МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное пространство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 14 14 26 26
Практические 16 16 24 24 40 40
Сам. работа 44 44 79 79 123 123
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
канд. филол. наук,, доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
телеведущий ГТРК Алтай, Долгова Т.Н.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 08.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с концептуальными основами теории и практики массовой информации как средства массовых коммуникаций в современном обществе и базового инструмента специалистов по связям с общественностью; формирование целостного представления об информационных процессах и явлениях в современном мире; формирование навыков информационной культуры, формирование представлений о системе современных печатных и аудиовизуальных СМИ, целях и методах журналистской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Знает совокупность политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Осуществляет свои профессиональные действия с учетом механизмов функционирования конкретной медиакоммуникационной системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему современных СМИ, принципы создания информационных и аналитических текстов; способы размещение заказных материалов в СМИ; правила написания аналитических справок, обзоров и прогнозов в качественных и массовых изданиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться на медиарынке региона; находить информацию в СМИ и осуществлять ее анализ; использовать аргументацию при подготовке аналитических публикаций; использовать методы прогнозирования при подготовке аналитических публикаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска информации в системе СМИ; различения информационной, рекламной и имиджевой кампаний в СМИ; навыками литературного редактирования, копирайтинга; навыками создания аналитических текстов в мультимедийных форматах; навыками применения аналитических обзоров и прогнозов в рекламе и PR.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Массовая информация как феномен
1.1. Массовая информация как вид социальной информации. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.2. Массовая информация как вид социальной информации. Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.3. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.4. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.5. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.1
1.6. СМИ в системе коммуникации Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.1
1.7. СМИ в системе коммуникации Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.8. СМИ в системе коммуникации Сам. работа 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
Раздел 2. Система жанров массовой информации
2.1. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.2. Классификация жанров СМИ. Источники и методы сбора информации Сам. работа 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.3. Оперативно-новостные жанры. Виды новостей. Ньюсмейкеры. Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.4. Оперативно-новостные жанры Практические 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.5. Оперативно-новостные жанры Сам. работа 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.6. Оперативно-исследовательские жанры Лекции 3 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.7. Оперативно-исследовательские жанры: репортаж, интервью Практические 3 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
2.8. Оперативно-исследовательские жанры Сам. работа 3 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.9. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Практические 3 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
2.10. Исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные жанры Сам. работа 3 14 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.5, Л2.1
Раздел 3. Форматы и жанры новых медиа
3.1. Мультимедийность СМИ Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.5, Л2.1, Л1.6
3.2. Мультимедийные форматы Практические 4 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.5, Л2.1
3.3. Мультимедийность СМИ. Мультимедийные форматы Сам. работа 4 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.5, Л2.1
3.4. Сторителлинг Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.3, Л1.5, Л2.1, Л1.6, Л1.7
3.5. Сторителлинг Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.2, Л1.5, Л2.1
3.6. Сторителлинг Сам. работа 4 35 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
3.7. Лонгрид Лекции 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.5, Л2.1
3.8. Создание лонгрида Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.5, Л2.1
3.9. Лонгрид Сам. работа 4 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.5, Л2.1
Раздел 4. Виды СМИ
4.1. Печатные СМИ Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.2. печатные СМИ Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.3. печатные СМИ Сам. работа 4 13 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.4. Телевизионные СМИ Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.5. Интерактивный семинар «Раскадровка» Практические 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.6. Интерактивный семинар «Раскадровка» Сам. работа 4 7 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.7. Радиовещание Лекции 4 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.8. Интерактивные презентации по радиостанциям Практические 4 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1
4.9. Интерактивные презентации по радиостанциям Сам. работа 4 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2 Л1.1, Л1.5, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4026

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5: Способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. К какому жанру относится заметка?
а. Оперативно-новостному
б. Исследовательско-новостному
в. Оперативно-образному
Ответ: а.

Вопрос 2. Желтая пресса – это:
а. Наиболее достоверная пресса
б. Тематические издания для отдельных слоев населения
в. Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах
Ответ: в.

Вопрос 3. Укажите свойство массовой информации.
а. Общепризнанность и общедоступность
б. Исходит лишь от профессиональных журналистов
в. Не ориентируется на широкую аудиторию
Ответ: а.

Вопрос 4. Что означает свойство декодируемости текста?
а. Насколько информация, изложенная в тексте, важна для аудитории
б. Насколько текст прост и понятен для восприятия
в. Насколько общеизвестны сведения, отображенные в тексте
Ответ: б.

Вопрос 5. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
а. Информационная политика
б. Информационная функция массмедиа
в. Коммуникативная функция массмедиа
Ответ: а.

Вопрос 6. Проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется
а. литературное редактирование
б. фактчекинг
в. контент-анализ
Ответ: б.

Вопрос 7. непроверенное вымышленное сведение, выдаваемое за факт – это …
а. фактоид
б. фейк
в. факт
г. искаженная информация
Ответ: а.

Вопрос 8. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение – это?
а. фактоид
б. фейк
в. факт
г. искаженная информация
Ответ: б.

Вопрос 9. Простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ – это?
а) PR-текст
б) PR-информация
в) Рекламный текст
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. К основным компонентам пресс-релиза относятся:
а) заголовок, лид-абзац, боди
б) шапка, лид-абзац, боди, контактная информация
в) шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация
ОТВЕТ: в.

Вопрос 11. Какие типы заявления для СМИ вы знаете?
а) типичные
б) нетипичные
в) анонсы
ОТВЕТ: а,б.

Вопрос 12. Перечислите всех героев истории согласно концепции В. Я. Проппа.
а. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.
б. герой, антагонист, отправитель, помощник, царевна.
в. герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, ложный герой.
г. нет верного ответа.
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
а. Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории.
б. Присутствие в сюжете нетипичного представителя для целевой аудитории.
в. Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.
г. Сюжетная линия должна развиваться сдержано.
ОТВЕТ: а,в

Вопрос 14. Какие элементы включает в себя карта повествования Густава Фрейтага?
а. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, падающее действие.
б. Конфликт, кульминация, резолюция.
в. Экспозиция, конфликт, восходящее действие, кульминация, падающее действие,
резолюция.
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. Какое из приведенных ниже утверждений является неверным?
а. Конфликт в истории необязателен.
б. истории обязательно должен быть персонаж, который будет нести определенные черты, и совершать действия, из которых сложится повествование.
в. В сторителлинге конфликт основан на восприятии «правильного» и «неправильного».
ОТВЕТ: а

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К какому жанру относится заметка?
Ответ: Оперативно-новостному.

Вопрос 2. Желтая пресса – это:
Ответ: Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах.

Вопрос 3. Дайте определние массовой информации.
Ответ: предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Вопрос 4. Что означает свойство декодируемости текста?
Ответ: Насколько текст прост и понятен для восприятия

Вопрос 5. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
Ответ: Информационная политика

Вопрос 6. Проверка информации на правдивость, точность и достоверность называется
Ответ: фактчекинг

Вопрос 7. непроверенное вымышленное сведение, выдаваемое за факт – это …
Ответ: фактоид

Вопрос 8. Действие или заявление, направленное на введение в заблуждение – это?
Ответ: фейк

Вопрос 9. Дайте определение PR-тексту.
ОТВЕТ: Простой или комбинированный текст, содержащий РR-информацию, инициированный базисным субъектом РR, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала данного базисного РR-субъекта, адресованный определенному субъекту общественности, обладающий скрытым (или значительно реже прямым) авторством, распространяемый путем прямой рассылки, посредством личной доставки или опосредованной через СМИ

Вопрос 10. Перечислите основные компоненты пресс-релиза.
ОТВЕТ: шапка, заголовок, лид-абзац, боди, контактная информация

Вопрос 11. Что такое информационная повестка?
Ответ: документ, который содержит дайджест новостей и событий, произошедших за определенный период времени, и направлен на распространение информации среди заинтересованной аудитории.

Вопрос 12. Перечислите всех героев истории согласно концепции В. Я. Проппа.
ОТВЕТ: герой, антагонист, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

Вопрос 13. Выберите основные критерия эффективного сторителлинга.
ОТВЕТ: Присутствие в сюжете типичного представителя из целевой аудитории; Проблемы, о которых повествует рассказчик, должны быть близки к реальной жизни.

