МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Типология объектов ландшафтной архитектуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1
курсовая работа: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Субботина Л.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Типология объектов ландшафтной архитектуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232028 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Галина Ильинична


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Галина Ильинична


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Типология объектов ландшафтной архитектуры» является ознакомление с основными понятиями, терминами и объектами ландшафтной архитектуры. Системы озелененных территорий города и пригородной зоны. Ландшафтная организация озелененных территорий общего пользования. Ландшафтные объекты городской инфраструктуры. Специализированные парки. Ландшафтная организация территорий ограниченного пользования. Ландшафтная организация. озелененных территорий специального назначения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов
ОПК-1.2 Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры
ОПК-1.3 Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач;
ОПК-1.1. Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем;
УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
ОПК-1.2. Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач;
ОПК-1.3. Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение. Основные понятия и определения. Основные направления развития ландшафтной архитектуры. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры.
1.1. 1. Введение. Основные понятия и определения. Основные направления развития ландшафтной архитектуры. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.1
1.2. 1. Введение. Основные понятия и определения. Основные направления развития ландшафтной архитектуры. Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 2. 2. Системы озеленѐнных территорий города и пригородной зоны. Территории локального, городского, межгородского значения их значения и функции.
2.1. 2. Системы озеленѐнных территорий города и пригородной зоны. Территории локального, городского, межгородского значения их значения и функции. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.2
2.2. 2. Системы озеленѐнных территорий города и пригородной зоны. Территории локального, городского, межгородского значения их значения и функции. Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 3. 3.Системы озеленення поселений. Влияние природно-климатических факторов на формирование систем озеленения. Пример систем озеленения городов («зелѐные клинья», и «зелѐные диаметры», «пятна» и др.).
3.1. 3.Системы озеленення поселений. Влияние природно-климатических факторов на формирование систем озеленения. Пример систем озеленения городов («зелѐные клинья», и «зелѐные диаметры», «пятна» и др.). Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л1.3
3.2. 3.Системы озеленення поселений. Влияние природно-климатических факторов на формирование систем озеленения. Пример систем озеленения городов («зелѐные клинья», и «зелѐные диаметры», «пятна» и др.). Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 4. 4. Организация территорий общего пользования. Парки и сады их типология, классификация. Сельские парки. Специализированные парки. Спортивные, детские, мемориальные, ботанические и др.
4.1. 4. Организация территорий общего пользования. Парки и сады их типология, классификация. Сельские парки. Специализированные парки. Спортивные, детские, мемориальные, ботанические и др. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
4.2. 4. Организация территорий общего пользования. Парки и сады их типология, классификация. Сельские парки. Специализированные парки. Спортивные, детские, мемориальные, ботанические и др. Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 5. 5. Новые тенденции в паркостроении. Лесопарки, аквапарки, лугопарки и др. Городские сады. Сады при зрелищных сооружениях, сады отдыха и прогулок, сады-выставки и др.
5.1. 5. Новые тенденции в паркостроении. Лесопарки, аквапарки, лугопарки и др. Городские сады. Сады при зрелищных сооружениях, сады отдыха и прогулок, сады-выставки и др. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
5.2. 5. Новые тенденции в паркостроении. Лесопарки, аквапарки, лугопарки и др. Городские сады. Сады при зрелищных сооружениях, сады отдыха и прогулок, сады-выставки и др. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 6. 6. Городские скверы и бульвары происхождение, классификация, планировка Особенности озеленения городских улиц и площадей.
6.1. 6. Городские скверы и бульвары происхождение, классификация, планировка Особенности озеленения городских улиц и площадей. Практические 1 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1
6.2. 6. Городские скверы и бульвары происхождение, классификация, планировка Особенности озеленения городских улиц и площадей. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 7. 7.Организация территорий ограниченного пользования. Жилые районы и микрорайоны. Особенности озеленения отдельных планировочных элементов: придомовых полос, садов-дворов при группе жилых зданий, автостоянок и др.
7.1. 7.Организация территорий ограниченного пользования. Жилые районы и микрорайоны. Особенности озеленения отдельных планировочных элементов: придомовых полос, садов-дворов при группе жилых зданий, автостоянок и др. Сам. работа 1 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 8. 8. Территории детских садов – ясель, школ. Организация территорий больничных комплексов.
8.1. 8. Территории детских садов – ясель, школ. Организация территорий больничных комплексов. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4
Раздел 9. 9. Организация территорий специального назначения. Принцип ландшафтной организации промышленных предприятий и санитарно-защитных зон. Защитно-мелиоративные насаждения – ветрозащитные, снегозадерживающие, шумозащитные и др.
9.1. 9. Организация территорий специального назначения. Принцип ландшафтной организации промышленных предприятий и санитарно-защитных зон. Защитно-мелиоративные насаждения – ветрозащитные, снегозадерживающие, шумозащитные и др. Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7531

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Как называется искусственное создание или изменение рельефа?
A. Геопластика
B. Рельеф
C. Насыпь
D. Откос

2. Как называется направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х гг., в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом?
A. Ленд-арт
B. Стрит-арт
C. Геопластика
D. Рельефопластика

3. Как называется территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях
A. Аккумулятивный ландшафт
B. Природный ландшафт
C. Культурный ландшафт
D. Культивируемый ландшафт

4. Анализ какой структуры участка включает выделение территориальных единиц объекта (участков с общими наиболее типичными признаками)?
A. объемно-пространственной
B. объемной
C. пространственной
D. наземной

5. Какой анализ – это сравнение достоинств различных участков по факторам и выявление целостного облика объекта.
A. Урбанистический
B. Визуальный
C. Почвенный
D. Ландшафтный

6. Для городов-курортов приведенные нормы общегородских озелененных территорий общего пользования следует увеличивать, но не более чем на ___
A. 50%.
B. 60%
C. 30%
D. 10%

7. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшить для тундры и лесотундры ___
A. до 5 кв.м/чел
B. до 2 кв.м/чел
C. до 10 кв.м/чел
D. до 12 кв.м/чел

8. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшить для полупустыни и пустыни
A. на 20-30 %
B. на 10-30 %
C. на 50 %
D. на 25-40 %

9. Площадь озелененных территорий общего пользования в поселениях допускается уменьшить в средних, малых городах и сельских поселениях, расположенных в окружении лесов, прибрежных зонах рек и водоемов
A. не более чем на 20 %.
B. не более чем на 50 %.
C. не более чем на 10 %.
D. не более чем на 100 %.

10. Для сада микрорайона обычно выбирается наиболее выигрышная в природном отношении территория с ярко выраженным рельефом, водоемами, крупными многолетними деревьями
A. ничем не привлекательная местность
B. ровный рельеф
C. однолетние композиции на прямой поверхности
D. с ярко выраженным рельефом, водоемами, крупными многолетними деревьями

11. Общая площадь озелененной территории в микрорайоне достигает ___
A. 15 – 30 %.
B. 60 – 75 %.
C. 10 – 75 %.
D. 20 – 45 %.

12. Проезды принимаются не менее
A. 1 м.
B. 5,5 м.
C. 10 м.
D. 20 м.
13. Максимально допустимые продольные уклоны пешеходных дорожек?
A. 8 – 10 %
B. 11 – 12 %
C. 20 – 30 %
D. 17 – 40 %

14. В ___ садах, т.е. общественных, не имеющих ограничений в доступе, лучше предусматривать лаконичные решения ландшафтных элементов и высаживать устойчивые виды растений
A. Открытых
B. Закрытых
C. Полузакрытых

15. Габариты аллей и дорожек, их направленность и характер покрытия должны соответствовать потокам посетителей и связывать объекты по ___
A. по кратчайшим расстояниям
B. по прямым переходам
C. по диагонали
D. по обводным путям

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. А
2. А
3. В
4. А
5. D
6. А
7. В
8. А
9. А
10. D
11. В
12. В
13. А
14. А
15. А

