МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музей и социум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 42 42 42 42
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.кульутурологии, Доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Музей и социум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомить обучающихся с основами истории, теории и современной методологии музейной педагогики, на основе чего сформировать первичные навыки методической работы в данной сферы.
Задачи дисциплины:
-сформировать способность применять современные проектные методы музейной педагогики;
-раскрыть основные методические приемы работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейно-педагогических мероприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики;
ОПК-3.1 Знает номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность; структуру корпоративного и личного имиджа в музейной сфере
ОПК-3.2 Умеет использовать этикетные нормы речевой культуры и профессиональной этики
ОПК-3.3 Владеет навыками анализа этических проблем в профессиональной деятельности
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю формирования и современные тенденции развития музейной педагогики как отраслей научного знания;
- содержание основных методических приемов, основные проектные методики работы с различными категориями посетителей музеев, этапы подготовки и технику проведения музейных мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и отбирать (в зависимости от специфики объектов показа) методы и подходы, необходимые для подготовки различных видов музейных программ;
- извлекать, анализировать, систематизировать информацию о музейных раритетах, коллекциях, собраниях, объектах культурного и природного наследия для отбора объектов с целью презентации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования знаний о приемах и методах музейной педагогики для осуществления обслуживания различных категорий посетителей, как одного из направлений культурно-образовательной деятельности музеев;
- опыт оформления результатов по разработке этапов музейно-педагогических занятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Музейная социология специфика, подходы и направления
1.1. Музейная социология. Предмет и задачи отрасли Практические 3 4 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Музейная социология. Предмет и задачи отрасли Сам. работа 3 10 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Возникновение и развитие музеев: социологический анализ Практические 3 4 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Институализация музейной деятельности Функции социального института музея Практические 3 4 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.5. Консультации 3 12 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4
Раздел 2. Музей и музейная коммуникация
2.1. Приспособление методов социологии и психологии к задачам музейной коммуникации Практические 3 4 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Музей как средство межкультурной коммуникации. Культурный регион как объект музейной деятельности Практические 3 4 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований музейной аудитории и музейной деятельности Практические 3 2 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Консультации 3 6 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4
Раздел 3. Психологические особенности методики работы с различными категориями посетителей
3.1. Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей Сам. работа 3 20 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей Практические 3 8 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Методические аспекты работы на музейной экспозиции Сам. работа 3 12 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Методические аспекты работы на музейной экспозиции Практические 3 6 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.5. Консультации 3 12 ОПК-3.3, УК-5.3, УК-3.3, УК-1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Интерактивность в условиях музея
1. Метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, позволяющий активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия.
2. Технология, предполагающая активное участие музейной аудитории в процессе музейной коммуникации с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства.
3. Возможность посетителя и музейного педагога включиться в продуктивный диалог с музейной средой.

ВОПРОС 2. Коллекция музейная
1. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
2. Музейные предметы, связанные общностью одного или нескольких признаков и представляющие научный интерес.
3. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков.
4. Первые музейные учреждения

ВОПРОС 3. Первые музейные учреждения появились в
1. Эпоху Античности
2. Эпоху Возрождения
3. Эпоху Просвещения
4. XIX веке

ВОПРОС4. Какая из российских коллекций царской семьи стала первым публичным музеем России
1. Оружейная палата
2. Кунсткамера
3. Эрмитаж
4. Собрание Большого Петергофского дворца

ВОПРОС 5. Образовательная деятельность музея
1. Специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
2. Специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на воспитание и обучение личности музейными средствами.
3. Специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие и воспитание личности музейными средствами.

ВОПРОС 6. К основным свойствам музейного предмета не относится
1. Аттрактивность
2. Информативность
3. Экспрессивность
4. Древность

ВОПРОС 7. Художественные музеи делятся на музеи
1. Изобразительного искусства
2. Народного искусства
3. Декоративно-прикладного искусства
4. Все ответы верны

ВОПРОС 8. К основным подходам теоретического обоснования предмета
музееведения относятся
1. Институциональный
2. Предметный
3. Комплексный
4. Все ответы верны

ВОПРОС 9. Составляющие музейно-педагогического процесса
1. Музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель.
2. Музейный педагог и музейный зритель.
3. Музейный предмет, музейный педагог, музейный зритель и художественное восприятие.

