МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 81
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 27 27 27 27
Итого 81 81 81 81

Программу составил(и):
преподаватель , высшая категория, Арнаут Дарья Васильевна

Рецензент(ы):
канд. геогр. наук, доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение физико-географических, экономических и социальных особенностей Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 3.2 Формировать туристский продукт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю заселения Алтайского края,
особенности рельефа, геологического строения, климата, почвенного покрова, растительного и животного миров, ландшафтной структуры,
демографическую ситуацию,
хозяйственную структуру края,
особенности организации особо охраняемых природных территорий,
экологические проблемы в крае.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять географическое положение края,
характеризовать основные этапы заселения и освоения территории,
описывать особенности рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного миров,
определять положение края в системе физико-географического районирования,
составлять описание демографических процессов, отраслевого состава промышленности и сельского хозяйства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-географические особенности Алтайского края
1.1. Геологическая история и современное геологическое строение. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Геология, рельеф, полезные ископаемые. Практические 3 4 ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Рельеф. Минеральные ресурсы и полезные ископаемые. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Гипсометрический профиль Алтайского региона. Практические 3 2 ОК 6, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Климат. Гидрологические ресурсы Алтайского края. Лекции 3 2 ПК 3.2, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Климатические особенности региона. Практические 3 6 ПК 3.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Гидрологические ресурсы Алтайского края. Практические 3 2 ОК 8, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Изучение географической номенклатуры по региону. Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Почвенные ресурсы. Растительный и животный мир Алтайского края. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Природные комплексы и физико-географическое районирование. Лекции 3 2 ПК 3.2, ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Физико-географическое районирование Алтайского края. Практические 3 4 ПК 3.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Физико-географические особенности Алтайского региона (контрольная работа). Практические 3 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социально-экономические особенности Алтайского края
2.1. История Алтайского региона. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Подготовка к семинару. Сам. работа 3 4 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Исследователи Алтайского региона. Практические 3 2 ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Население Алтайского края. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Население Алтайского края. Практические 3 4 ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Агропромышленный комплекс Алтайского края. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Промышленность Алтайского края. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Отраслевая структура Алтайского края. Практические 3 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Оформление практической работы. Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 7, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Экологические проблемы и ООПТ Алтайского края. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. ООПТ и Красная книга Алтайского края. Практические 3 2 ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Демографические особенности и особенности развития хозяйства Алтайского края (контрольная работа). Практические 3 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Подготовка к зачету. Сам. работа 3 7 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Зачет. Практические 3 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы работы, индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6124.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:
1. Укажите равнину, в пределах которой расположен Алтайский край:
А) Восточно-Европейская
Б) Западно-Сибирская
В) Среднесибирское плоскогорье
Г) Барабинская низменность

2. Алтайский край имеет государственную границу с:
А) Китаем
Б) Монголией
В) Казахстаном
Г) Новосибирской областью

3.Топливно-энергетические ресурсы Алтайского края включают:
А) бурый и каменный уголь
Б) нефть
В) каменный уголь
Г) газ

4. Наиболее характерной чертой рельефа Приобского плато является:
А) наличие оврагов
Б) наличие овражно-балочной сети
В) наличие ложбин древнего стока
Г) наличие широких плоских понижений, занятых озерами

5. В предгорьях количество осадков увеличивается из-за:
А) турбулентных процессов
Б) образования орографических осадков
В) обострения фронтальной деятельности
Г) образования орографических осадков и обострения фронтальной деятельности

6. Для равнинных рек Алтайского края характерно (исключите неверное):
А) весеннее половодье
Б) средняя температура июля 15-20°
В) продолжительный ледостав до 180 дней
Г) появление ледовых образований в октябре

7. Расположите сельскохозяйственные угодья по мере уменьшения их доли в структуре земельного фонда Алтайского края.
А) пашни
Б) пастбища
В) сенокосы
Г) залежь
Д) многолетние насаждения

8. Растительный покров края слагается из следующих типов растительности:
А) степей, лесов, лугов, болот и тундр
Б) степей, лесостепей, лугов
В) лугов, лесостепей, лесов и болот
Г) лесов, степей и лесостепей

9. Равнинная часть края характеризуется следующими природными зонами:
А) степной и лесной
Б) степной и лесостепной
В) лесостепной и таежной
Г) интразональными природными комплексами

