МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основные аспекты изучения археологии Алтая скифо-сакского времени

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.04. Археология
ПрофильАрхеология Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_04_04_Археология_АЦА-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф., Тишкин А.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., доц., Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Основные аспекты изучения археологии Алтая скифо-сакского времени

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 46.04.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1179)

составлена на основании учебного плана:
46.04.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является усвоение итогов комплексного исследования культуры кочевников на основе анализа широкого круга источников
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Создание целостной картины этнокультурного развития номадов Алтая в раннескифский и пазырыкский периоды.
2. Рассмотрение методологических и методических подходов к социокультурным реконструкциям в археологии.
3. Установление влияние идеологии на развитие археологической науки в советский период.
4. Анализ основных концепций реконструкции социогенеза и системы мировоззрений «пазырыкцев».
5. Характеристика образа жизни, материальной культуры, социальной организации, ми-ровоззрения и искусства номадов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен критически осмысливать и применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знание основных положений и концепций в области истории, этнологии и социальной антропологии, археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин;
ОПК-3.1 Знает и критически осмысливает отечественный и зарубежный опыт развития археологии
ОПК-3.2 Применяет методы исторического и археологического исследования, привлекает основные положения этнологии и социальной антропологии, а также использует данные вспомогательных исторических наук в ходе профессиональной деятельности, в том числе педагогической
ОПК-3.3 Анализирует собранный эмпирический материал, делает достоверные и верифицируемые выводы при изучении археологии Центральной Азии
ОПК-3.4 Способен синхронизировать события, явления и процессы исторического развития разных обществ Центральной Азии эпохи древности, средних веков и нового времени
ПК-1Способен реконструировать исторические процессы и события на основе археологических источников с использованием знаний в области гуманитарных и естественных наук
ПК-1.1 Знает результаты археологического изучения отдельных регионов Центральной Азии
ПК-1.2 Применяет цифровые технологии в исторических и археологических исследованиях, включая область вспомогательных исторических дисциплин
ПК-1.3 Использует комплексный подход к анализу археологических источников
ПК-1.4 Владеет методикой реконструкции процессов и событий с учетом знаний о региональных и хронологических особенностях материальной и духовной культуры человечества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.а) основные культурно-хронологические концепции истории изучения народов Алтая скифо-сакскоого времени;
б) вклад отдельных ученых-археологов в реконструкцию этногенетических и социокультурных процессов на Алтае в I тыс. до н.э.;
в) содержание понятий по теме дисциплины
3.2.Уметь:
3.2.1.
а) охарактеризовать специфику археологических культур Алтая скифо-сакского времени;
б) составить описание основных памятников региона I тыс. до н.э. ;
в) осуществлять датировку предметов материальной культуры, обнаруженных в памятниках Алтая скифо-сакского времени, на основе имеющихся аналогий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.а) определения культурно-хронологической принадлежности отдельных археологических объектов Алтая;
б) использования результатов раскопок археологических памятников Алтая скифо-сакского времени в музейной деятельности;
в) сравнительного анализа материалов разных археологических культур

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап накопления материалов о скифо-сакском времени на Алтае
1.1. Первооткрыватели археологических памятников скифской эпохи Алтая и итоги их изучения. Лекции 3 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. В.В. Радлов и его роль в изучении памятников Алтая Практические 3 2 ОПК-3.1 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Деятельность краеведов на Алтае и их роль в открытии археологических памятников. Коллекции П.К. Фролов, С.И. Гуляева, Н.С. Гуляева. Сам. работа 3 11 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Результаты научной деятельности С.И. Руденко, М.П. Грязнова, С.В. Киселева и С.С. Сорокина в ходе изучения на Алтае памятников скифо-сакского времени
