МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 09
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 09
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими знаний о системе международных экономических отношений, закономерностях и тенденциях их развития, способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом и экономическом контекстах и формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию и проведению анализа внешних рынков и их требований к продукции
ПК-1.1 Знать методологию исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.2 Уметь проводить исследования внешнеэкономической деятельности организации
ПК-1.3 Владеть методами исследования внешнеэкономической деятельности организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к изучению культурных явлений;
- многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе,
- формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- критически осмысливать и формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международная экономика как отражение межкультурных коммуникаций и взаимодействий.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.5
1.2. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.5
1.3. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес и экономику (на примере «западных» и «восточных» культур) и на примере классификации культур Г. Хофстеде). Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.6
1.4. Сравнение особенносттей национальных культур и экономического развития стран Практические 2 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л2.3
1.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 2 47 ПК-1.1, ПК-1.3
Раздел 2. Международные торговые отношения
2.1. Международные торговые отношения в контексте межкультурных, социально-исторических и экономических взаимодействий Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.4, Л2.6
2.2. История развития международных торговых отношений. Теории международной торговли (XVI-XX вв.) Практические 2 6 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.5
2.3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.5
2.4. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Практические 2 6 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.5. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 2 50 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 3. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
3.1. Международные финансовые и экономические организации. Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику. Международная экономическая интеграция Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.2. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Практические 2 6 ПК-1.1, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4
3.3. Самостоятельная работа по темам раздела Сам. работа 2 50 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114798
Л1.2 Мясоедов С.П., Борисова Л.Г. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
Л2.2 Сильвестров С.Н. - под ред. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Колесов В.П. - отв. ред., Осьмова М.Н. - отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Сильвестров С.Н. Международные экономические организации: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Николаева, И.П Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник : Дашков и К, 2016 : https://e.lanbook.com/book/93348
Л2.6 Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485 portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) www.hofstede-insights.com
Э3 Сайт Мирового банка www.worldbank.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Google Chrom / Imternet Explorer
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Сайт по курсу (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=485)
5. Сайт Hofstede insights (типология национальных культур по Г. Хофстеде) (https://www.hofstede-insights.com/)
6. Сайт Мирового банка (https://www.worldbank.org/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.