10. Смена ландшафтных зон и подзон связана с:
А) изменением высоты над уровнем моря
Б) наличием горных систем на юге в востоке края
В) количеством поступающей на поверхность солнечной радиации
Г) увеличения увлажненности с запада на восток

11. Южная и юго-восточная горная периферия Алтайского края относится к
А) Салаиро-Кузнецко-Алатаусской области
Б) Степной области
В) Алтайской области
Г) Лесостепной области

12. Определите о какой культуре идет речь.
На территорию Алтая попали из Восточного Казахстана. Представители этой культуры были полукочевниками, хозяйство которых ориентировалось на лошадей. Вели торговлю с народами Азии, Египта, Индии и Китая. Верили в загробную жизнь, культ предков и колдовство. Имели лучшую в мире конницу, освоили стрельбу из лука с лошади.
А) Афанасьевская культура
Б) Тюркская культура
В) Скифская культура
Г) Андроновская культура

13. В начале ХХ века на Алтае на первый план выходят производство:
А) пшеницы
Б) масла и молочных продуктов
В) меда
Г) продукции растениеводства

14. Укажите сельскохозяйственные культуры, на которые приходится значительная доля посевных площадей:
А) рожь
Б) пшеница
В) сахарная свекла
Г) картофель

15. В Алтайском крае добывают
А) поделочный камень, полиметаллические руды, нефть
Б) каменный уголь, рассыпное золото, лечебные воды
В) железную руду, каменный уголь, минеральные соли, лечебные грязи
Г) полиметаллические руды, золото, бурые угли, минеральные соли

Правильные ответы:
1. Б
2. В
3. А
4. В
5. Г
6. Б
7. АБВГД
8. А
9. Б
10. Г
11. В
12. В
13. Б
14. А, Б
15. Г

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства "Итоговое тестирование" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6124
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 150 тестовых задания. На выполнение теста отводится 40 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
зачтено - 50-100 баллов
не зачтено - 0-50 баллов
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шмакова Г. В. КРАЕВЕДЕНИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калуцков В. Н. География России: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Я. Д. Вишняков Экономическая география: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Краеведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Система профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой. При изучении дисциплины «Краеведение» используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспекте по дисциплине.
Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Для конспектирования лекционного материала рекомендуется завести отдельную тетрадь. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Записи содержания лекции должны быть четкими, с указанием даты и названия темы. После лекции конспект желательно проработать, т.е. выделить основные положения темы, выводы и рекомендации, уточнить содержание основных понятий и терминов.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендована по теме.
2. Практические работы выполняются в отдельной тетради. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Выполнение практических работ входит в балльную оценку по дисциплине.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Тетрадь для практических занятий должна содержать выполненные практические работы. Профили, графики, контурные карты, проверенные контрольные работы и т.д. следует вклеивать в тетрадь в соответствующий раздел.
Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить:
- все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.
- в зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.
- каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенда и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также карандашом.
3. Семинарские занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Задания к семинарским занятиям содержатся в Плане семинарских занятий. При подготовке к семинару следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады и сообщения, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме семинарского занятия.
4. Самостоятельная работа студентов предполагает:
- подготовку к семинарскому занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
Время самостоятельной работы отводится на работу с материалами лекций, подготовку к практическим занятиям, работу в библиотеке.
Значительная часть времени отводится на самостоятельное изучение географической номенклатуры. Систематическая работа с географической номенклатурой помогает научиться хорошо читать и знать карту, развивает географическое мышление, способствует выработке умения использовать отображенный на карте материал для выявления общих географических закономерностей. Контроль за изучением географической номенклатуры проводится путем выборочного устного опроса студентов.
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований. Текущий контроль за работой студентов осуществляется в ходе проверки домашних заданий, выполненных практических заданий и итогов контроля знаний во время промежуточной аттестаций.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы с возможностью выбора ответа из предложенных вариантов, открытые, альтернативные вопросы. За работу на семинаре и за написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, своими конспектами лекций и семинарских занятий, выполненными самостоятельными работами.
При реализации учебной дисциплины "Краеведение" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в малых группах, исследовательских заданиях.