Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.01. Философия |
Профиль | Философия Востока |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_01_Философия_ФВ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна
1.1. | Цель курса - обучение студентов теоретическим и практическим знаниям в области межкультурной коммуникации, усвоение знаний по вопросам развития культурной восприимчивости и адекватной интерпретации вербального и невербального поведения в культурах Запада и Востока. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
ОПК-5 | Способен использовать различные методы научного и философского исследования в сфере своей профессиональной деятельности |
ОПК-5.1 | Имеет представление об основных парадигмах развития науки, методологии социальных наук, принципах и методах социогуманитарного познания |
ОПК-5.2 | Различает виды научных исследований, знает и использует различные методы исследования |
ОПК-5.3 | Пользуется методами философского и научного исследования для решения профессиональных задач |
ПК-2 | Способен реферировать, рецензировать, создавать философские тексты |
ПК-2.1 | Реферирует, рецензирует философские тексты |
ПК-2.2 | Способен самостоятельно создавать философские тексты |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевые понятия дипломатии, разнообразные формы и особенности отношений и общения между индивидами, группами и обществами, принадлежащим разным культурам и конфессиям, цивилизациям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в информационном и культурном пространстве с целью получения необходимой информации и ее интерпретации с учетом процессов интеркультурного взаимодействия со странами восточного региона. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими навыками с представителями культур Востока |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Межкультурное взаимодействие как учебная дисциплина | ||||||
1.1. | Методологические подходы к изучению коммуникативной культуры. Интегрирующий характер научной дисциплины "Проектирование процессов интеркультурного взаимодействия со странами восточного региона" и ее связь с другими науками. Этапы развития дисциплины за рубежем и в России. Ключевые понятия, отражающие содержание коммуникативной культуры | Практические | 4 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
1.2. | Методологические подходы к изучению коммуникативной культуры. Интегрирующий характер научной дисциплины "Проектирование процессов интеркультурного взаимодействия со странами восточного региона" и ее связь с другими науками. Этапы развития дисциплины за рубежем и в России. Ключевые понятия, отражающие содержание коммуникативной культуры | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 2. Понятие "культура" и "культурное взаимодействие" | ||||||
2.1. | Определения и подходы к изучению культуры (элементы культуры, виды культур). Культура как социальный феномен. Социокультурная память. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.2. | Культурный релятивизм и этноцентризм. Культурные универсалии как проблема. Понятие диалога культур. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация". Пониманиние интеркультурного взаимодействия | Практические | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
2.3. | Исследовать определения и подходы к изучению культуры (элементы культуры, виды культур). Культура как социальный феномен. Социокультурная память. Культурный релятивизм и этноцентризм. Культурные универсалии как проблема. Понятие диалога культур. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация" | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 3. Проблема взаимодействия культур | ||||||
3.1. | Подходы к понятиям "коммуникация" и "взаимодействие". Модели коммуникации. Межкультурная коммуникация. Причины возникновения "псевдокоммуникации". Типология коммуникативных неудач. | Практические | 4 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.2. | Специфика использования различных средств коммуникации. Культурные особенности коммуникативного поведения. Фреймы как способы познания разных культур. | Практические | 4 | 8 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.3. | Изучение подходов к понятиям "коммуникация" и "взаимодействие". Модели коммуникации. Межкультурная коммуникация. Причины возникновения "псевдокоммуникации". Типология коммуникативных неудач.Специфика использования различных средств коммуникации. Культурные особенности коммуникативного поведения. Фреймы как способы познания разных культур. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 4. Этнонациональные особенности межкультурного взаимодействия | ||||||
4.1. | Понятие "этнос", "этническая идентичность". Культурная и языковая картины мира. Этнокультурные стереотипы. Компоненты этнической самоидентификации: этноним, историческое прошлое, этническая территория. язык, религия, культура. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.2. | Этнодифференциация "свой" и "чужой". Феномен межэтнической напряженности. | Практические | 4 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
4.3. | Понятие "этнос", "этническая идентичность". Этнодифференциация "свой" и "чужой". Феномен межэтнической напряженности. . Культурная и языковая картины мира. Этнокультурные стереотипы. Компоненты этнической самоидентификации: этноним, историческое прошлое, этническая территория. язык, религия, культура. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 5. Виды и средства межкультурной коммуникации | ||||||
5.1. | Коммуникация через символы, язык, речь, ритуалы, жесты. Виды невербальной коммуникации: ольфакторная, мимическая, жестовая, тактильная и др. Сравнительно-сопоставительный анализ невербального поведения в разных коммуникативных ситуациях представителей восточной, западной, российской культур. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.2. | Имитация встречи и переговоров представителей разных культур | Практические | 4 | 5 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.3. | Виды невербальной коммуникации: ольфакторная, мимическая, жестовая, тактильная и др. Сравнительно-сопоставительный анализ невербального поведения в разных коммуникативных ситуациях представителей восточной, западной, российской культур. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 6. Межкультурные различия при употреблении языка | ||||||
6.1. | Концепция Э.Сепира о соотношении языка и культуры. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика. Заимствования в ходе взаимодействия языков и культур. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
6.2. | Понятие "языковая картина мира". Отражение менталитета и национального характера посредством языка в коммуникативной культуре. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
6.3. | Обсуждение в формате диспута плюсов и минусов глобализации на межкультурное взаимодействие народов и индивидов. | Практические | 4 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
6.4. | Концепция Э.Сепира о соотношении языка и культуры. Языковые лакуны и безэквивалентная лексика. Заимствования в ходе взаимодействия языков и культур. Понятие "языковая картина мира". Отражение менталитета и национального характера посредством языка в коммуникативной культуре. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
Раздел 7. Глобализация и межкультурное взаимодействие | ||||||
7.1. | Понятие глобализации. Существование национальных культур как проблема в условиях глобализации. Влияние глобализации на характер коммуникативной культуры: глобальные информационные сети, глобальная культура, глобальный язык. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
7.2. | Проблема толерантного и интолерантного поведения в коммуникативной культуре глобального общества. | Практические | 4 | 4 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
7.3. | Понятие глобализации. Существование национальных культур как проблема в условиях глобализации. Влияние глобализации на характер коммуникативной культуры: глобальные информационные сети, глобальная культура, глобальный языкю. Проблема толерантного и интолерантного поведения в коммуникативной культуре глобального общества. | Сам. работа | 4 | 17 | ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для оценки сформированности компетенции: УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Тестовые задания 1. Одним из отличительных признаков культуры Востока является: 1) рыночные и правовые отношения 2) выделение личности, пользующейся правами и свободами 3) демократия 4) индивидуализм 5) +идея гармонии человека и мира 2. Одним из отличительных признаков культуры Запада является: 1) пассивное, созерцательное отношение к миру 2) идеалы свободы, демократии, гражданского общества 3) общинно-кланово-групповая ориентация 4) +ярко выраженный антропологизм, человек признается не столько мерой, сколько «хозяином» всех вещей 5) нормативный контроль через религию, традиции, авторитарное государство 3. Для культур Востока характерны следующие исторические и хронологические характеристики: 1) историзм, линейное время 2) + представление о том, что мир вечен, цикличен, движется по кругу 3) тенденция к изменению первоначальной структуры, революционный темп развития 4) выделенность человека из природы, проектирующаяся на общество 5) открытость 4. Примером ценностных установок, характерных для Востока, является: 1) +преобладает созерцательное отношение к миру 2) ярко выраженный антропологизм 3) утверждается автономность личности и открытость общества 4) активное отношение к сущему 5) постоянная неудовлетворенность настоящим 5. Характерной для Запада ценностной установкой не является: 1) склонность к постоянному поиску 2) уверенность в том, что новое будет лучше старого 3) распространен оптимизм 4) +закрытость общества (общин) от внешнего мира 5) отношение к природе выражается в установках на ее покорение и эксплуатацию 6. Характерная черта развития социокультурной системы Востока: 1) быстрая, скачкообразная смена культур 2) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей 3) важная роль конкурентных, индивидуалистических принципов в сфере труда и менеджмента 4) основные компоненты социокультурной системы демонстрируют неспособность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей 5) +основные социокультурные системы демонстрируют способность к адаптации нового без разрушения прежних структур и связей, культурные традиции исключительно устойчивы 7. Определите культурный речевой эталон, не входящий в вербализованный кластер партиципаций эпохи премодерн-модерн в англоамериканской культуре: 1) Мысли размером с мир 2) Борьба огнем с огнем 3) Вытаскивать кролика из шляпы 4) Выпускать кошку из сумки 5) +Говорить с цветом светлячка 8. Какая из экзистенциальных характеристик культур описывается в приведенном ниже отрывке из произведения философа Г.Флоровского: «Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое состояние души. В этих странствиях по временам и культурам всегда угрожает опасность не найти самого себя. Душа теряется, сама себя теряет в этих переливах исторических впечатлений и переживаний. Точно не поспевает сама к себе возвращаться, слишком многое привлекает ее и развлекает, удерживает в инобытии. И создаются в душе какие-то кочевые привычки – привычка жить на развалинах или в походных шатрах»: 1) западный рационализм, требующий предельной историзации бытия 2) циклическое восприятие бытия и внеисторичность, свойственные культурам Китая и Индии 3) номадическое отношение к истории, времени и пространству, характерное для ближневосточных культур 4) +свобода русской культуры от истории, способность выйти из жестких исторических рамок 5) синтез историчности и внеисторичности, складывавшийся из взаимовлияния восточных и западных влияний в культурах средиземноморского региона 9. К культурам Запада, по мнению Л. Карсавина, не относится: 1) +иудаизм 2) ислам 3) буддизм 4) индуизм 5) дааосизм 10. Автором труда «Конец истории» является американский историк и философ второй половины 20 века: 1) +Ф. Фукуяма 2) Д. Гэлбрейт 3) У.Ростоу 4) Р.Арон 5) К.Поппер 11. Постиндустриальную цивилизацию как «общество массового потребления» охарактеризовал американский философ и экономист: 1) + У.Ростоу 2) Р.Арон 3) К.Поппер 4) Д. Гэлбрейт 5) Д.Медоуз 12. Процесс сближения различных политических и экономических систем в процессе глобализации: 1) + конвергенция 2) индустриализация 3) модернизация 4) глобализация 5) информатизация 13. Этическая оправданность гомологической трансплантации определяется: 1) солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции 2) правом на физический и психологический риск донора 3) финансовой состоятельностью реципиента 4) денежным возмещением ущерба донору и материальное обеспечение его существования 5) +желанием спасти человеческую жизнь 14. Наука о будущем, возникшая во второй половине 20 века: 1) + футурология 2) кратология 3) эпистемология 4) этнология 5) фелицитология 15. Какое из перечисленных понятий не является характеристикой традиционного общества: 1) «натуральное хозяйство» 2) «производящее хозяйство» 3) «традиции и обычаи» 4) «коллективизм» 5) +«правовое государство» Ключ к тестам № вопроса ответ 1. 5 2. 4 3. 2 4. 1 5. 4 6. 5 7. 5 8. 4 9. 1 10. 1 11. 1 12. 1 13. 5 14. 1 15. 5 Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Контрольные вопросы Проанализируйте наиболее частотные культурные эталоны в рамках китайского социокультурного пространства. Подберите максимально эквивалентную интерпретацию культурного эталона, пользуясь тезаурусом вашей культурной традиции 1. Ситуация, когда проникновение воды затруднено Ответ – эталон заполненности, плотности / плотного окружения, пленения. 