МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.01. специальность Право и организация социального обеспечения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_01_ПравоСоцОбеспечения-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 30 30 40 40 70 70
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
Преподаватель, Замоломская Анастасия Евгеньевна

Рецензент(ы):
канд.ист.наук, преподаватель, высшая категория, Карпенко Елена Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508)

составлена на основании учебного плана:
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить у учащихся уровень знаний по истории
Сформировать общекультурные представления, умения ориентироваться в историческом пространстве, умения прогнозировать возможные результаты, исходя из прошедших событий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и важнейшие события российской истории до конца XIX в.;
место и роль России во всемирном историческом процессе;
важнейшие историографические проблемы отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причинно-следственные связи исторических явлений;
давать сравнительную характеристику исторических явлений и процессов;
четко изложить и аргументировать собственную позицию по конкретной проблеме.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История как наука Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Зарождение и развитие древнерусской государственности
2.1. Этногенез славян Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Образование Древнерусского государства Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Социально-экономический и политический строй древнерусского государства в IX-XII в. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Древняя Русь при Владимире Святом и Ярославе Мудром в конце X - первой половине XI вв. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Древняя Русь в период феодальной раздробленности Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.6. Борьба Руси с иноземными захватчиками Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Русь в позднем средневековье (XIII-XVII вв.)
3.1. Русь и Орда во второй половине XIII - начале XIV вв. Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Русь в конце XIV - середине XV вв. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Древнерусское государство при Иване III Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Завершение политического объединения Руси (1462-1533 гг. Государственные реформы Ивана III Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Россия при Иване IV Грозном Практические 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.6. Внешняя политика Руси во второй половине XVI века Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.7. Россия в период смутного времени Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.9. Россия в XVII веке Практические 1 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.10. Социальные движения в России в XVII веке Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Российская империя в XVIII веке
4.1. Россия в эпоху петровских реформ Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Россия в эпоху петровских реформ Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.5. Внутренняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.6. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II (1762-1796 гг.) Практические 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.7. Россия в эпоху Павла I (1796-1801 гг.) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Российская империя в XIX веке
5.1. Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Внешняя политика России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Россия в эпоху Николая I (1825-1855 гг.) Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX века Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Основные направления общественной мысли в 1830-1850-х гг. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.6. Внутренняя политика Александра II Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.7. Общественно-политическое движение в России в 1860-1870-х гг. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.8. Внешняя политика России в 1850-1890-х гг. Практические 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.9. Россия в эпоху Александра III (1881-1894 гг.) Политика контрреформ Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.10. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (индивидуальное задание, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6162
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. 1. Бородинское сражение состоялось:
а 26 августа 1812 г.
б 1 июля 1812 г.
в 30 сентября 1812 г.
г 15 ноября 1812 г.
2. Идею «самобытного» пути к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм, выдвигали …
а народники
б социал-демократы
в социалисты-революционеры
г марксисты
3. По распоряжению Николая I во Втором отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была сосредоточена работа по составлению Свода законов Российской империи. Главным составителем стал:
а М. М. Сперанский
б А. А. Аракчеев
в сам император Николай I
г С. С. Уваров
4. Программным документом «Северного общества» декабристов стала Конституция, разработанная
а Н. М. Муравьевым
б А. Н. Муравьевым
в Е. П. Оболенским
г А. А. Бестужевым
5. В 1826 г. Николай учредил Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало:
а органом цензуры
б органом политического сыска
в ведомством, контролирующим деятельность всех государственных учреждений
г своего рода личной гвардией государя
6. Сражение под Аустерлицем, где русские и австрийские войска потерпели поражение от наполеоновской армии, произошло в... году:
