Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.04. Программная инженерия |
Профиль | Разработка программно-информационных систем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Лабораторные | 40 | 40 | 40 | 40 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Д.Ю., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Целью дисциплины является формирование у обучаемых знаний в области теоретических основ информационной безопасности и навыков практического обеспечения защиты информации в организации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; |
ОПК-3.1 | Знает основные принципы алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий. |
ОПК-3.2 | Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе принципов алгоритмических и программных решений, тестирования в области современных информационных технологий. |
ОПК-3.3 | Владеет информационной и библиографической культурой и навыками применения информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы обеспечения информационной безопасности; основы информационной безопасности и защиты информации; типовые программно-аппаратные средства и системы защиты информации от несанкционированного доступа в компьютерную среду; типовые разработанные средства защиты информации и возможности их использования в реальных задачах создания и внедрения информационных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять обоснованный выбор средств и систем защиты информации; реализовывать мероприятия для обеспечения на предприятии (в организации) деятельности в области защиты информации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методиками анализа предметной области; - навыками применения технических средств защиты информации - навыками администрирования систем и устройств защиты информации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационная безопасность и защита информации | ||||||
1.1. | Информационная безопасность: определение, классификация и характеристика основных методов и средств; практика и специфика использования по областям применения. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Программно-аппаратные методы защиты информации | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Программно-аппаратные методы защиты информации | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Безопасность компьютерных сетей. Системы обеспечения комплексной безопасности информации | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Безопасность компьютерных сетей. Системы обеспечения комплексной безопасности информации | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Информационные ресурсы: классификация и характеристика их основных свойств; информационные ресурсы и их безопасность в условиях рыночных отношений; и защита от несанкционированного доступа | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Создание резервных копий документов | Сам. работа | 4 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Использование антивирусных программ для информационной безопасности | Сам. работа | 4 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Защита персонального компьютера от случайных угроз | Сам. работа | 4 | 5 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Основные понятия информационной безопасности. Информационная безопасность человека и общества. | Лабораторные | 4 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Криптографические методы защиты информации | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Современное состояние проблемы информационной безопасности | Лабораторные | 4 | 11 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Программно-аппаратные методы защиты информации | Сам. работа | 4 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Безопасность компьютерных сетей | Лабораторные | 4 | 12 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Системы обеспечения комплексной безопасности информации | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Обеспечение безопасной работы на ПК и в компьютерной сети | Сам. работа | 4 | 7 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Резервные копии документов | Лабораторные | 4 | 10 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ИБиЗИ ФИиИТ 2021.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохорова О. В. | Информационная безопасность и защита информации: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Нестеров, С. А. | Информационная безопасность: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Партыка Татьяна Леонидовна | Информационная безопасность: Учебное пособие для СПО | ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021 | znanium.com |
Л2.2 | Шаньгин В.Ф. | Защита информации в компьютерных системах и сетях: | М.:"ДМК Пресс" // ЭБС "Лань" , 2012 | https://e.lanbook.com/book/3032 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ | |||
Э2 | Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" http://www.intuit.ru/ | |||
Э3 | Информационная безопасность | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Антивирусное программное обеспечение Антивирус Касперского Архиваторы 7Zip Стандартные средства резервирования и восстановления данных Windows 7 Microsoft Windows Microsoft Office AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/ Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" http://www.intuit.ru/ Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
110М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед. |
207Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |