МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика полевых исследований археологических объектов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Консультации 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
дин, Проф, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
дин, Проф, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика полевых исследований археологических объектов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний о характере и особенностях современных методов полевого изучения археологических памятников. Для этого необходимо решить сле-дующие задачи:
• дать характеристику основных законодательных основ полевой археологиче-ской деятельности;
• сформировать представление о современных методах археологических раско-пок памятников разного типа;
• познакомиться с основными способами отбора образцов для проведения есте-ственно-научных анализов;
• рассмотреть особенности ведения полевой документации и оформления науч-ного отчета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
ПК-2.1 Знает методы исследования музейных предметов и археологических памятников в музеях разных видов и профилей
ПК-2.2 Умеет применять в профессиональной деятельности нормативные акты, регулирующие порядок использования музейных предметов, археологических памятников
ПК-2.3 Владеет навыками определения научной значимости музейных предметов и археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Анализирует информацию о находках с помощью кабинетных методов археологического исследования.
Использует современные методы полевых и камеральных археологических исследований.
Собирает и анализирует информацию об угрозах памятникам культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет деятельность по учету и хранению археологических коллекций и связанных с ними объектов.
Обрабатывает археологические коллекции для передачи их в музейный фонд.
Осуществляет мониторинг состояния памятников культурного наследия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сравнивает выводы, полученные на основе анализа археологических источников с данными других нау
Знает особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании.
Применяет методы археологического исследования для решения экспертных и охранно-спасательных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательство РФ в сфере полевой археологии
1.1. Порядок и содержание документального оформления разрешения (Открытого Листа) на проведения архео-логических полевых работ. Практические 6 4 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Порядок и содержание документального оформления разрешения (Открытого Листа) на проведения архео-логических полевых работ. Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Методы полевых разведочных работ
2.1. Традиционные методы поиска археологических па-мятников (шурфовка, зондаж). Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Традиционные методы поиска археологических па-мятников (шурфовка, зондаж). Практические 6 4 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Дистанционные методы поиска археологических памятников (космосьемка, аэрофотосьемка, геомагнитные методы). Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Дистанционные методы поиска археологических памятников (космосьемка, аэрофотосьемка, геомагнитные методы). Практические 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Методы археологических раскопок археологических памятников разного типа
3.1. Методы археологических раскопок поселения и горо-дищ Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методы археологических раскопок грунтовых некро-полей Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы археологических раскопок курганных мо-гильников Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Научная полевая документация, камеральная обработка и консервация археологического материала
4.1. Научная полевая документация, камеральная обработка и консервация археологического материала Сам. работа 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Полевой дневник, составление планов и чертежей, фотофиксация Практические 6 6 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Камеральная обработка и консервация археологиче-ского материала, Практические 6 6 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Особенности оформление полевого научного отчета Практические 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Научная полевая документация, камеральная обработка и консервация археологического материала Сам. работа 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Особенности отбора проб и анализов для естественно-научных анализов в полевых условиях
5.1. Отбор на палеопочвенный и палеокарпологический анализы (флотация) и др. Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Консультации 6 33 ПК-2.1
Раздел 6. Геоинформационные технологии
6.1. Геоинформационные технологии Сам. работа 6 32 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Картография и ее применение в ГИС Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Картография и ее применение в ГИС Практические 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Дистанционное зондирование в археологии Лекции 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Дистанционное зондирование в археологии Практические 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Геофизические методы в археологии Практические 6 2 ПК-2.1 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

2. ГИС от КК отличается

Варианты ответов:
- динамическим режимом
- статическим режимом

3. Отличия ГИС от других технологий, программ
Варианты ответов:
- Возможность совместного анализа картографической и атрибутивной информации
- Гис объединяет ряд программ и технологий с целью управления сложными пространст-венными объектами
- Возможность поиска компьютерных вирусов
-Гис объединяет ряд программ и технологий с целью совершенствования статистических расчетов
- Данные ГИС содержат сведения о положении, топологических связях и признаках объ-ектов


3.первая коммерческая ГИС была выпущена в США
Варианты ответов:
- в 1982 г.
- в 1969 г.
- в 1995 г.

