МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в социальную философию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в социальную философию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: повышение гуманитарной и методологической подготовки студентов, передача студентам базовых знаний по проблемам социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества); формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала. Для достижения данной цели акцент делается не только на изучении историософских трудов, но и на гуманистической сущности философско- исторических знаний, их мировоззренческом содержании.
Задачи курса:
- определить соотношение социальной философии с гуманитарными науками;
- представить социальную философию в историческом развитии и в многообразии течений, школ, персоналий;
- указать на основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности;
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности;
- представить социальные отношения в их развитии, рассмотреть типологию социальных отношений;
- рассмотреть социальное пространство и время как формы общественного бытия;
- научить применять знания, полученные в рамках курса социальной философии, в анализе текстов социально-философской классики.
- определить основные подходы к определению сущности и структуры общества;
- выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп;
- определить основные виды социальных групп и указать их специфику;
- указать основные особенности функционирования общества, механизмы воспроизводства социальной целостности, а также взаимную соотнесенность функций отдельных подсистем и сфер общества;
- указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- выявить основания социокультурного взаимодействия;
- указать основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»;
- выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.
- ознакомить студентов с этапами развития философско-исторической мысли;
- дать представление о структуре современного историко-философского знания;
- сформировать диалектический подход к разрешению основных историософских проблем и к главным методологическим подходам.
- сформировать представление о закономерностях развития философии истории;
- познакомить студентов с различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий;
- показать функции, место и роль философии истории в контексте философских дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен владеть навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения
ОПК-1.1 Умеет различать и устанавливать истину и ложь в подаваемой информации в виде разного рода рассуждений и аргументации
ОПК-1.2 Применяет навыки логического анализа и профессионального аргументирования в профессионально-общественной деятельности
ОПК-1.3 Использует методы профессиональной аргументации для обоснования своей позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о закономерностях развития философии истории;
- о закономерностях развития исторического процесса;
- о различных подходах в интерпретации моделей исторического развития;
- об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода;
- социально-философские концепции межкультурных связей людей;
- о становлении социальности и основных сферах жизни общества;
- основные философско-исторические учения;
- основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности;
- основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»;
- основания социокультурного взаимодействия;
- становление и проблемы социальной философии;
- природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития;
- системный характер социальной философии;
- социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
- иметь представление об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально- коммуникативного подхода;
- социально-философские концепции межкультурных связей людей;
- становление социальности и основные сферы жизни общества;
- закономерности социальных процессов;
- об основных подходах к определению сущности и структуры общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.- сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
- применять полученные в процессе обучения знания;
- эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности;
- выявлять основания социокультурного взаимодействия;
- выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности;
- выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп;
- указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- выявить основания социокультурного взаимодействия;
- определить основные виды социальных групп и указать их специфику;
- выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- определять природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития;
- определять системный характер социальной философии;
- определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности;
-сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели;
-применять полученные в процессе обучения знания;
-эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диалектическим подходом к разрешению основных историософских проблем, а также остальными методологическими подходами;
- различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий;
- навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- знаниями типологии контактов социальных групп;
- навыками работы с первоисточниками;
- навыками выявления основных особенностей и закономерностей межэтнического и межцивилизационного взаимодействия;
- навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер;
- знаниями типологии контактов социальных групп;
- навыками философского и научного анализа, критической рефлексии;
-способностью диалектического видения процессов;
- навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии;
- навыками выявления основных особенностей функционирования общества, механизмов воспроизводства социальной целостности, а также взаимной соотнесенности функций отдельных подсистем и сфер общества;