а 1802
б 1803
в 1804
г 1805
7. Союзники по антифранцузской коалиции действовали не согласованно и потерпели ряд поражений. В июне 1807 г. Наполеон нанес русской армии поражение под
а Тальзитом
б Фрилдандом
в Кинбурном
г Ватерлоо
8. Формулировка «царю власть — народу мнение» объединяла
а западников
б славянофилов
в народников
г анархистов
9. В общественном движении 30—40-х гг. XIX века к охранительному направлению относятся:
а А. С. Хомяков, братья Киреевские
б А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов
в В.Ф. Булгарин, С. С. Уваров
г Н. П. Огарев, В. Г. Белинский
10. Во главе внешнеполитического ведомства России с апрели 1856 г. оказался
а А. М. Горчаков
б М. Г. Черняев
в М. Д. Скобелев
г А. П. Извольский
11. Самая крупная территория России, расположенная за пределами материковой евразийской части государства. — Аляска была продана в правление:
а Александра II
б Александра I
в Николая II
г Николая I
12. Царем-миротворцем (в его правление Россия не вела крупных войн) в династии Романовых называют
а Николая II
б Александра III
в Александра II
г Николая I
13. Хождение в народ вылилось в мощное движение со своей идеологией, у истоков которого стояли
а А. И. Герцен и II. Г. Чернышевский
б Н. Н. Огарев и Н. А. Добролюбов
в Н.Л. Некрасов и В. Г. Белинский
г П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев и М. А. Бакунин
14. В каком году произошла аграрная реформа в России?
а 1860
б 1862
в 1861
г 1865
15. Руководители тайных обществ назначили вооруженное выступление на 14 декабря 1825 года, потому что…
а это – день отречения от престола Константина Павловича
б это – день переприсяги гвардии императору Николаю I
в это – день коронации императора Николая I
ог это – день похорон императора Александра I
16. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г. и 1881 г., относятся к:
а разделам Польши
б началу царствования российских императоров
в антифранцузским коалициям с участием России
г переписям населения, главным образом, податного
17. Одной из причин отмены крепостного права было .....
а недовольство большинства представителей дворянского сословия трудом крепостных
б требование буржуазии к правительству увеличить класс наемных рабочих
в осуждение церковью подневольного труда людей
г осознание правительством тормозящего влияния крепостного права на экономику страны
18. Установите хронологическую последовательность событий:
а «хождение в народ»
б царствование Александра III
в земская реформа
г циркуляр о «кухаркиных детях»
19. Основателем русского и европейского анархизма был…
а М.А. Бакунин
б П.А. Лавров
в Г.В. Плеханов
г П.Н. Ткачёв
20. Одним из основных положений «теории официальной народности» являлся тезис –…
а главная движущая сила социалистической революции - пролетариат
б Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя капитализм
в триада российских ценностей – православие, самодержавие, народность
г «от каждого по способностям – каждому по потребностям»
21. Для либералов были характерны две следующие идеи – …
а необходимо расширить права и функции земств
б России необходимо конституционное правление
в у России своеобразный, самобытный путь социального развития
г крестьянство – главная сила социального переустройства России
22. Одним из основных положений славянофилов являлся тезис–…
а главная движущая сила социалистической революции – пролетариат
б Россия должна ориентироваться на Европу
в источник развития России – её самобытность
г капитализм в России как чуждое явление, насаждается «сверху»
23. Россия воевала в 1877 – 1878 годах с (со)…
а Ираном
б Турцией
в Францией
г Германией
24. Такие мероприятия, как ужесточение и контроль за деятельностью земств и городских дум, ограничение автономии университетов в 1881 – 1894 гг., получили название…
а «аракчеевщины»
б «контрреформ»
в «зубатовщины»
г «просвещённого абсолютизма»
25. Крымская война завершилась…
а присоединением Крымского полуострова
б победой России
в поражением России
г завоеванием выхода к Черному морю

КЛЮЧИ К ТЕСТУ
1 а
2 б
3 а
4 а
5 б
6 г
7 б
8 б
9 в
10 а
11 а
12 б
13 а
14 в
15 в
16 б
17 г
18 вабг
19 а
20 в
21 аб
22 в
23 б
24 а
25 в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена (Может включать несколько блоков оценивания):
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7007&section=12

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   ФОС_История_2023 ОД.docx
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов В. В. История России в 2 ч. Часть 1. До ХХ века: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Касьянов В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования Москва-Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Соловьев К. А. (ред.) История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования М.: Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490329
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "История (ДОУ_9, Право_9, ПД_9. преподаватель Щербанова Е. Е.)" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронный журнал "Исторический архив" rosspen.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «История» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.

Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.

Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов (планы ответов).

При реализации учебной дисциплины «История» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:
- лекция-беседа
При проведении семинарских занятий:
- семинар-визуализация
- дискуссия
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в проведении соц-опросов, написания докладов для научных студенческих конференций, основанных на собственном исследовании.