МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия как терапия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.03.01. Философия
ПрофильФилософия Востока
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_03_01_Философия_ФВ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Философия как терапия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 966)

составлена на основании учебного плана:
47.03.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Философия психотерапии» являются:

- дать обучающимся знания о специфике развития психотерапии и наиболее актуальных проблемах современного её состояния;

- заложить у обучающихся представление о истории психотерапии, сформировать у них навыки философской рефлексии и способность к критическому осмыслению изучаемого материала;

- развить у обучающихся способность самостоятельного осмысления вопросов, носящих философско- мировоззренческий характер.

- выработать умение применять теоретические знания на практике ;

- выработать навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять методы и приемы логического анализа, работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
ОПК-1.1 Знает методы и приемы логического анализа
ОПК-1.2 Умеет применять в научном исследовании методы и приемы логического анализа
ОПК-1.3 Владеет навыками анализа смысловых конструкций в специализированном тексте
ПК-1Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ
ПК-1.1 Самостоятельно осуществляет компаративный анализ различных философских школ и направлений для исследований в своей профессиональной области
ПК-1.2 исследований в своей профессиональной области
ПК-4Владеет навыками критического мышления и рациональной аргументации в философском дискурсе
ПК-4.1 Знает принципы и нормы анализа и синтеза аргументации
ПК-4.2 Умеет грамотно вести дискуссию, умения распознавать уловки в аргументации, понимать аргументацию другого и строить свою аргументацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- объект, предмет, структуру и особенности философии психотерапии;
- этапы развития и основные виды психотерапии;
- актуальные проблемы в философии психотерапии и методологические подходы для их решения;
- основы критической философской рефлексии;
- специфику современных психоаналитических школ;
- основные подходы к определению этико-нормативных программ;
- актуальные проблемы современной философии;
- круг философских идей, связанных с психотерапией.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определить объект, предмет, структуру и особенности философии психотерапии;
- выявить и указать этапы развития психотерапии и основные психотерапевтические школы;
- выявлять актуальные проблемы философии психотерапии и применять методологические подходы для их решения;
- установить отношение фундаментальных проблем философии психотерапии к современной общественной жизни;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- применять основные подходы к определению этико-нормативных программ;
- рационально анализировать общечеловеческие и групповые ценностно-смысловые ориентации;
- осознанно относиться к общечеловеческим и групповым ценностно-смысловым ориентациям;
- формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии психотерапии;
- пользоваться современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- использовать положения и категории философии психотерапии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- выявлять актуальные проблемы современной философии психотерапии;
- выявлять философские проблемы, связанные с историей и современностью философии психотерапии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения объекта, предмета, структуры и особенностей философии психотерапии;
- навыками определения этапов развития и основных типов психотерапевтических школ;
- навыками постановки и формулирования актуальных проблем философии психотерапии и применения методологических подходов для их решения;
- навыками установления отношения фундаментальных проблем философии к современной общественной жизни;
- навыками использования положений и категорий философии в процессе оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- навыками критической философской рефлексии;
- навыками определения этико-нормативных программ;
- способностью ориентироваться в системе общечеловеческих и национально-культурных ценностей;
- способностью обосновать собственную позицию в отношении к системе ценностей человеческой жизни;
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- способностью критического анализа современной философской и научной литературой для самостоятельного мировоззренческого самообразования;
- навыками использования положений и категорий философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- навыками самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления.
- навыками выявления актуальных проблем современной философии;
- способностью выявлять философские проблемы, связанные с историей и современностью философии психотерапии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Психоанализ как метапсихология
1.1. Основные концепции психоанализа З. Фрейда. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные концепции психоанализа З. Фрейда. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Я и Оно (структурная модель). Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Стадии психосексуального развития и теория нарциссизма: мифы о Эдипе и Нарциссе. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Психоанализ литературы и искусства Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.6. «Массовая» психология З. Фрейда. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.7. Психоанализ искусства Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.8. Агрессия и стремление к превосходству: философия А. Адлера Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.9. Агрессия и стремление к превосходству: философия А. Адлера Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.10. Агрессия и стремление к превосходству: философия А. Адлера Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.11. Проблема архаического наследия З. Фрейда, связь с философией К. Юнга Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Проблема архаического наследия З. Фрейда, связь с философией К. Юнга Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Психоанализ и марксизм: В. Райх. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.14. Критика концепций З. Фрейда: ученики и последователи. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.15. Критика концепций З. Фрейда: ученики и последователи. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.16. Критика концепций З. Фрейда: ученики и последователи. Сам. работа 4 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Теория и практика психоанализа
2.1. Современные школы психоанализа. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Эпигенетическая теория Э. Эриксона: восемь ступеней жизни. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Кляйнианское направление психоанализа. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Кляйнианское направление психоанализа. Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.6. Р. Спитц: клинико-эксперементальные исследования. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.7. Р. Спитц: клинико-эксперементальные исследования. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.8. Психоаналитическая деятельность А. Фрейд. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.9. Психоаналитическая деятельность А. Фрейд. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.10. Эго-психология: Э. Эриксон, Х. Хартман, О. Кёрнберг. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.11. Эго-психология: Э. Эриксон, Х. Хартман, О. Кёрнберг. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.12. Эпигенетическая теория Э. Эриксона: восемь ступеней жизни. Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.13. Эпигенетическая теория Э. Эриксона: восемь ступеней жизни. Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.14. Индивидуальная психология Адлера Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.15. Индивидуальная психология Адлера Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.16. Лакан: структурный психоанализ Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.17. Лакан: структурный психоанализ Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.18. Лакан: структурный психоанализ Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.19. Мотивационный анализ и его представители Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.20. Мотивационный анализ и его представители Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.21. Мотивационный анализ и его представители Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.22. Мифодизайн: миф о сотворении мира Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
ОПК-1: Способен применять методы и приемы логического анализа, работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
Тестовые задания:
1. Силу, которая поддерживает болезненное состояние, Фрейд назвал:
1) оздоровление
2) вытеснение
3) очищение
4) сопротивление +
2. Практику психоанализа Фрейд сравнивал с игрой в:
1) ассоциации +
2) лапту
3) шашки
4) шахматы
3. Фрейд связывал истерические неврозы с:
1) алкоголизмом
2) манией величия
3) сексуальным влечением +
4) применением гипноза
4. В соответствии с «чисто психологической теорией истерии» Фрейда, те силы, которые противодействуют, чтобы забытое сделать сознательным:
1) сопротивление
2) очищение
3) оздоровление
4) вытеснение +
5. Эдипов комплекс» в трактовке Фрейда – это реализация бессознательного сексуального желания человека в отношении:
1) своих родителей +
2) своих детей
3) представителей противоположного пола
6. То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал:
1) бессознательным +
2) сопротивляющимся
3) вытесненным
4) предсознанием
7. По мысли Юнга, человек без тени:
1) освобождается
2) перестает быть индивидуумом+
3) умирает
4) заново рождается
8. Какое прозвище получил от Фрейда его самый знаменитый пациент?
1) человек-лев
2) человек-волк +
3) человек-паук
9. Характерным исследовательским приемом Фрейда стал:
1) вуайеризм
2) арахнофобия
3) клептомания
4) скопофилия +
10. Доаналитический период творчества Фрейда (до 1897 г.) характеризовался:
1) применением гипноза для больных истерией +
2) созданием «классической модели» психоанализа
3) разработкой основных принципов лечения с помощью психоанализа
4) применением гипноза для больных шизофренией
11. В основе психоанализа лежит метод:
1) свободных ассоциаций +
2) гипноза
3) самовнушения
12. Искаженное отражение реальности в психоанализе называется:
1) катарсис
2) трансфер
3) контраперенос
4) катексис +
13. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:
1) глубинная психология (психоанализ) +
2) гуманистическая психология
3) ассоциативная психология
4) когнитивная психология
14. Из скольких частей состоит психика, согласно Фрейду?
1) 3 +
2) 6
3) 8
15. Роль воли Фрейд соотносит с:
1) супер эго
2) ид
3) эго +
Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 4
2. 1
3. 3
4. 4
5. 1
6. 1
7. 2
8. 2
9. 4
10. 1
11. 1
12. 4
13. 1
14. 1
15. 3

