МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Истоки российской государственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н, Доц., Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Пожарская К.А.

Рабочая программа дисциплины
Истоки российской государственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Истоки российской государственности" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях процесса зарождения и формирования государственности в исторической ретроспективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях;
ОПК-3.1 Знает историческую фактологию, включая ее экономические, социальные, политические и культурные аспекты
ОПК-3.2 Умеет выявлять и формулировать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
ОПК-3.3 Владеет навыками многомерного и содержательного анализа исторических явлений и процессов путем привлечения методов социально-экономических, культурологических наук и политологии
ОПК-7Способен осуществлять популяризацию исторического знания в образовательных организациях и публичной среде.
ОПК-7.1 Знает общественно-значимые исторические проблемы и актуальные вопросы истории
ОПК-7.2 Умеет формировать разнообразными способами интерес к исторической проблематике в образовательной организации и в результате популяризаторской деятельности в публичном пространстве
ОПК-7.3 Владеет навыками публичного выступления, способен в ходе педагогической деятельности на основе исторического знания осуществлять воспитательный процесс
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы эволюции раннегосударственных образований.
Процесс эволюции российской государственности от зарождения до современности
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять общие и особенные характеристики российской государственности в сравнении с опытом государственного развития стран Запада и Востока
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками сравнительно-исторического анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие "государственность". Опыт формирования раннегосударственных образований.
1.1. Понятия "государство" и "государственность". Формы и признаки государственности. Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятия "государство" и "государственность". Формы и признаки государственности. Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Начало формирования российской цивилизации Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Рождение Древнерусского государства и начало формирования древнерусской или российской цивилизации Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Эволюция государства под воздействием внешней агрессии. Русь и Золотая орда. Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Процесс формирования единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Процесс формирования единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формирование централизованного государства: от Руси к России
2.1. Этап "раздробленности" как этап эволюции государства Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Русь в период политической раздробленности. Формирование цивилизационных и социально-государственных альтернатив развития Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Эволюция государства под воздействием внешней агрессии. Русь и Золотая орда. Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Процесс формирования единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Процесс формирования единого Московского государства (XIV - первая треть XVI в.) Сам. работа 2 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Российское государство в XVI - конец XVIII в.
3.1. Политический строй России XVI в.: поиск моделей и путей развития Сам. работа 2 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Эволюция политического строя Российского государства в XVII в Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Эволюция политического строя Российского государства в XVII в Сам. работа 2 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны Практические 2 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Эволюция социально-политического развития России во второй половине XVIII и протоевропеизация страны Сам. работа 2 6 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальный и политических и культурных измерениях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Какая из этих этносоциальных общностей оказала существенное влияние на раннюю историю славян в I в. до н.э.?
а) гунны
б) готы
в) вандалы
г) скифы
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 2:Выберите верные суждения и утверждения о монголо-татарских завоеваниях и вассальной зависимости Руси от Золотой Орды:
а) монголы вплоть до XIV в. не имели собственной государственности;
б) одним из последствий Битвы на Сити стала гибель Великого владимирского князя Юрия Всеволодовича;
в) Западная Орда возникла на основе бывшего улуса Джучи;
г) первым из русских князей ярлык на княжение получил Александр Ярославич;
д) в период правления хана Батыя Иван Калита принял участие в подавлении восстания в Твери, но потерпел поражение;
е) Рязань была захвачена монгольским войском зимой 1237 г.
ОТВЕТ:бве

