МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическое тестирование и психометрика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности и здоровья
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv37_04_01_Психология_ПБиЗ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 59
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 59 59 59 59
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.соц.наук, Доцент, Янова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, Зав.каф., Волкова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Психологическое тестирование и психометрика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: обеспечить психометрическую компетентность психолога на уровне базовых навыков тестолога-диагноста и психометриста (по разделам психометрики, не представленных в учебных программах курсов «Психодиагностика» и «Математические методы в психологии»).
Задачи: получить представление о теории и методах измерения в психологии, развитии теории тестирования в классической и неклассической психологии, сформировать знания, умения, навыки в области психометрического анализа, повысить компетентность в работе с психометрической документацией и статистикой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен осуществлять психологическую экспертно-диагностическую деятельность по оценке психологической безопасности образовательной среды образовательной организации.
ПК-6.1 Знает теоретические основы постановки психологического диагноза, диагностические подходы и методы, критерии валидности и надежности диагностических методик проведения психологической экспертизы (оценки) психологической безопасности образовательной среды
ПК-6.2 Умеет осуществлять психологическую диагностику субъектов психологического сопровождения и подэкспертных лиц с целью определения психологической безопасности образовательной среды
ПК-6.3 Владеет процедурой организации и проведения психодиагностического обследования (оценки) субъектов психологического сопровождения с учетом нормы и патологии, инструментарием психологического тестирования и навыками его психометрической оценки
ПК-6.4 Умеет осуществлять процедуру экспертно диагностических исследований с учетом междисциплинарного и межведомственного взаимодействия
ПК-7Способен осуществлять экспертно-диагностическую деятельность оценки психологической безопасности среды в социальной практике
ПК-7.1 Знает основы психологического и социального диагноза в структуре функционального диагноза, принципы этики и деонтологии социально-психологического обследования, методы тестовой диагностики с учетом требований к специалистам-смежникам, основы психометрического анализа тестов
ПК-7.2 Умеет проводить психологическую диагностику 'полной нормы’ с учетом социовозрастных особенностей дезадаптации и девиации личности, проводить интерпретацию результатов с учетом нормы и ее отклонений при нарушениях и патологиях развития
ПК-7.3 Владеет выбором метода и инструмента психодиагностического обследования с учетом экспертно диагностических задач, методами беседы, интервью и тестирования в психологической практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.аксиоматику психометрической парадигмы в классической теории тестирования; области психометрического анализа; психометрические основы конструирования и разработки тестов, в том числе нормативных и критериальных; психометрические различия психологических и педагогических тестов, основы IRT –тестологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм; проводить психометрическую оценку тестов; проводить процедуры эмпирической валидизации и осуществлять их интерпретацию для нормативных и критериальных тестов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.психометрическими принципами построения тестовых инструментов; навыками разработки и модификации исследовательских и психодиагностических методик; навыками психометрических процедур для модификации тестов и адаптации зарубежных методик.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психометрику.
1.1. Общая и дифференциальная психометрика: теоретические и прикладные направления в области психометрики. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.1, Л3.2
1.2. Линейные и нелинейные модели в теории тестирования. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Измерения в психологии: подходы и методы (soft&hard computing). Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы психометрического анализа.
2.1. Области психометрического анализа. Анализ валидности. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.4
2.2. Психометрический паспорт теста. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1
2.3. Области психометрического анализа. Анализ надежности. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.4
2.4. Ежегодник рецензий и обзоров: правила методической документации теста Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.4
Раздел 3. Основы конструирования и разработки тестов.
3.1. Методика разработки нормативно-ориентированных тестов Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.2, Л2.2
3.2. Методика разработки критериально-ориентированных тестов Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.2, Л2.3
3.3. Процедура эмпирической валидизации тестов, психометрический парадокс Сам. работа 2 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.4, Л1.2
3.4. Консультации раздела 3 Консультации 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
Раздел 4. Психометрические проблемы тестовых норм: нормирование и приравнивание.
4.1. Правила разработки и рестандартизации тестовых норм. Процедуры нормирования и приравнивания. Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.2
4.2. Оценка тестовых норм в нормативном и критериальном тесте (виды норм, относительность, модели интерпретации). Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.1, Л2.3
4.3. Консультации раздела 4 Консультации 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
Раздел 5. Психометрические вопросы адаптации зарубежных тестов
5.1. Правила адаптации личностных опросников Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.2, Л2.3
5.2. Психометрические процедуры адаптации опросника Сам. работа 2 10 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л1.2, Л2.3, Л3.3
5.3. Консультации раздела 5 Консультации 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
Раздел 6. Психометрика дифференциальной и типологической диагностики.
6.1. Психометрический статус дифференциально-диагностического тестового опросника Сам. работа 2 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.1, Л1.2
6.2. Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциально-диагностического тестового опросника Сам. работа 2 3 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л3.1, Л3.2
6.3. Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника Сам. работа 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л3.1
6.4. Психометрический статус типологического тестового опросника Сам. работа 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.1
6.5. Консультации раздела 6 Консультации 2 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
Раздел 7. Психометрический практикум: по классам психометрических задач
7.1. Разработка нормативно-ориентированного теста на примере стандартизованного тестового самоотчета. Сам. работа 2 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.4
7.2. Разработка критериально-ориентированного теста на примере domain-referenced test или mastery test Сам. работа 2 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
7.3. Психометрическая оценка тестовых методик Сам. работа 2 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3 Л2.4
7.4. Психометрическая оценка адаптации зарубежных тестовых методик Сам. работа 2 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
7.5. Консультации раздела 7 Консультации 2 10 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
Раздел 8. Психологическое тестирование
8.1. Понятие психологический профиль личности. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.2. Теория большой пятерки в тестологии Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.3. Понятие и структура интеллекта в тестологии Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.4. Многомерные тесты личности. Лекции 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.5. Проективные тесты. Практические 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.6. Личностные опросники. Практические 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.7. Клинические методики и шкалы. Практические 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.8. Тестирование детей и взрослых. Практические 2 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.9. Индивидуальное и групповое тестирование Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.10. Тестирование в экспертизе. Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.11. Тестирование в образовании. Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.12. Тестирование в консультировании. Практические 2 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3
8.13. Консультации раздела 8 Консультации 2 10 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-6.4, ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
Для студентов, не имеющих степень бакалавра по психологии:
1. Количественный и качественный подходы в психодиагностике: стандартизованные и экспертные методы.
2. Общая психодиагностика и дифференциальная психометрика. Предмет, задачи, функции.
3. Фундаментальная психометрическая основа тестовых процедур.
4. Статистическая природа тестовых шкал: статистические принципы построения тестового инструмента.
5. Значение нормального закона распределения в тестологии
6. Надежность и гарантия выборочных измерений. Проблема выборки в разработке тестового инструмента.
7. Проблема меры в психологии. Интерпретация результатов теста. Использование статистических норм в качестве диагностических. Количественный и качественный подход к тестовым нормам.
8. Тестовые нормы. Правила психометрической разработки тестовых норм. Проблемы и дискуссии.
9. Проблема отбора и комплектации выборки нормирования. Критерии формирования выборки в психодиагностике.
10. Принципы и механизмы разработки тестов: нормативный и критериальный поход к тестированию.
11. Основания и традиции нормативного подхода в тестологии. Проблемы и ограничения.
12. Основания и перспективы критериально-ориентированных тестов. Специфика области применения.
13. Надежность теста, виды надежности, связь однородности теста и надежности ретеста. Надежность отдельных пунктов.
14. Валидность и виды валидности. Соотношение валидности и надежности. Эмпирическая валидность. Процедура эмпирической валидизации. Конструктная валидность. Конвергентная валидность. Экспертная валидность. Критериальная валидность (анализ пунктов по критерию валидности).
15. Дополнительные факторы оценки достоверности теста: знание, социальная желательность, индивидуальная тактика. Приемы «защиты» достоверности теста.
16. Психометрический паспорт теста.
17. Принципы и правила работы с «паспортом теста».
18. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в дифференциальной диагностике.
19. Возможности статистических методов анализа валидности и надежности тестовых инструментов в типологической диагностике.
20. Психометрические методы в адаптации тестов.
21. Психометрические методы в рестандартизации тестов.

