МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнография народов Восточной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель, Коровниченко Александр Александрович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Этнография народов Восточной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов научное представление об этногенезе и основных этапах этнической истории народов Восточной Азии, об их традиционных социальных институтах и культуре и их трансформациях в ХХ – начале XXI в.; научить студентов применять полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения преддипломной практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-3Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПК-3.1 Знает основные методологические концепции и подходы, выработанные в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории
ПК-3.2 Умеет обосновывать актуальность исследования, определять объект и предмет исследования, формулировать научную проблему
ПК-3.3 Умеет составлять план исследования региональных политических и социально- экономических проблем с учетом современных научных подходов и методов
ПК-3.4 Самостоятельно готовит и представляет доклад с основными результатами исследования
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- расселение и этнический состав народов Восточной Азии, а также дискуссионные проблемы этногенеза и этнической истории основных этносов региона;
- особенности этнополитического и экономического развития стран Восточной Азии; содержание современных очагов межэтнической напряженности в регионе;
- традиционную социальную организацию, культуру, обычаи, верования и менталитет народов Восточной Азии и их трансформации в процессе модернизации;
- роль и место народов Восточной Азии во всемирноисторическом процессе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать понятийный и терминологической аппарат этнологической науки;
- применять основные методологические подходы, выработанные в рамках этнологии, при характеристике этнических, культурных, социально-политических и экономических процессов в регионе;
- составить комплексную этнографическую характеристику стран Восточной Азии и всего региона в целом;
- анализировать современную этническую ситуацию и этнические процессы в странах Восточной Азии;
- осуществлять деловые контакты с представителями народов Восточной Азии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть этнологической лексикой, терминами, понятиями, характеризующими специфику Востока и отдельных стран для достижения эффективной коммуникации с представителями народов стран Восточной Азии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этнография как наука. Этногенез, этническая история и культура народов Дальнего Востока
1.1. Этнография как наука. Этногенез, этническая история и культура народов Восточной Азии Лекции 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.2. Этногенез, этническая история и культура народов Восточной Азии Практические 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.3. Этнография как наука. История этнографической науки Сам. работа 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 2. Этногенез и этническая история народов Дальнего Востока в эпоху Средневековья
2.1. Этногенез и этническая история народов Восточной Азии в эпоху Средневековья. Лекции 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.2. Этнорелигиозный состав населения Восточной Азиив эпоху Средневековья. Сам. работа 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.3. Этногенез и этническая история народов Восточной Азии Сам. работа 2 14 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 3. Этнография народов Китая
3.1. Этническое многообразие народов Китая. Этногенез Лекции 2 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.2. Ханьцы как основной этнос Китая. Этногенез Практические 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
3.3. Этногенез народов Китая Сам. работа 2 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
Раздел 4. Этногенез корейского народа
4.1. Этногенез корейского народа Лекции 2 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
4.2. Этногенез корейского народа Практические 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5
4.3. Этногенез корейского народа Сам. работа 2 18 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:
а) род
б) этнос
в) нация
ОТВЕТ: Б
2. Особенность многонациональных государств:
а) наличие единого для всех языка
б) признание равных прав и свобод для всех наций
в) дискриминация по национальному признаку
ОТВЕТ: Б
3. Этот термин относится к понятию «этническая общность»:
а) национальный парк
б) национальная экономика
в) национальная культура
ОТВЕТ: В
4. Этноцентризм – это:
а) уверенность в правильности только своей культуры
б) уважение традиций другого народа
в) признание равноправия всех наций
ОТВЕТ: А
5. Этническая общность:
а) граждане
б) творческие союзы
в) нации
ОТВЕТ: В
6. Дискриминация наций в современном обществе:
а) может происходить в благих целях
б) не допускается
в) допускается для некоторых стран
ОТВЕТ: Б
7. Какое из утверждений верно:
а) Племя: нации и этносы
б) Народность: племена и нации
в) Этнос: племена, нации и народности
ОТВЕТ: В
8. Отнесение человека к этносу происходит по признакам:
а) культурным
б) биологическим