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-9 баллов – оценка «3»,
10-12 баллов – оценка «4»,
13-16 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Что относится основным объектам ландшафтного проектирования?
2. Что относится специальным объектам ландшафтного проектирования?
3. В составе какой оценки проводится анализ санитарно-гигиенических условий размещения парка, который состоит в выявлении источников загрязнения воздушной среды и водоемов (промышленные объекты, ТЭЦ, транспортные узлы и т.д.)?
4. Какое обследование включает сбор и систематизацию данных по основным компонентам природного ландшафта?
5. Данные о ___ включают микроклиматические характеристики, информацию о шумовом режиме и чистоте воздушной среды.
6. ____ условия рассматриваются с точки зрения пригодности для произрастания растений. Особо выделяются участки благоприятные и неблагоприятные для произрастания растений
7. ___ рассматривается с точки зрения микроклимата и доступности для человека; определяются господствующие высоты, определяются участки территории с уклоном рельефа до 10 %, от 10 до 30 % и более 30 %, выделяются естественные террасы, овраги и тальвеги
8. ____ обследование определяет водный режим объекта, необходимость осушения, обводнения, полива, возможность создания водоемов и водных устройств.
9. изучение ____ включает геоботаническое и дендрологическое обследования, на их основе составляется дендрологический план, по которому определяется перспективный ассортимент
10. Как называются благоустроенные леса, организованные для разнообразных видов свободного отдыха на природе?
11. Сады жилой могут иметь ____, дисперсный или линейный характер.
12. Планировочные решения садов на прямую связаны с ____ окружающих зданий, конфигурацией участка, наличием других озелененных территорий поблизости
13. Как называется главное пространство современного микрорайона и первое звено, связывающее жилище с природой? Им пользуются ежедневно все жители, причем наиболее активно дети, старики, мамы с колясками, т.е. те малоподвижные демографические группы, для которых он становится «жизненным» пространством.
14. Какая основная функция жилого двора?
15. Что должно присутствовать в садах при детских дошкольных и учебных заведениях?
16. Какой должен быть участок детских дошкольных учреждений (детских садов и яслей)?
17. Что делают в детском саду для защиты от ветра, пыли, шума по периметру участка?
18. Какие МАФы должны быть на групповых площадках детей младшего возраста (до 3-х лет) ?
19. При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно применять ___ деревья и кустарники, т.к. именно им зимой отводится главная роль.
20. От каких растений нужно отказаться на участке в детском саду?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. городские многофункциональные и специализированные сады и парки; загородные зоны массового отдыха
2. сады при общественных зданиях; сады в жилой застройке; сады на искусственных основаниях
3. градостроительной
4. Полевое
5. Климате
6. почвенно-геологические
7. рельеф
8. гидрологическое
9. растительности
10. Лесопарки
11. Компактный
12. Этажностью
13. Жилой двор
14. рекреационно-оздоровительная
15. игровые площадки, мемориалы, информационные стенды, демонстрационные участки, уголки для тихого отдыха
16. должен быть хорошо освещен, сухим, с естественным стоком дождевых и талых вод.
17. создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, со стороны проезда ширину полосы увеличивают.
18. навесы, беседки, манежи, шведские стенки.
19. Хвойные
20. ядовитых и колючих, с несъедобными плодами

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК – 2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основные виды ландшафтов
A. Природный, антропогенный
B. Ландшафтный и природный
C. Антропогенный и аккультурный
2. Основные направления ландшафтной архитектуры:
A. Ландшафтное проектирование, ландшафтное планирование, ландшафтный дизайн
B. Строительство, ландшафтный дизайн
C. Строительство МАФ, дизайн, ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура
3. В каком масштабе работают над генеральным планом дома, участка?
A. 1:500 или 1:200
B. 2:1
C. 4:200
4. К специализированным паркам относится:
A. Парк Изумрудный
B. Парк Юбилейный
C. Зоопарк
5. Какие перспективы используются в ландшафтной архитектуре?
A. Прямая, перпендикулярная
B. Линейная, воздушная
C. Линейная, воздушная, прямая
6. Отдельно стоящие деревья, кустарники, цветы или высокие травы на фоне открытого пространства или массива из деревьев, кустарников или цветов – это
A. Солитер
B. Группа
C. Древесно-кустарниковая группа
7. Парки Франции XYII в. были:
A. живописными
B. регулярными
8. Искусство декоративной стрижки и формовки крон деревьев и кустарников – это
A. Топиарное
B. Подстригательное
C. Формовка растений
9. Основные виды цветочных композиций:
A. Группа, солитер, рядовая посадка
B. Цветочное оформление, боскет, газон
C. Клумба, рабатка, бордюр
10. Каменистый сад - это
A. Рокарий
B. Дендрарий
C. Японский сад
11. Низкий дерновый покров, искусственно создаваемый в основном из многолетних трав (злаков) – это
A. Газон
B. Группа
C. Декоративные МАФы
12. Виды газонов:
A. Спортивный, мавританский
B. Солитерный, групповой
C. Для отдыха, для прогулок
13. Удаление избытка воды системой закрытых (подземных) водотоков называется:
A. кольматаж
B. водосброс
C. дренаж
14. Сооружение, удерживающие грунт откоса насыпей и выемок от обрушения:
A. фундамент
B. дренаж
C. подпорная стенка
15. Подземная часть несущей конструкции подпорной стенки:
A. фундамент
B. ступень
C. проступь

