консультации 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Якимова Т.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. университетская библиотека on-line.
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психологическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий.
2. Gосещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.