Для студентов, имеющих степень бакалавра по психологии:
1. Линейные и нелинейные модели в теории тестирования.
2. Классическая (линейная) модель тестирования в квалиметрии.
3. Примеры нелинейных моделей в теории тестирования (модель Раша).
4. Теория измерения латентных переменных: психометрика и педагогическая квалиметрия.
5. Вопросы и проблемы конструирования шкал субъективных оценок.
6. Психометрическая характеристика надежности и валидности шкал субъективных оценок.
7. Вопросы и проблемы конструирования экспертных шкал.
8. Экспериментальные модели формирования шкалы экспертных оценок.
9. Оценка экспертных шкал по видам надежности и валидности.
10. Основные алгоритмы разработки нормативно-ориентированных тестов.
11. Сравнение процедуры эмпирической валидизации для нормативных и критериальных тестов.
12. Проверка критериальной валидности: вопросы контаминации, общности и специфичности критериев.
13. Методика и вариации разработки нормативно-ориентированных тестов (примеры).
14. Методика и вариации разработки критериально-ориентированных тестов по их видам (примеры).
15. Правила разработки, стандартизации и рестандартизации тестовых норм.
16. Интерпретация результатов нормативного теста: психометрические принципы и ограничения.
17. Схема адаптации личностных опросников.
18. Психометрическая проверка эквивалентности экспериментального перевода шкалы и ее оригинала.
19. Проблемы перевода с языка оригинала на язык пользователя: психометрическая оценка рассогласования.
20. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности тестового конструкта в варианте адаптации.
21. Психодиагностические задачи дифференциально-диагностического и типологического теста.
22. Особенности психометрической реализации тестов для дифференциальной диагностики.
23. Особенности психометрической реализации тестов для типологической диагностики.
24. Экспериментальные планы исследований в разработке дифференциального тестового опросника.
25. Экспериментальные планы исследований в разработке типологического тестового опросника.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Проблемы методологии нормативного подхода к тестированию.
2. Проблемы методологии критериального подхода к тестированию.
3. Принципы разработки психологических тестов.
4. Принципы разработки педагогических тестов.
5. Дифференциальная способность теста: психометрические характеристики.
6. Прогностическая способность теста: психометрические характеристики.
7. Психометрика дифференциальных опросников в психодиагностике.
8. Психометрика типологических опросников в психодиагностике.
9. Критериально-ориентированный тест в современной психодиагностической практике.
10. Психометрические основания и статистическая природа тестовых шкал.
11. Проблемы измерения тестовых шкал в психодиагностике.
12. Проблемы валидности и надежности в многомерных личностных тестах.
13. Процедуры эмпирической валидизации. Критериальная валидность теста.
14. Психометрический парадокс (характеристика двух типов) в разработке личностных опросников.
15. Величина Фергюсона: диагностические возможности в оценке валидности.
16. Дискриминантная сила пункта теста: методы измерения и оценки.
17. Проблемы и правила адаптации зарубежных психодиагностических методик.
18. Стандартизованный самоотчет: правила, приемы, методы разработки.
19. Измерение латентных переменных и тестология.
20. Компетентностный подход в образовании: вопросы измерения и диагностики.



