МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогический дизайн и управление образовательной средой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательный инжиниринг
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_Педагогическое образование_ОИ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 187
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Педагогический дизайн и управление образовательной средой

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение вопросов, связанных с педагогическим дизайном и управлением образовательной средой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы для обеспечения качества образования в современном цифровом обществе
ПК-1.1 Знает нормативные документы в сфере образования; теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, средства обучения и их дидактические возможности
ПК-1.2 Умеет разрабатывать концепцию основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей образовательной организации
ПК-1.3 Определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития
ПК-1.4 Способен корректировать образовательную программу, исходя из данных мониторинга образовательных результатов
ПК-4Способен разрабатывать методическое сопровождение созданных инновационных образовательных продуктов
ПК-4.1 Знает структуру, содержание и особенности учебно-методических материалов, применяемых в учебном процессе для сопровождения созданных инновационных продуктов
ПК-4.2 Умеет разрабатывать методические рекомендации по использованию созданных инновационных продуктов
ПК-4.3 Владеет навыками представления профессиональному сообществу созданных инновационных образовательных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает нормативные документы в сфере образования; теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, средства обучения и их дидактические возможности
ПК-4.1: Знает структуру, содержание и особенности учебно-методических материалов, применяемых в учебном процессе для сопровождения созданных инновационных продуктов
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет разрабатывать концепцию основных и дополнительных образовательных программ с учетом особенностей образовательной организации
ПК-4.2: Умеет разрабатывать методические рекомендации по использованию созданных инновационных продуктов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные (в том или ином предметном образовательном контексте) способы его обучения и развития
ПК-1.4: Способен корректировать образовательную программу, исходя из данных мониторинга образовательных результатов
ПК-4.3: Владеет навыками представления профессиональному сообществу созданных инновационных образовательных продуктов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные концепции и модели обучения как основа педагогического проектирования (дизайна)
1.1. Содержание понятия «педагогическое проектирование (дизайн)». Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические подходы к моделированию ученого процесса как к этапу предшествующему проектированию. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Объясняющая и прогностическая функции теоретических моделей обучения высокого уровня обобщения. Сам. работа 2 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Педагогическое проектирование (дизайн) как область научного знания и как процесс проектирования среды обучения
2.1. Педагогический дизайн как процесс проектирования среды обучения. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Педагогический дизайн как процесс проектирования средств обучения. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Понятие о производственном цикле создания учебных материалов. Сам. работа 2 30 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проектирование цифровых учебных материалов (ЦУМ)
3.1. 1. Цифровые учебные материалы как объект проектирования. Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Этапы разработки цифровых учебных материалов. Практические 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Современные технологии проектирования виртуальных объектов различных медиаформатов
4.1. Использование различных медиаформатов представления учебного контента в ресурсе Лекции 2 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Реализации проекта ресурса в стандартных инструментальных средах. Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Основы технологии создания авторских учебных материалов с использованием открытых коллекций цифровых образовательных ресурсов
5.1. Общая теория моделирования образовательного процесса (виды метамоделей их структура, свойства и функции элементов модели) Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Анализ известных моделей и технологии обучения с позиций их содержания на основе абстрактных моделей построения учебного процесса Практические 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Педагогическое проектирование (дизайн) в сетевых технологиях обучения
6.1. Дистанционные технологии как средство поддержки форм очного и заочного обучения. Понятие «дистанционное обучение» Сам. работа 2 32 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Модели дистанционного обучения. Сам. работа 2 32 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Этапы образовательного процесса ДО Сам. работа 2 32 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.4. Средства обучения в системе ДО. Сам. работа 2 31 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы для обеспечения качества образования в современном цифровом обществе
ПК-4: Способен разрабатывать методическое сопровождение созданных инновационных образовательных продуктов
Примеры заданий закрытого типа:
1. Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
2. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
а) проект;
б) план;
в) программа .
3. Тип педагогического проекта
а) исследовательский, творческий, игровой;
б) технический, исследовательский, игровой;
в) социальный, исследовательский, творческий.
4. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
а) методика;
б) деятельность;
в) проектирование.
5. Проектная деятельность – это…
а) сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности;
б) план с четким определением, цели, мотивов, достижения результатов;
в) предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
6. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическое конструирование;
в) педагогическое проектирование.
7. План – это
а) схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей;
б) последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных;
в) предварительный текст какого-нибудь документа, материал.
8. На каком этапе ставиться цель, определяется актуальность и значимость проекта
а) подготовительный этап;
б) основной этап;
в) заключительный этап.
9. Что входит в основной этап
а) анализ результатов проекта;
б) подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе;
в) ознакомление детей с художественной литературой, проведение бесед, работа с родителями, проведение занятий, проведение мероприятия.
10. Совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
11. Педагогика – это
а) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
б) наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей;
в) наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
12. Процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений
а) педагогическое проектирование;
б) образовательное проектирование;
в) педагогическое конструирование.
13. Дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений
а) педагогическое моделирование;
б) педагогическая диагностика;
в) педагогическое конструирование.
14. Последовательность команд, которую выполняет в процессе обработки данных
а) проект;
б) план;
в) программа .
15. Образовательное проектирование включает в себя
а) воспитание и обучение личности;
б) построение методов и технологий;
в) воспитание и развитие учащихся.

