МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности (Программирование)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.04. Программная инженерия
ПрофильРазработка программно-информационных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_04_Программная инженерия_РПИС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Смолякова Лариса Ленгардовна

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономорев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности (Программирование)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
09.03.04 Программная инженерия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Козлов Денис Юрьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Козлов Денис Юрьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются:
- формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации и программирования;
- выработка навыков решения типичных задач с использованием ЭВМ;
- овладение приемами разработки и отладки программ в современных средах программирования.
Изучение дисциплины направлено
- на развитие у обучающихся алгоритмического мышления, систематизацию принципов построения языков программирования и подходов к разработке программ для ЭВМ;
- на формирование навыков реализации алгоритмов на высокоуровневом императивном языке программирования; разработки, отладки и тестирования программ;
- на подготовку обучающихся к системному восприятию дальнейших дисциплин из учебного плана, использующих навыки алгоритмизации и программирования;
- на получение представлений об основных идеях структурного программирования и развитие способностей сознательно использовать материал курса, умение разбираться в существующих языковых и программных средствах и условиях их применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
ОПК-5.1 Знает основы системного администрирования, администрирования систем управления базой данных, современные стандарты информационного взаимодействия систем.
ОПК-5.2 Умеет выполнять параметрическую настройку и сопровождение информационных и автоматизированных систем.
ОПК-5.3 Владеет навыками инсталляциипрограммного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о различных парадигмах программирования и современном уровне развития языков и технологий программирования;
о сложности программных систем и методах ее преодоления;
об основах построения трансляторов;
основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов, методы анализа сложности алгоритмов;
синтаксис и базовые конструкции языков C и С++, основные возможности и приемы программирования на этих языках;
принципы структурного программирования;
назначение, устройство и свойства основных структур данных: список, очередь, стэк, дерево, граф;
эффективные алгоритмы поиска и сортировки, алгоритмы решения задач теории графов.

3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать алгоритмы решения типичных задач и реализовывать их на языке С;
применять при решении алгоритмических задач типичные алгоритмы и структуры данных;
использовать для разработки и отладки программ современные интегрированные среды разработки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами чтения, построения и записи алгоритмов;
навыками написания и отладки программ на высокоуровневом языке программирования в интегрированной среде разработки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык программирования Си
1.1. Линейный вычислительный процесс Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Линейный вычислительный процесс Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Ветвящийся вычислительный процесс Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Ветвящийся вычислительный процесс Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Циклический вычислительный процесс Лабораторные 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Циклический вычислительный процесс Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Функции Лабораторные 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Функции Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Массивы Лабораторные 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Массивы Сам. работа 2 30 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.11. Строки Лабораторные 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.12. Строки Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.13. Структуры Лабораторные 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.14. Структуры Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.15. Файлы Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.16. Файлы Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Алгоритмы и структуры данных
2.1. Базовые методы сортировки Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Базовые методы сортировки Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.3. Методы сортировки с линейно-логарифмической сложностью Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Методы сортировки с линейно-логарифмической сложностью Сам. работа 2 7 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.5. Анализ сложности алгоритмов сортировки Лабораторные 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.6. Анализ сложности алгоритмов сортировки Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Динамические структуры данных Лабораторные 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Динамические структуры данных Сам. работа 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на
образовательном портале: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=223
1. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
int a;
unsigned b;
if (sizeof(a)==sizeof(b))
printf(“YES”);
else
printf(“NO”);
}
Выберите один ответ:
+Yes
-Нет правильного варианта ответа
- No
-Возникнет ошибка компиляции


2. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
float f=2.0;
printf(“%d”, sizeof(f));
}
Ответ: 4
3. Если x=4 и y=7, то результатом вычисления выражения
x < 3 && y<7 || y!=6
будет число:
-1
-4
-2
-3
+0

4. Как обозначаются логические операции в языке Си?
Выберите один ответ:
+ && || !
- && || !!
-&& // !
- & | !
- AND OR NOT


5. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
unsigned char p=0x0F;
if (p>>4)
printf(“%d”, p);
else
printf(“%d”, p+1);
}
Выберите один ответ:
-1
-0
+ 16
-0x10
-4

6. Какое из следующих выражений является примером корректного употребления условной операции?
Выберите один ответ:
-x<1 ? printf("x<1"); printf("x>=1");
+ x<1 ? printf("x<1") : printf("x>=1");
-x<1 : printf("x<1") ? printf("x>=1");
-x<1 ? printf("x<1") ? printf("x>=1");
- x < 1 ? printf("x<1"); : printf("x>=1");

7. Что выведет следующая программа?

#include <stdio.h>
void main() {
int p=10;
p=p>50? p++ : if (p<0) p/=2 else p*=2;
printf(“%d”, p);
}

Выберите один ответ:
-20
- 0
-5
-10
+ Нет правильного варианта ответа
- 50

8. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
float f=5;
int x;
x=f%2;
printf(“%d”, x);
}
Выберите один ответ:
+При компиляции программы возникнут ошибки
-5.250000
-1.000000
-Нет правильного варианта ответа
-2.500000

9. В каких строках программы содержатся ошибки?
Проверьте этот кусок строки должны стоять только в таком порядке и отсутствуют точки с запятыми в конце строк иначе вся суть нарушается

1. #include <stdio.h>
2.
3. void main() {
4. int a,b;
5. printf(“input a=”);
6. scanf(“%f”, a);
7. printf(“input b=”);
8. scanf(“%d”, &b);
9. c=a+b
10. printf(“a+b=%c, c”);
11. }
Выберите один или несколько ответов:
-1
-2
-3
-4
-5
+6
-7
- 8
+ 9
+10
-11

10. Сколько первых символов в идентификаторах должны различаться для того, чтобы идентификаторы считались различными согласно стандарту "ANSI C"?
Выберите один ответ:
все
- 8
+32
-64
- 16
11. Какие из следующих значений записаны в соответствии с синтаксисом языка Си?
Выберите один или несколько ответов:
+1.2009
-12009,0e-001
-1,2009
+12009.0e-1
+12009e-001
+12009.0E-001


12. Какое значение получит переменная x после выполнения следующего оператора?
float x=1+1e+1e+1;
Выберите один ответ:
+a. Оператор синтаксически не корректен
-b. 12.000000
-c. 4.000000
-d. 2e2

13. Как называется директива препроцессора для подключения внешних файлов (библиотек):
Выберите один ответ:
-uses
- income
+ include
-extern
-define
- exclude

14. В каких частях программы на языке Си могут располагаться объявления переменных?
-Выберите один или несколько ответов:
- Вне описаний функций
-В любой точке тела функции main()
- В начале тела функций main()
- После заголовка функции main(), но перед ее телом
+В любом месте программы

15. Что выведет на экран следующая программа, если ее откомпилировать и исполнить?
#include <stdio.h>
#define max=5;

void main() {
int a=0;
a=max++;
printf(“%d”, a++);
}
Выберите один ответ:
-6
-0
-7
-5
+Возникнет ошибка компиляции

16. Укажите, какие из следующих описаний массивов являются корректными.
Выберите один или несколько ответов:
- int D[1..3];
+int A[3]={1,3,5};
+int B[3]={11,22};
+int M[3];
-int C[3]={0,1,2,3};
17. Что выведет следующая программа, если ее откомпилировать и исполнить?

#include <stdio.h>
void main() {
int i, M[3]={1} ;
for (i=0; i<3;i++)
printf(“%d”, M[i]);
}
Выберите один ответ:
-111
+100
-Нет правильного варианта ответа
-000
-Выводимые программой значения неопределенны
-1 1 1

18. Какое значение получит переменная st после выполнения следующего фрагмента программы, если при выполнении программы на ввод ей будет подана указанная в комментарии строка (без кавычек)?

char st[20];
gets (st); //Введенная строка “Hello world!”
Выберите один ответ:
-Нет правильного варианта ответа
-Hello world
-Hello
-Программа синтаксически некорректна
-Helloworld!
+Hello world!


19. Сколько раз исполнится цикл в следующей программе?

void main() {
int i=1, j=1 ;
for (; ;) {
printf(“%d%d”, i,j);
}
}
-Выберите один ответ:
-Ни разу
-При компиляции программы возникнет ошибка
-Нет правильного варианта ответа
-1
+Бесконечное количество раз

20. Что выведет следующая программа?