2.1. Основные этапы жизни и деятельности С.И. Руденко, М.П. Грязнова, С.В. Киселева. Сам. работа 3 12
2.2. Исследование элитных памятников пазырыкской культуры и результаты интерпретации полученных материалов в творчестве С.И. Руденко Лекции 3 2
2.3. М.П. Грязнов и формирование «концепции ранних кочевников» Лекции 3 2
2.4. С.В. Киселев и изучение места культуры кочевников Алтая в истории народов Южной Сибири. Лекции 3 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. С.С. Сорокин и исследование некрополей «рядовых» кочевников Лекции 3 2
2.6. Анализ и интерпретация материалов раскопок «элитных» курганов Алтая скифо-сакского времени. Сам. работа 3 12 ОПК-3.1 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Основные результаты изучения пазырыкской культуры в довоенный и послевоенный периоды Практические 3 4
Раздел 3. Характеристика концепций современных исследователей скифо-сакского периода на Алтае
3.1. Культурно-хронологическая концепция развития древних племен Алтая в раннем железном веке В.А. Могильникова. Лекции 3 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.2, Л2.3
3.2. Выявление «ранних» и «поздних» элементов в пазырыкской культуре в творчестве Д.Г. Савинова. Лекции 3 2
3.3. Результаты исследования В.Д. Кубаревым курганов «рядовых» кочевников на Алтае. Культурно-хронологическое разграничение памятников раннего железного века Алтая в работах А.С. Суразакова. Практические 3 4 ОПК-3.1 Л1.3, Л1.4, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Социокультурная концепция развития населения Алтая в скифо-сакское время Л.С. Марсадолова. Лекции 3 2 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.5. Реконструкция религиозно-мифологических представлений «пазырыкцев» в работах Н.В. Полосьмак. Практические 3 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Основные этапы жизни и научной деятельности современных исследователей пазырыкской культуры (В.А. Могильников, Д.Г. Савинов, В.Д. Кубарев, А.С. Суразаков, Л.С. Марсадолов, Н.В. Полосьмак и др.) Сам. работа 3 15
Раздел 4. Основные тенденции в изучении памятников Алтая скифо-сакского времени
4.1. Хронология и периодизация археологических комплексов Алтая скифской эпохи в трудах современных исследователей. Сам. работа 3 20 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Культурно-хронологические разработки исследователей в 30-90-е гг. XX в. и современные концепции. Практические 3 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Изучение социальной организации и религиозно-мифологических представлений «пазырыкцев» в XX в. Лекции 3 4 ОПК-3.1 Л1.3, Л2.2, Л2.3
4.4. Опыт применения методов естественных наук в археологических исследованиях памятников Алтая скифо-сакского времени Практические 3 4 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Современные научные монографии о результатах изучения скифо-сакского времени на Алтае. Сам. работа 3 5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные подходы к периодизации истории изучения скифо-сакского времен на Алтае.
2. Начальный этап накопления сведений об археологических памятниках скифо-сакского времени Южной Сибири.
3. Вклад В.В. Радлова в формирование комплексного подхода в изучения культуры древних племен Алтая раннего железного века.
4. Исследование элитных комплексов пазырыкской культуры С.И. Руденко и интерпретация полученных результатов.
5. Формирование концепции «ранних кочевников» М.П. Грязнова и ее влияние на последующие культурно-хронологические разработки.
6. Дискуссия о социальном и мировоззренческом развитии «пазырыкцев» в 20-60-е гг. XX в.
7. Схема этнокультурной динамики древних племен Алтая В.А. Могильникова.
8. Методологические и методические аспекты социокультурных реконструкций в археологии.
9. Влияние социально-политической ситуации и идеологии на развитие археологии в советский период.
10. «Концепция скифо-сибирского культурно-исторического единства» А.И. Мартынова.
11. Дискуссия о датировке и атрибутации памятников Алтая раннескифского и пазырыкского периодов в посл. четв. XX в.
12. Соотношение пазырыкских и кара-кобинских типов памятников.
13. Концепция этногенетического развития древних номадов Алтая Л.С. Марсадолова.
14. Итоги междисциплинарного изучения памятников пазырыкской культуры на плоскогорье Укок.
15. Реконструкция социальной организации «пазырыкцев» в 1980-1990-х гг. .
16. Изучение социальной структуры кочевников скифской эпохи Алтая во 2-й половине 1990-х гг.