в) биологическим и социальным
ОТВЕТ: В
9. Природные условия и особенности местности, на которой проживает этнос, влияют на:
а) особенности внешности
б) характер человека
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
10. Что означает право на национальное самоопределение:
а) создание новых выдуманных национальностей
б) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения
в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности
ОТВЕТ: Б
11. Причиной агрессии и военных столкновений на национальной почве может быть:
а) различный уровень развития народов
б) борьба за привилегии и ресурсы
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
12. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
а) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая не находит отражение в этническом самосознании
б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
в) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
ОТВЕТ: В
13. Не имеют прямого выхода к морю эти государства Азии:
а) Иран, Ирак, Сирия
б) Афганистан, Монголия, Непал
в) Оман, Ливан, Кувейт
ОТВЕТ: Б
14. Страны какого из представленных регионов Азии, являются лидерами в сфере добычи минерального сырья и топлива:
а) Юго-Западной Азии
б) Юго-Восточной Азии
в) Южной Азии
ОТВЕТ: А
15. Эти части Китая заселены плотно:
а) Южное побережье и Центральные районы
б) Великая Китайская равнина, Восточное и Юго-восточное побережье
в) Внутренние районы и Манчжурия
ОТВЕТ: Б
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
13. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
14. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
15. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
16. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
17. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
18. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
19. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
20. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен к исследованию региональных политических и социально-экономических проблем на основе научных подходов, концепций и методов, выработанных в рамках теории международных отношений, сравнительной политологии, экономической теории.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн:
а) межнациональный конфликт
б) национальный конфликт
в) конфликт интересов
ОТВЕТ: А
2. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) противоречия интересов
б) конфликт стереотипов
в) столкновение взглядов
ОТВЕТ: Б
3. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) конфликт поколений
б) конфликт взглядов
в) конфликт идей
ОТВЕТ: В
4. Сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам:
а) обнаружение конфликтов
б) предупреждение конфликтов
в) разжигание конфликтов
ОТВЕТ: Б
5. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) глобализация
б) самоизоляция
в) монобализация
ОТВЕТ: Б
6. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память:
а) территориальной
б) этнической
в) демографической
ОТВЕТ: Б
7. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов:
а) народ
б) гражданство
в) племя
ОТВЕТ: В
8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется:
а) дискриминацией
б) ассимиляцией
в) национализмом
ОТВЕТ: Б
9. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране:
а) идиома
б) племя
в) диаспора
ОТВЕТ: В
10. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином:
а) национальность
б) племя
в) народ
ОТВЕТ: А
11. Моноэтническое государство:
а) Бельгия
б) Индия
в) Япония
ОТВЕТ: В
12. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется:
а) толерантностью
б) ассимиляцией
в) этногенезом
ОТВЕТ: А
13. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы:
а) сходный уровень дохода и качества жизни
б) общность профессиональных интересов
в) общность исторического опыта, исторической памяти
ОТВЕТ: В
14. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:
а) конституционное закрепление национального избирательного ценза
б) гарантирование прав малочисленных народов
в) ограничение использования национального языка
ОТВЕТ: Б
15. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры, относится к путям решения этносоциальных конфликтов:
а) да
б) нет
в) отчасти
ОТВЕТ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
2. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
3. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
4. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
5. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
6. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
7. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
8. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
9. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе
10. Что привело к конфликту между шиитами и суннитами в Йемене?
ОТВЕТ: получение независимости шиитов севера
11. Какие этноконфессиональные конфликты считаются основополагающими угрозами в доктринах национальной безопасности разных стран?
12. Какие факторы объясняют этнические и конфессиональные конфликты на Востоке?
13. Как политика европейских колонизаторов способствовала росту напряженности в этнических и конфессиональных отношениях?
14. Какие изменения происходят с буддизмом на Востоке, связанные с религиозным ревайвализмом и радикализмом?
15. Какие события в Бутане привели к столкновениям между буддистами и индуистами?