Общие сведения о геоинформационных технологиях
Применение ГИС в археологии и других исторических науках
Картография и ее применение в ГИС
Основы работы с настольными ГИС
Дистанционное зондирование в археологии
Геофизика и трехмерное моделирование
Тема 7. Геофизические методы в археологии
Тема 8. Применение ГИС в сохранении историко-археологического наследия
Законодательство РФ в сфере полевой археологии.
2. Документальное оформление разрешения на Открытый Лист
3. Составление планов и чертежей.
4. Фотографическая фиксация.
5. Фиксация координат объектов на местности, нивеллировка.
6. Методика полевого изучения петроглифов.
7. Виды археологических памятников, их специфика.
8. Методы археологической разведки.
9. Технические методы разведки памятников археологии.
10. Методы отбора (взятия) образцов для анализа археологических материалов методами естест-венных наук.
11. Топографическая карта и карта археологическая.
12. Геодезические приборы и инструменты: компас Адрианова, буссоль, нивелир, теодолит, та-хеометр.
13. Методика раскопок поселений (планиграфия, стратиграфия).
14. Первичная консервация и камеральная обработка.
15. Разбивка раскопа.
16. Методика раскопок погребальных памятников.
17. Применение механизации при раскопках погребальных памятников.
18. Особенности оформления Отчета о полевых археологических работ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Законодательство РФ в сфере полевой археологии.
2. Документальное оформление разрешения на Открытый Лист
3. Составление планов и чертежей.
4. Фотографическая фиксация.
5. Фиксация координат объектов на местности, нивеллировка.
6. Методика полевого изучения петроглифов.
7. Виды археологических памятников, их специфика.
8. Методы археологической разведки.
9. Технические методы разведки памятников археологии.
10. Методы отбора (взятия) образцов для анализа археологических материалов методами естест-венных наук.
11. Топографическая карта и карта археологическая.
12. Геодезические приборы и инструменты: компас Адрианова, буссоль, нивелир, теодолит, та-хеометр.
13. Методика раскопок поселений (планиграфия, стратиграфия).
14. Первичная консервация и камеральная обработка.
15. Разбивка раскопа.
16. Методика раскопок погребальных памятников.
17. Применение механизации при раскопках погребальных памятников.
18. Особенности оформления Отчета о полевых археологических работ.
. История развития ГИС
2. Понятие о геоинформационных системах, ГИС с различных позиций.
3. Применение ГИС в различных науках
4. Классификация ГИС.
5. Структура интегрированной системы, элементы ГИС.
6. Понятия о базах данных и их разновидностях.
7. Входные и выходные характеристики в базах данных.
8. Экспертные системы в ГИС, примеры применения.
9. Схема обобщенной ГИС, системный подход при ее разработке.
10. Функциональные возможности ГИС.
11. Обзор ГИС существующих в настоящее время и их функциональные возможности.
12. Место ГИС среди других автоматизированных систем.
13. Системы автоматизированного проектирования.
14. Автоматизированные справочно-информационные системы.
15. Типы экспертных систем для решения задач ГИС.
16. Общие принципы построения моделей данных в ГИС, основные понятия моделей дан-ных.
17. Аспекты рассмотрения моделей данных.
18. Классификационные задачи ГИС.
19. Базовые модели данных, используемые в ГИС. Инфологическая, иерархическая модели.
20. Реляционная модель данных.
21. Особенности организации археологических данных в ГИС.
22. Координатные данные и их основные типы.
23. Атрибутивное описание данных, точность атрибутивных и координатных данных.
24. Векторные и растровые модели.
25. Топологическое описание данных.
26. Трехмерные модели.
27. Основные виды моделирования в ГИС.
28. Цифровые модели местности.
29. Методы фотограмметрического проектирования цифровых моделей.
30. Программно-технологические блоки моделирования в ГИС.
31. Функционально-моделирующие операции.
32. Характеристики цифровых моделей.
33. Структуры (логическая, физическая) и свойства цифровых моделей.
34. Инструментальные средства ГИС, назначение и возможности.
35. Система ГеоДраф, Географ (GeoDraw, GeoGraph MapInfo и др.).
42. Отечественная система "Панорама".
43. Применение ГИС: электронные карты.
44. Что такое проект, виды, таблицы, диаграммы, компоновка и тексты программ.
45. Основные кнопки и инструменты перемещения по карте.
46. Подготовка карты для отчета и вывод ее на печать, магнитный носитель.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.




Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов А. И. Археология: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2008
Л1.2 А.И. Мартынов, Я.А. Шер Методы археологического исследования: учеб. пособие для вузов б.и., 1989
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мартынов А.И. Культурогенез: учеб. пособие , 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Методика полевых исследований и геоинформационные технологии в археологии" составляют лекции. Они представляют систематизированные зна-ния студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и сти-мулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззре-ния, профессионально-значимых свойств и качеств.
Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фак-тов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Рекомендации по подготовке к тестам:
Перед прохождением тестов студент должен повторить материал лекций, практических за-нятий. Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множе-ственный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет в виде итого-вого тестирования.
Итоговый тест по темам учебной дисциплины состоит из 30 вопросов по всем разделам. Продолжительность зачетной работы – 40 минут.
Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учеб-ного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление ма-териала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.