МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры.
Задачи курса:
1. Усвоить теоритические основы современной экологии;
2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня;
3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
ОПК-2.1 Знает порядок выполнения, структуру, состав проектных работ в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.2 Умеет определять экономические, экологические, социальные и другие ограничения при выполнении проектных работы в области землеустройства и кадастров
ОПК-2.3 Владеет навыками определения ограничений при выполнении проектных работ в создании проектов различной степени сложности и направленности в области землеустройства и кадастров
ОПК-5Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров
ОПК-5.1 Знает основные методы оценивания результатов научно-исследовательской деятельности, в области землеустройства и кадастров
ОПК-5.2 Умеет оценивать результаты исследований и определяет способы обоснования полученных результатов
ОПК-5.3 Владеет навыками использования современных технологии для анализа результатов исследований в области землеустройства и кадастров и обоснования выводов полученных результатов при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные методы обработки информации и анализа математических данных, понятий фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать математический аппарат при выполнении работ географической направленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки решения географических задач с помощью базовых математических методов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология как наука
1.1. Общая экология как наука Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1
1.2. Общая экология как наука Сам. работа 2 4 Л1.1
1.3. История развития общей экологии Сам. работа 2 4 Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие организма и среды
2.1. Взаимодействие организма и среды Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1
2.2. Организм-среда Сам. работа 2 12 Л1.1
2.3. Среды жизни Сам. работа 2 6 Л1.1
2.4. Основные экологические факторы Сам. работа 2 6 Л1.1
Раздел 3. Экология популяций и экосистем
3.1. Экология популяций Практические 2 2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Экология экосистем Сам. работа 2 4 Л1.1
3.3. Экология популяций Сам. работа 2 4 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Экологические пирамиды Сам. работа 2 5 Л1.1
3.5. Экологические пирамиды Сам. работа 2 12 Л1.1
3.6. Динамика экосистем Сам. работа 2 16 Л1.1
Раздел 4. Биосфера как глобальная экосистема
4.1. Биосфера как глобальная экосистема Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1
4.2. Биосфера как глобальная экосистема Практические 2 2 Л3.1, Л1.1
4.3. Биосфера как глобальная экосистема Сам. работа 2 18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Человек в биосфере. Лекции 2 1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2635.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-5: Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Многоклеточные водоросли, голосеменные растения и папоротникообразные являются:
а) автотрофами (продуцентами) б) гетеротрофами (консументами)
в) гетеротрофами (редуцентами) г) хемотрофами (продуцентами)
Ответ: а
2. Ученый А. Тенсли ввел понятие:
а) биогеоценоз в 1940 г. б) биогенная миграция атомов в 1935 г.
в) экосистема в 1935 г. г) биосфера в 1920 г
Ответ: в
3. Экотоп (биотоп) и биогеоценоз образуют:
а) педосферу б ) экологическую нишу в) природное сообщество г) экосистему
Ответ:б
4. Гетеротрофами не являются:
а) паразиты б) редуценты-сапротрофы и железобактерии
в) консументы 2-го порядка г) продуценты
Ответ: г
5. Продукцию консументов называют:
а) первичной б) вторичной в) третичной г) основной
Ответ: б
6. Наименьшей первичной продукцией характеризуются;
а) поверхностные слои океана до 100 м б) прибрежные части океана
в) глубины океана г) мелководные участки океана
Ответ: в
7. Сукцессия, происходящая в реке сильно загрязненной органическими отходами, является:
а) автотрофной б) автохтонной в) абиотической г) гетеротрофной
Ответ: а
8. Сукцессия, которая начинается в лишенном жизни месте, называется:
а) первичной б) вторичной в) образующей г) итоговой
Ответ: а
9. . Перевернутая пирамида численности характерна для экосистем:
а) пустынь б) лугов в) водоемов г) гор
Ответ: в
10. Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе:
а) болота б) степи в) леса г) луга
Ответ: в
11. Устойчивость экосистемы зависит:
а) от биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей
б) от климатических характеристик
в) от пространственного расположения
г) от численности представителей отдельного вида
Ответ: а
12. Поток энергии - это переход энергии в виде химических связей органических соединений:
а) в цепях питания от более высокого трофического уровня к более низкому
б) в цепях питания от более низкого трофического уровня к более высокому
в) в почву как результат разложения
г) в реакциях фотосинтеза
Ответ: б
13. При переходе с одного трофического уровня на другой, более высокий, количество энергии:
а) увеличивается не менее чем на 10% б) уменьшается на 10%
в) уменьшается не менее чем на 90% г) совсем незначительно
Ответ: в
14/ При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:
а) животные быстрее и эффективнее размножаются;
б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;
в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс;
г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.