16. Какие буддистские священнослужители стали инициаторами антитамильских погромов в Шри-Ланке?
17. Как отношения между этническими и религиозными группами в Индии влияют на национальное согласие?
18. Какое место занимает религия в политической элите Индии и какие принципы политического компромисса реализуются в отношении мусульманской общины?
19. Как реализация лозунга хиндутвы может повлечь политические последствия в Индии?
20. Какое отношение мусульманские государства Южной Азии проявляют к другим религиям и какие меры принимает Индия в ответ на массовую миграцию?

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4
Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:
а) род
б) этнос
в) нация
ОТВЕТ: Б
2. Особенность многонациональных государств:
а) наличие единого для всех языка
б) признание равных прав и свобод для всех наций
в) дискриминация по национальному признаку
ОТВЕТ: Б
3. Этот термин относится к понятию «этническая общность»:
а) национальный парк
б) национальная экономика
в) национальная культура
ОТВЕТ: В
4. Этноцентризм – это:
а) уверенность в правильности только своей культуры
б) уважение традиций другого народа
в) признание равноправия всех наций
ОТВЕТ: А
5. Этническая общность:
а) граждане
б) творческие союзы
в) нации
ОТВЕТ: В
6. Дискриминация наций в современном обществе:
а) может происходить в благих целях
б) не допускается
в) допускается для некоторых стран
ОТВЕТ: Б
7. Какое из утверждений верно:
а) Племя: нации и этносы
б) Народность: племена и нации
в) Этнос: племена, нации и народности
ОТВЕТ: В
8. Отнесение человека к этносу происходит по признакам:
а) культурным
б) биологическим
в) биологическим и социальным
ОТВЕТ: В
9. Природные условия и особенности местности, на которой проживает этнос, влияют на:
а) особенности внешности
б) характер человека
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
10. Что означает право на национальное самоопределение:
а) создание новых выдуманных национальностей
б) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения
в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности
ОТВЕТ: Б
11. Причиной агрессии и военных столкновений на национальной почве может быть:
а) различный уровень развития народов
б) борьба за привилегии и ресурсы
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
ОТВЕТ: В
12. Выберите правильное суждение об этнических общностях и взаимодействиях между ними:
а) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая не находит отражение в этническом самосознании
б) К этническим общностям не относят семью, род, племя, народность и нацию
в) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
ОТВЕТ: В
13. Какие права есть в России у представителей разных национальностей:
а) право на неуважение законов, если они противоречат народным традициям
б) право на возбуждение национальной розни
в) право на свободный выбор языка общения, обучения и творчества
ОТВЕТ: В
14. К мерам, принимаемым в России для ликвидации любых форм дискриминации, можно отнести:
а) разрешение использования родного языка
б) навязывание обрядов и традиций
в) установление государственной религии
ОТВЕТ: А
15. Миграция — это:
а) культурные связи между этносами
б) постоянное проживание на одной территории
в) перемещение людей из одного места проживания в другое
ОТВЕТ: В
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что изучает этнология?
ОТВЕТ: наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
2. Какие цели преследует этнология?
ОТВЕТ: реконструкция человеческой истории, и формулировка культурных инвариантов, а также формулировка обобщений о «человеческой природе».
3. Каким образом "открытие Америки" влияло на развитие этнологии?
ОТВЕТ: в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей»
4. Какие концепции и школы развиваются в этнологии?
ОТВЕТ: эволюционизм; диффузионизм; расово-антропологическая школа (или антропосоциология); социологическая школа; функционализм;
5. Какой предмет изучает этнология?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
6. Какие методы исследования применяются в этнологии?
ОТВЕТ: генезис этнических культур и межэтнических отношений
7. Каковы основные характеристики культурно отсталых народов в конце XIX века?
ОТВЕТ: в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившее основоположников-практиков
8. Какие критические взгляды высказывались на концепцию культурных инвариантов?
ОТВЕТ: требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие
9. Какую роль сыграло становление этнологии как науки в исторической мысли?