#include <stdio.h>
void main() {
int i;
float s=0;
while (i>1) {
s=s+1/i;
i=i-1;
}
printf(“%f”, s);
}
Выберите один ответ:
Нет правильного варианта ответа
-1.000000
-0.20000
-2.283333
+0.000000
-При компиляции программы возникнет ошибка
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусматривается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

На экзамен выносится материал практических и лекционных занятий, результаты выполненных лабораторных работ, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Экзамен проводится в письменной форме. В билет включено пять заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту отводится 120 минут. Результат экзамена выражается оценкой , согласно критериям, описанным в п. 2 настоящего документа.
Итоговая оценка за экзамен
О = 0.5*З + 0.3*Л + 0.2*Т
Э – оценка за работу на зачете
Л – средняя оценка за лабораторные работы
Т – средняя оценка за тесты
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе тестирования:
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Образовательный портал АлтГУ». На тестирование отводится 10 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 10 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку: 8.5-10 – «отлично», 7-8.4 – «хорошо», 5-6.9 – «удовлетворительно», 0-4.9 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе выполнения практического задания:
Защита выполненных заданий обучающимися происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, с демонстрацией разработанной компьютерной программы. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п.
1. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
int a;
unsigned b;
if (sizeof(a)==sizeof(b))
printf(“YES”);
else
printf(“NO”);
}
Выберите один ответ:
+Yes
-Нет правильного варианта ответа
- No
-Возникнет ошибка компиляции


2. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
float f=2.0;
printf(“%d”, sizeof(f));
}
Ответ: 4
3. Если x=4 и y=7, то результатом вычисления выражения
x < 3 && y<7 || y!=6
будет число:
-1
-4
-2
-3
+0

4. Как обозначаются логические операции в языке Си?
Выберите один ответ:
+ && || !
- && || !!
-&& // !
- & | !
- AND OR NOT


5. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
unsigned char p=0x0F;
if (p>>4)
printf(“%d”, p);
else
printf(“%d”, p+1);
}
Выберите один ответ:
-1
-0
+ 16
-0x10
-4

6. Какое из следующих выражений является примером корректного употребления условной операции?
Выберите один ответ:
-x<1 ? printf("x<1"); printf("x>=1");
+ x<1 ? printf("x<1") : printf("x>=1");
-x<1 : printf("x<1") ? printf("x>=1");
-x<1 ? printf("x<1") ? printf("x>=1");
- x < 1 ? printf("x<1"); : printf("x>=1");

7. Что выведет следующая программа?

#include <stdio.h>
void main() {
int p=10;
p=p>50? p++ : if (p<0) p/=2 else p*=2;
printf(“%d”, p);
}

Выберите один ответ:
-20
- 0
-5
-10
+ Нет правильного варианта ответа
- 50

8. Что выведет следующая программа?
#include <stdio.h>
void main() {
float f=5;
int x;
x=f%2;
printf(“%d”, x);
}
Выберите один ответ:
+При компиляции программы возникнут ошибки
-5.250000
-1.000000
-Нет правильного варианта ответа
-2.500000

9. В каких строках программы содержатся ошибки?
Проверьте этот кусок строки должны стоять только в таком порядке и отсутствуют точки с запятыми в конце строк иначе вся суть нарушается

1. #include <stdio.h>
2.
3. void main() {
4. int a,b;
5. printf(“input a=”);
6. scanf(“%f”, a);
7. printf(“input b=”);
8. scanf(“%d”, &b);
9. c=a+b
10. printf(“a+b=%c, c”);
11. }
Выберите один или несколько ответов:
-1
-2
-3
-4
-5
+6
-7
- 8
+ 9
+10
-11

10. Сколько первых символов в идентификаторах должны различаться для того, чтобы идентификаторы считались различными согласно стандарту "ANSI C"?
Выберите один ответ:
все
- 8
+32
-64
- 16
11. Какие из следующих значений записаны в соответствии с синтаксисом языка Си?
Выберите один или несколько ответов:
+1.2009
-12009,0e-001
-1,2009
+12009.0e-1
+12009e-001
+12009.0E-001


12. Какое значение получит переменная x после выполнения следующего оператора?
float x=1+1e+1e+1;
Выберите один ответ:
+a. Оператор синтаксически не корректен
-b. 12.000000
-c. 4.000000
-d. 2e2

13. Как называется директива препроцессора для подключения внешних файлов (библиотек):
Выберите один ответ:
-uses
- income
+ include
-extern
-define
- exclude

14. В каких частях программы на языке Си могут располагаться объявления переменных?
-Выберите один или несколько ответов:
- Вне описаний функций
-В любой точке тела функции main()
- В начале тела функций main()
- После заголовка функции main(), но перед ее телом
+В любом месте программы

15. Что выведет на экран следующая программа, если ее откомпилировать и исполнить?
#include <stdio.h>
#define max=5;

void main() {
int a=0;
a=max++;
printf(“%d”, a++);
}
Выберите один ответ:
-6
-0
-7
-5
+Возникнет ошибка компиляции

16. Укажите, какие из следующих описаний массивов являются корректными.
Выберите один или несколько ответов:
- int D[1..3];
+int A[3]={1,3,5};
+int B[3]={11,22};
+int M[3];
-int C[3]={0,1,2,3};
17. Что выведет следующая программа, если ее откомпилировать и исполнить?

#include <stdio.h>
void main() {
int i, M[3]={1} ;
for (i=0; i<3;i++)
printf(“%d”, M[i]);
}
Выберите один ответ:
-111
+100
-Нет правильного варианта ответа
-000
-Выводимые программой значения неопределенны
-1 1 1

18. Какое значение получит переменная st после выполнения следующего фрагмента программы, если при выполнении программы на ввод ей будет подана указанная в комментарии строка (без кавычек)?

char st[20];
gets (st); //Введенная строка “Hello world!”
Выберите один ответ:
-Нет правильного варианта ответа
-Hello world
-Hello
-Программа синтаксически некорректна
-Helloworld!
+Hello world!


19. Сколько раз исполнится цикл в следующей программе?

void main() {
int i=1, j=1 ;
for (; ;) {
printf(“%d%d”, i,j);
}
}
-Выберите один ответ:
-Ни разу
-При компиляции программы возникнет ошибка
-Нет правильного варианта ответа
-1
+Бесконечное количество раз

20. Что выведет следующая программа?


#include <stdio.h>
void main() {
int i;
float s=0;
while (i>1) {
s=s+1/i;
i=i-1;
}
printf(“%f”, s);
}
Выберите один ответ:
Нет правильного варианта ответа
-1.000000
-0.20000
-2.283333
+0.000000
-При компиляции программы возникнет ошибка
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Подбельский В.В., Фомин С.С. Курс программирования на языке Си: Учебники Издательство "ДМК Пресс", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Смирнов А.А. Технологии программирования : учебно-практическое пособие [Электронный ресурс]: Учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л1.3 Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. Новая версия для Оберона: Учебные пособия Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кауфман В.Ш. Языки программирования. Концепции и принципы: Учебник М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 C — The ISO Standard — Rationale, Revision 5.10 (англ.) (апрель 2004). — Обоснование и пояснения для стандарта C99. – http://www.open-std.org/JTC1/SC22/WG14/www/docs/C99RationaleV5.10.pdf
Э2 ISO/IEC JTC1/SC22/WG14 official home – Официальная страница международной рабочей группы по стандартизации языка программирования Си. – http://www.open-std.org/JTC1/SC22/WG14/
Э3 Поисковые системы - yandex.ru, google.com
Э4 Свободная энциклопедия Википедия – http://ru.wikipedia.org
Э5 Форум разработчиков программного обеспечения - Stackoverflow.com
Э6 Интернет-университет информационных технологий. – http://www.intuit.ru
Э7 Образовательный курс Основы программирования на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интегрированная среда разработки
Компилятор С/С++
Текстовый редактор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru
2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный
ресурс]: http://e.lanbook.com
3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства
Московского центра непрерывного математического образования
[Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]: www.math.ru/lib
7. Электронная библиотечная система Алтайского государственного
университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru
8. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]:
http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе освоения курса "Основы программирования" обучающийся будет сталкиваться с материалами разного рода. Ниже даны краткие инструкции по их использованию и освоению.

1. Рабoчая программа дисциплины

Рабочая программа дисциплины -- официальный документ, определяющий содержание курса. С ним следует ознакомиться, чтобы понимать что конкретно будет изучаться в данном курсе.

2. Глoссарий

Глоссарий -- справочник основных понятий и определений терминов, используемых в курсе. Для успешного освоения курса и сдачи экзамена, совершенно необходимо выучить наизусть и быть способным привести не только определение, но и пару-тройку фрагментов кода, иллюстрирующих данное понятие.

3. Слайды к лекциям

Слайды к лекциям могут служить кратким конспектом лекций. Используйте их как план освоения прочих материалов: видеолекций, текстов и пр. В начале каждой презентации содержатся задания для самопроверки, которые могут дать представление о наиболее сложных вопросах в тестах.

4. Видеолекции

Видеолекции смонтированы на основе звукозаписей "живых" лекций и до некоторой степени способны их заменить. Пока они не покрывают полный курс, но их коллекция неуклонно пополняется. Используйте их для освежения в памяти рассмотренного материала. К сожалению, при просмотре видеолекций нет возможности задать вопрос лектору, однако его можно задать а) в личном сообщении преподавателю, б) в группе ВКонтакте vk.com/asuop2014, в) на очной консультации.

5. Лабораторные работы

Выполнение лабораторных работ -- основа практических занятий. Основные навыки программирования вырабатываются именно в эти моменты. Для выполнения работы необходимо

получить вариант задания у преподавателя, ведущего практические занятия;
обратившись к нужной лабораторной работе,загрузить документ с описанием работы;
внимательно прочитать задание к работе (как правило, на второй странице документа);
разработать, отладить и оттестировать программы, решающие указанные задачи;
составить отчёт о лабораторной работе по шаблону (см. ссылку в 0-м разделе курса);
загрузить PDF-версию отчета, используя нужный элемент "Лабораторная работа №..." (при необходимости вместо уже загруженного варианта отчета всегда можно загрузить и его обновленную версию);
очно защитить результаты работы перед преподавателем и получить оценку.

Оценки за лабораторные работы можно просмотреть через пункт меню "Оценки", расположенном на главной странице курса в её левой нижней части (Настройки\Управление курсом\Оценки).

Как правило на выполнение лабораторной работы отводится 3 недели, при этом сложность работ возрастает с увеличением номера лабораторной работы. По этой причине не рекомендуется затягивать первые простые работы.

6. Шаблон отчета о лабораторной работе

Шаблон отчета -- Word-документ, содержащий пример оформления отчета о выполнении лабораторной работы. Используйте этот документ как образец содержания и стиля оформления отчета, в том числе и в ситуациях, когда для подготовки отчета используются текстовые редакторы, отличные от Word-а.

7. Тесты

Тесты предназначены для контроля усвоения теоретического материала, а также умения читать и понимать код программ. Количество попыток на каждый тест ограничено тремя. Зачётные попытки выполнения теста осуществляются только в присутствии преподавателя (на практическом занятии или консультации). Оценка за тест определяется как максимальная из оценок, полученных в зачетных попытках. Результаты прочих попыток аннулируются, а попытки рассматриваются как тренировочно-ознакомительные.

Оценки за тесты сообщаются по окончании попытки, а также могут быть просмотрены в любой момент через пункт меню "Оценки", расположенный на главной странице курса в её левой нижней части (Настройки\Управление курсом\Оценки).

8. Рекомендации "Чтo почитать?"

Элемент "Чтo почитать?" имеется в большинстве разделов курса и содержит ссылки на фрагменты текстов учебников, вдумчивое прочтение которых является залогом успешного выполнения как тестовых заданий, так и лабораторных работ.

9. Рекомендации "Чтo посмотреть?"

На страницах с названием "Чтo посмотреть?" содержатся ссылки на видео-материалы, служащие либо полезными иллюстрациями к материалу соответствующего раздела курса, либо излагающие дополнительные сведения, необходимые для понимания раздела, но выходящие за рамки курса.

10. Примеры прoграмм

В папках с таким названием содержатся исходные коды программ, которые рассматривались во время лекций и фрагментарно представлены на слайдах к лекциям соответствующих разделов. Используйте эти исходные коды для самостоятельной компиляции и [пошагового] выполнения программ, чтобы детально разобраться в их устройстве и принципах работы. Кроме того, исходные коды полезны в роли заготовки программ, решающих задачи, поставленные в лабораторных работах.

11. Экзамен проводится в письменном виде. Пример экзаменационного билета и пример его решения приводится на электронном ресурсе данного курса. Перед изложением нового материала каждой лекции рассматриваются задачи, которые входят в экзаменационные билеты.