МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецхранение археологических коллекций в музеях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильМузейная археология; Современные технологии хранения и презентации музейных ценностей
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план51_03_04_Музеология_Профили-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 69
индивидуальные консультации 64
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 69 69 69 69
Консультации 64 64 64 64
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Абрамова Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Спецхранение археологических коллекций в музеях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование компетенций студентов в сфере комплектования, атрибуции, хранения музейных предметов.
Задачи курса:
-осветить вопросы теории и практики хранения музейных предметов;
-освоение основных положений государственного регулирования и контроля в области хранения музейных предметов;
-выявление всех видов работ, связанных с учетом и хранением музейных предметов, подлежащих специальному хранению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен организовать деятельность по хранению и учету музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.1 Знает принципы хранения и учета музейных предметов и коллекций в музеях всех видов
ПК-1.2 Умеет применять специальные знания при хранении и учете музейных предметов, музейных коллекций
ПК-1.3 Владеет навыками организации учетно-хранительской деятельности в музеях всех видах
ПК-2Способен планировать и организовывать деятельность по выявлению, изучению, сохранению музейных предметов и археологических памятников
ПК-2.1 Знает методы исследования музейных предметов и археологических памятников в музеях разных видов и профилей
ПК-2.2 Умеет применять в профессиональной деятельности нормативные акты, регулирующие порядок использования музейных предметов, археологических памятников
ПК-2.3 Владеет навыками определения научной значимости музейных предметов и археологических памятников
ПК-3.01Способен организовать и осуществлять экспертизу археологических памятников на всех этапах учетно-хранительской деятельности в музее
ПК-3.01.1 Знает специфику организации хранения археологических предметов в музеях и учреждениях музейного типа
ПК-3.01.2 Знает методики атрибуции и экспертизы археологических предметов
ПК-3.01.3 Умеет оценить степень сохранности музейных археологических находок
ПК-3.01.4 Владеет навыками выявления в музейных фондах археологических предметов, нуждающихся в консервации и реставрации, а также требующих особых режимов хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
-терминологическую базу в области хранения в музее;
-методы комплектования музейного собрания;
-основные элементы атрибуции музейных предметов, подлежащих специальному хранению.
3.2.Уметь:
3.2.1.-ориентироваться в требованиях, предъявляемых к хранению музейных предметов;
-применять принципы комплектования и учета, обеспечивающих физическую сохранность музейных предметов;
-выполнять работу по текущему комплектованию и хранению музейных предметов, подлежащих специальному хранению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-теорией фондовой работы, комплектования и хранения музейных предметов, подлежащих специальных хранению;
-технологиями атрибуции и хранения музейных коллекций;
-принципами организации хранения музейных предметов в экспозиции, на выставках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Хранение музейных предметов: цель и задачи
1.1. Задачи хранения музейных предметов и коллекций в современных музеях Лекции 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Задачи консервации и реставрации музейных предметов и система хранения музейных фондов Сам. работа 8 10 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
1.3. Режимы хранения музейных предметов, подлежащих специальному хранению: общая характеристика Практические 8 8 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
1.4. Режимы хранения музейных предметов, подлежащих специальному хранению: общая характеристика Сам. работа 8 10 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
1.5. Консультации 8 20 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1
Раздел 2. Хранение музейных предметов и коллекций в музеях России
2.1. Хранение музейных предметов по виду материала: дерево, металл, керамика Лекции 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.2. Хранение музейных предметов по виду материала: дерево, металл, керамика Практические 8 6 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.3. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Лекции 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Практические 8 6 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.5. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов Сам. работа 8 15 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.6. Хранение оружия в фондовом собрании музеев Лекции 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.7. Хранение оружия в фондовом собрании музеев Сам. работа 8 16 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
2.8. Консультации 8 24 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1
Раздел 3. Особенности спецхранения музейных предметов в экспозиции
3.1. Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов Лекции 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов Практические 8 8 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов в экспозиции Лекции 8 2 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.4. Хранение музейных предметов из драгоценных металлов в экспозиции Сам. работа 8 10 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.5. Хранение оружия в музейных экспозициях Лекции 8 2 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.6. Хранение оружия в музейных экспозициях Практические 8 4 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.7. Хранение оружия в музейных экспозициях Сам. работа 8 8 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1 Л2.1, Л1.1
3.8. Консультации 8 20 ПК-2.2, ПК-1.2, ПК-3.01.1
Раздел 4. Экзамен по дисциплине

