МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2023_9кл
Часов по учебному плану 93
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,170000076294 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 32 32 10 10 42 42
Практические 16 16 8 8 24 24
Сам. работа 12 12 15 15 27 27
Итого 60 60 33 33 93 93

Программу составил(и):
преподаватель, Грижебовская Анна Владимировна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доц., Миненко Алексей Всильевич

Рабочая программа дисциплины
Экономика организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионально образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать будущим специалистам знания для принятия эффективных экономических решений и сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
экономику социальной сферы и ее особенности
3.2.Уметь:
3.2.1.рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
оценивать эффективность использования основных ресурсов организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предприятие как основное звено рыночной экономики
1.1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Производственный процесс и принципы его организации Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Планирование деятельности предприятия Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Планирование деятельности предприятия Сам. работа 4 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия и показатели их использования
2.1. Производственные ресурсы и капитал предприятия Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные и оборотные средства предприятия Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Основные и оборотные средства предприятия Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Капитальные вложения и их эффективность Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Аренда, лизинг, нематериальные активы Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Трудовые ресурсы Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Трудовые ресурсы Практические 4 4 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Формы и системы оплаты труда Лекции 4 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Формы и системы оплаты труда Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Финансовые ресурсы Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Финансовые ресурсы Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Финансовые ресурсы Сам. работа 4 8 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Производственная деятельность предприятия
3.1. Издержки производства и себестоимость продукции Лекции 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Издержки производства и себестоимость продукции Практические 4 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Ценовая политика предприятия Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Прибыль и рентабельность предприятия Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Прибыль и рентабельность предприятия Практические 5 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Прибыль и рентабельность предприятия Сам. работа 5 6 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Планирование деятельности предприятия Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Планирование деятельности предприятия Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Планирование деятельности предприятия Сам. работа 5 9 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.10. Налоговая система России Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.11. Основы социальноответственной деятельности организации Лекции 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Промежуточная аттестация в форме зачета Практические 5 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8136
Тест содержит 44 вопросов закрытого типа с выбором одного или нескольких вариантов ответа из общей базы в СДО moodle.
В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 1 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов.
При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться в оставшееся время. Максимальное время прохождения теста 90 минут.

Тестовые задания
Вопрос 1. Бухгалтер имеет оклад 1200 руб. в марте он шесть рабочих дней провел в отпуске при общей длительности рабочего месяца 22 дня. Найдите заработок бухгалтера за отработанное время.
Вопрос 2. Рабочий на предприятии сделал за день 42 изделия, расценка за 1 изделия 80 руб. Вычислите заработок рабочего за день.
Вопрос 3. Определить оптовую цену предприятия-производителя на товар, если себестоимость его выпуска – 8000 руб. за единицу, планируемая производителем рентабельность – 25% к затратам.
Вопрос 4. Определите верную Формулу Фондоотдача = ?
Вопрос 5. Определите выработку продукции на 1 рабочего в натуральном выражении на основе следующих данных: Годовой объем выпуска продукции предприятия – 200 тыс. шт. Годовой объем валовой продукции - 2 млн. руб. Среднесписочное число работающих на предприятии – 500 человек. (ответ записывать в цифровом выражение, без пробелов).
Вопрос 6. Объем реализованной продукции на предприятии в отчетном году составил 600 тыс. р., а в плановом 612 тыс. р. Средние годовые остатки оборотных средств соответственно 120 тыс. р. и 110,5 тыс. р. Определить: - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств в отчетном периоде.
Вопрос 7. Объем реализованной продукции на предприятии в 2015 году составил 1200 тыс. руб. Среднегодовые остатки оборотных средств соответственно 240 тыс. руб. Определите длительность одного оборота.
Вопрос 8. Имеются следующие данные: Годовой выпуск продукции составил 92 млн. рублей; Первоначальная стоимость основных средств - 32 млн. рублей; В октябре было введено оборудования на 8 млн. рублей; Средняя численность работающих составляет 154 человека. Определите показатели среднегодовую стоимость основных средств.
Вопрос 9. Объем реализованной продукции на предприятии в отчетном году составил 600 тыс. р., а в плановом 612 тыс. р. Средние годовые остатки оборотных средств соответственно 120 тыс. р. и 110,5 тыс. р. Определить: - продолжительность одного оборота в плановом периоде.
Вопрос 10. Отношением вновь введенных основных фондов к их стоимости на конец периода исчисляется: ?
Вопрос 11. Имеются следующие данные: Годовой выпуск продукции составил 92 млн. рублей; Первоначальная стоимость основных средств - 32 млн. рублей; В октябре было введено оборудования на 8 млн. рублей; Средняя численность работающих составляет 154 человека. Определите показатели среднегодовую стоимость основных средств.
Вопрос 12. В предыдущем году было произведено продукции на сумму 215 млн руб. В следующем году Ее выпуск планируется увеличить на 5%. Численность работающих в предыдущем году составила 250 человек, в плановом году предусмотрено сократить ее на 30 человек. Определить, какое повышение производительности труда запланировано на предприятии. ( ответ в цифровом выражении, округляя до сотых, в ответе знак "%" не ставить!).
Вопрос 13. Определите верную формулу Фондорентабельности.
Вопрос 14. Рабочий-наладчик имеет заработок по тарифной ставке 4700 руб. Норма выработка его участка 1000 ед. продукции. Фактически изготовлено 1200 ед. продукции. Найти заработную плату рабочего по косвенно-сдельной системе оплаты труда.
Вопрос15. Определить рентабельность продукции, если известно, что себестоимость продукции 60072 руб., выручка продаж 7732 руб., чистая прибыль равна 5046 руб.

Правильные Ответы:

1. 872,8
2. 3360
3. 10000
4. Б
5. 400
6. 5
7. 72
8. 34
9. 65
10. Г (коэффициент обновления основных фондов)
11. 34
12. 19,32
13. А (прибыль / основные средства)
14. 5640
15. 8,39

Критерии оценивания тестовых заданий:
В вопросах с выбором одного ответа студент за правильный ответ получает 2 балл, а за неправильный - 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 2 балл. Если выбраны не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля - не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета: Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ № 1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала 9итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве" автомата" за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование "Тест к зачету" https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=420703
Критерии оценивания:

85-100 баллов
(оценка «отлично») - 85-100 % верных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84 % верных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») - 50-69 % верных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% верных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блока заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем+0,2*Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 9неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.А. Чалдаева, Основы экономики организации: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 А. М. Магомедов Экономика организации : учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Чалдаева, Основы экономики организации. Практикум: учеб.пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Дистанционный курс Экономика организации для СПО portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная библиотека Юрайт urait.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий: практическое задание, групповое творческое задание.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных заданий, рефератов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия
все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Экономика организации» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Экономика организации».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ.
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономика организации» предполагает:
• самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
• выполнение заданий для самостоятельной работы;
• изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
• подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
• выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины
ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Экономика организации» следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине «Экономика организации», овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1. Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2. Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3. Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4. Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5. Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6. Выучите определения основных понятий, законов.
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА.
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части: введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ.
Таблица - вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы
Этапы составления таблицы:
1. изучить информацию по теме;
2. выбрать оптимальную форму таблицы;
3. информацию представить в сжатом виде
4. заполнить основные графы таблицы
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1. изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5. оформить работу и предоставить к установленному сроку.