Ответы: 1 - В; 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – А; 9 – В; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – В; 14 – В; 15 – А.

Примеры заданий открытого типа:
1. Тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления – это____________
Ответ: проектирование
2. Практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
Новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
Прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек) – это всё характеристики
Ответ: педагогического проектирования
3. Один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования – это____
Ответ: Проектировочный этап
4. Автор проектного воспитания_________________
Ответ: О. С. Газман
5. Смысл ________________ образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост
Ответ: проективного
6. Искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления) – это _________
Ответ: модель
7. Проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами называется_______________
Ответ: социально-педагогическим
8. Проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов называется ________________
Ответ: психолого-педагогическим
9. Проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов называется____________
Ответ: образовательным
10. Назовите субъектов педагогического проектирования__________________
Ответ: индивидуальные, групповые
11. Основной круг людей (специалистов), непосредственно участвующих в социально-педагогическом или образовательном проекте называется ________________
Ответ: проектной командой
12. Группа участников, осуществляющих пилотажные (пробные, экспериментальные) действия в логике проекта называется______________
Ответ: пилотной группой
13. Группа участников проекта проходит опережающее по отношению к остальным обучение, с тем, чтобы впоследствии передать свои знания и опыт другим называется __________
Ответ: группой тьюторов (тренеров)
14. Вхождение в проект предваряется этапом, задача которого — создать предпосылки для успешности проектирования и его психолого-педагогического, методического, организационного, материально-технического обеспечения, он называется__________
Ответ: предпроектным
15. В структуру ________________ входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Ответ: программы
16. Документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы – это______________
Ответ: план
17. _____________ процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.
Ответ: Рефлексивные
18. Три этапа (ступени) проектирования - _______________________
Ответ: I этап — моделирование; II этап — проектирование; III этап — конструирование
19. Если предполагается создать концепцию _____________ образования, имеет смысл обратиться к многочисленным существующим в философии, культурологии, педагогике теориям и подходам, связанным с проблемой гуманитарности.
Ответ: гуманитарного
20. Документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы – это _________
Ответ: образовательная программа

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену:
1. Содержание понятия «педагогическое проектирование (дизайн)».
2. Теоретические подходы к моделированию ученого процесса как к этапу предшествующему проектированию.
3.Объясняющая и прогностическая функции теоретических моделей обучения высокого уровня обобщения.
4. Педагогический дизайн как процесс проектирования среды обучения.
5. Педагогический дизайн как процесс проектирования средств обучения.
6. Понятие о производственном цикле создания учебных материалов.
7. Цифровые учебные материалы как объект проектирования.
8. Этапы разработки цифровых учебных материалов.
9. Использование различных медиаформатов представления учебного контента в ресурсе;
10. Реализации проекта ресурса в стандартных инструментальных средах.
11. Общая теория моделирования образовательного процесса (виды метамоделей их структура, свойства и функции элементов модели).
12. Анализ известных моделей и технологии обучения с позиций их содержания на основе абстрактных моделей построения учебного процесса
13. Дистанционные технологии как средство поддержки форм очного и заочного обучения. Понятие «дистанционное обучение».
14. Модели дистанционного обучения.
15. Этапы образовательного процесса ДО.
16. Средства обучения в системе ДО.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л1.2 И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов М.:Академия, 2010.
Л2.2 И.А. Колесникова; М. П. Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогический дизайн и управление образовательной средой ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Педагогический дизайн и управление образовательной средой Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э3 Педагогический дизайн и управление образовательной средой portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
205Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.