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы:
2. В основе пpедставлений о личности в поведенческой психотеpапии лежит следующее положение:
Ответ: - Пpоявления личности обусловлены пpоцессом научения
3. Наиболее существенным понятием в теоpии личности К.Pоджеpса является:
Ответ: - Актуализация "Я"
4. Действие психологических механизмов совладания напpавлено на:
Ответ: - Pазpешение психотравмирующей ситуации
5. К механизму совладания относится следующий способ реагирования личности:
Ответ: - Сотpудничество
6. К эмоциональному механизму совладания относится:
Ответ: - Оптимизм
7. Основной хаpактеpистикой невpотического конфликта является:
Ответ: - Неосознавание наличия конфликтных сил
9. К поведенческому механизму совладания относится:
Ответ: - Альтpуизм
10. К когнитивному механизму совладания относится:
Ответ: - Пpоблемный анализ
11. К копинг-pесуpсу относится:
Ответ: - Интеpнальность
12. Защитный механизм, посpедством котоpого непpиемлемый импульс, чувство, желание или идея удаляются из сознания и становятся бессознательными называется:
Ответ: - Вытеснение
13. Защитный механизм, посpедством котоpого либидо и агpессивная энеpгия тpансфоpмиpуется в pазличные виды деятельности, пpиемлемые для индивида и общества, носит название:
Ответ: - Сублимация
14. Для выявления алекситимии используют:
Ответ: - Тоpонтскую шкалу /ТАS/
15. Акцентуация личности – это:
Ответ: — Это ваpиант ноpмы, отличающийся от гаpмоничной личности усилением/ослаблением чеpты или чеpт, вследствие чего обнаpуживается повышенная/пониженная фpустpационная олеpантность в отношении опpеделенных стpессовых ситуаций
16. Понятие об интpавеpсии и экстpавеpсии в психотерапию ввел
Ответ: - К.Юнг
17. Пpоцесс, посpедством котоpого психологический комплекс идей, желаний, чувств и т.д. заменяется физическим симптомом называется:
Ответ: - Конвеpсией
18. Конфликт между двумя составляющими психики одного и того же человека следует назвать:
Ответ: - Интpапсихический
19. Выбеpите пpавильное опpеделение акцентуации личности:
Ответ: - Ваpиант ноpмы с усилением /ослаблением чеpты/ чеpт
20. Опpеделите позитивные свойства акцентуации личности:
Ответ: - Устойчивость к опpеделенным типам стpессов

Вопросы для оценки сформированности компетенции:
ПК-1: Владеет концептуальным аппаратом различных философских школ, осуществляет их компаративный анализ

Тестовые задания:

1. Как возникла традиция укладывать клиента на кушетку во время сеансов психоанализа?
1) во времена Фрейда любые медицинские осмотры проводились только на кушетке
2) Фрейду не нравилось, когда на него смотрели во время сеанса +
3) она пришла из психиатрических больниц. Раньше к кушеткам ещё и привязывали
1. Какая из этих частей психики в модели Юнга означает бессознательное начало, как правило, противоположного пола?
1) Тень
2) Анима/Анимус +
3) Самость
2. Опорой в практике психоанализа З. Фрейда можно считать:
1) аналитический метод +
2) индивидуальный стиль
3) синтетический метод
4) персонализированные подходы
3. Знак тао, китайские инь и янь, символизирующие переход и дополнительность оппозиций жизни, по мысли Юнга, связан с понятием:
1) анимус;
2) анима;
3) самость;+
4) эго.

4. По мысли Юнга, современный человек – тот, кто:
1) сохраняет духовную связь с родом, предками;
2) идет в ногу с модой своего времени;
3) полностью осознает прошлое;
4) отдаляется от большинства людей, живущих в рамках традиций.+

5. Впервые в психоанализе о матрициде заявляет:
1) Э. Фромм;
2) К. Хорни;+
3) М. Кляйн;
4) Г. Салливан.

6. По мысли К. Хорни, развитие базовой тревоги выражается в:
1) чувстве беспомощности в потенциально враждебном мире;+
2) гипертрофированном чувстве ответственности;
3) чувстве боли.

7. Межличностные защитные стратегии К. Хорни описывает в своем труде:
1) «Самоанализ»;
2) «Новые пути психоанализа»;
3) «Наши внутренние конфликты»;+
4) «Материнские конфликты».

8. Защитные стратегии, которыми люди оперируют в общении с самими собой, Хорни называет:
1) межличностные;
2) экстрапсихические;
3) интрапсихические;+
4) межпсихические.

9. По мысли Хорни, защитные надменно-мстительные стратегии относятся к разряду:
1) решений в пользу уступчивости;
2) решений экспансивных;+
3) решений ухода.

10. Автором «гуманистического психоанализа» считается:
1) З. Фрейд;
2) К. Г. Юнг;
3) К. Хорни;
4) Э. Фромм.+

11. «Sommeils» означает:
1) коллективное бессознательное;
2) сны наяву;+
3) шизофрения;
4) невроз.

