МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации преступлений против личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.01. специальность Правовое обеспечение национальной безопасности
СпециализацияГосударственно-правовая
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_01_Правовое обеспечение нацбезопасности-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации преступлений против личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1138)

составлена на основании учебного плана:
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является углублённое изучение положений Особенной части уголовного права – раздела 7 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает практику, тенденции и проблемы применения правовых норм в сфере профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать нормативные правовое акты и применять правовые акты в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками принятия правовых решений и осуществления иных юридических действий в точном соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными актами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика преступлений против личности
1.1. Общая характеристика преступлений против личности Сам. работа 6 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Преступления против жизни
2.1. Преступления против жизни Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Преступления против жизни Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Преступления против жизни Сам. работа 6 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Преступления против здоровья
3.1. Преступления против здоровья Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Преступления против здоровья Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Преступления против здоровья Сам. работа 6 11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Преступления против свободы, чести и достоинства
4.1. Преступления против свободы, чести и достоинства Практические 6 0
4.2. Преступления против свободы, чести и достоинства Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Преступления против свободы, чести и достоинства Сам. работа 6 12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности
5.1. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности Сам. работа 6 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
6.1. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Лекции 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Сам. работа 6 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Преступления против семьи и несовершеннолетних
7.1. Преступления против семьи и несовершеннолетних Лекции 6 0
7.2. Преступления против семьи и несовершеннолетних Практические 6 0 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Преступления против семьи и несовершеннолетних Сам. работа 6 14 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТ КРЫТОГО ТИПА
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами

1. Определите понятие по его содержанию
внезапно возникшее сильное душевное волнение, вызванное насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительная психотравмирующая ситуация, возникшая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего
Ответ: аффект
2. Определите понятие по его содержанию
когда потерпевший неспособен в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство
Ответ: беспомощное состояние
3. Определите понятие по его содержанию
сифилис, гонорея, лимфогранулематоз, мягкий шанкр
Ответ: венерическое заболевание
4. Определите понятие по его содержанию
нарушение анатомической целости и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психогенных факторов внешней среды
Ответ: вред здоровью
5. Определите понятие по его содержанию
вред здоровью, не опасный для жизни человека и не повлекший последствий, указанных в статье 111 УК , но вызвавший длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть
Ответ: вред здоровью средней тяжести
6. Определите понятие по его содержанию
причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло расстройства здоровья
Ответ: истязание.
7. Определите понятие по его содержанию
вред здоровью, вызвавший кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности
Ответ: легкий вред здоровью.
8. Определите понятие по его содержанию
сексуальные контакты между женщинами.
Ответ: сексуальные контакты между женщинами.
9. Определите понятие по его содержанию
лицо, не достигшее 14 лет
Ответ: малолетний.
10. Определите понятие по его содержанию
побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.)
Ответ: насилие, не опасное для жизни или здоровья.
11. Определите понятие по его содержанию
12. Определите понятие по его содержанию
такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Ответ: насилие, опасное для жизни или здоровья
13. Определите понятие по его содержанию
причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства
Ответ: необходимая оборона
14. Определите понятие по его содержанию
такой способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но хотя бы еще одного лица (например, путем взрыва, поджога, производства выстрелов в местах скопления людей, отравления воды и пищи, которыми, помимо потерпевшего, пользуются другие люди).
Ответ: Общеопасный способ при убийстве.
15. Определите понятие по его содержанию
заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние
Ответ: оставление в опасности
16. Определите понятие по его содержанию
любые материальные объекты, которыми могли быть причинены смерть или вред здоровью потерпевшего (перочинный или кухонный нож, топор и т.п.), а также иные предметы, применение которых создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего, например, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные раздражающими веществами.
Ответ: предметы, используемые в качестве оружия
17. Определите понятие по его содержанию
полная стойкая слепота на оба глаза или такое необратимое состояние, когда в результате травмы, отравления либо иного внешнего воздействия у человека возникло ухудшение зрения, что соответствует остроте зрения, равной 0,04 и ниже.
Ответ: потеря зрения
18. Определите понятие по его содержанию
убийство, совершенное без квалифицирующих признаков, указанных в ч.2 ст.105 УК РФ, и без смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 106, 107 и 108 УК РФ (например, в ссоре или драке при отсутствии хулиганских побуждений, из ревности, по мотивам мести, зависти, неприязни, ненависти, возникшим на почве личных отношений).
Ответ: простое убийство
19. Определите понятие по его содержанию
действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству, а под выполнением общественного долга - осуществление гражданином как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересах отдельных лиц, так и совершение других общественно полезных действий (пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении либо о местонахождении лица, разыскиваемого в связи с совершением им правонарушений, дача свидетелем или потерпевшим показаний, изобличающих лицо в совершении преступления, и др.)
Ответ: служебная деятельность
20. Определите понятие по его содержанию
убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали, когда поведение виновного является открытым вызовом общественному порядку и обусловлено желанием противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное к ним отношение (например, умышленное причинение смерти без видимого повода или с использованием незначительного повода как предлога для убийства)
Ответ: убийство из хулиганских побуждений