ОТВЕТ: отход от принципа "отсталых" народов; разработка своих методов и инструментов
10. Какой вклад в развитие этнологии внесли Л.Н. Гумилев и академик Ю.В. Бромлей?
ОТВЕТ: большой вклад в российскую этнографию.
11. Укажите, о каком факторе межэтнических отношений говорится в тексте: «Стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты»?
ОТВЕТ: Ситуативный
12. Какие природные ресурсы хранит Дальний Восток России?
ОТВЕТ: леса богаты редкими животными и растениями, его реки «населены» рыбами множества видов, его недра таят месторождения угля, золота, олова, полиметаллов, графита, строительных материалов, бассейны термальных вод
13. Каковы особенности жизни народов Севера, проживающих на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: здесь происходило формирование их своеобразных культур. Особенности этого процесса определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила их жизнь
14. Какая роль малых народов Севера в истории и культуре России?
ОТВЕТ: В то время как численность многих народов, входящих в состав населения нашей страны составляет десятки миллионов человек, численность малых народов, народностей, зачастую ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек
15. Какие вклады в изучение народов Дальнего Востока внесли российские ученые XVIII-XX веков?
ОТВЕТ: первыми учеными-исследователями истории, культуры и быта народностей Дальнего Востока являются российские участники академических экспедиций XVIII в. Г.Ф. Миллер, Г.В. Стеллер, Я.И. Линденау, СП. Крашенинников. XIX век открыл новую страницу в изучении истории и культуры народов Дальнего Востока и Русской Америки. Огромный вклад в этнографическую науку внес выдающийся российский миссионер, (священник), в наше время канонизированный святителем, Иннокентий Вениаминов (в миру — Иван Евсеевич Попов), несший свет христианства на Алеутские острова и Аляску. Также большой вклад в изучение народов Дальнего востока внесли следующие дореволюционные ученые: А.Ф. Миддендорф (автор труда «Путешествие на Север и Восток Сибири»), академик Л.И. Шренк
16. Кто из ученых занимался исследованием чукчей, тунгусо-маньчжурских народов, нивхов и других народов Дальнего Востока?
ОТВЕТ: В.Г. Богораз
17. Кто изучал голдов (нанайцев) на Дальнем Востоке?
ОТВЕТ: И.А. Лопатин
18. Какие коллекции были собраны и переданы в российские музеи исследователем В.К. Арсеньевым?
ОТВЕТ: собрал и передал в российские музеи прекрасные коллекции по этнографии нанайцев, удэгейцев, орочей
19. Какие традиции в изучении народностей Дальнего Востока были выработаны дореволюционными российскими учеными?
ОТВЕТ: им, например, было чуждо противопоставление великорусов другим народам, деление народов на «исторические» и «неисторические», чем грешила западноевропейская наука
20. Какие прогрессивные тенденции отличали отечественных исследователей народностей Дальнего Востока по сравнению с западной наукой?
