МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конское снаряжение в древности и средневековье: системный подход

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., Проф, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Конское снаряжение в древности и средневековье: системный подход

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить понятийный аппарат методов системного анализа, а также выработать навыки практического применения методов системного анализа археологических источников (на примере элементов конского снаряжения).
Исходя из обозначенной цели в ходе реализации дисциплины необходимо реализовать следующие задачи:
1. Сформировать общие представления о снаряжении верхового коня, его отдельных составляющих, функциях, назначении и особенностях использования (при этом особое внимание предполагается уделять вопросам терминологии и понятийному аппарату основных видов изучаемой деятельности).
2. Выработать навыки применения морфологического метода.
3. Освоить использование такого исследовательского инструмента как классификация.
4. Получить практические навыки по применению метода типологии.
5. Освоить основы археологической реконструкции (с использованием археологических и иконографических источников).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять на основе междисциплинарных подходов историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает специфику историко-археологических процессов и явлений в Центральной Азии
ОПК-2.2 Учитывает при анализе археологических источников научные концепции исторического развития социумов, исходя из знаний современных теорий исторического процесса
ОПК-2.3 Использует общенаучные, исторические, археологические и естественнонаучные методы при анализе исторических и археологических объектов
ОПК-6Способен на продвинутом уровне осуществлять в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию.
ОПК-6.1 Составляет учетную документацию, проводит экспертизу и контроль сохранности археологических коллекций в музеях и учреждениях музейного типа с учетом специфики разных стран Центральной Азии
ОПК-6.2 Знает принципы отбора и анализа исторических фактов и учитывает мультидисциплинарные критерии при проведении научных исследований
ОПК-6.3 Способен критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию при изложении результатов собственных исследований
ОПК-6.4 Владеет разнообразными навыками представления археологической информации и результатов ее изучения
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.а) все основные понятия и специфику их использования в ходе применения системного подхода;
б) основы археологической реконструкции (с использованием археологических и иконографических источников)
3.2.Уметь:
3.2.1.а) формулировать определения терминов, соотносить понятия друг с другом, находить терминологические ошибки в чужом и собственном научном тексте;
б) объяснять, каким образом реализуется тот или иной метод в конкретном исследовании;
в) приводить примеры практического применения каждого из методов; соотносить результаты применения методов с другими данными (фактами политической истории, социальной структурой общества, мировоззренческими установками древнего населения);
в) анализировать различные виды источников информации (вещественные, изобразительные, письменные);
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.а) применения морфологического метода;
б) использования такого исследовательского инструмента как классификация;
в) применения метода типологии;
г) работать с научным текстом и формулировать собственный научный текст, отражающий процедуру и результаты применения методов системного изучения археологических источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о лошади.
1.1. Доместикация и начало использования под верх Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные доместикационные центры Азии. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Особенности экстерьера лошадей, используемых кочевниками Евразии: носителями пазырыкской культуры, хунну, тюрками. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Отношение к верховой лошади в разных кочевых культурах Сам. работа 3 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Снаряжение верхового коня
2.1. Понятие «снаряжение» («амуниция») верховой лошади, его принципиальные отличия от упряжи тяглового животного, основные составные части амуниции. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Историческое формирование и распространение различных элементов конского снаряжения Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Морфологический анализ элементов конской амуниции Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Узда, ее назначение, составляющие, особенности использования, варианты ременных конструкций; седло, его назначение и использование, основные составные части, варианты ременных конструкций. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Метод классификации в изучении конского снаряжения Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Особенности снаряжения верхового коня в различных древних и средневековых культурах Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Типология элементов конской амуниции
3.1. Понятие «типология». Вопросы соотношения классификации и типологии. . Задачи и возможности типологии. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. История появления и применения типологического метода в археологических исследованиях Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Примеры типологий элементов конского снаряжения, в том числе украшений. Достоинства и недостатки данных разработок. Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Задачи и возможности типологии. Понятия «развитие», «эволюция», «линия развития», «типологический ряд». Типологическое построение. Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Украшения конской амуниции: технико-морфологические характеристики
4.1. Понятия «украшения конской амуниции». Морфология декоративных изделий и ее значение. Основные категории украшений: наконечники ремней, распределители, бляхи, султанчики. Лекции 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности украшений коня из памятников Алтая, относящихся к эпохе железа и средневековья. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Способы изготовления и декорирования украшений конской амуниции. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Типология украшений конской амуниции Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Реконструкция наборов конского снаряжения
5.1. Реконструкция: понятие, цели и возможности, значение Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Использование археологических, иконографических и письменных источников в реконструкциях конской амуниции. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Понятие «иконография». Виды и особенности иконографических источников. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Особенности полевого фиксирования и изучения конского снаряжения. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.5. Реконструкции конской амуниции на основе различных видов источников Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Книга древнего специалиста-коневода Бо-Ли называлась…
а) «Сянь-мае-динь»
б) «Динь-сае-сянь»
в) «Мае-сянь-динь»
Ответ: а
2. Скелет лошади состоит из …
а) 199 костей
б) 252 костей
в) 288 костей
г) 352
Ответ: б
3. Аллюр бывает...
а) естественным
б) искусственным
в) стандартным
г) оригинальным
Ответ: а, б
4. Лошадь Пржевальского названа в честь…
а) известного русского путешественника
б) озера в Монголии
в) поселения в Казахстане
г) горы на Алтае
Ответ: а
5. Особенностью внешнего вида пазырыкских лошадей НЕ является…
а) подстриженная грива
б) хвосты заплетены в пряди
в) копыта инкрустированы драгоценными камнями
г) купированные уши
Ответ: в, г
6. Псалии - это…
а) покрывало (подстилка), которое клали на спину лошади под седло
б) ремень для закрепления попоны на теле лошади
в) конструктивные части узды в виде приспособлений разной конфигурации
г) налобные украшения
Ответ: в
7. Жесткие стремена начинают активно использоваться с ...
а) III в. до н.э.
б) I в. до н.э.
в) III в. н.э.
г) IV в. н.э.
Ответ: г
8. Виды чеканных работ для изготовления украшения конской амуниции:
а) внешняя чеканка
б) контурная чеканка
в) ажурная чеканка
г) рельефная чеканка
Ответ: б, в, г.
9. Составными частями наконечника ремня, бляхи-накладки и бляхи-подвески являются…
а) основание
б) пластина
в) бортик
г) скоба
д) носик
Ответ: а, в, д
10. Султанчик – это…
а) полая трубка, зафиксированная в пластине перпендикулярно ей или непосредственно на ремне
б) украшения конского снаряжения, состоящие из втулки и пластины и служащие для закрепления волосяного или перьевого султана на ремне
в) ремень, на который подвешено стремя
г) приспособление для седла
Ответ: б
11. Реконструкция - это...
а) метод воссоздания нарушенного первоначального облика чего-либо, выполненное в натуре или выражающееся в составлении описания объекта, его чертежа, рисунка, модели
б) метод изучения формы, конструкции и взаимного расположения частей изделия
в) ювелирная техника, при которой мелкие металлические шарики напаиваются на предмет
г) обязательный элемент конского снаряжения
Ответ: а
12. При реконструкции используют группы источников:
а) археологические
б) иконографические
в) письменные
г) визуальные
д) звуковые
Ответ: а, б, в
13. Пять законов существования вещественных археологических памятников по В.А. Городцову:
а) закон индустриальной причинности
б) закон индустриальной эволюции
в) закон индустриальных заимствований
г) Закон индустриальных случайных совпадений применяется в случаях
д) закон борьбы индустриальных явлений за существование
е) закон постиндустриального положения
Ответ: а, б, в, г, д
14. Подпруга – это…
а) край наконечника ремня, на который опираются его боковые стороны (противоположный носику)
б) войлочная часть седла, прилегающая к телу лошади и служащая для смягчения давления на кожу и впитывания пота
в) широкий прочный ремень, который охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло
г) ремень для крепления сумки к седлу
Ответ: в
15. Уздечные бляхи разделяются на:
а) бляхи-подвески
б) бляхи-накладки
в) составные бляхи
г) зажимные бляхи
Ответ: а, б
16. Морфологический анализ - ...
а) изучения формы изделия
б) выявление орнамента
в) систематизация признаков
г) изучения планиграфии
Ответ: а
17. Классификация - это...
а) системное группирование предметов по сходствам и отличиям
б) описание изделия
г) определение законченности орнамента
д) социальная дифференциация
Ответ: а
18. Виды археологических классификаций по Л.С. Клейну:
а) древесная
б) фасетная
в) синтетическая
г) аналитическая
д) системная
е) последовательная
Ответ: б, в, г
19. Типология - это...
а) формирование типов изделий по сходим признакам
б) изучение эволюции типов изделий во времени и пространстве
в) поиск оптимальных типов изделий
г) разновидность геометрии
Ответ: б
20. Комплексный анализ конской амуниции включает:
а) описание предмета и его морфологическая характеристика
б) классификация и типология
в) применение естественно-научных методов
г) все выше перечисленное
Ответ: г
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Для студентов предлагается 20 тестовых заданий. Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Методика изучения снаряжения верхового коня эпохи раннего железа и средневековья: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2004 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. А.А. Тишкин [и др.]. Снаряжение кочевников Евразии: : сб. науч. тр. Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2005
Л2.2 Шульга П.И. Снаряжение верховой лошади и воинские пояса на Алтае. Ч. I. Раннескифское время: монография , 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Археология Алтая archaeology.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия являются важнейшей составляющей частью реализации предлагаемой дисциплины. Каждое практическое занятие предполагает два основных этапа деятельности студента. Первый связан с актуализацией полученных знаний на лекциях, в ходе самостоятельной работы и при изучении изданного учебно-методического пособия. Второй этап составляет основную часть времени на практических занятиях. Он связан с получением конкретных навыков по применению изучаемого метода исследования. Материалы для практического занятия обозначаются преподавателем заранее. Он же задает общее направление деятельности. Реализация же данного направления частично носит творческий характер, поскольку осуществляется каждым студентом на основе имеющихся знаний, умений и навыков.