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТ КРЫТОГО ТИПА
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными актами

1) Период новорожденности применительно к убийству матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, – это период равный
1. одним суткам после родов
2. одной неделе после родов
3. одному месяцу
4. одному году после родов

2) К стоявшему на крыльце общежития Зубову подошел пьяный Крылов и попросил закурить. В ответ на слова Зубова, что курение вредно для здоровья, Крылов нецензурно выругался и взмахнул рукой. Зубов, полагая, что Крылов намерен его ударить, оттолкнул Крылова. Крылов, упав с крыльца высотой 90 см, ударился затылком о камень. Через три дня он скончался в больнице (от многооскольчатого перелома черепа с повреждением головного мозга). Содеянное Зубовым необходимо квалифицировать…
1. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство
2. по ч. 1 ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности
3. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть
4. как деяние, не содержащее признаков состава преступления (случай, казус)

3) Действия лица, умышленно нанесшего удар ногой в живот беременной женщины, результатом которого стала внутриутробная гибель плода, квалифицируются …
1. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство, независимо от срока беременности
2. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
3. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство при сроке беременности свыше 28 недель
4. как деяние, не содержащее признаков состава преступлением

4) В каком из указанных случаев убийство, осуществленное двумя виновными при наличии совместного умысла на причинение смерти потерпевшему, не может быть квалифицировано как убийство, совершенное группой лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)?
1. один виновный передал другому нож, которым тот нанес смертельное ранение потерпевшему
2. один виновный наносил ножевые ранения, другой в это время удерживал потерпевшего
3. один виновный нанес жертве смертельное ранение, другой – повреждения, относящиеся к легкому вреду здоровью
4. нет правильного ответа

5)В каком из перечисленных случаев НЕТ признаков состава истязания (ст. 117 УК РФ)?
1. причинение физических или психических страданий путем систематического применения физического насилия
2. причинение физических или психических страданий путем применения физического насилия при отсутствии его систематичности
3. причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев


6) Сидорков убил Петриченко из мести за отказ возвратить долг. Такое убийство следует квалифицировать…
1) п. «з» ч 2 ст. 105 УК РФ, как убийство из корыстных побуждений
2) по ч. 1 ст. 105 как убийство из личных неприязненных отношений
3) по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство из хулиганских побуждений
4) нет правильного ответа

7) 27- летняя Сазонова после выписки из роддома (на 3й день после родов) убила своего новорожденного ребенка, так как отец ребенка отказался на ней жениться, а она не имела средств для воспитания ребенка. Содеянное Сазоновой следует квалифицировать…
1) по ст. 106 как убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов
2) по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство малолетнего
3) по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство
4) по ст. 106 УК РФ как убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации


8) 15-летняя Потова родила ребенка и сразу же его убила. Содеянное Потовой следует квалифицировать
1. по ст. 106 УК РФ как убийство матерью новорожденного ребенка
2. по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство малолетнего
3. деяние, в котором отсутствуют признаки состава преступления
4. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство


9) Между Брыскиной и Куровой произошел эмоциональный конфликт на почве личной неприязни. Брыскина схватила нож и в течение примерно 2 минут нанесла Куровой не менее 40 ударов по разным частям тела, в том числе по жизненно важным органам, от которых наступила смерть Куровой. Содеянное Брыскиной следует квалифицировать…
1. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство
2. по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство с особой жестокостью
3. по п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ как убийство из хулиганских побуждений
4. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия

10) К стоявшему на крыльце общежития Зубову подошел пьяный Крылов и попросил закурить. В ответ на слова Зубова, что курение вредно для здоровья, Крылов нецензурно выругался и взмахнул рукой. Зубов, полагая, что Крылов намерен его ударить, оттолкнул Крылова. Крылов, упав с крыльца высотой 90 см, ударился затылком о камень. Через три дня он скончался в больнице (от многооскольчатого перелома черепа с повреждением головного мозга). Содеянное Зубовым необходимо квалифицировать…
1. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как простое убийство
2. по ч. 1 ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности
3. по ч. 4 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть
4. как деяние, не содержащее признаков состава преступления (случай, казус)