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Майкл Фер, Верн Р. Бакарак Психометрика. Введение/ пер. с англ. Furr, R.M., & Bacharach, V.R. sychometrics: An introduction. Thousand Oaks, CA: Sage: Издание для ВУЗов ЮУрГУ, 2011
Л1.2 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология: релятивистская психология, квантовая психология и психология креативности: URSS, 2010
Л2.2 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование: Учебное пособие Питер, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Янова Н.Г. Статистические методы анализа данных в психологических исследованиях : учебно-методическое пособие АлтГУ, 2007
Л3.2 Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие Азбука, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193
Л3.3 Янова Н.Г. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации /: учебно-методическое пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журналы на иностранном языке:
Э2 1) PSYCHOMETRIKA
Э3 Editor-in-Chief: Roger E. Millsap
Э4 ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version)
Э5 http://www.springer.com/psychology/journal/11336
Э6 2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1
Э7 Янова, Н. Г. Психометрика [Электронный ресурс]: учеб. программа и методические рекомендации / Н.Г. Янова ; АлтГУ. – Электрон. текст. дан. (0,84 Мб). – Барнаул: АлтГУ, 2017. – 1 электрон. опт. диск (DVD). - № гос. регистрации 0321703659. elibrary.asu.ru
Э8 урс Психологическое тестирование и психометрика в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Текущая лицензионная версия SPSS
Лицензионная версия Statistica 6.0Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭУМКД по курсу Психометрика