ОТВЕТ: Прогрессивные тенденции наших ученых нашли отражение в историографии коренного населения Дальнего Востока. Именно отечественные исследователи дальневосточных народностей накопили огромный материал, добытый нередко в чрезвычайно трудных условиях.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
1. Одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн:
а) межнациональный конфликт
б) национальный конфликт
в) конфликт интересов
ОТВЕТ: А
2. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) противоречия интересов
б) конфликт стереотипов +
в) столкновение взглядов
ОТВЕТ: Б
3. Один из типов межнациональных конфликтов:
а) конфликт поколений
б) конфликт взглядов
в) конфликт идей
ОТВЕТ: В
4. Сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам:
а) обнаружение конфликтов
б) предупреждение конфликтов
в) разжигание конфликтов
ОТВЕТ: Б
5. Найдите в приведенном ниже списке форму межнациональной дифференциации:
а) глобализация
б) самоизоляция
в) монобализация
ОТВЕТ: Б
6. Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память:
а) территориальной
б) этнической
в) демографической
ОТВЕТ: Б
7. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов:
а) народ
б) гражданство
в) племя
ОТВЕТ: В
8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется:
а) дискриминацией
б) ассимиляцией
в) национализмом
ОТВЕТ: Б
9. Большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и поселившаяся в другой стране:
а) идиома
б) племя
в) диаспора
ОТВЕТ: В
10. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином:
а) национальность
б) племя
в) народ
ОТВЕТ: А
11. Моноэтническое государство:
а) Бельгия
б) Индия
в) Япония
ОТВЕТ: В
12. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется:
а) толерантностью
б) ассимиляцией
в) этногенезом
ОТВЕТ: А
13. Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы:
а) сходный уровень дохода и качества жизни
б) общность профессиональных интересов
в) общность исторического опыта, исторической памяти
ОТВЕТ: В
14. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:
а) конституционное закрепление национального избирательного ценза
б) гарантирование прав малочисленных народов
в) ограничение использования национального языка
ОТВЕТ: Б
15. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры, относится к путям решения этносоциальных конфликтов:
а) да
б) нет
в) отчасти
ОТВЕТ: А
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Когда начался арабо-израильский конфликт?
ОТВЕТ: 1948
2. Какие главные конфликтные вопросы возникали в ходе этого конфликта?
ОТВЕТ: статус палестинских беженцев, вопрос о контроле над Святыми местами, городами Иерусалим и Хеврон, признание арабами Израиля.
3. Какие страны заключили мирные соглашения с Израилем?
ОТВЕТ: Египет и Иордания
4. Почему ирано-израильский конфликт переплетен с арабо-израильским конфликтом?
ОТВЕТ: по причине исламской солидарности
5. Какая группировка поддерживается Ираном в своей вражде с Израилем?
ОТВЕТ: группировки сектора Газа
6. Какое отношение Иран имеет к исследованию ядерного оружия?
ОТВЕТ: Иран разрабатывает ядерное оружие
7. Какие опасения вызывает ядерное оружие Ирана у Израиля?
ОТВЕТ: с этим связывает убийства и загадочные смерти иранских ученых-ядерщиков, а также диверсии на различных объектах.
8. Каковы основные причины борьбы курдов за свои права?
ОТВЕТ: создание независимого Курдистана
9. Какое влияние имеют курды на региональные конфликты?
ОТВЕТ: курды смогли сформировать собственные вооруженные силы, которые являются довольно весомой силой в регионе
10. Что привело к конфликту между шиитами и суннитами в Йемене?
ОТВЕТ: получение независимости шиитов севера
11. Какие этноконфессиональные конфликты считаются основополагающими угрозами в доктринах национальной безопасности разных стран?
12. Какие факторы объясняют этнические и конфессиональные конфликты на Востоке?
13. Как политика европейских колонизаторов способствовала росту напряженности в этнических и конфессиональных отношениях?
14. Какие изменения происходят с буддизмом на Востоке, связанные с религиозным ревайвализмом и радикализмом?
15. Какие события в Бутане привели к столкновениям между буддистами и индуистами?
16. Какие буддистские священнослужители стали инициаторами антитамильских погромов в Шри-Ланке?
17. Как отношения между этническими и религиозными группами в Индии влияют на национальное согласие?
18. Какое место занимает религия в политической элите Индии и какие принципы политического компромисса реализуются в отношении мусульманской общины?
19. Как реализация лозунга хиндутвы может повлечь политические последствия в Индии?
20. Какое отношение мусульманские государства Южной Азии проявляют к другим религиям и какие меры принимает Индия в ответ на массовую миграцию?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Традиционное общество и современность в Японии.
2. Семейная жизнь у японцев.
3. Расовый тип и особенности культуры айнов.
4. Детские праздники у японцев.
5. Восприятие японцев в европейской традиции.
6. Традиционные верования японцев.
7. Особенности социальной структуры японского общества.
8. Моральный кодекс «Бусидо» в системе японских традиционных ценностей.
9. Традиционное общество и живопись.