2. Смысл, пропущенный сквозь небо Ответ – эталон непреложной истины. 3. Гора, которую можно увидеть, открыв дверь Ответ – эталон обращения к главной теме. 4. Голова и хвост Ответ – эталон полноты действия, нечто выполняемое от начала и до конца. 5. Оглобли на юг, колея на север Ответ – эталон обманутых ожиданий. 6. Долгий и тяжкий путь Ответ – эталон тяжкого морального долга, бремени. 7. Черное сердце Ответ – эталон злодейства. 8. Скользящий свет и тень Ответ – эталоны легкомыслия, поверхностности. Отказ от темноты и стремление к свету как эталон нового пути в жизни, прогресса. 9. Светлый весенний белый снег Ответ – эталон высокого искусства. 10. Человек, летящий на облаках с ветром Ответ – эталон известности, популярности. 11. Звон металлического треножника Ответ – эталон громкого имени, большой известности. 12. Яркое горение огня и сверкание кувшинок Ответ – эталон энергичных действий. 13. Проживание у персикового источника Ответ – эталон счастья. 14. Двигающийся дракон, двигающиеся вены Ответ – эталон причины и следствия, оборота дел. 15. Взгляды тигра на жертву Ответ – эталон алчных взоров, вожделения. 16. Манера заглатывать пищу большими кусками, подобно волку и тигру Ответ – эталон жадного проглатывания пищи. 17. Способность поймать сетью 10 000 слонов Ответ – эталон всеохватности, масштабности, размаха. 18. Изображение непонятного животного-гибрида «лошадь, лошадь, тигр, тигр» Ответ – эталон небрежной работы / негативного оборота дел. 19. Перья феникса, рог цилиня Ответ – эталон уникальности и таланта. 20. Сила девяти буйволов и двух тигров Ответ – эталон мощи, необычайной силы. 1. Разбрызгивание собачьей крови на голову человека Ответ – эталон брани. 2. Ровные ряды чешуек рыбы и зубцов расчески Ответ – эталон ровных рядов. 3. Нечто, вырезанное на костях и написанное на сердце, Ответ – эталон произведенного глубокого впечатления. 4. Старый цвет, старый запах Ответ – эталон старинного классического стиля. 5. Замена головы и лица Ответ – эталон замены формы, а не содержания. 6. Слюни на 3 чи (1 чи – 33,33 см) Ответ – эталон крайней степени зависти. 7. Ситуация, когда рукой закрывают небеса Ответ – эталон засекречивания правды. 8. Горький рот и сердце старухи Ответ – эталон мудрых советов. 9. Освещение печени и желчного пузыря друг друга Ответ – эталон полного доверия к друг другу. 10. Глупый разговор с восьми дорог Ответ – эталон вздора, ахинеи. 11. Тысяча методов, сто планов Ответ – эталон множества способов. 12. Ситуация, при которой путают инь и ян Ответ – эталон ошибок, промахов. 13. Ситуация, при которой шесть богов не хозяйничают Ответ – эталон отсутствия контроля над собой. (В Древнем Китае верили, что шесть важнейших органов человека – сердце, легкие, печень, желчный пузырь, селезенка и почки – находятся под контролем шести богов. Эти шесть богов отвечают за настроение и общее самочувствие человека. Если эти шесть богов не работают, значит, человек не контролирует себя.) 14. Подняв один, перевернуть три Ответ - пользуясь малым, понять многое. 15. Опрокинутая река, пропавшее море Ответ - некто / нечто всесокрушающий, неудержимый, бурный, мощный. 16. Каждый краб меньше предыдущего Ответ - постоянное ухудшение, негативная динамика. 17. Один на 100 ли Ответ – единственный в своем роде, исключительный. 18. Войти в дерево на 3 фэня (1 фэнь = 0,33 см) Ответ – глубоко укорениться, потрясти (об идее). 19. Жить наверху и смотреть вниз Ответ – занимать выгодную позицию. 20. Перейти реку и разрушить мост Ответ – избавиться от помощника после того, как помощь уже не нужна – ответить черной неблагодарностью. Вопросы для оценки сформированности компетенции: ОПК-5: Способен использовать различные методы научного и философского исследования в сфере своей профессиональной деятельности Тестовые задания 1.Философские течения древней Индии, относящиеся к неортодоксальным (не признающим авторитета вед): 1) + буддизм; 2) ньяя; 3) санкхья; 4) йога; 5) пурва-миманса. 2.Философское учение Конфуция носит ярко выраженный 1) + этический характер; 2) онтологический характер; 3) гносеологический характер; 4) эстетический характер; 5) логический характер. 3.Вид силлогизма, предлагаемый философской школой ньяя и подчеркивающий своеобразие древнеиндийской логики: 1) + пятичленный силлогизм; 2) трехчленный силлогизм; 3) четырехчленный силлогизм; 4) шестичленный силлогизм. 4.