Журналы на иностранном языке:

1) PSYCHOMETRIKA
Editor-in-Chief: Roger E. Millsap
ISSN: 0033-3123 (print ISSN: 1860-0980 (electronic version)
http://www.springer.com/psychology/journal/11336

2) ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕХНИКА http://www.nbpublish.com/ptmag/ptmag.php?in=about&sec=1

Монографии на иностранном языке:

1. Measurement for the Social Sciences
The C-OAR-SE Method and Why It Must Replace Psychometrics
Rossiter, John R.2011
http://www.springer.com/business+%26+management/marketing/book/978-1-4419-7157-9

2. New Developments in Psychometrics
Proceedings of the International Meeting of the Psychometric Society IMPS 2001
Yanai, H.; Okada, A.; Shigemasu, K.; Kano, Y.; Meulman, J.J. (Eds.)2003
http://www.springer.com/statistics/social+sciences+%26+law/book/978-4-431-70343-3

3. Contributions to Mathematical Psychology, Psychometrics, and Methodology
Series: Recent Research in Psychology
Fischer, Gerhard H.; Laming, Donald (Eds.)1994
http://www.springer.com/psychology/book/978-0-387-94169-1

4. A.A. RUPP, J.L. TEMPLIN, & R.A. HENSON (2010) Diagnostic Measurement: Theory, Methods, and Applications.
New York: The Guilford Press. 348 pages. ISBN: 978-1606235270
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/4819556r236x7210/

5. M.D. RECKASE (2009) Multidimensional Item Response Theory (Statistics for Social and Behavioral Sciences).
New York: Springer. 354 pages. ISBN: 978-0387899756
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/671n387r2185n330/

6. R.J. DE AYALA (2009) The Theory and Practice of Item Response Theory.
New York: The Guilford Press.  448 pages. ISBN: 978-1-59385-869-8
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/c7n7042423406k15/

7. R.W. LISSITZ (2009) The Concept of Validity. Revisions, New Directions, and Applications. Charlotte, NC: Information Age Publishing, Inc. 263 pages. ISBN 978−1−60752−227−0
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/5n4520hlt02w4141/

8. H. Wainer, E.T. Bradlow, & X. Wang (2007) Testlet Response Theory and Its Applications.
New York: Cambridge University Press. 267 pages. ISBN: 978-0-521-68126-1.
Аннотация: : http://www.springerlink.com/content/12533657u258075t/
9. D.N.M. de Gruijter & L.J.T. van der Kamp (2008) Statistical Test Theory for the Behavioral Sciences. Boca Raton: Chapman & Hall/CRC. 264+xv pages. ISBN 978-1-58488-958-8
Аннотация: http://www.springerlink.com/content/g4225h46h78m68pq/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

методические указания представлены в пособии Янова Н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии, Азбука, 2017-155с. /раздел Психометрика, с.14-31

Примечание: объединение студентов в группы для выполнения практических работ осуществляется в свободном порядке с учетом уровня базовой подготовки студентов и дальнейшей специализации.

Рекомендации студентам:
Группа 1 рекомендуется магистрантам, не имеющим базового профессионального образования по психологии.
Группа 2 рекомендуется магистрантам, имеющим начальную психометрическую подготовку по курсу «Психодиагностика» и ориентированным на научную и практическую деятельность в области тестологии и исследовательского дизайна.
Группы 3 и 4 рекомендуется магистрантам, предполагающим выбор профессиональной карьеры с интенсивным применением тестовых диагностических методов.