17. Синкретизм религиозно-мифологической системы «пазырыкцев».
18. Актуальные проблемы изучения скифской архаики Алтая на современном этапе.
19. Переднеазиатские и китайские элементы в искусстве звериного стиля.
20. Основные религиозные обряды и обычаи «пазырыкцев».
21. Использование планиграфического метода при изучении памятников пазырыкской культуры.
22. «Служители культа» в кочевом обществе.
23. Соотношение антропологических показателей и археологических данных о пазырыкской культуре в процессе этнокультурных реконструкций.
24. Поселения Алтая раннего железного века.
25. Реконструкции социально-экономической структуры и мировозрения древних кочевников Алтая в творчестве С.И. Руденко, М.П. Грязнова и С.В. Киселева.
26. «Кочевая цивилизация» как культурно-исторический феномен». Архаичные кочевые империи.
27. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве номадов Евразии.
28. Современные исследователи памятников Алтая скифо-скского времени.
29. Результаты изучения мумий из курганов пазырыкской культуры.
30. Погребальный памятник как архитектурное сооружение (по материалам бийкенской и пазырыкской культур).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера. На подготовку и представление ответа студенту отводится 35 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА СТУДЕНТА:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Троицкая Т.Н., Новиков А. В. Народы и культуры скифо-сибирского мира: учеб. пособие для вузов Изд-во НГУ, 2011
Л1.2 Артюх Е.А. Алтайский период в научной деятельности В.В. Радлова: монография Алт. ун-та, 2010
Л1.3 Бородовский А.П. Археологическое наследие Горного Алтая: учеб.-метод. пособие ИАЭТ СО РАН, 2011
Л1.4 Тишкина Т.В. Археологические исследования на Алтае (1860–1930-е гг.): монография АЗБУКА, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. II: Погребально-поминальные комплексы пазырыкской культуры; Ч. III: Погребальные комплексы скифского времени Средней Катуни.: монография Алт. ун-та, 2003; 2004
Л2.2 сост. Тишкин А.А. , Дашковский П.К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая : хрестоматия АлтГУ, 2005
Л2.3 Тишкин А.А., Дашковский П.К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая : Учебное пособие АлтГУ, 2004
Л2.4 Сост. Дашковский П.К. , Тишкин А.А., Ухналева Т.Б. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая: Библиографический указатель АлтГУ, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Могильников В.А., Суразаков А.С. Исследование курганов долины Кызык-Телань // Древности Алтая. 2003. №11. // http://e-lib.gasu.ru/da/archive/2003/11/04.html
Э2 Решетов А.М. Академик В.В. Радлов - востоковед и музеевед (основные этапы деятельности).// Радловские чтения-2002. Материалы годичной научной сессии. СПб., 2002. // http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Radlov.html
Э3 Руденко С.И. Горно-алтайские находки и скифы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 268 с. // http://kronk.narod.ru/library/rudenko-si-1952.htm
Э4 Скифская эпоха Алтая // http://new.hist.asu.ru/skif/index.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Хронологически курс «Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая» охватывает период с кон. IX по рубеж III-II вв. до н. э. В территориальном аспекте материал рассматривается в рамках горных районов Алтая.
Программа содержит тематический план, с указанием количества часов, отводимых на лекционные, а также перечень применяемых технических средств в процессе обучения. Отдельно приводится описание содержания каждой изучаемой темы. Во время занятий планируется широкое использование иллюстративного материала (фотографии, книжные иллюстрации, слайды и др.), а также видеофильмы, посвященные результатам современных исследований памятников скифской эпохи Алтая, и демонстрирующие отдельные аспекты изучаемых тем. В программе приводятся контрольные вопросы, вынесенные на курсовой зачет, дополнительные задания, темы рефератов, докладов. Список литературы, необходимый для усвоения, курса опубликован в указанных выше изданиях Учебно-методического комплекса. Кроме того, в хрестоматии, после каждого фрагмента изложены вопросы для контрольной проверки усвоения материала.
Следует также отметить, что курс «Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая» является логическим продолжение дисциплины «Археология».