11) Сурков, взяв в руки деревянный стул, нанес им жене удар в область левого предплечья. Затем схватил ее за волосы и нанес ей не менее трех ударов головой о стену. После чего, держа в руке зажженную сигарету, стал тушить ее о лицо супруги в области губ и носа, затем начал вырывать волосы. Сурков продолжил свои противоправные действия. Он нанес жене один удар трехлитровой банкой с водой по голове, отчего банка разбилась. Затем он заставил ее встать коленями на стекла от разбитой банки. Потом Сурков схватил жену руками за горло и с силой стал его сдавливать, отчего ей стало трудно дышать. Все эти манипуляции он проделал несколько раз, в течение 12 часов. Потерпевшей в результате был причинен легкий вред здоровью. Содеянное Сурковым необходимо квалифицировать…
1. по ст. 115 УК РФ как умышленное причинение легкого вреда здоровью
2. по ст. 117 УК РФ как истязание
3. по ст. 115 УК РФ и ст. 117 УК РФ как совокупность умышленного причинения легкого вреда здоровью и истязания
4. ч. 3 ст. 30, п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ как покушение на убийство с особой жестокостью

12) Миронов в состоянии сильного алкогольного опьянения на личной автомашине выехал на автобусную остановку, причинив четырем гражданам тяжкий вред здоровью. Увидев подбегавшего к нему человека и опасаясь ответственности, он направил автомашину прямо на него, в результате чего был сбит Глазков, который от полученных травм скончался. Действия Миронова в части причинения смерти Глазкову образуют….
1. нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения (п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ)
2. убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ)
3. убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление (п. «к» ч. 2 ст. 105)
4. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ)

13) Действия лица, умышленно нанесшего удар ногой в живот беременной женщины, результатом которого стала внутриутробная гибель плода, квалифицируются
1. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство, независимо от срока беременности
2. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
3. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство при сроке беременности свыше 28 недель
4. как деяние, не содержащее признаков состава преступлением

14) Действия лица, причинившего в ходе избиения тяжкий вред потерпевшему, а затем оставившего его одного, ночью, в безлюдном месте, на морозе - 30 °C, вследствие чего от общего переохлаждения потерпевший умер, квалифицируются
1. по п. "в" ч. 2 ст. 105 как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии
2. ч. 4 ст. 111 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего
3. по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство
4. по ч. 1 ст. 111 и ст. 125 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью и оставление в опасности


15) В каком из указанных случаев убийство, осуществленное двумя виновными при наличии совместного умысла на причинение смерти потерпевшему, не может быть квалифицировано как убийство, совершенное группой лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ)?
1. один виновный передал другому нож, которым тот нанес смертельное ранение потерпевшему
2. один виновный наносил ножевые ранения, другой в это время удерживал потерпевшего
3. один виновный нанес жертве смертельное ранение, другой – повреждения, относящиеся к легкому вреду здоровью
4. нет правильного ответа

Ответы:
1)3
2)2
3)2
4)1
5)2
6) 2
7) 4
8) 3
9) 1
10) 2
11) 2
12) 3
13) 2
14) 3
15) 1
16) 4
17)3



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие, признаки и виды убийства. «Простое» убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ)
2. Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам (пп. «а»–«ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
3. Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам (пп. «е¹», «з»–«м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
4. Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ).
5. Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). Его отграничение от убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ).
6. Понятие вреда здоровью. Виды вреда здоровью и критерии их выделения.
7. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Отграничение от убийства и от причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).
8. Побои (ст.ст. 116, 1161 УК РФ). Истязание (ст. 117 УК РФ).
9. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ). Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ).
10. Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Его отграничение от убийства.
11. Похищение человека (ст. 126 УК РФ). Отграничение от незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ) и захвата заложника (ст. 206 УК РФ).
12. Торговля людьми (ст. 1271 УК РФ). Использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ).
13. Изнасилование (ст. 131 УК РФ). Отграничение от насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ).
14. Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).
15. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ). Развратные действия (ст. 135 УК РФ).
16. Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ).
17. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ).
18. Нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ).
19. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ).
20. Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ). Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2021. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия по дисциплине проводятся преподавателем в зависимости от целей и задач дисциплины и направлены на передачу студентам минимальных необходимых ориентирующих знаний, вводящих в содержание предмета. Содержание лекций определяется преподавателем в зависимости от индивидуальной производственной необходимости.
При выполнении практических заданий оценивается полнота, развернутость и аргументированность решения задачи. Оценка за решение задачи повышается, если студент предлагает, исходя из её условия, несколько возможных вариантов её решения, в зависимости от конкретного наполнения тех или иных фактических обстоятельств.