МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППСД-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Базовые теории и методы психотерапевтической помощи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-34 способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
цель, задачи, принципы, содержание процесса психологического консультированияель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
консультировать обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в целях оказания социально педагогической и психологической поддержки
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
навыками разработки информационных материалов для разных категорий субъектов образовательного процесса по проблемам девиантного поведения и его предупреждения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психотерапия как направление практической работы психолога
1.1. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания. Лекции 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.2. Понятие «психотерапия» в контексте психологического знания Сам. работа 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.3. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
1.4. Психотерапия: встреча пациента и психотерапевта Сам. работа 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.2. Классический психоанализ Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.3. Классический психоанализ Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
2.4. Современный психоанализ Сам. работа 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
4.3. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Сам. работа 6 3 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 6 8 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.3. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.5. Гештальттерапия Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.6. Гештальттерапия Сам. работа 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
5.7. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.5, Л1.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 6 4 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.2. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.3. Основные системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехнки Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.4. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.5. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.6. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.7. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Практические 6 2 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3
7.8. Основные процедуры телесно-ориентированной психотерапии Сам. работа 6 6 ПК-34, ПК-12, ПК-11, ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.5, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – «Базовые теории и методы психотерапевтической помощи» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1988)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-2: Способен осуществлять консультирование обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в процессе образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Укажите этические принципы психологического консультирования.
а. Ориентация на нормы и ценности консультанта
б. Искренность
в. Эмпатия
г. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
д. Конфиденциальность
е. Разграничение личных и профессиональных отношений
ж. Запрет давать советы
Правильный ответ: бвгдеж

Вопрос 2. Консультативная беседа с ребенком 7-12 лет обычно длится …
а. 30 минут
б. 1 час
в. 2 часа
г. 3 часа
Правильный ответ: а

Вопрос 3. Указание на то, что клиент хочет изменить, но не может или не знает как изменить, называется...
а. Гипотеза
б. Проблема
в. Запрос
Правильный ответ: б


Вопрос 4 . В чем заключается цель техники «Парафраз»?
а. Показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять
б. Проверить правильность понимания консультантом клиента
в. Найти позитивный смысл в проблеме клиента
г. Интерпретировать слова клиента
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Какие существуют принципы отбора конкретных ситуаций при реализации техники «Анализ конкретных ситуаций из жизни клиента»?
а. Типичность
б. Уникальность
в. Связанность с содержанием основных жалоб клиента
г. Доминирование негативных эмоций
д. Преобладание неконтролируемых действий
е. Наличие угнетающих мыслей
ж. Возможность развернутого описания

Правильный ответ: авж

Вопрос 6. «Самодиагноз» является фазой процесса идентификации проблемы клиента в процессе беседы с консультантом?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: а

Вопрос 7. В чем заключается цель применения техники «Анализ эмоциональных переживаний» в консультировании?
а. Выйти на мысли клиента
б. Выйти на действия клиента
в. Выйти на чувства клиента
Правильный ответ: в

Вопрос 8. В психологическом консультировании прием «Формулирование альтернатив» применяется с целью…
а. Предложения правильных решений проблемы
б. Стимулирования клиента на поиск подходящего решения проблемы
в. Предложения клиенту перейти в формат психотерапевтической работы
Правильный ответ: б


Вопрос 9. Какое консультирование бывает?
а. Индивидуальное
б. Однократное
в. Изолированное
г. Групповое
д. Психолого-педагогическое
е. Семейное
ж. Кризисное
з. Возрастно-психологическое
Правильный ответ: абвгдежз


Вопрос 10. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по выявлению проблемы клиента и формулированию запроса?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: а


Вопрос 11. Согласны ли Вы с утверждением, что этапы консультативной беседы можно реализовывать в любой последовательности?
а. Да
б. Нет
Правильный ответ: б


Вопрос 12. На каком из этапов консультативной беседы решается задача по установлению контакта с клиентом?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: г

