МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы безопасности в странах Восточной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Проблемы безопасности в странах Восточной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать возможность студентам разобраться в основных теоретических подходах к вопросам региональной безопасности; предоставить основную информацию о проблемах безопасности стран Восточной Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-6Способен участвовать в обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами на этапе сбора, систематизации, перевода, анализа информации
ПК-6.1 Знает нормы дипломатического и делового прокола и этикета для организационного обеспечения дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.2 Умеет выявлять, систематизировать и проводить анализ информации, необходимой обеспечении дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов с зарубежными странами и регионами
ПК-6.3 Способен осуществлять техническое сопровождение дипломатических и деловых международных мероприятий в качестве переводчиков
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет курса
1.1. Основные понятия курса. Подходы к пониманию безопасности Лекции 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
1.2. Понимание "безопасности" в культурах стран Восточной Азии Практические 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
1.3. Работа в мудл Сам. работа 7 12 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
Раздел 2. Проблемы национальной безопасности в Восточной Азии
2.1. национальной безопасности стран Восточной Азии во второй половине XX - начале XXI вв Лекции 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
2.2. Концепции национальной безопасности в КНР и Японии Практические 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
2.3. Территориально-пограничные споры КНР со странами-соседями Практические 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
2.4. Подготовка к семинарам Сам. работа 7 18 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
2.5. Национальные интересы и цели государств Корейского полуострова. Практические 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
Раздел 3. Безопасность и конфликты в Восточной Азии
3.1. Восточно-Азиатский регион: становление регионального сотрудничества в сфере безопасности Лекции 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
3.2. Динамическая стабильность как способ обеспечения безопасности в ВА (по А.Д. Богатурову) Практические 7 2 ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1, УК-3.3
3.3. КНРД: вызовы региональной безопасности ВА Лекции 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
3.4. Конфликтный потенциал Тайваньского и Корейского вопросов для безопасности региона Практические 7 4 ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1, УК-3.3
3.5. Подготовка к семинарам Сам. работа 7 18 ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1, УК-3.3
3.6. Интересы России в вопросах обеспечения безопасности в Восточной Азии Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
Раздел 4. Сецессионизм как вызов безопасности государствам Азии
4.1. Феномен сецессионизма Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1
4.2. Типология сецессонинизма в государствах Восточной Азии Практические 7 4 ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1, УК-3.3
4.3. Подготовка к докладам с презентацией Сам. работа 7 18 ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, УК-3.1, УК-3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3: Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
1) Региональные подсистемы характеризуются
А) акторами, интересами, типами конфликтов и особенностями равновесия сил
Б) только интересами авторов
В) особенностями равновесия сил

2) В Восточной Азии отмечалась большая конфликтность между акторами МО в
А) конце ХХ в.
Б) первой половине ХХ века
В) начало XXI в.
3. Согласно концепции С. Хантингтона угроза мировой безопасности в будущем будет
исходить из ……….. цивилизаций
А) исламской и славяно-православной
Б) исламской и тайско-конфуцианской
В) исламской и западной
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Издательство Лань»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс осваивается в рамках аудиторных занятий и посредством электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), размещенного на Едином образовательном портале АлтГУ. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.