ВОПРОС 3:Какое суждение о состоянии правящей элиты в Московском государстве является верным?
а) после женитьбы на Софье Палеолог Иван III провозгласил себя «самодержцем Руси»
б) Елена Глинская была второй женой Василия III
в) после смерти Ивана III началась междоусобица, в результате которой к власти пришел Василий III
г) после смерти Василия III Глинские поддерживались всеми ключевыми боярскими родами
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 4:Какое из этих суждений про опричнину является верным?
а) земельные конфискации у бояр и дворян продолжались весь период опричнины
б) Филипп (Колычев) занял митрополичью кафедру сразу после смерти Макария
в) представители земщины обращались к Ивану IV с просьбой об отмене опричнины
г) Иван IV не испытывал опасений относительно своего свержения
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 5:Какое суждение о позиции Русской православной церкви относительно опричнины является неверным?
а) Филипп (Колычев) в присутствии Ивана Грозного устроил публичную проповедь с призывом к отмене опричнины
б) после кончины очередного митрополита многие претенденты отказывались от занятия кафедры
в) митрополиты Макарий, Афанасий и Филипп занимали фактически единую позицию относительно царских опал и репрессий
г) православная церковь целенаправленно поддерживала Владимира Андреевича Старицкого
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 6:Что из этого нехарактерно для Лжедмитрия II и Тушинского лагеря в период Смутного времени?
а) все тушинцы выступали за то, чтобы российский престол занял Сигизмунд
б) оставление лагеря поляками и литовцами еще до прихода Скопина-Шуйского
в) воеводы Лжедмитрия II совершали походы на различные мелкие и средние города Московского государства г) нахождение «нареченного» патриарха
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 7:Под чьим руководством были разработаны и проведены военные реформы в годы правления Александра II?
а) А.А. Аракчеев
б) К.П. Победоносцев
в) Д.А. Милютин
г) С.Ю. Витте
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8:Программа «Земли и воли» преследовала цель:
а) подготовки народной социалистической революции
б) подготовки и осуществления террористических актов
в) широкой агитационной и пропагандистской работы среди населения
г) завершения буржуазных преобразований
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 9:Что было одним из результатов Великих реформ 1860-1870-х гг.?
а) сокращение особых сословных прав и привилегий дворянства
б) разрушение крестьянской общины
в) передача всей помещичьей земли крестьянам
г) упадок частного предпринимательства
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 10:Министр иностранных дел А. М. Горчаков писал: «Это есть самая черная страница в моей служебной карьере» о:
а) Парижском мире 1856 г.
б) Сан-Стефанском договоре 1878 г
в) Берлинском конгрессе 1878 г.
г) заключении Тройственного союза в 1882 г
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11:Выберите правильные суждения о социально-экономическом развитии России во второй половине XIX в.
а) в деревне характерен процесс «раскрестьянивания»
б) сельскохозяйственная техника практически не используется
в) идёт активный процесс формирования пролетариата
г) в основе развития новых отраслей промышленности находился отечественный капитал
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12:Какое место по объемам промышленного развития занимала Российская империя в начале XX в.
а) 5
б) 2
в) 3
г) 8
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 13:
ВОПРОС 2. Какой ученый создал теорию о «преимуществе отсталости», обращающей внимание на возможность более быстрого развития отсталых экономик за счёт заимствования технологий у более развитых экономических систем?
а) Карл Маркс
б) Уолт Ростоу
в) Александр Гершенкрон
г) Макс Вебер
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 14:Укажите какая страна являлась основным поставщиком займов для российского правительства в начале XX в.
а) Англия
б) Франция
в) Германия
г) США
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 15:Кто выполнял функции верховного главнокомандующего российской армией в мае – июле 1917 г.
а) Лавр Корнилов
б) Николай II
в) великий князь Николай Николаевич
г) Алексей Брусилов
ОТВЕТ:г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Закончите фразу.
Вид пожалования лицу на определенный период времени, на протяжении которого местное население должно было содержать это лицо за счет исполнения натуральных повинностей, денежных взиманий и пошлин, получил название ...
ОТВЕТ:кормление

ВОПРОС 2:Назовите два ведущих достоинства системы государственного управления, сформированной при Иване III и Василии III.
ОТВЕТ:усиливавшаяся степень централизации власти; отсутствие конфликтов, консенсус между княжеской властью и церковью

ВОПРОС 3:Укажите как соотносятся между собой понятия "Золотая Орда" и "Монгольская империя" применительно к XIII в.
ОТВЕТ:Золотая Орда являлась одной из административных частей, улусов Монгольской империи

ВОПРОС 4:После каких двух последовавших друг за другом событий 1569-1570 гг. Иван IV существенно изменил проводившуюся опричную политику.?
ОТВЕТ:Новгородский погром; массовая казнь на Красной площади

ВОПРОС 5:Закончите фразу:
Порядок занятия государственных должностей в зависимости от продолжительности нахождения рода на службе правителю получил название...
ОТВЕТ:местничество

ВОПРОС 6:Продолжите фразу:
Соборное уложение было принято в 1649 г. совместным решением ...
ОТВЕТ:царя (Алексея Михайловича) и Земского собора

ВОПРОС 7:Как называлась первая печатная газета в Российском государстве?
ОТВЕТ:ведомости / Санкт-Петербургские ведомости

ВОПРОС 8:Прочтите отрывок из воспоминаний современника, о каком правители Российской империи идет речь?
«<…>, сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему. Он не только мирится с первым консулом Французской республики, умевшим ловко польстить ему, но и становится его восторженным почитателем и угрожает войною Англии. Разрыв с ней наносил неизъяснимый вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениямии мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Разрыв с Англиею, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к <…>, и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом».
ОТВЕТ:Павел I