10. Проникновение ислама в Юго-Восточную Азию.
11. «Христианские народы» Восточной Азии.
12. Древнейшие культы Индокитая.
13. Христианизация аборигенного населения Филиппин.
14. Этносы Вьетнама.
15. Древнейшие государства Индокитая.
16. Вьетнам и Китай: проблема взаимоконтактов.
17. Этносы государства Бруней.
18. Мусульманские народы Юго-Восточной Азии.
19. Морские миграции малайцев.
20. Таиланд глазами путешественников.
21. Древняя архитектура Индокитая.
22. Мифы Индонезии.
23. Остров Бали – реликт индуизма.
24. Горные народы юга Китая и Юго-Восточной Азии.
25. Мусульманская культура Малайзии.
26. Традиционная кухня народов Восточной Азии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Китайцы: ареал расселения.
2. Субэтнические группы китайцев.
3. Этнические китайцы и национальные меньшинства.
4. Материальная культура Китая: Пища. Праздничная и повседневная пища.
5. Региональные кухни.
6. Материальная культура Китая: Одежда. Одежда имущих слоев и простолюдинов.
7. Знаковые функции одежды.
8. Материальная культура Китая: Жилище. Планировка и строительные материалы.
9. Отопительные системы. Кан. Региональные различия в жилище.
10. Социальная культура: Праздники и обряды годового цикла. Новый год. Цинмин.
11. Праздник Истинной Середины. День душ умерших. Праздник Середины Осени.
12. Социальная культура: Обряды жизненного цикла (родильные, свадебные и похоронные обряды).
13. Социальная культура: Семья и клан. Клановые хроники, клановые уставы, культ предков.
14. Социальная культура: Тайные общества. Происхождение и социальные функции.
15. Тайные общества в современных условиях.
16. Духовная культура: Традиционный образ мира. Ад и рай.
17. Духовная культура: Народные религиозные верования. Синкретизм. Медиумы и гадатели.
18. Духовная культура: Особенности психического склада и менталитета китайцев.
19. Личность. Система ценностей. Нормы межличностного общения. Социальное поведение.
20. Традиционное общество и современность в Японии.
21. Семейная жизнь у японцев.
22. Расовый тип и особенности культуры айнов.
23. Детские праздники у японцев.
24. Восприятие японцев в европейской традиции.
25. Традиционные верования японцев.
26. Особенности социальной структуры японского общества.
27. Моральный кодекс «Бусидо» в системе японских традиционных ценностей.
28. Традиционное общество и живопись.
29. Проникновение ислама в Юго-Восточную Азию.
30. «Христианские народы» Восточной Азии.
31. Древнейшие культы Индокитая.
32. Христианизация аборигенного населения Филиппин.
33. Этносы Вьетнама.
34. Древнейшие государства Индокитая.
35. Вьетнам и Китай: проблема взаимоконтактов.
36. Этносы государства Бруней.
37. Мусульманские народы Юго-Восточной Азии.
38. Морские миграции малайцев.
39. Таиланд глазами путешественников.
40. Древняя архитектура Индокитая.
41. Мифы Индонезии.
42. Остров Бали – реликт индуизма.
43. Горные народы юга Китая и Юго-Восточной Азии.
44. Мусульманская культура Малайзии.
45. Традиционная кухня народов Восточной Азии.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жириновский, Владимир Вольфович Этногеополитика: учеб. пособие / В. В. Жириновский ; под ред. Н. А. Васецкого М. : [ЛДПР] , 2012
Л1.2 И. В. Анисимова [и др.] История Китая [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ю. А. Лысенко, Н. В. Скурихина Этнология региона специализации [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.4 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Т.А. Титовой Этнология: учебник Издательство КФУ, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малявин, В.В Китайская цивилизация.: . М. : Дизайн. Информация. Картография, , 2003.