ВОПРОС 10. Коммуникация музейная
1. Процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого является его способность понимать «язык» музейных предметов.
2. Процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого является способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания. 3. Процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом.

ВОПРОС 11. Понятие «музей» ввели в культурный обиход
1. Древние римляне
2. Египтяне
3. Древние греки
4. Ассирийцы

ВОПРОС 12. Основатель Кунсткамеры
1. Екатерина I
2. Петр I
3. Демидов
4. Голицын

ВОПРОС 13. Музейная реклама
1. Реклама самого музея, формирующая долговременный имидж
2. Комплексное изучение рынка, система мер, способствующая развитию и формированию спроса на выставки и экспозиции
3. Экспозиции, выставки и другие виды и формы культурно-образовательной деятельности
4. Привлечение спонсоров, формирование мнения общественности о музее

ВОПРОС 14. К задачам музейного маркетинга не относится
1. Формирование имиджа
2. Содействие увеличению посещаемости музея
3. Всесторонняя информация о музее
4. Привлечение в музей всей категорий посетителей

ВОПРОС 15. Первый университетский музей в России был открыт
1. 1791 г.
2. 1812 г.
3. 1918 г.
4. 1835 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Заглавный текст –
Ответ: Текст, который помогает посетителю ориентироваться в экспозиции и содержит названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов.

2. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное

3. Метод построения экспозиции – ______________

Ответ: Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов

4.Под влиянием какой концепции происходит переосмысление изобразительного языка в искусстве экспозиции
Ответ: новых эстетических концепций

5.Местом проведения первой Всемирной выставки был:
Ответ: Лондон

6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещения и подачи экспонатов

7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи
Ответ: историко-революционные

8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________
Ответ: этикетаж

9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это______________
Ответ: знак

10. Выставки первоначально появились в связи с ______________
Ответ: Проведением ярмарок

11. Ярмарки с древности имели уровень ______________
Ответ: международный

12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
Ответ: во второй половине XVI века

13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы –
Ответ: тематико-экспозиционный план

14.Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы
Ответ: Художественному

15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап
Ответ: монтаж экспозиции

16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
Ответ: Пояснительный

17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников
Ответ: И. Шишкина и И. Репина

18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
Ответ: в Москве, Петербурге и провинции

19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи
Ответ: узкого придворно-аристократического круга

20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – ______________
Ответ: выставочный павильон

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Термин «музеография» в научный оборот ввел
1. Каспар Найкель
2. Джулио Манчини
3. Самуэль Квиккеберг
4. Д.В. Моллер

ВОПРОС 2. Имя создателя первого путеводителя по галерее в Италии
1. Ланци
2. Бьянки
3. Симонетти
4. Кампорези

ВОПРОС 3. Не соответствует характеристике основных признаков музейной аудитории
1. Профессиональная принадлежность и архетип
2. Возраст и образовательный уровень
3. Профессиональная принадлежность и место жительства
4. Образовательный уровень и место жительства

ВОПРОС 4. Музейно-педагогический процесс
1. Системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры
2. Взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры 3. Процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом

ВОПРОС 5. Архитектор здания российского музея Кунсткамеры
1. Г.И. Маттарнови
2. В.В. Растрелли
3. И.Ф. Браунштейн
4. К.И. Росси

ВОПРОС 6. Первый детский музей в мире
1. Детский музей в Бруклине
2. Музей игрушки в Сергиевом Посаде
3. Музей сказки в Москве
4. Детский музей в Каракасе

ВОПРОС 7. Первый и самый крупный в России Педагогический музей военно-учебных заведений был основан в
1. 1864
2. 1901
3. 1880
4. 1900

ВОПРОС 8.Подробное описание внешнего вида предмета
1. Интерпретация
2. Систематизация
3. Атрибуция
4. Классификация

ВОПРОС 9. Создателем школы творческой экскурсии был
1. Бакушинский А.В.
2. Столяров Б.А.
3. Юхневич М.Ю.
4. Выготский Л.С.