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

Охрана музейных фондов предполагает:
a) Закрепление за предметом особого юридического статуса
b) Соблюдение режима хранения музейных предметов
c) Научные исследования музейных предметов
2.Документы охраны музейных фондов:
a) Акты приёма и выдачи, Книга поступлений и Научный инвентарь
b) Система классификации систематизации
c) ФЗ РФ «О музейном фонде»
3.Шифр музейного предмета складывается из:
a) Номера по Книге поступлений и номера по Научному инвентарю
b) Номера по акту прима и акту выдачи в фонд
c) Номера по полевой описи и номера по Книге поступлений
4. Музейные картотеки относятся к:
a) Документам для служебного пользования
b) Документам общего пользования
c) Документам юридической охраны музейных фондов
5.Музейный каталог составляется на основе:
a) Фондовой документации
b) Экспозиционных путеводителей
c) Книги поступлений
6.Хранение музейных фондов осуществляется на основе:
a) Режима хранения
b) Учёта музейных фондов
c) Каталогизации фондов
7.Режимы хранения фондов:
a) Температурно-влажностный, световой, биологический
b) Юридический, биологический, архивный
c) Температурно-влажностный, реставрационный, консервационный

Тема презентации «Принципы проведения историко-культурной экспертизы в музеях России (на примере экспозиции и выставок музеев Алтайского края и Сибири)».

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не запланированы
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы

Основные факторы сохранения музейных предметов: общая характеристика
Цель и задачи хранения музейных предметов
Хранилища коллекций по виду материала: дерево, ткань, металл, керамика
Хранилища письменных и изобразительных памятников
Хранение кино-фото-фонодокументов в музеях
Хранение драгоценных металлов и камней, орденов и медалей в музеях
Хранение оружия в музеях
Открытое хранение: основные правила
Сейфы, шкафы, стеллажи, полки в музейном хранилище
Служебные помещения хранителей и научных сотрудников
Учетная музейная документация и хранение музейных предметов
Основные правила хранения предметов, подлежащих специальному хранению
Музейные фондохранилища: режимы и условия спецхрванения музейных предметов
Защита музейных в экстремальных ситуациях
Комплексная система хранения экспонатов. Требования к размещению музейных предметов.
Упаковка и транспортировка музейных предметов.

Тема презентации «Принципы проведения историко-культурной экспертизы в музеях России (на примере экспозиции и выставок музеев Алтайского края и Сибири)».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Консервация, реставрация и использование объектов культурного и природного наследия: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура.РФ – гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России www.culture.ru
Э2 Государственный каталог Музейного фонда Российского Федерации goskatalog.ru
Э3 Спецхранение музейных предметов и коллекций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Спецхранение музейных предметов» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «Спецхранение музейных предметов» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (культура, материальная и духовная культура, период, традиция, наука, идеология, религия, мифология, культурные универсалии, музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из четырех разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять историко-культурную характеристику регионов мира для определенной исторической эпохи, выявлять и анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры и навыками представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в
лекциях, основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Могут быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать историко-географические характеристики изучаемой культуры, хронологические рамки, выдающихся деятелей и достижения культуры в соответствии с планом занятия, особенности культурного развития региона в рассматриваемый период.
Большое внимание в курсе уделяется персоналиям, которые внесли значительный вклад в становление, эволюцию и сохранение мировой культуры (императоры и другие государственные деятели, ученые, писатели и поэты, художники и архитекторы, композиторы, актеры и др.).
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.