Л2.2 Страны и народы Востока: РАН, Вост. комис. Рус. геогр. о-ва, Ин-т вост. рукописей; под общ. ред. М. Н. Боголюбова. Вып. 33. М. : Вост. лит. РАН, 2010
Л2.3 Страны и народы мира: энцикл. справочник/ [сост. В. Б. Гарин, В. В. Лисюченко].- : [сборник] Ростов н/Д : Феникс, , 2001.-
Л2.4 Лысенко Ю.А. Этнология Китая: программа курса Барнаул: АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс на цифромом портале АлтГУ "Этнография народов Восточной Азии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение – Подтверждающие документы
Adobe Acrobat Reader DC – Бесплатное программное обеспечение
Google Chrome – Свободная лицензия BSD
MsOffice Professional 2007 – Open License:
Microsoft Windows 7 Professional;
Microsoft Windows 8;
Microsoft Office Professional Plus 2007;
7-Zip.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека)
2. http://www.rsl.ru (Российская государственная библиотека)
3. http://www.msu.ru/libraries (Библиотека МГУ)
4. http://www.hist.msu.ru/ER (Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ)
5. http://www.kunstkamera.ru (Официальный сайт Кунсткамеры – Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого РАН)
6. http://www.rgo.ru (Официальный сайт Русского Географического общества – РГО)
7. http://www.ethnomuseum.ru (Официальный сайт Российского этнографического музея)
8. http://www.iea.ras.ru (Официальный сайт Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН)
9. http://www.shm.ru (Официальный сайт Государственного Исторического музея)
10. http://journal.iea.ras.ru (Официальный сайт журнала «Этнографического обозрение»)
11. http://www.ethnonet.ru (Ежемесячный электронный журнал о современном положении в этнологии и антропологии. Также содержит видеоматериалы)
12. http://www.ethno-online.ru (Народы и культуры мира. Архив документального кино)
13. http://rusanthropology.ru (Специализированный сайт «Российская антропология. Содружество физических антропологов»)
14. http://dic.academic.ru (Специализированный сайт, содержащий справочные биографические сведения об учёных, и энциклопедическую информацию по разным отраслям научного знания)
15. http://www.lomonosov-fund.ru (Фонд знаний Ломоносов)
16. http://www.etnosy.ru (Этноэнциклопедия)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
306бМ специализированная аудитория востоковедения для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ЖК Телевизор LG - 1 шт.; колонки J- 530 AV MULTI-MEDIA -2 шт.; наглядные материалы для каллиграфии (кисточки, чернила, бумага) - 1 шт.; национальные китайские костюмы - 5 шт.; свитки китайские - 2 шт.; учебно-наглядные пособия и литература; карты
317М кабинет кафедры востоковедения – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-X31 - 1 единица; стационарный экран: REDLEAF; карты; плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по подготовке к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Методические рекомендации по выполнению письменной работы
Письменная работа предполагает самостоятельную научно-исследовательскую работу обучающегося, где раскрывается суть исследуемой проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание письменной работы должно быть логичным. Объем составляет 15 машинописных страниц.
При выполнении письменной работы рекомендуется составить план, библиографию. Прежде всего, стоит ориентироваться на литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины, затем можно расширить список источников, использовать реферативные и специальные журналы.
Структура и оформление письменной работы
1. Титульный лист.
2. План-оглавление.
3. Введение. Дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее актуальность и значимость, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.
4. Основная часть. Состоит из нескольких разделов. Каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон и логически является продолжением предыдущего.
5. Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации.
6. Библиография. При разработке реферата используются не менее 8-10 различных источников.
Критерии оценки письменной работы
При оценке преподавателя интересует:
соответствие теме;
глубина проработки материала;
правильность и полнота использования источников;
оформление письменной работы.
По усмотрению преподавателя письменные работы могут быть заслушаны и обсуждены на практических занятиях, а также может быть использовано индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимся.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Условиями допуска к зачету являются обязательное посещение не менее 90% лекционных и не менее 90% практических занятий, а также выполнение теста. В случае невыполнения указанных требований к освоению дисциплины, студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с программой.
На зачете требуется ответить на 2 вопроса (теоретический и практический), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.