ВОПРОС 10. Одним из теоретиков образовательной функции музея был
1. Новорусский М.В..
2. Франкл В.
3. Столяров Б.А.
4. Лысюк В.Г.

ВОПРОС 11. В мае 1894 г. Императорскому Российскому историческому музею было присвоено имя
1. Императора Александра III
2. Петра Великого
3. Екатерины Великой
4. Николая I

ВОПРОС 12. Соотнесите автора и его произведение
1. Портрет старика
2. Мадонна Альба
3. Рафаэль
4. Рембрандт

ВОПРОС 13. Родиной феномена экомузея является
1. Россия
2. Франция
3. Англия
4. Испания

ВОПРОС 14. Свойства музейного предмета
1. Информативность
2. Аттрактивность
3. Экспрессивность
4. Все ответы верны

ВОПРОС 15. Автор работы «Музей – его смысл и назначение»
1. Н.Федоров
2. Н.И. Романова
3. Ф.И. Шмит
4. Г. Фройденталь

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Заглавный текст –
Ответ: Текст, который помогает посетителю ориентироваться в экспозиции и содержит названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов.

2. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное

3. Метод построения экспозиции – ______________

Ответ: Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов

4.Под влиянием какой концепции происходит переосмысление изобразительного языка в искусстве экспозиции
Ответ: новых эстетических концепций

5.Местом проведения первой Всемирной выставки был:
Ответ: Лондон

6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещения и подачи экспонатов

7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи
Ответ: историко-революционные

8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________
Ответ: этикетаж

9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это______________
Ответ: знак

10. Выставки первоначально появились в связи с ______________
Ответ: Проведением ярмарок

11. Ярмарки с древности имели уровень ______________
Ответ: международный

12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
Ответ: во второй половине XVI века

13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы –
Ответ: тематико-экспозиционный план

14.Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы
Ответ: Художественному

15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап
Ответ: монтаж экспозиции

16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
Ответ: Пояснительный

17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников
Ответ: И. Шишкина и И. Репина

18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
Ответ: в Москве, Петербурге и провинции

19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи
Ответ: узкого придворно-аристократического круга

20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – ______________
Ответ: выставочный павильон

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Одним из первых теоретиков американского музея, видевшего цель музеев в обучении идеям через предметы был
1. Д. Гудд
2. Д. Рескин
3. Р. Вайер
4. У. Моррис

ВОПРОС 2. Основные социальные функции музея
1. Документирование
2. Организация свободного времени
3. Образование и воспитание
4. Все ответы верны

ВОПРОС 3. Зеленко А.У. провозглашал приоритет музея в 1. Чувственно-эмоциональном развитии личности 2. Художественном воспитании 3. Приобщении к художественному творчеству

ВОПРОС 4. Музейная педагогика - это наука, изучающая 1. Историю и особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музея на различные категории посетителей 2. Принципы, методы и формы реализации образовательной деятельности музеев 3. Передачу художественного опыта в условиях музейной среды 4. Все ответы верны

ВОПРОС 5. Объект музейной педагогики 1. Музейно-образовательная среда 2. Культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации 3. Общение с культурными ценностями в условиях музейной среды 46. Предмет музейной педагогики 1. Исследование закономерностей общения с культурными ценностями в условиях музейной среды 2. Исследование сущности и особенностей музейно-образовательной среды
3. Исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации

ВОПРОС 6. Понятие музейной коммуникации ввел в научный оборот
1. Д.Ф. Камерон
2. Д. Портер
3. Р. Стронг
4. М.Б. Гнедовский