Вопрос 14. Какие элементы включает в себя карта повествования Густава Фрейтага?
ОТВЕТ: Экспозиция, конфликт, восходящее действие, кульминация, падающее действие, резолюция.

Вопрос 15. Что такое повестка дня?
ОТВЕТ: круг сюжетов или тем, имеющих приоритетное значение для конкретного субъекта в определенный промежуток времени.

Вопрос 16. Что понимается под СМИ?
Ответ: периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Вопрос 17. Дайте определение информационной войне.
Ответ: целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

Вопрос 18.Что такое СМК?
Ответ: специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Вопрос 19. Кто такой ньюсмейкер?
Ответ: человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес средств массовой информации.

Вопрос 20. Кем был разработан Медиаэтический стандарт в России?
Ответ: Общественной коллегией по жалобам на прессу.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый, вопрос раскрыт, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, но краткий, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета с оценкой (3 семестр) и экзамена (4 семестр). Зачет с оценкой и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера и 1 практическое задание.

Семестр 3.
1. Информация, социальная информация: определение, характеристика.
2. Виды социальной информации
3. Требования к информации
4. Виды искажения информации
5. Массовая информация
6. Информационное пространство
7. Информационная повестка дня: механизмы, уровни интерпретации
8. Теория информационной повестки
9. СМИ как субъекты интерпретации информации
10. Информационные войны в историческом контексте
11. Приемы ведения информационных войн
12. Фейковые новости
13. «Окно Овертона» трактовки, сфера применения
14. Независимость / зависимость СМИ
15. Нормативные теории массовой коммуникации
16. Медиахолдинги: понятие, виды
17. Медиахолдинги России
18. Зарубежные медиахолдинги
19. Медиахолдинги региона
20. Правовое регулирование СМИ.
21. Закон о СМИ, его основные положения
22. Особенности правового регулирования онлайн-ресурсов.
23. Нормы профессиональной этики в сфере медиа.
24. Кодексы журналистов.

Типовое практическое задание:
Проведите исследование КИТ Катунь24.



Семестр 4.
1. Профессиональные траектории в сфере массовой информации.
2. Деиндустриализация СМИ
3. Подходы к классификации жанров СМИ
4. Информационное поле. Структура информационного взаимодействия.
5. Концепция мультимедийного журналиста.
6. Сбор информации как процесс журналистского познания. Факт, событие, явление.
7. Источники информации.
8. Методы сбора журналистской информации.
9. Определение жанра журналистики.
10. Оперативно-новостные жанры: общая характеристика.
11. Новость как жанр. Требования к написанию.
12. Пресс-релиз. Бекграундер.
13. Интервью как жанр, виды интервью.
14. Подготовка к интервью.
15. Исследовательско-новостные жанры: общая характеристика.
16. Аналитические жанры: общая характеристика.
17. Журналистское расследование как жанр.
18. Характеристика рынка современных печатных СМИ.
19. Сторителлинг: функции, цели, компоненты.
20. Форматы сторителлинга. Типы героев и сюжетов.
21. Мультимедийные форматы в медиакоммуникации: виды (механизм создания на 1 примере).
22. Возможности интерактивности в современных медиа.
23. Лонгрид как способ подачи объемного текста в сети.
24. Структура и принципы построения лонгрида.
25. Цифровое телевидение: влияние технологий на развитие медиасферы.
26. Нарративные выразительные средства видеоконтента.
27. Визуальные и аудиальные выразительные средства видеоконтента.
28. Становление тематики и проблематики телевизионных передач на отечественно телевидении.
29. Классификации телевизионных программ.
30. Радиовещание: краткая история развития.
31. Подходы к определению формата радиовещания.
32. Современные форматы радиовещания.
33. Подкасты как часть медиапространства.
34. Раскадровка: функции, компоненты.

Типовое практическое задание:
Анализ сетки вещания на радостанции:
А) Авто-радио
Б) Россия
3)Русское радио


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
Л1.3 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л1.4 Романов, А.А. Массовые коммуникации : учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
Л1.5 Киселёв, А.Г. Теорияипрактикамассовойинформации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.6 Мансурова В. Д. Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.7 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова, Людмила Александровна Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э5 курс "Теория и правтика массовой информации" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.