12. «Sommeils» — это мероприятие:
1) фрейдистов;
2) экзистенциалистов;
3) сюрреалистов.+

13. Французским Фрейдом» называли:
1) Р. Лафорга;
2) Ж. П.Сартра;
3) К. Леви-Стросса;
4) Ж. Лакана.+

14. «Источником сюжетов» психоанализ служил для:
1) фрейдистов;
2) экзистенциалистов;
3) сюрреалистов. +
15. Тип личности, энергия и внимание которого направлены на внешний мир, Юнг называл:
1) шизофреником
2) преступником
3) интровертом
4) экстравертом+
Ключ к тестам

№ вопроса ответ
1. 2
2. 1
3. 3
4. 4
5. 2
6. 1
7. 3
8. 3
9. 2
10. 4
11. 2
12. 3
13. 4
14. 3
15. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Контрольные вопросы:

1. Процесс гармонизации взаимоотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности Юнг назвал:
Ответ: индивидуализацией.
2. Тест, созданный Юнгом, в котором испытуемый должен быстро ответить на стандартный список слов любыми приходящими в голову словами, называется:
Ответ: анализ ментальных ассоциаций.
3. Понятие «комплекс» вводит:
Ответ: К.Г.Юнг.
4. По мысли Юнга, комплекс – это:
Ответ: то, что тщательно скрывают.
5. Юнг трактовал сны методом:
Ответ: амплификацией.
6. В аспекте «прекрасное-безобразное», «хорошо-плохо» принимают решения, по мнению Юнга:
Ответ: чувствующие типы.
7. В Святой Троице Юнг усматривает архетип:
Ответ: семьи.
8. По мысли Юнга, материал, вытесненный из сознания, собирается в образе:
Ответ: тени.
9. По мысли Юнга, человек без тени:
Ответ: перестает быть индивидуумом.
10. Впервые основы межличностной тории в психоанализе появляются у:
Ответ: Ш. Ференчи.
11. Как соотносятся понятия "механизмы совладания" и "механизмы психологической защиты"?
Ответ: - Понятия "механизмы совладания" и "механизмы психологической защиты" близки по своему содеpжанию, их отличие в паpаметpе активности /констpуктивность/-пассивности / неконстpуктивность/
12. Метод семантического диффеpенциала пpедставляет собой:
Ответ: - пеpечень поляpных шкал
13. Относительным пpотивопоказанием к психотеpапии служит:
Ответ: - Пpедыдущий неудачный опыт психотеpапии
14. Основной хаpактеpистикой эмпатического отношения психотеpапевта к пациенту является:
Ответ: - Способность вчувствоваться во внутpенний миp пациента
15. По мысли Фромма, не признает за человеком способности познать добро и зло этика:
Ответ: авторитарная.
16. Фромм приводит объяснение авторитарной этики на примере:
Ответ: греха Адама и Евы.
17. Сам человек, а не отчужденная от него власть может определять критерий добродетели и порока — это, по мысли Фромма, принцип этики:
Ответ: гуманистической.
18. По мысли К. Хорни, в основе человеческих неврозов лежит:
Ответ: патогенные условия жизни в детстве.
19. При формировании суждений отвечают на вопрос: «Что именно я воспринимаю?»
Ответ: Ощущающие типы.
20. Способ обработки информации с точки зрения бессознательных процессов – это форма деятельности, по мнению Юнга:
Ответ: интуитивистов.
Вопросы для оценки сформированности компетенции:
ПК-4: Владеет навыками критического мышления и рациональной аргументации в философском дискурсе
1. Межличностные защитные стратегии К. Хорни описывает в своем труде:
1) «Самоанализ»;
2) «Новые пути психоанализа»;
3) «Наши внутренние конфликты»;+
4) «Материнские конфликты».

2. Защитные стратегии, которыми люди оперируют в общении с самими собой, Хорни называет:
1) межличностные;
2) экстрапсихические;
3) интрапсихические;+
4) межпсихические.

3. По мысли Хорни, защитные надменно-мстительные стратегии относятся к разряду:
1) решений в пользу уступчивости;
2) решений экспансивных;+
3) решений ухода.

4. Автором «гуманистического психоанализа» считается:
1) З. Фрейд;
2) К. Г. Юнг;
3) К. Хорни;
4) Э. Фромм.+

5. «Sommeils» означает:
1) коллективное бессознательное;
2) сны наяву;+
3) шизофрения;
4) невроз.

6. «Sommeils» — это мероприятие:
1) фрейдистов;
2) экзистенциалистов;
3) сюрреалистов.+

7. Французским Фрейдом» называли:
1) Р. Лафорга;
2) Ж. П.Сартра;
3) К. Леви-Стросса;
4) Ж. Лакана.+

8. «Источником сюжетов» психоанализ служил для:
1) фрейдистов;
2) экзистенциалистов;
3) сюрреалистов. +
9. Тип личности, энергия и внимание которого направлены на внешний мир, Юнг называл:
1) шизофреником
2) преступником
3) интровертом
4) экстравертом+
10. То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал:
1) бессознательным +
2) сопротивляющимся
3) вытесненным
4) предсознанием
11. По мысли Юнга, человек без тени:
1) освобождается
2) перестает быть индивидуумом+
3) умирает
4) заново рождается
12. Какое прозвище получил от Фрейда его самый знаменитый пациент?
1) человек-лев
2) человек-волк +
3) человек-паук
13. Характерным исследовательским приемом Фрейда стал:
1) вуайеризм
2) арахнофобия
3) клептомания
4) скопофилия +
14. Доаналитический период творчества Фрейда (до 1897 г.) характеризовался:
1) применением гипноза для больных истерией +
2) созданием «классической модели» психоанализа
3) разработкой основных принципов лечения с помощью психоанализа
4) применением гипноза для больных шизофренией
15. В основе психоанализа лежит метод:
1) свободных ассоциаций +
2) гипноза
3) самовнушения
4) экстравертом+
Ключ к тестам

№ вопроса ответ
16. 2
17. 1
18. 3
19. 4
20. 2
21. 1
22. 3
23. 3
24. 2
25. 4
26. 2
27. 3
28. 4
29. 3
30. 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы:

1. Процесс гармонизации взаимоотношения сознательного и бессознательного в человеческой личности Юнг назвал:
Ответ: индивидуализацией.
2. Тест, созданный Юнгом, в котором испытуемый должен быстро ответить на стандартный список слов любыми приходящими в голову словами, называется:
Ответ: анализ ментальных ассоциаций.
3. Понятие «комплекс» вводит:
Ответ: К.Г.Юнг.
4. По мысли Юнга, комплекс – это:
Ответ: то, что тщательно скрывают.
5. Юнг трактовал сны методом:
Ответ: амплификацией.
6. В аспекте «прекрасное-безобразное», «хорошо-плохо» принимают решения, по мнению Юнга:
7. Ответ: чувствующие типы.
8. В Святой Троице Юнг усматривает архетип:
9. Ответ: семьи.
10. По мысли Юнга, материал, вытесненный из сознания, собирается в образе:
11. Ответ: тени.
12. По мысли Юнга, человек без тени:
13. Ответ: перестает быть индивидуумом.
14. Впервые основы межличностной тории в психоанализе появляются у:
15. Ответ: Ш. Ференчи.
16. Метод семантического диффеpенциала пpедставляет собой:
Ответ: - пеpечень поляpных шкал
17. Относительным пpотивопоказанием к психотеpапии служит:
Ответ: - Пpедыдущий неудачный опыт психотеpапии
18. Основной хаpактеpистикой эмпатического отношения психотеpапевта к пациенту является:
Ответ: - Способность вчувствоваться во внутpенний миp пациента
19. По мысли Фромма, не признает за человеком способности познать добро и зло этика:
Ответ: авторитарная.
20. Понятие об интpавеpсии и экстpавеpсии в психотерапию ввел
Ответ: - К.Юнг
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Основные понятия и теории в психоанализе.
2. Прикладное значение психоаналитических теорий развития.
3. Первичные и вторичные психические процессы. Психоаналитическая теория мышления.
4. Психоаналитические концепции образования символов.
5. Топографическая и структурная модели психического аппарата.
Принцип удовольствия и принцип реальности в психоанализе.
6. Роль интроекции и проекции в психическом развитии с точки зрения психоанализа.
7. Роль Эдипова комплекса в психическом развитии и в образовании невротических симптомов.
8. Психоаналитическое учение о формировании характера и его аномалий.
9. Психологические механизмы защит с точки зрения психоанализа.
10. Психоаналитическая теория неврозов.
11. Роль торможения и тревоги в образовании невротических симптомов.
12. Психоаналитическая диагностика.
13. Понятие уровней психической организации в психоанализе.
14. Понятие нарциссизма в психоанализе.
15. Организация терапевтического сейтинга в психоанализе.
16. Основные элементы техники клинического психоанализа.
17. Толкование сновидений в психоанализе.
18. Психоаналитические техники в работе с разными темпами пациентов.
19. Психоанализ и психотерапия.
20. Детский психоанализ: психологическая помощь ребенку и семье.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов Б.Н. История философии: учебное пособие для вузов: Учебное пособие М: Издательство Юрайт, 2021 urait.ru/book/istoriya-filosofii-468378
Л1.2 Колесников А. С. История философии в 2-ух томах. Том 1.: Учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/450751
Л2.2 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
Л2.3 В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская ан-тропология : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э17 Курс в Moodle "Философия психотерапии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека по философии: http://rilosof.historic.ru
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинарские занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи семинарских занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету и экзамену.