Вопрос 13. На каком из этапов консультативной беседы осуществляется проблемный анализ и проверка гипотез?
а. Расспрос клиента
б. Завершение беседы
в. Работа с проблемой
г. Знакомство с клиентом и начало беседы
д. Поиск способов решения проблемы
Правильный ответ: в


Вопрос 14. С какими категориями клиентов не имеет право работать психолог-консультант?
а. С девиантным поведением
б. С психическими заболеваниями
в. С трудностями в общении
г. С проблемами в сфере семьи
д. С проблемами в профессиональной сфере
е. С выраженными интеллектуальными нарушениями

Правильный ответ: бе

Вопрос 15. Каким термином обозначаются следующие элементы работы психолога-консультанта: уточнение, парафраз, перефразирование, нерефлексивное слушание, резюмирование, интерпретация,
парадоксальные вопросы?
а. Технические приемы
б. Методические приемы
в. Учебные приемы
г. Отвлекающие приемы
Правильный ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в ________________________________________ . Вставьте два слова.
Правильный ответ: межличностных отношениях

Вопрос 2. Сколько минут обычно длится психологическая консультация со взрослым человеком?
Правильный ответ: 60 минут

Вопрос 3. Консультативный контакт – это атмосфера обоюдного _________________ . Вставьте слово.
Правильный ответ: доверия

Вопрос 4. Как называется элемент консультативного процесса, когда клиент обозначает, какая помощь ему нужна от консультанта?
Правильный ответ: запрос

Вопрос 5. Как называют клиентов, которые пришли на консультацию по чужой инициативе, не заинтересованы в работе над собой и своими проблемами?
Правильный ответ: немотивированные клиенты

Вопрос 6. Основным средством осуществления психологической консультации является специальным образом организованная ________________________. Вставьте слово.
Правильный ответ: беседа

Вопрос 7. Поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся позволяет применение приема _____________________________. Вставьте два слова.
Правильный ответ: парадоксальные вопросы (или парадоксальные инструкции)

Вопрос 8. К какому специалисту консультант перенаправляет клиента, демонстрирующего на консультации глубинные психологические проблемы?
Правильный ответ: к психотерапевту (или к психологу-психотерапевту)

Вопрос 9. Какой этап беседы пропущен: знакомство с клиентом и начало беседы; расспрос клиента; поиск способов решения проблемы; завершение беседы? Напишите его название.
Правильный ответ: работа с проблемой

Вопрос 10. В чем заключается основная задача консультанта на этапе консультативной беседы «знакомство с клиентом и начало беседы»?
Правильный ответ: установление контакта

Вопрос 11. Составляющими какого этапа консультативной беседы являются: подведение итогов беседы, обсуждение необходимости консультации с другими специалистами?
Правильный ответ: завершение беседы

Вопрос 12. Какое эмоциональное переживание обычно возникает в ответ на воображаемую, неизвестную угрозу?
Правильный ответ: тревога (или тревожность)

Вопрос 13. Какое чувство имеет биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей?
Правильный ответ: страх

Вопрос 14. Бывает истинная, невротическая и экзистенциальная _______________. Вставьте слово.
Правильный ответ: вина

Вопрос 15. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является…
Правильный ответ: клиент

Вопрос 16. Как называется технический прием, требующий развернутого ответа клиента.
Правильный ответ: открытый вопрос

Вопрос 17. Как называется техника, когда дается новое объяснение тем или иным внутренним переживаниям или внешним событиям клиента?
Правильный ответ: интерпретация

Вопрос 18. Как называется технический прием, когда консультант делится собственным опытом, предоставляет информацию о себе, о событиях собственной жизни или выражает свои чувства, идеи, фантазии?
Правильный ответ: самораскрытие

Вопрос 19. Как называется техника, когда консультант сопереживает эмоциональному состоянию клиента и выражает свой чувственный отклик?
Правильный ответ: эмпатия

Вопрос 20. Как называется технический прием, когда консультант повторяет своими словами то, что сказал клиент, чтобы убедиться правильно ли он его понял?
Правильный ответ: парафраз


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Якиманская И. С., Биктина Н. Н. Психологическое консультирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.2 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Базовые теории и методы психотерапевтической помощи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.