- работы с первоисточниками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и структура общества
1.1. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.2. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.3. Основы социальной статики. Проблема «человек и общество» («сингуляризм» и «универсализм»). Основные парадигмы (субъектная, деятельностная, институциональная), аспекты (структурный, функциональный, динамический) и уровни (социально-философский, философско-исторический, исторический и социологический) рассмотрения общества. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.4. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.5. Деятельностный подход и основные проблемы социальной статики. Проблема определения культуры и классификация подходов к ее решению, их достоинства и недостатки. Деятельностный подход к определению культуры и соотношение культурного и социального. Основы социальной дифференциации. Проблема групповой дифференциации и ее решение в рамках деятельностного подхода. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.6. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.7. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.8. Субъектный и институциональный подходы и основные проблемы социальной статики. Основы социальной дифференциации в концепции Сорокина П.А. Невозможность универсальной групповой дифференциации. Основные виды (типы) групп (элементарные, кумулятивные, социальные агрегаты). Решение проблемы групповой дифференциации Сорокиным П.А. в рамках субъектного подхода. Основы социальной и групповой дифференциации в концепции Дюркгейма Э. (институциональный подход). Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.9. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.10. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
1.11. Проблема классификации социальных групп. Классификация групп в социологии и социальной психологии (условные и реальные, большие и малые, стихийные и устойчивые). Основные виды больших устойчивых групп (сословие, класс, страта), их локально-темпоральный характер и релятивность. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Функционирование общества.
2.1. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.2. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.3. Авторы сборников «Вехи» и «Интеллигенция в России» о русской интеллигенции. Проблема определения понятия «интеллигенция». Происхождение интеллигенции и основные этапы ее развития. Основные черты русской интеллигенции. Своеобразие психологии русских интеллигентов. Специфика мировоззрения интеллигенции. Отношение интеллигенции к философии. Интеллигенция и культура. Соотношение «личного» и «общественного» в сознании интеллигентов. Причины и следствия духовной оторванности интеллигенции от народа. Место интеллигенции в обществе и ее функции. Будущее интеллигенции и ее предназначение. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.4. Социально-философское исследование семьи Г.В.Ф. Гегеля и П.А. Сорокина. Особенности семьи, определение понятия «семья». Сущность, аспекты и эволюция семьи. Функции семьи и ее типы. Значение семьи как социальной группы. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
2.5. Функциональный подход и социальные изменения в работе Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура». Функциональный подход к анализу социальной динамики и его методологический смысл. Структурирующие элементы социальных образований и их функционирование. Типология индивидуального приспособления (конформность, инновация, ритуализм, бегство, мятеж). Психологическое и социальное понятие аномии и его природа. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Доминанты и детерминанты общественной жизни.
3.1. Основные концепции социальной солидарности и конфликта. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.2. Основные концепции социальной солидарности и конфликта. Равновесно-интеграционная концепция (Г. Спенсер, Л.Ф. Уорд, Малиновский Б.К., Уорнер У.Л.). Теория конфликта (Парсонс Т., Дарендорф Р.Г., Козер Л.). Диалектическая концепция (Маркс К., Энгельс Ф.). Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.3. Тард Г. о солидарности и конфликте в социальных отношениях. Основные положения динамической социальной логики. Основные социальные чувства («социальное сердце») их гармония и динамика (взаимные чувства членов социальной группы и чувства членов социальной группы к посторонним группам). Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.4. Проблема конфликта и любви в философии Ж.П. Сартра. Аспекты сознания, их противоречивость и взаимосвязь (бытие-для-себя; бытие-в-себе; бытие-для-другого). Проблема самосознания. Основы и причины любви и конфликта. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.5. Критика К. Поппером теории капитализма К. Маркса. Критика учения о будущем бесклассовом обществе. Критика учения о классовой борьбе в капиталистическом обществе. Критика учения об экономических основах капитализма и их влиянии на отношения между классами. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.6. Взаимосвязь социальной психологии и идеологии в работе К. Манхейма «Идеология и утопия». Социальная детерминированность мышления. Групповая дифференциация и типы мышления. Коллективное бессознательное. Стиль мышления. Социальные основы и особенности идеологического и утопического мышления. Происхождение и содержание понятия «идеологии». Развитие понятия «идеологии» и его функции. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.7. Проблема выявления сущности культуры социальной группы и основания социокультурного взаимодействия. Проблема выявления основания и сущности культуры социальной группы. Проблема определения понятия «традиции». Соотношение культуры и традиции. Проблема определения «ментальности». Ментальность и ее взаимосвязь с культурными, социальными и социально-психологическими явлениями. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.8. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии». Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Практические 2 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.9. Социальные основы религии в работе М. Вебера «Социология религии». Взаимосвязь генезиса религии и социальной деятельности. Социальная дифференциация и особенности религиозного мышления. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Этнические измерения истории.
4.1. Этнические общности (проблемы определения и типологии). Понятие «этноса». Социально-историческое определение «этноса» («этникоса») Бромлея Ю.В. и его критика. Естественнонаучный характер определения «этноса» Гумилева Л.Н. и его критика. Проблема типологии этнических общностей и вариант ее решения Гумилевым Л.Н. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.2. Этнические общности (проблемы определения и типологии). Понятие «этноса». Социально-историческое определение «этноса» («этникоса») Бромлея Ю.В. и его критика. Естественнонаучный характер определения «этноса» Гумилева Л.Н. и его критика. Проблема типологии этнических общностей и вариант ее решения Гумилевым Л.Н. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.3. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Виды, основы и следствия этнических контактов. Пассионарность как причина происхождения этносов. Колебания уровня пассионарности. Этническая доминанта и ее роль в этногенезе. Соотношение природного (биологического) и социального в этносе. Сам. работа 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
4.4. Проблема определения и взаимодействия цивилизаций. Проблема определения цивилизаций (история и современность). С. Хантингтон о понятии «цивилизации». Основы межцивилизационного взаимодействия. Сценарии будущего. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
Раздел 5. Философия истории
5.1. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.2. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.3. Предмет философии истории. Специфика исторического познания. Предмет философии истории: историческая реальность и историческое прошлое. Философия истории и историческая наука, Философия ис¬тории и социология. Философия истории и социальная фило¬софия. Философия истории и психология.Онтологическое направление в философии истории. Гносеологические проблемы философии истории. Объяснение и понимание исторических фактов. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.4. Основные философско-исторические концепции. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Биологизаторские концепции. Новая историческая школа в Германии. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Историософия ХХ в. Школа «Анналов». Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Нарративная история. Актуальные проблемы историософии России. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.5. Основные философско-исторические концепции. Философско-исторические концепции античности. Проблема соотношения священной и профанной истории в философии сред¬невековья. Философия истории в Англии и во Франции эпохи Просвещения Зарождение историзма. Философско-историческая концепция К.Маркса. Позитивистская философия истории. Биологизаторские концепции. Новая историческая школа в Германии. Философско-исторические воззрения Баденской школы неокантианства. Историософия ХХ в. Школа «Анналов». Критическая философия истории и интеллектуальная философия истории. Постмодернистская концепция исторического познания Нарративная история. Актуальные проблемы историософии России. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.6. Единство природного и социального в общественном развитии. Взаимодействие при¬роды и общества. Географический детерминизм. Природа как естественный и объективный фактор исторического развития. Человек как природный фактор. Проблема ноосферы. Философский аспект антропогенеза и социогенеза. Пьера Тейяр де Шардена об антропосоциогенезе. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.7. Единство природного и социального в общественном развитии. Взаимодействие при¬роды и общества. Географический детерминизм. Природа как естественный и объективный фактор исторического развития. Человек как природный фактор. Проблема ноосферы. Философский аспект антропогенеза и социогенеза. Пьера Тейяр де Шардена об антропосоциогенезе. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.8. Проблемы детерминизма в философии истории Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Объективные и субъективные факторы исторического развития. Детерминированный характер деятельности людей Проблема движущих сил общественного развития в филосо¬фии истории. Специфика социальной каузальности. Волюнтаризм. Теории факторов. Марксистская концепция социального детерминизма. Материа-листическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско-позитивистское толкование движущих сил истории. Не¬обходимость и случайность в истории. Проблема детерминан¬ты и доминанты.. Ин¬варианты и варианты. Синергетический подход к анализу каузальных связей. Проблема исторического выбора. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.9. Проблемы детерминизма в философии истории Диалектика объективного и субъективного в истории. Детерминизм и фатализм. Объективные и субъективные факторы исторического развития. Детерминированный характер де¬ятельности людей Проблема движущих сил общественного развития в филосо¬фии истории. Специфика социальной каузальности. Волюнтаризм. Теории факторов. Марксистская концепция социального детерминизма. Материа-листическое объяснение общественных процессов. Детерминирующая роль экономического фактора. Технологический детерминизм. Сциентистско-позитивистское толкование движущих сил истории. Не¬обходимость и случайность в истории. Проблема детерминан¬ты и доминанты.. Ин¬варианты и варианты. Синергетический подход к анализу каузальных связей. Проблема исторического выбора. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.10. Историческое пространство и время. Идеи социального пространства и времени в философии истории. Время и историческая эпоха. Мифологическое пространство и время. Кален¬дарное время. Индивидуальное время. Античный космос. Зави¬симость исторического времени от содержания фактов и собы¬тий. Время как отношение субъекта к объекту. Деятельность людей — содержание исторического времени. Представление об историческом времени в средние века . Христианские концепции исторического времени. Аврелий Августин. Боэций. Понятие времени и длительности в Новое время. (Декарт, Спиноза, Локк). Социальное и историческое время. Историческое время - разновидность социального времени. Ха¬рактеристика исторического времени. Объективное и субъек¬тивное время. Осевое время. Последовательность событий и «на¬правление времени». Время и повторяемость в истории. Вечность и время. Аспекты изучения исторического времени. Календарное и историческое время.. Свободное время как критерий личной свободы. Сущность исторического пространства. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.11. Субъекты истории. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «личность». Роль народных масс в истории. .Н.Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. К.Поппер о роли субъективного фактора в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Проблема отчуждения. Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Гегель о «хитрости разума» и «законе сердца» в истории. Отчуждение в процессе труда в марксистской теории. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.12. Субъекты истории. Человек, социальная группа, человечество как субъекты истории. Понятия «народ», «толпа», «лич¬ность». Роль народных масс в истории. Михайловский, Г.Лебон, Г.Тард о разновидностях толпы и ее роли в общественных процессах. Герой и толпа. Понятие выдающейся личности. Г.Гегель о роли личности в истории. Теории лидерства – теории черт, ситуационные. Теория определяющей роли последователей. Теория вождизма. Типология лидерства М.Вебера. Харизматический лидер. Мифологизация исторического лица и рутинизация харизмы.. Авторитет и культ личности в истории. Образ исторического героя в массовом сознании. К.Поппер о роли субъективного фактора в истории. Человек как высшая ценность и цель истории. Свобода исторического выбора и ответственность. Проблема отчуждения. Несовпадение целей человека и результатов его деятельности. Гегель о «хитрости разума» и «законе сердца» в истории. Отчуждение в процессе труда в марксистской теории. Проблема отчуждения в постиндустриальном обществе. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.13. Механизмы и формы социальной динамики. Эволюционное и революционное в общественном развитии. Понятие общественной эволюции и революции. Идеи эволюционизма в философии истории. И.Кант .Г.Спенсер об естественно-историческом характере развития общества. П.Сорокин, Г.Смелзер о социальной эволюции. Революционные изменения в обществе, их формы. Теории социальных революций: марксистская, позитивистская, депривационная, структурная. Теория революционной ситуации В.Ленина. Революция как крайняя форма массового насилия Роль насилия в истории. Практика ненасильственных способов воздействия на общественное развитие. М.Ганди, М.Л.Кинг. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.14. Направленность исторического процесса, модели исторического прогресса.Смысл истории. Идея историзма в философии. Континуальный характер развития исторического процесса. Проблема определения прогресса и регресса в общественном развитии. Критерии прогресса. Идея прогресса в трудах Кондорсе, Фихте, Гердера, Гегеля.. Социальный эвдемонизм Г.Спенсера. Прогресс как развитие нравственного сознания (П.Лавров, Н.Михайловский.). Понимание прогресса в теории марксизма. Суммативный и субстанциональный подходы к оценке прогресса в современной философии истории. «Законы» прогрессивного развития. Проблема интерпретации смысла истории. Цель истории. Имманентный и трансцендентный смысл истории. К.Маркс, Г.Плеханов, К.Ясперс, Н.Бердяев. Отрицание смысла истории К.Поппером. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.15. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.16. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.17. Периодизация исторического процесса. Принципы исторической типологии общества. Проблема начала и конца истории. Проблема единства мировой истории. К.Ясперс. Поиск объективных оснований периодизации. Европоцентристский подход к периодизации истории. Модели социальной динамики (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби) Современный смысл понятия «цивилизация». Типология цивилизаций. Марксистская концепция периодизации всемирной истории. Понятие общественно-экономической формации и реальный исторический процесс. Основные типы общественно-экономических формаций. Азиатский способ производства. Критика марксизма К.Поппером. Современные концепции периодизации исторического про¬цесса. Теория стадий экономического роста У.Ростоу, концепция трех волн О.Тоффлера. Характеристики постиндустриального общества Р.Арона и З.Бжезинского. Ф.Фукуяма и Р.Арон о «конце истории» и «конце идеологий». Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3
5.18. Действительность современного этапа общественного развития: проблемы и перспективы. Современная эпоха в философском анализе. О.Тоффлер, Д.Белл, З.Бжезинский. Процесс глобализации и глобализм как новая ценностная система. Философский аспект глобальных проблем современности. К.Лоренц о «смертных грехах» современного человека. Проблема непрерывного развития человечества и пределы роста. Римского клуб .А. Печчеи, Д. Медоуз. Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
ОПК-1: Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности при решении нестандартных задач категории и принципы, характеризующие современные проблемы философии, предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения.