Ответ: в
15. Закон ограничивающего фактора гласит:
а) наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений;
б) наиболее значимым является взаимодействие факторов;
в) любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии;
г) наиболее значимым является тот фактор, который воздействует сильнее в любой момент времени.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Массовая гибель рыбы при разливе нефти в водоемах связана с уменьшением в воде_________.
Ответ: кислорода
2. Созданию парникового эффекта способствует наличие в атмосфере Земли_________.
Ответ: углекислого газа
3. Основная причина кислотных дождей — наличие в атмосфере Земл謬-_________.
Ответ: соединений серы
4. Главный виновник уничтожения озонового слоя_______________.
Ответ: фреоны (углеводороды)
5. Началом пищевых цепей в водных экосистемах являются_________.
Ответ: планктон
6. «Всякую обитаемую планету следует рассматривать, в определенном смысле, как живой объект — Гею» — такое мнение принадлежит________.
Ответ: Лавлоку
7. Основное количество кислорода в атмосфере, как считают
ученые, сохраняется благодаря__________.
Ответ: фотосинтезу бактерий
8. Основным источником энергии всех природных процес¬сов в биосфере является_____________.
Ответ: солнечная радиация
9. «Пленками жизни» по В.И. Вернадскому являются¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________.
Ответ: области повышенной концентрации живых организмов, обитающих на границе сред
10. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет____________.
Ответ: биогенной миграции элементов
11. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается круговорот веществ, называют_______________.
Ответ: экосистемой
12. Каждая устойчивая экосистема обязательно включает следующие компоненты: _____, консументы, редуценты.
Ответ: продуценты (автотрофы)
13.Согласно какому закону экологии любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм?
Ответ: закон оптимума
14. С мертвого растительного опада или помета животных начинаются пищевые цеп謬_____________.
Ответ: разложения.
15. Чистой продукцией экосистемы называют
Ответ: Совокупность неиспользованной продукции всех трофических уровней.
16. На поле пшеницы площадью 12 га мыши полевки за лето съели около 5 кг/га зерна. Определите величину прироста биомассы мышей, если в данной цепи питания облюдается правило 10 %.
Ответ: 6 кг.
17. Пределы численности популяции косуль в лесу составляют 20—200 особей. Известно, что годовой объем чистой первичной продукции (ЧПП) равен 20 т/год, на корм косулям пригодно в среднем 25 % растительной биомассы, а рацион одной особи составляет 500 кг/год. Сможет ли популяция самостоятельно сохранить свою численность или понадобится помощь человека?
О т в е т: за счет чистой первичной продукции леса сможет прокормиться только 10 косуль, а это ниже нижнего предела численности популяции. Следовательно, в этом лесу косули не смогут самостоятельно сохранить свое существование, им понадобится помощь человека в виде дополнительной подкормки.
18. За месяц на лугу лягушка съела листогрызущих насекомых общей массой 200 г. Чему равна масса (кг) всего рациона лягушки за лето, если данный вид корма составлял в нем 25 %?
О т в е т: 2,4 г.
19. Увеличение числа темно окрашенных особей в популяции в промышленных районах - индустриальный ...
Ответ: меланизм
20. Определите экологическую толерантность вида по отношению к температуре, если известно что от способен существовать при температуре от -8 до +15 градусов.
Ответ: 23 градуса.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
Формируются аналогично предыдущей компетенции



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павлова Е.И., Новиков В.К. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. О. В. Отто Общая экология : учеб. пособие для очного отд-ния геогр. фак. Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э2 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Э3 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Э4 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
Э5 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
Э6 Курс в Moodle "Общая экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.