ВОПРОС 9:Прочтите отрывок из записок декабриста Н.И. Лорера и напишите фамилию участника движения декабристов, о котором идет речь.
«...Во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания... Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку на многих иностранных языках. 12 лет писал он свою «Русскую правду»
ОТВЕТ: Пестель Павел


ВОПРОС 10:Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о которой в нем говорится.
«Грустно... я болен Севастополем... Мученик – Севастополь!.. Что стало с нашими морями?.. Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега... Друзей и союзников у нас нет»
ОТВЕТ:Крымская

ВОПРОС 11:Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.
«__________________ являлись как будто консерваторами… и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».
ОТВЕТ:славянофилы

ВОПРОС 12:Фамилия автора воспоминаний, в отрывке из которых говорится: «Число их [людей, «склонных к злоумышлениям»] возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны чрез сближение наших молодых офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы... Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов»
ОТВЕТ:Бенкендорф

ВОПРОС 13:Прочтите письмо И.С. Тургенева А.И. Герцену. Укажите название исторического документа, о котором идет речь в данном письме.
«...До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык ... немцем…»
ОТВЕТ:Манифест 19 февраля 1861 г./об отмене крепостного права

ВОПРОС 14:Прочтите фрагмент воспоминаний Сергея Ольденбурга. Укажите имя монарха, о котором идет в нем речь.
«Он повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы 60−70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России… После эпохи великих реформ, после войны 1877−1878 годов, этого огромного напряжения русских сил в интересах балканского славянства, — России во всяком случае была необходима передышка. Надо было освоить, «переварить» произошедшие сдвиги»
ОТВЕТ:Александр III

ВОПРОС 15:Прочтите выдержку из завещания крупного мецената и коллекционера второй половины XIX в. Укажите автора завещания.
"Москва тысяча восемьсот девяносто шестого года сентября шестого дня. Я, нижеподписавшийся коммерции советник, потомственный почетный гражданин … находясь в здравом уме и твердой памяти заблагорассудил на случай моей смерти сделать сие духовное завещание в следующем:
… Дом в Лаврушинском переулке рядом с домом, принадлежащим городу, бывший Степанова, передать в собственность города для присоединения к дому, где находится художественная галерея.
… Собрание древней русской живописи (иконы) и художественные изделия, какие останутся в моей квартире, также принадлежащие мне картины, могущие находиться в квартире или на выставках, передать Московской Городской Художественной имени .. галерее."
ОТВЕТ:Третьяков Павел

ВОПРОС 16:Историк Ц. Хасегава сравнил участников этих событий с армией муравьев: «…не имея единого организующего центра, они действовали как единое целое». В каком месяце произошли события, о которых писал исследователь?
ОТВЕТ:февраль

ВОПРОС 17:Прочитайте отрывок из прокламации 1902 г. Укажите название политической партии, которая ее выпустила.
«… мы вовсеуслышанье порицаем, как это всегда делали наши героические предшественники «Народной воли», террор, как тактическую систему в свободных странах. Но в России, где деспотизм исключает открытую политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственной власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, - мы вынуждены противопоставить насилию тирании силу революционного права».
ОТВЕТ:социалисты-революционеры (эсеры)

ВОПРОС 18:В начале XX века в одном из видов сценического искусства появился тренд на «русскость», что выражалось в большой популярности русских псевдонимов за границей. Какие творческие мероприятия способствовали этому?
ОТВЕТ:«Русские сезоны»

ВОПРОС 19:Прочитайте отрывок из воспоминаний одного из лидеров партии эсеров Виктора Чернова. Укажите о каком историческом деятеля идет в них речь.
«Превосходный организатор и глава земского движения в предреволюционную эпоху, человек, в высочайшей мере способный внушить уважение, умный, острожный, тактичный, незаменимый там, где надо сглаживать трения, выбирать сотрудников и налаживать работу…, однако, носил в себе слишком много инерции, уходящей в прошлое эпохи для того, чтобы не потеряться в новой»
ОТВЕТ:князь Георгий Львов

ВОПРОС 20:Прочитайте точку зрения историка В.Г. Сироткина. Укажите название аграрной реформы, о которой ведется речь в данном фрагменте.
«Главная трудность проведения… коренилась не только в технически-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание.»
ОТВЕТ:Столыпинская аграрная реформа


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Девлетов, О.У. Курс отечественной истории: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Курс на портале Цифровой университет portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.