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. – А
2. – А
3. – А
4. – С
5. – В
6. – А
7. – В
8. – А
9. – С
10. – А
11. – А
12. – А
13. – С
14. – С
15. – А

Критерии оценивания: (если дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
(если дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
1. Ландшафтное _______ - это общее формирование среды в масштабе стран и регионов (формирование, режимы охраны, использование буферных зон и т.д.).
2. ____ - небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залам
3. _____ - широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха.
4. ______ озеленение - озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (купола, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.
5. _____ сад - это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5-6 га (иногда до 10 га).
6. _____ - внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.
7. ____ - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач. Ее средства - естественные и искусственные формы рельефа: холмы и горки, земляные насыпи и валы, откосы и подпорные стенки, лестницы и пандусы, кратеры и каньоны и др.
8. _______ - специальное устройство для перехода с одного уровня площадки на другой. Высоту ступени, как правило, принимают - 15 см, а ширину (проступь) - 30 см.
9. ____ - слегка наклоненная плоскость, заменяющая лестницу. Начали впервые создавать в террасных парках 17-18 вв.
10. ____ - искусственный водоем для задержания и хранения воды, главным образом поверхностного стока.
11. ___ — пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водных элементов и других компонентов ландшафта, образующих целостную архитектурно-художественную композицию.
12. ___ территорий — комплекс мероприятий, направленных на улучшение санитарного и гигиенического состояния городской среды, включающих устройство коммуникаций, водо- и электроснабжение, отвод поверхностных вод, строительство дорог и их обустройство, осушение и пр
13. ___ зона — специальная территория, прилегающая к границам исторического парка, мемориала, заповедника, предназначенная для отвлечения части посетителей объекта, находящегося под государственной охраной, с целью предохранения его от чрезмерных рекреационных нагрузок; предназначена также для свободного отдыха посетителей.
Переведите данные численные масштабы в именованные:
14. 1:200
15. 1:3 000
16. 1:800 000
17. 1:40 000 000
Кратко ответьте на вопросы:
18. Что относится к основным объектам ландшафтного проектирования?
19. Что относится к специальным объектам ландшафтного проектирования?
20. Чем характеризуется регулярное стилевое направление?
21. Чем характеризуется пейзажное стилевое направление?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. – Планирование
2. – Боскет
3. – Бульвар
4. – Вертикальное
5. – Малый
6. – Патио
7. – Геопластика
8. – Лестница
9. – Пандус
10. – Пруд
11. – Ансамбль
12. – Благоустройство
13. – Буферная
Переведите данные численные масштабы в именованные:
14. в 1 см – 2 м
15. в 1 см – 30 м
16. в 1 см – 8 км
17. в 1 см – 400 км
Кратко ответьте на вопросы:
18. Городские многофункциональные (культуры и отдыха) и специализированные сады и парки (детские, аттракционные, спортивные, мемориальные, выставочные, зоологические, ботанические и т.д.); - загородные зоны массового отдыха.
19. К специальным объектам ландшафтного проектирования относятся: - сады при общественных зданиях; - сады в жилой застройке; - сады на искусственных основаниях; - скверы, бульвары, пешеходные пространства; - питомники, кладбища, защитно-мелиоративные насаждения.
20. Регулярное стилевое направление характеризуется: - геометрической сеткой плана; - архитектурно обработанным рельефом; - подчеркнутым доминированием главного здания; - четкими контурами водоемов; - рядовыми посадками кустарников и деревьев, их стрижкой.
21. Пейзажное стилевое направление отличается: - свободной сеткой плана; - извилистыми дорогами; - естественным рельефом; - свободными контурами водоемов, лужаек и др. элементов; - свободно растущей растительностью, живописными формами крон
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сады и парки при исторических общественных зданиях, мемориалах и памятниках культуры.
2. Озеленение и благоустройство зон массового отдыха и туризма.
3. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры
4. Природный комплекс города, как основной экологический каркас.
5. Экологический метод ландшафтного проектирования.
6. Значение зеленых насаждений в создании оптимальных условий для проживания человека.
7. Влияние природно-климатических факторов на городское зеленое строительство.
8. Формирование комфортной среды средствами ландшафтной архитектуры.
9. Ландшафтная организация территорий питомников и оранжерейно-тепличных комплексов.
10. Водно-зеленые системы населенных мест.