Ведущие понятия в философии даосизма — это понятия 1) + простоты и естественности; 2) гуманности и сострадания; 3) справедливости; 4) закона; 5) всеобщей любви. 5.Самыми древними философскими текстами древней Индии являются: 1) + веды; 2) трипитака; 3) санкхьяправачана-сутра; 4) атмабодха; 5) йога-сутра. 6. Трактат «Дао Дэ цзин» относится к философской школе: 1) + даосов; 2) «законников»; 3) «имен»; 4) моистов; 5) «ученых». 7. Джайнизм признает следующие характеристики адживы: 1) + пространство; 2) + время: 3) + движение; 4) + покой; 5) душа. 8. Ранний буддизм высказывается о природе индивидуального «Я» следующим образом: 1) + «истинное «Я» человека не имеет постоянного характера и является 2) все время изменяющимся комплексом пяти скандх»; 3) «истинное «Я» человека – это его душа, вечная и неизменная»; 4) «истинное «Я» человека имеет отношение только к области его 5) мыслей и чувств и никак не связано с его телесными качествами»; 6) «истинное «Я» человека непознаваемо, поэтому мы ничего не можем 7) сказать о его природе». 9. Позиция конфуцианства, подвергаемая критике со стороны моистов: 1) + поддержка традиционного характера ритуалов и музыкального 2) искусства; 3) принцип «всеобщей любви»; 4) концепция «недеяния»; 5) учение об абсолютном характере имен и относительном характере 6) реальности. 10. Философы, имеющие отношение к учению адвайта-веданты: 1) + Шанкара; 2) Патанджали; 3) Махавира Вардхамана; 4) Джаймини; 5) Будда. 11. Принцип «у вэй» (принцип недеяния) является ведущим в философии: 1) + даосизма; 2) конфуцианства; 3) буддизма; 4) индуизма; 5) джайнизма. 12. Философская школа, не относящаяся к древнекитайской: 1) + школа ньяя; 2) школа моистов; 3) школа легистов; 4) школа «инь-ян»; 5) школа даосов. 13. Упанишады входят в состав: 1) + вед; 2) «йога-сутры» Патанджали; 3) «ньяя-сутры»; 4) «Дао Дэ цзина»; 5) «Сутта-питаки». 14. Самый ранний в древнеиндийской философии — это: 1) + ведический период; 2) эпический период; 3) период сутр; 4) схоластический период. 15. Понятие «Брахман» не употребляется: 1) + в философии чарваков и локаятиков; 2) в упанишадах; 3) в «веданта-сутре»; 4) в «Бхагавад-Гите». Ключ к тестам № вопроса ответ 1. 1 2. 1 3. 1 4. 1 5. 1 6. 1 7. 1,2,3,4 8. 1 9. 1 10. 1 11. 1 12. 1 13. 1 14. 1 15. 1 Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Контрольные вопросы: 1. Какая черта в наибольшей степени характеризует социокультурное устройство восточных традиционных обществ? Ответ: субординация 2. К шести главным теистическим школам индийской философии НЕ относится: Ответ: локаята 3. Круговорот рождения и смерти обозначается в индийской философии понятием: Ответ: сансара 4. Буддийская религиозная постройка, распространённая в странах Южной и Юго-Восточной Азии, именуется: Ответ: ступой 5. Какая древневосточная культура не принимала, резко отрицательно относилась к фигуре героя? Ответ: египетская 6. Какая из перечисленных индийских варн соответствует сословию воинов? Ответ: кшатрии 7. Определите, какому первоисточнику принадлежит следующий фрагмент текста. «Серьёзность – путь к бессмертию. Легкомыслие – путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам»: Ответ: Джатаки 8. Как чаще всего переводится на русский язык название древнекитайской книги «Дао-дэ-цзин»? Ответ: Книга Пути и Благодати 9. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: Ответ: Ян 10. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: Ответ: Конфуций 11. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: Ответ: Субстанцию всех вещей 12. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: Ответ: Дао 13. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: Ответ: вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни 14. В ведических гимнах – самхитах – мир мыслится как совершенствование первичной сущности, называемой: Ответ: Пурушей 15. В соответствии с ведическим каноном освобождение от каких бы то ни было уз земной жизни это: Ответ: мокша 16. Какая из школ китайской философии придерживалась принципа «у вэй» (победоносное недеяние) ? Ответ: даосизм 17. Что означал принцип «жень» в конфуцианской философии? Ответ: гуманность, человеколюбие 18. Безусловная значимость как внешней стороны, проявляющейся в ритуалах, так и внутренней саморефлексии, связанной с сознательным следованием долгу и совестью, составляет основу: Ответ: учения о благородном муже в конфуцианстве. 19. Диалектическое понимание мира характерно для: Ответ: даосизма 20. «Когда в человеке преобладает естественность, он подобен деревенщине» — это точка зрения: Ответ: конфуцианства в пику даосизму. Вопросы для оценки сформированности компетенции: ПК-2: Способен реферировать, рецензировать, создавать философские тексты Тестовые задания 1. Конфуций – это представитель философской школы 1) + «ученых» («жу цзя»); 2) моистов («мо цзя»); 3) легистов («фа цзя»); 4) даосов («Дао Дэ цзя»); 5) «имен» («мин цзя»). 2. Учение о «благородном муже» принадлежит: 1) + Конфуцию; 2) Лао-цзы; 3) Патанджали; 4) Шанкаре; 5) Джаймини. 3. Философско-религиозные течения Хинаяны и Махаяны являются: 1) + буддийскими; 2) ведическими; 3) джайнистскими; 4) конфуцианскими; 5) моистскими. 4. Абсолют, рассмотренный со стороны субъекта, называется в древнеиндийской философии: 1) + атман; 2) карма; 3) пракрити; 4) гуна; 5) саттва. 5. Школа санкхья в качестве субстанций выделяет: 1) + пурушу и пракрити; 2) дживу и адживу; 3) землю, воду, огонь и воздух; 4) 5 скандх. 6. Четыре благородные истины буддизма не включают в себя следующую истину: 1) + «мира не существует»; 2) «в мире существует страдание»; 3) «у страдания есть причина»; 4) «есть путь, ведущий к избавлению от страданий». 7. «Бхагавад-Гита» предлагает следующие пути познания абсолюта: 1) + джняна-марга, бхакти-марга, карма-марга; 2) логический и интуитивный; 3) индуктивный и дедуктивный; 4) аналитический и синтетический; 5) всеобщий и частный. 8. Учение о принципе «всеобщей любви» в древнекитайской философии принадлежит школе: 1) + моистов; 2) даосов; 3) «имен»; 4) «ученых»; 5) легистов. 9. Саттва, раджас и тамас, согласно учению древнеиндийской школы санкхья, – это: 1) + гуны, входящие в состав пракрити; 2) чувства, ум и интуиция; 3) ступени достижения состояния мокши; 4) Атман, Брахман и Ишвара; 5) характеристики пуруши. 10. Характеристика, не соответствующая принципу «инь» в школе «инь-ян»: 1) + активность; 2) пассивность; 3) женственность; 4) темнота; 5) влажность. 11. Цель буддизма – это достижение состояния: 1) + нирваны; 2) пуруши; 3) пракрити; 4) аватара; 5) Ишвары. 12. Закон риты, упоминаемый в Ригведе как закон устанавливающий порядок и справедливость, в дальнейшем в древнеиндийской философии преобразуется в закон: 1) + кармы; 2) мокши; 3) нирваны; 4) акаши; 5) пуруши. 13. Учение Будды носит ярко выраженный 1) + этический характер; 2) эстетический характер; 3) логический характер; 4) метафизический характер; 5) гносеологический характер. 14. Древнекитайская философская школа, полагающая, что для установления порядка в государстве необходимо прежде всего установить строгие законы, которым должны подчиняться все подданные без исключения: 1) + легисты; 2) моисты; 3) даосы; 4) школа «ученых»; 5) школа «инь-ян». 15. Учение о четырех благородных истинах и благородном восьмеричном пути принадлежит: 1) + буддизму; 2) даосизму; 3) джайнизму; 4) конфуцианству; 5) чарвакам и локаятикам. Ключ к тестам № вопроса ответ 6) 1 7) 1 8) 1 9) 1 10) 1 11) 1 12) 1 13) 1 14) 1 15) 1 16) 1 17) 1 18) 1 19) 1 20) 1 Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. Контрольные вопросы: 1. Основой социального порядка Конфуций считал: Ответ: традицию 2. Третья истина буддизма связывает прекращение страданий с… Ответ: прекращением страданий 3. В буддизме для восхождения к нирване разработан ______________ путь. Ответ: восьмеричный 4. Дхарма в древнеиндийской философии – это понятие: Ответ: долга и предназначения 5. В школе веданта считается, что иллюзией(майя) является… Ответ: материальный мир 6. Какой из предложенных ниже ответов следует ставить вместо точек: «Жизнь природы и людей протекают не по воле богов, а по естественным путям, установленным …»: Ответ: Дао 7. Суфийская гносеология имеет следующие формы познания: (Çәki: 1) рациональные формы познания: Ответ: наблюдение, обнаружение, внутреннее наблюдение 8. В каких направлениях развивалась средневековая Восточная философия: Ответ: перипатетизм, суфизм 9. Что означает синкретизм мифологического сознания: Ответ: слитность качественно различных компонентов бытия в мифическом сознании 10. Хадис – это: Ответ: изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман 11. Представители мистико-аскетического течения в исламе, одного из основных направлений классической арабо-мусульманской философии, называются: Ответ: суфиями 12. Понятием «Арабский Восток» обозначается: Ответ: обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного и Каспийского морей 13. Один из принципов буддийской этики – «ахимса» – подразумевает: Ответ: Отказ от причинения вреда всему живому 14. Основоположником чань-буддизма считают: Ответ: Бодхидхарму 15. Сангха в буддийской традиции – это: Ответ: монашеская община 16. Символ буддизма (алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний) называется… Ответ: ваджра 17. Буддийский монастырь-университет у российских бурят: Ответ: дацан 18. Какая из школ буддизма официально появилась раньше других на территории России? Ответ: Гелуг 19. Ежегодное религиозное служение на открытом воздухе во дворах дацанов буддистов Забайкалья, Монголии и Тибета, представляющее собой мистерию с костюмированными танцами в масках, ритуальным оружием и музыкальными инструментами; проводится, чтобы отогнать злых духов, подготовить человека к бардо, способствовать просветлению – ____________. Ответ: Цам 20. Ученая степень доктора буддийской философии в традиции гелугпа называется ______________. Ответ: геше. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Истоки возникновения теории интеркультурного взаимодействия. 2. Связь дисциплины "Межкультурная коммуникация" с другими науками. 3. Этапы формирования и развития межкультурной коммуникации. 4. Основные определения и ключевые понятия интеркультурного взаимодействия. 5. Культура как социальный феномен. Определения культуры и их классификация. 6. Культурный релятивизм и этноцентризм. 7. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация". Современные цивилизационные концепции. 8. Культурные ценности, нормы, обычаи, символы и верования. 9. Понятие этногенеза и теории этничности. 10. Этнические стереотипы и предрассудки в процессе интеркультурного взаимодействия. 11. Межэтнические конфликты и способы их преодоления в теории межкультурной коммуникации. 12. Невербальные способы коммуникации, их роль в культуре. 13. Коммуникативные стили. Стратегии и тактики убеждения. 14. Судьбы национальных культур в глобальном мире. 15. Причины толерантного и интолерантного поведения при взаимодействии с другими культурами. 16. Возникновение и распространение глобального языка и культуры. 17. Пассивные и активные культуры. Монихронные, полихронные и реактивные культуры. 18. Способ аккультурации. Последствия межкультурного контакта. 19. Глобализация общества и роль межкультурных контактов. 20. Менталитет как фактор коммуникативной культуры. 21. Языковые лакуны безэквивалентная лексика в межкультурной коммуникации. 22. Влияние национальной культуры на коммуникацию. 23. Ошибки восприятия в процессе коммуникации. 24. Условия и формы культурной адаптации. 25. Значение символов культуры в коммуникации. 26. Способы разрешения межкультурных конфликтов. 27. Ведение деловых переговоров и деловой переписки с учетом коммуникативной культуры. 28. Зависимость коммуникации от культурного контекста. 29. Концепты природы и времени в разных культурах. 30.Этноязыковое сознание и языковая картина мира. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Таратухина, Ю. В. | Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для акаде- | Издательство, 2020 | urait.ru |
Л1.2 | М. О. Гузикова | Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие | Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гуревич П.С. | Философия: учебник для вузов | Издательство Юрайт,, 2023 | urait.ru |
Л2.2 | Родзинский Д. Л. | Философия: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
Л2.3 | М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева | Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов [Текст: электронный]: учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/ Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Познакомившись с программой дисциплины, студент может убедится в том, что предлагаемый учебный курс имеет для него как теоретическое, так и практическое значение. Без усвоения содержания данного курса и практических навыков по применению полученных знаний сложно рассчитывать на высокую профессиональную компетентность выпускника и успешность его самостоятельной профессиональной деятельности. Освоение курса требует от студента выше ответственности и организованности, чем большинство других, поскольку практическая работа дополняется самостоятельной работой. Успешное выполнение заданий семинаров позволяет студенту освоить курс и завершить свое обучение достаточным рейтингом, необходимым для зачета. Практические занятия проходят с использованием активных и интерактивных форм обучения: групповое обсуждение, метод проектов, работа в малых группах, дискусси. В процессе работы и освоения дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа в форме консультации. |