Тестовые задания

1. «Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это...
1) примирение с действительностью
2) равновесие любви и ненависти
3) любовь к ближнему
4) +война всех против всех

2. Государство, власть и властные отношения составляют ядро...
1) экономической сферы
2) духовной сферы
3) +политической сферы
4) семейно-бытовых отношений

3. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...
1) Парменид и Зенон
2) Фалес и Анаксимен
3) Левкипп и Демокрит
4) +Платон и Аристотель

4. В зависимости от темпов развития и характера развития промышленного производства культуры делятся на:
1) скотоводческие и ремесленные
2) восточные и западные
3) +традиционные и индустриальные
4) высокие и низкие

5. К производственным отношениям относятся отношения...
1) межличностные
2) межнациональные
3) между поколениями
4) +распределения продуктов производства

6. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является...
1) +семья
2) класс
3) народность
4) сословие

7. Русский философ XX в., представитель натуралистического подхода, считавший, что история и судьбы этносов определяются ритмами космоса
1) П. Чаадаев
2) Н. Бердяев
3) +Л. Гумилев
4) В. Соловьев

8. Основной причиной отчуждения, согласно К. Марксу, служит…
1) неразвитость общественных отношений
2) обусловленность человеческого бытия природными факторами
3) +частная собственность на средства производства
4) система ценностей конкретного общества

9. Отдельно взятый человек как единичный представитель человеческого рода характеризуется понятием…
1) «личность»
2) +«индивид»
3) «индивидуальность»
4) «субъект»

10. Согласно марксистской концепции движущей силой истории является
1) творческая элита
2) мировой разум
3) +классовая борьба
4) божественное предопределение

11. Исследованию феномена толпы посвятил свой труд французский философ и социолог 19 века:
1) + Г.Лебон
2) О.Шпенглер
3) К.Поппер
4) К.Ясперс

12. Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название «_________ клуб».
1) Парижский
2) Гейдельбергский
3) Римский
4) +Венский

13. В основу цивилизационных теорий развития общества положен критерий:
1) деление общества на классы
2) уровень развития производительных сил
3) + уровень развития культуры
4) отношения собственности

14. Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, называется...
1) радикализмом
2) либерализмом
3) +теорией элит
4) прагматизмом

15. Согласно ________, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.
1) Ф.Ницше
2) З. Фрейду
3) +Г. Маркузе
4) Н. Бердяеву

Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 4
2. 3
3. 4
4. 3
5. 4
6. 1
7. 3
8. 3
9. 2
10. 3
11. 1
12. 4
13. 3
14. 3
15. 3

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы

1. Согласно определению В.И. Ленина ... – это «большие группы людей, различающиеся их местом в исторически определенной системе общественного производства…»
Ответ – классы.
2. Имя философа, автора работ «Государство» и «Законы» ....
Ответ - Платон.
3. Свои основные социально-философские идеи Н. Макиавелли изложил в работе…
Ответ - Государь.
4. Фамилия философа, автора работы «Город Солнца», в которой изложены утопические идеи ....
Ответ – Кампанелла.
5. Фамилия философа, автора работы «Утопия» ....
Ответ - Мор.
6. Фамилия немецкого философа, предложившего формулу классического философского определения права - «равенство в свободе по всеобщему закону» ....
Ответ – Кант.
7. Доиндустриальное общество иначе называется - ... общество
Ответ – Традиционное.
8. Свои основные социально-философские идеи и концепцию философии истории Аврелий Августин изложил в работе …
Ответ – О граде Божьем.
9. Фамилия немецкого историка и социолога, впервые исследовавшего харизматическое господство как социально-исторический феномен ....
Ответ – Вебер.
10. Фамилия английского философа, историка и социолога XX века, являющегося автором труда «Исследование истории» ....
Ответ – Тойнби.
11. Фамилия немецкого философа 20 века, являющегося автором труда «Смысл и назначение истории» ....
Ответ – Ясперс.
12. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени:
Ответ – Революция.
13. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:
Ответ – Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов.
14. Согласно Шпенглеру, цивилизация - это:
Ответ – Завершающая стадия в развитии культуры.
15. Антропосоциогенез – это:
Ответ – Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы.
16. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории:
Ответ – Труд
17. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
Ответ – Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ.
18. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
Ответ - Культура.
19. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
Ответ - цивилизационному подходу.
20. Общественный прогресс – это:
Ответ – Поступательное движение общества от простых форм к более сложным.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Социальная философия. Предмет и место в системе социально-гуманитарного знания. Социальная философия и социология.
2. Понятие идеологии. Идеология и философия.
3. Становление и развитие социальной философии. Исторические этапы и направления развития.
4. Социальная реальность как объект философского исследования.
5. Проблема виртуализации реальности в постиндустриальном обществе. Понятие гиперреальности.
6. Общество как система. Проблема синтеза философско-методологических оснований исследования.
7. Проблема становления социального. Философские проблемы антропогенеза.
8. Социальное пространство и социальное время.
9. Проблема соотношения рационального и иррационального в общественной жизни.
10. Субъективное и объективное в общественной жизни. Механизмы их взаимодействия.
11. Проблема соотношения социального и природного, естественного и искусственного.
12. Проблема субъекта социального действия.
13. Проблема отчуждения в философии.
14. Труд как объект социально-философского анализа. Особенности труда в постиндустриальном обществе.
15. Философские проблемы социальной динамики. Модели исторического процесса. Проблема периодизации.
16. Сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению социальных процессов.
17. Идея «конца истории» и ее социальный смысл.
18. Идея социального прогресса в философии. Проблема критериев прогресса.
19. Революция как социально-политический, этико-религиозный, эстетический, философский феномен.
20. Индивид, личность, индивидуальность.
21. Проблема свободы в философии.
22. Власть как социально-философский феномен. Проблема насилия в философии.
23. Мифологическое сознание и его современные модификации.
24. Интеллигенция, ее социальные функции.
25. Традиция как объект социально-философского анализа.
26. Философские проблемы социального управления.
27. Коммуникационный аспект культуры. Философские проблемы социальной коммуникации.
28. Массовое сознание и его особенности.
29. Национальные образы мира и социальная философия.
30. Утопическое сознание: особенности и социальные функции. Утопия и идеология. Утопия и миф. Утопия и социальное прогнозирование.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин А. А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Гобозов И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская ан-тропология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. И. Липский, Б. В. Марков. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA
Л2.2 Спиркин А.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ» platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности» www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э15 Социальная философия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.