11. Зависимость архитектуры малых форм от архитектурных стилей.

12. Городские набережные - проблема рекреационных территорий в современном городе
13. Жилая застройка – проблема организации дворовых территорий
14. Эстетическое, экологическое воздействие природной среды на человека
15. Промышленные территории – пути современного ландшафтного преобразования в зоны отдыха
16. Проблемы сохранения естественного ландшафта в городской среде
17. Экологическая архитектура: понятия и развитие
18. Средозащитные функции зеленых насаждений
19. Оформление и благоустройство зеленой крыши
20. Современная ландшафтная архитектура как инструмент в решении актуальных проблем городского жителя.
21. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре.

22. Ландшафтный урбанизм для современного градостроительства
23. Идея города-сада
24. Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация природно-познавательных троп.
25. Зеленые насаждения в монастырях, вокруг церквей.
26. Рекреационный ландшафт. Устойчивость природных комплексов. Заповедные ландшафты.
27. Проектирование садов и парков на нарушенных территориях.
28. Загородные зеленые зоны массового отдыха.
29. Искусственное освещение объектов ландшафтной архитектуры
30. Современные ландшафтные архитекторы: Марта Шварц.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. «Ландшафтная архитектура» особый вид архитектурной деятельности. Разновидности ландшафтов. Объекты ландшафтной архитектуры.
2. «Культурный ландшафт» - разновидность антропогенного ландшафта. Городской ландшафт, ландшафт, окружающий город.
3. Понятие ландшафтной архитектуры, открытые пространства, ландшафтное планирование, ландшафтное проектирование, ландшафтный дизайн.
4. Роль зеленых насаждений в оздоровлении городской среды.
5. Загрязнение городской среды и оздоровление среды как одна из их важнейших функций ландшафтной архитектуры.
6. Схемы размещение озелененных территорий в плане города. Размещение ландшафтных объектов различного функционального использования в городе.
7. Нормирование озелененных территорий в поселениях.
8. Система городских зеленых насаждений. Принципы формирования системы озеленения территорий города. Насаждения общего пользования, ограниченного пользования и специального назначения.
9. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение городских улиц.
10. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение бульваров.
11. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение набережных.

12. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение микрорайона и кварталов.
13. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение территорий детских садов и школ.
14. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение территорий больниц.
15. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение полифункциональных парков.
16. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение детских и спортивных парков.
17. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение выставочных и мемориальных парков.
18. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение зоопарков.
19. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение парков аттракционов и гидропарков.
20. Архитектурно-планировочная, ландшафтная организация и озеленение парков на нарушенных территориях.
21. Геопластика в объектах ландшафтной архитектуры.
22. Особенности архитектурно-планировочной и ландшафтной организации малого сада.
23. Архитектурно-планировочная и ландшафтная организация сада на искусственном основании (сад на крыше).
24. Разновидности и варианты цветочного оформления городских территорий.
25. Разновидности малых архитектурных форм, применяемых в ландшафтной архитектуре.
26. Требования к озеленению территорий предприятий различного профиля. Санитарно-защитная зона, конструкции полос насаждений в санитарно-защитных зонах.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Теодоронский B.C Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры: М. : Издательский центр «Академия», 2006.
Л1.2 Л.Л. Субботина Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 В. С. Теодоронский, Е. Д. Сабо, В. А. Фролова ; под ред. В. С. Теодоронского Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7A60C7CE-D953-4779-9E9B-43223AC53003.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черняева Е.В., Викторов В.П. Основы ландшафтного проектирования и строительства: Учебное пособие , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ссылка на курс в мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины