Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.04. Археология |
Профиль | Археология Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_04_Археология_АЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 09.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Сформировать представление о древней и средневековой истории Казахстана и Центральной Азии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.01 |
ОПК-2 | Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках; |
ОПК-2.1 | Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии |
ОПК-2.2 | Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса |
ОПК-2.3 | Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов |
ОПК-3 | Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин; |
ОПК-3.1 | Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии |
ОПК-3.2 | Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической |
ОПК-3.3 | Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии |
ОПК-3.4 | Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени |
ПК-1 | Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук |
ПК-1.1 | Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии |
ПК-1.2 | Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин |
ПК-1.3 | Использует комплексный подход к анализу археологических источников |
ПК-1.4 | Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История изучения Казахстана и Центральной Азии | ||||||
1.1. | История изучения Казахстана и Центральной Азии | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
1.2. | История изучения Казахстана и Центральной Азии | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
1.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
Раздел 2. Палеолит Казахстана и Центральной Азии | ||||||
2.1. | Палеолит Казахстана и Центральной Азии | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
2.2. | Палеолит Казахстана и Центральной Азии | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
2.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
Раздел 3. Неолит Казахстана и Центральной Азии | ||||||
3.1. | Неолит Казахстана и Центральной Азии | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
3.2. | Неолит Казахстана и Центральной Азии | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
3.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
Раздел 4. Бронзовый век Казахстана и Центральной Азии | ||||||
4.1. | Бронзовый век Казахстана и Центральной Азии | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
4.2. | Бронзовый век Казахстана и Центральной Азии | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
4.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
Раздел 5. Ранний железный век Казахстана и Центральной Азии | ||||||
5.1. | Ранний железный век Казахстана и Центральной Азии | Лекции | 3 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
5.2. | Ранний железный век Казахстана и Центральной Азии | Практические | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
5.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
Раздел 6. Казахстан и Центральная Азия в средневековье | ||||||
6.1. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Лекции | 3 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
6.2. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Практические | 3 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 | |
6.3. | Казахстан и Центральная Азия в средневековье | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.4, ПК-1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках; профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Археологическая культура это? А. Объективное отражение исторической реальности Б. Исследовательская конструкция Ответ: Б Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников? А. Радиоуглеродный Б. Спектральный Ответ: А Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей? А. В нижнем палеолите Б. В среднем палеолите Ответ: Б Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше? А. Энеолит Б. Мезолит Ответ: Б Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите? А. Глина Б. Медь Ответ: А Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике? А. Собирательство Б. Скотоводство Ответ: Б Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше? А. Самородный Б. Рудный Ответ: А Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку? А. Синташтинская культура Б. Тагарская культура Ответ: А Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»? А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве Ответ: Б Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата? А. VII–X вв. Б. VII–XIII вв. Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что является предметом изучения археологии? Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. 2. Чем обусловлена необходимость археологии? Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации. 3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности? Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов. 4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником? Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур. 5. Как называются предметные источники в археологии? Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами. 6. Дайте определение понятию «археологическая культура»? Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников. 7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему? Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления. 8. Каким может быть датирование памятников в археологии? Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным. 9. Какой век стал решающим для становления археологии? Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой. 10. Как называется процесс образования археологических памятников? Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация. 11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники? Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом. 12. Перечислите основные виды археологических памятников? Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии. 13. Какие кабинетные методы характерны для археологии? Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование. 14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии? Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс. 15. Что такое археологический тип? Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п. 16. Что дает типологический анализ? Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. 17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы? Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников. 18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии? Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный. 19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века? Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство. 20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему? Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин; ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. ПЕРВОБЫТНЫЕ ОБЩЕСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, НАЗЫВАЮТСЯ А) апополитейными Б) синполитейными ОТВЕТ: а. ВОПРОС 2. В ОСНОВЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПЕРВОБЫТНОЙ ИСТОРИИ МОРГАНА-ЭНГЕЛЬСА ЛЕЖИТ А) уровень развития производительных сил Б) физическое развитие человека В) уровень развития культуры ОТВЕТ: а ВОПРОС 3. В ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЙ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ А) Геологическая Б) Экологическая В) Морфологическая ОТВЕТ: а ВОПРОС 4. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ВОЗНИКЛИ А) 5 тыс. лет назад Б) 10 тыс. лет назад В) 3 тыс. лет назад ОТВЕТ: а ВОПРОС 5. ЭПОХА МЕЗОЛИТА - ЭТО ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД А) от нижнего к верхнему палеолиту Б) от палеолита к неолиту В) от неолита к бронзовому ОТВЕТ: б ВОПРОС 6. ЭПОХА ГОЛОЦЕНА - ЭТО ПЕРИОД А) доледниковый Б) ледниковый В) межледниковый Г) послеледниковый ОТВЕТ: г. ВОПРОС 7. ТРУДОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ СВЯЗАНО С ПРОДУКТОМ А) избыточным Б) жизнеобеспечивающим В) прибавочным ОТВЕТ: а ВОПРОС 8. ПРАОБЩИНОЙ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ А) ранней формой человеческого общества Б) формой объединения предлюдей В) объединением животных ОТВЕТ: б ВОПРОС 9. ЭПОХЕ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ СООТВЕТСТВУЮТ ПЕРИОД: А) Нижний палеолит Б) Средний палеолит В) Верхний палеолит Г) Неолит Д) Эпоха раннего металла Ответ: в ВОПРОС 10. Плейстоцен сменился на голоцен, что ознаменовало наступление А) среднего палеолита Б) верхнего палеолита В) мезолита Г) неолита Ответ: г ВОПРОС 11. ЧИСЛО ВЗРОСЛЫХ ЧЛЕНОВ ПРАОБЩИНЫ В СРЕДНЕМ СОСТАВЛЯЛО А) 5-10 Б) 10-15 В) 20-30 Г) 50-60 ОТВЕТ: 20-30 ВОПРОС 12. В период разложения родовых отношений основной формой брака становится: А) Парный Б) Групповой В) Коллективный Г) Моногамный ОТВЕТ: г ВОПРОС 13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, ПРЕВЫШАЮЩИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ, НО ЕЩЕ НЕ ПРИВЕДШИЙ К ОТНОШЕНИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ, НАЗЫВАЕТСЯ А) прибавочным Б) избыточным В) необходимым ОТВЕТ: б ВОПРОС 14. ДВИЖУЩИМИ СИЛАМИ ПРОЦЕССА АНТРОПОГЕНЕЗА ЯВЛЯЮТСЯ А) труд и половой отбор Б) половой отбор и естественный отбор В) естественный отбор и труд Г) труд, естественный отбор и половой отбор ОТВЕТ: г ВОПРОС 15. ПО КАКОМУ КРИТЕРИЮ СОСТАВЛЕНА АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: А) биологическое развитие древнего человека; Б) развитие Земли; В) социально-экономическое развитие общества; Г) материал и техника изготовления орудий труда. ОТВЕТ: г КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1: В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧАЛОСЬ _____ И ______ РОДСТВО. ОТВЕТ: Биологическое и социальное ВОПРОС 2: ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОИСХОДИТ В ЭПОХУ ____________ ____________. ОТВЕТ: ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА ВОПРОС 3: В ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДОПОЛНЯЕТСЯ_____________ ОТВЕТ: ЛИЧНОЙ ВОПРОС 4. В РАМКАХ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ ФУНКЦИОНИРУЕТ, ОСНОВАННАЯ НА ДАРООБМЕНЕ____________ ЭКОНОМИКА. ОТВЕТ: ПРИСТИЖНАЯ ВОПРОС 5. ГРУППА СЕМЕЙ, СВЯЗАННАЯ РОДСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И СОВМЕСТНО ВЛАДЕЮЩАЯ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, НАЗЫВАЕТСЯ __________ ОБЩИНОЙ ОТВЕТ: РОДОВОЙ ВОПРОС 6. ОБЩИНА: ПРАОБЩИНА, РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ, ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ,_________. ОТВЕТ: СОСЕДСКАЯ/ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ВОПРОС 7. ИНСТИТУТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, СОВМЕСТНО ВЛАДЕЮЩИХ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВОДСТВА, НАЗЫВАЕТСЯ ____________. ОТВЕТ: ОБЩИНА ВОПРОС 8. ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ БРАКА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНО-РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЛСЯ ________________БРАК ОТВЕТ: Моногамный ВОПРОС 9. В ЗАПАДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ДОПИСЬМЕННАЯ ИСТОРИЯ НАЗЫВАЕТСЯ_________________ ОТВЕТ: 2. Праистория ВОПРОС 10. ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________. ОТВЕТ: неолит ВОПРОС 11. ПЕРИОДУ КЛАССООБРАЗОВАНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИ СООТВЕТСТВУЕТ ЭПОХА ______________________. ОТВЕТ: 11. палеометалла, бронзовый век ВОПРОС 12: В МЕЗОЛИТЕ ЭПОХА ПЛЕЙСТОЦЕНА СМЕНЯЕТСЯ ЭПОХОЙ ______________. Ответ: голоценом ВОПРОС 13: В ЗЕМЛЕДЕЛИИ РЕГУЛЯРНАЯ СМЕНА ОБРАБАТЫВАЕМЫХ УЧАСТКОВ НАЗЫВАЕТСЯ______________ ОТВЕТ: ПЕРЕЛОГ ВОПРОС 14: ГОСПОДСТВО МУЖЧИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ______________________ ОТВЕТ: ПАТРИАРХАТ ВОПРОС 15: ПРАЗДНИК С РАЗДАЧЕЙ БОГАТСТВ У ИНДЕЙСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ НАЗЫВАЕТСЯ____________ ОТВЕТ: ПАТЛАЧ ВОПРОС 16: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ, ПРЕВЫШАЮЩИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ, НО ЕЩЕ НЕ ПРИВЕДШИЙ К ОТНОШЕНИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ, НАЗЫВАЕТСЯ____________________ ОТВЕТ: Избыточным ВОПРОС 17: ГРУППИРОВКА НЕСКОЛЬКИХ РОДОВ ОДНОГО ПЛЕМЕНИ, ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭКЗОГАМИЕЙ, НАЗЫВАЕТСЯ________________ ОТВЕТ: ФРАТРИЯ ВОПРОС 18: ОБРЯД ПЕРЕХОДА В КАТЕГОРИЮ ВЗРОСЛЫХ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ НАЗЫВАЕТСЯ______________ ОТВЕТ: Инициация ВОПРОС 19: ВЗАИМОБРАЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВУХ РОДОВ ИЛИ ФРАТРИЙ НАЗЫВАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТВЕТ: Дуальной ВОПРОС 20: Четыре основные периодизации, используемые в Истории первобытного общества _____________________ ОТВЕТ: Геологическая-археологическая-антропологическая-социальноэкономическая КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Археологическая культура это? А. Объективное отражение исторической реальности Б. Исследовательская конструкция Ответ: Б Вопрос 2. Какой метод используется в археологии для датировки памятников? А. Радиоуглеродный Б. Спектральный Ответ: А Вопрос 3. Когда появились первые погребения людей? А. В нижнем палеолите Б. В среднем палеолите Ответ: Б Вопрос 4. Какой археологический период наступил раньше? А. Энеолит Б. Мезолит Ответ: Б Вопрос 5. Какой новый материал для производства стали использовать в неолите? А. Глина Б. Медь Ответ: А Вопрос 6. Какое хозяйственное занятие относится к производящей экономике? А. Собирательство Б. Скотоводство Ответ: Б Вопрос 7. Какой металл был освоен раньше? А. Самородный Б. Рудный Ответ: А Вопрос 8. Выберите культуру, которая относится к бронзовому веку? А. Синташтинская культура Б. Тагарская культура Ответ: А Вопрос 9. Что включает комплекс вещей, называемый «скифская триада»? А. Вооружение, посуда, полихромный стиль в прикладном искусстве Б. Вооружение, конское снаряжение, звериный стиль в прикладном искусстве Ответ: Б Вопрос 10. Как датируется культура Хазарского каганата? А. VII–X вв. Б. VII–XIII вв. Ответ: А КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что является предметом изучения археологии? Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. 2. Чем обусловлена необходимость археологии? Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации. 3. Что включает в себя археология как вид научной деятельности? Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов. 4. Когда археологический памятник становиться археологическим источником? Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур. 5. Как называются предметные источники в археологии? Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами. 6. Дайте определение понятию «археологическая культура»? Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников. 7. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему? Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления. 8. Каким может быть датирование памятников в археологии? Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным. 9. Какой век стал решающим для становления археологии? Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой. 10. Как называется процесс образования археологических памятников? Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация. 11. Что такое известные и неизвестные археологические памятники? Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом. 12. Перечислите основные виды археологических памятников? Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии. 13. Какие кабинетные методы характерны для археологии? Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование. 14. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии? Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс. 15. Что такое археологический тип? Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п. 16. Что дает типологический анализ? Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве. 17. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы? Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников. 18. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии? Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный. 19. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века? Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство. 20. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему? Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||