ВОПРОС 7. В каком веке появился термин социальная коммуникация
1. XXI
2. XX
3. XIX
4. XVIII

ВОПРОС 8. Совокупность музеев, существующих на одной территории - это
1. Музейная сеть
2. Профиль музея
3. Музеи одной специализации
4. Музеи коллекционного типа

ВОПРОС 9. По какому принципу группируются предметы в коллекции
1. По типам источников
2. По происхождениям
3. По содержаниям
4. Все ответы верны

ВОПРОС 10. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные
предметы связаны с определенным лицом или историческим событием
1. Личная
2. Тематическая
3. Мемориальная
4. Систематическая

ВОПРОС 11. В каком году состоялась первая всемирная промышленная выставка, после которой стали создаваться музеи науки и техники
1. 1815
2. 1877
3. 1851
4. 1880

ВОПРОС 12. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется
1. Музейная
2. Тематическая
3. Мемориальная
4. Личная

ВОПРОС 13. Основные типы музейных выставок
1. Тематические
2. Фондовые
3. Отчетные
4. Все ответы верны

ВОПРОС 14. Для пространственного экспонирования используется
1. Витрина
2. Подиумы
3. Универсальная модульная система
4. Все ответы верны

ВОПРОС 15. Совокупность людей, включенных в сферу культурно-
образовательной деятельности музея
1. Целевая аудитория
2. Смешанная аудитория
3. Музейная аудитория
4. Группа посетителей

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен соблюдать требования профессиональных стандартов и нормы профессиональной этики


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Первый музей слепков основан в
1. 1872
2. 1812
3. 1827
4. 1830

ВОПРОС 2. Выставки, знакомящие посетителей с малодоступными коллекциями, называются
1. Тематические
2. Фондовые
3. Отчетные
4. Все ответы верны

ВОПРОС 3. Первый детский музей в нью-йоркском районе Бруклин создан в
1. 1899
2. 1918
3. 1981
4. 1900

ВОПРОС 4. Термин «музейный педагог» ввел в обращение
1. Г. Фрейденталь
2. Н. Федоров
3. А. Лихтварк

ВОПРОС 5. Создатель системы эстетического воспитания в художественных музеях
1. А.В. Бакушинский
2. Н.Д. Бартрам
3. А.У. Зеленко

ВОПРОС 6. Музейный педагог
1. Специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее
2. Субъект музейно-педагогического процесса
3. Человек, имеющий педагогическое и музееведческое образование

ВОПРОС 7. Музейные игры впервые появились в
1. Музее игрушки Бартрама Н.Д. (Россия)
2. Парк-музее Г. Провиденса, Х. Мэдисон (США)
3. Экомузее Ж. Ривьера (Франция)

ВОПРОС 8. Основоположник музейно-педагогической методики
1. Лихтварк
А. 2. Бартрам
Н.Д. 3. Столяров Б.А
ВОПРОС 9. Создателем школы творческой экскурсии был
1. Бакушинский А.В.
2. Столяров Б.А.
3. Юхневич М.Ю.
4. Выготский Л.С.

ВОПРОС 10. Одним из теоретиков образовательной функции музея был
1. Новорусский М.В..
2. Франкл В.
3. Столяров Б.А.
4. Лысюк В.Г.

ВОПРОС 11. В мае 1894 г. Императорскому Российскому историческому музею было присвоено имя
1. Императора Александра III
2. Петра Великого
3. Екатерины Великой
4. Николая I

ВОПРОС 12. Соотнесите автора и его произведение
1. Портрет старика
2. Мадонна Альба
3. Рафаэль
4. Рембрандт

ВОПРОС 13. Родиной феномена экомузея является
1. Россия
2. Франция
3. Англия
4. Испания

ВОПРОС 14. Свойства музейного предмета
1. Информативность
2. Аттрактивность
3. Экспрессивность
4. Все ответы верны

ВОПРОС 15. Автор работы «Музей – его смысл и назначение»
1. Н.Федоров
2. Н.И. Романова
3. Ф.И. Шмит
4. Г. Фройденталь

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Заглавный текст –
Ответ: Текст, который помогает посетителю ориентироваться в экспозиции и содержит названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов.

2. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это–__________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное

3. Метод построения экспозиции – ______________

Ответ: Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов

4.Под влиянием какой концепции происходит переосмысление изобразительного языка в искусстве экспозиции
Ответ: новых эстетических концепций

5.Местом проведения первой Всемирной выставки был:
Ответ: Лондон

6. Укажите, какие вопросы имеют особое значение в эскизном проекте
Ответ: размещения и подачи экспонатов

7. Первыми во второй половине 1920-х гг. тематический, или комплексно-тематический метод экспонирования стали разрабатывать музеи
Ответ: историко-революционные

8. Совокупность всех этикеток данной экспозиции – это ______________
Ответ: этикетаж

9. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это______________
Ответ: знак

10. Выставки первоначально появились в связи с ______________
Ответ: Проведением ярмарок

11. Ярмарки с древности имели уровень ______________
Ответ: международный

12. В каком веке начинается классификация музеев по областям знаний?
Ответ: во второй половине XVI века

13. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы –
Ответ: тематико-экспозиционный план

14.Определите, к какому этапу проектирования экспозиции, относится образное, пластическое воплощение темы
Ответ: Художественному

15. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается этап
Ответ: монтаж экспозиции

16. __________________ текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к комплексу или же к отдельному экспонату.
Ответ: Пояснительный

17. Впервые помимо законченных работ, содержала этюды, эскизы и рисунки художников выставка русских художников
Ответ: И. Шишкина и И. Репина

18. Выставки Товарищества передвижных художественных выставок проходили
Ответ: в Москве, Петербурге и провинции

19. Для какой аудитории в эпоху Возрождения были предназначены музеи
Ответ: узкого придворно-аристократического круга

20. Первая Всемирная выставка породила новый тип архитектурного сооружения – ______________
Ответ: выставочный павильон

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Музеи и проблемы сохранения культурного наследия.
Синергетический метод в исследовании музея.
Музей как средство межкультурной коммуникации.
Культурный регион как объект музейной деятельности.
Особенности социокультурного подхода П. Сорокина.
Институциональный анализ в 20-50х годах XX века (Т. Парсонс).
Место потребности в музейной деятельности в общей структуре потребностей человека.
Объект, предмет и функции социологии.
Особенности социологического подхода к изучению социальных явлений.
Понятие социализации.
Особенности социологического изучения культуры и музея.
Понятие социального института.
Функции социального института музея.
Особенности социологического изучения общественного мнения.
Методология, методика, метод социологического исследования.
Структура процесса социологического исследования в музее.
Типы социологических исследований в музеи.
Методы сбора социологической информации в музее.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Понятие социального института.
Функции социального института музея.
Особенности социологического изучения общественного мнения.
Методология, методика, метод социологического исследования.
Структура процесса социологического исследования в музее.
Типы социологических исследований в музеи.
Методы сбора социологической информации в музее.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванова, Н.П. Музейная педагогика: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2010 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин, А. А. Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/844
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайский государственный краеведческий музей myagkm.ru
Э2 Портал "Музеи России" www.museum.ru
Э3 Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета altarcheomuseum.wixsite.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Комплексное изучение обучающимися дисциплины предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины; творческую работу обучающихся в ходе проведения семинарских, практических занятий, а также систематическое выполнение тестовых и иных заданий для самостоятельной работы обучающихся.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты обучающимися во внимание. Основой для подготовки обучающегося к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем.
Основной целью практических занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения обучающимися самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках занятий. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения, что позволяет погружать обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к практическим заданиям обучающиеся в обязательном порядке должны использовать публикации по изучаемой теме в профильных журналах: «Библиотечное дело», «Музей», кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов. Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и навыков. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований:
1) знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе;
2) использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий,справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы;
3) культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения.
4) соблюдение требований к структуре и оформлению.
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины.