МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление природопользованием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление природопользованием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2021 г. № 17
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2021 г. № 17
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - овладение знаниями в сфере управления природопользованием, позволяющим студентам на профессиональном уровне решать задачи, связанные с рациональным использованием природных ресурсов, сохранением благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 . Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения и ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- классификацию природных ресурсов;
- виды природопользования;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал территории;
- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- базовые понятия и содержательную характеристику глобальных и региональных геоэкологических проблем
теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития в объеме, необходимом для анализа глобальных проблем природопользования.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- применять принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей сре-ды;
- развернуто анализировать глобальные и региональные геоэкологические проблемы;
- применять знания в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития для анализа глобальных проблем природопользования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами применения нормативных правовых актов для целей управления приро-допользованием;
- методом анализа для целей использования информации органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- комплексом подходов и методов к анализу глобальных и региональных геоэкологических проблем;
- навыками анализа глобальных проблем природопользования с использованием знаний в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого разви-тия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление природопользованием: основные понятия
1.1. Управление природопользованием: основные понятия Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Управление природопользованием: основные понятия Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Управление природопользованием: основные понятия Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Правовые основы управления природопользованием
2.1. Правовые основы управления природопользованием Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Правовые основы управления природопользованием Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Правовые основы управления природопользованием Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Международные аспекты управления природопользованием
3.1. Международные аспекты управления природопользованием Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Международные аспекты управления природопользованием Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Международные аспекты управления природопользованием Сам. работа 5 10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Управление недропользованием
4.1. Управление недропользованием Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Управление недропользованием Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Управление недропользованием Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Управление земельными ресурсами
5.1. Управление земельными ресурсами Лекции 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Управление земельными ресурсами Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Управление земельными ресурсами Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Управление водными ресурсами
6.1. Управление водными ресурсами Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Управление водными ресурсами Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Управление водными ресурсами Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Управление лесопользованием
7.1. Управление лесопользованием Лекции 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Управление лесопользованием Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Управление лесопользованием Сам. работа 5 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Управление ресурсами животного мира
8.1. Управление ресурсами животного мира Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Управление ресурсами животного мира Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Управление природно-ресурсным потенциалом региона
9.1. Управление природно-ресурсным потенциалом региона Практические 5 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
9.2. Управление природно-ресурсным потенциалом региона Сам. работа 5 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2880.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Главной задачей государственного управления в сфере природопользования является
А. обеспечение экологической безопасности
Б. улучшение состояния природной среды
В. реализация конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду
Г. улучшение состояния окружающей среды
Ответ:А, В
2. Руководство деятельностью какого из перечисленных федеральных органов осуществляет Президент РФ?
А. Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Б. Федерального агентства по сельскому хозяйству;
В. Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Г. Федерального космического агентства;
Д. Министерства природных ресурсов.
Ответ: а
5. К государственному органу общей компетенции в области охраны окружающей среды относится:
А. Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
Б. Министерство природных ресурсов РФ;
В. Министерство сельского хозяйства РФ;
Г. Правительство РФ;
Д. Федеральная служба безопасности РФ.
Ответ:г
6. Какие методы и в каком порядке используются для выполнения экологической экспертизы?
А. обобщение, рассмотрение материалов, сбор, оценка;
Б. сбор, обобщение, составление заключения, рассмотрение материалов;
В. сбор, обобщение, рассмотрение материалов, их оценка, составление заключения
Г. заключения, контроль за его выполнением;
Д. оценка, составление заключения, контроль за его выполнением;
Е. сбор, обобщение материалов, их оценка.
Ответ:в
7.Федеральным органом в сфере карантина и защиты растений является:
А. Министерство природных ресурсов;
Б. Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
В. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
Г. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
Д. Федеральное агентство лесного хозяйства.
Ответ: г
8.Эколого-санитарные функции, вытекающие из санитарной охраны природы, выполняет:
А. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Б. Федеральное агентство геодезии и картографии;
В. Федеральное агентство по сельскому хозяйству;
Г. Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Д. Федеральное космическое агентство.
Ответ: г
9.Кадастр месторождений природных ископаемых ведет:
А. Федеральное агентство по недропользованию;
Б. Федеральное агентство по промышленности;
В. Федеральное дорожное агентство;
Г. Федеральное агентство лесного хозяйства;
Д. Федеральное агентство геодезии и картографии
Ответ:А
10. Ведение лесного кадастра поручено:
А. Федеральному агентству по сельскому хозяйству;
Б. Федеральному агентству по недропользованию;
В. Федеральному агентству по государственным резервам;
Г. Федеральному агентству лесного хозяйства;
Д. Министерству природных ресурсов.
Ответ:Г
11. Какой вид ответственности применяется к должностным лицам за экологические правонарушения при невыполнении служебных обязанностей?
А. Дисциплинарная;
Б. Административная;
В. Материальная;
Г. Уголовная;
Д. Гражданско-правовая.
Ответ: А
12. Что не может быть объектом экологического правонарушения:
a) Леса, недра;
b) Земля, воды;
c) Животный мир;
d) Атмосферный воздух;
e) Юридические и физические лица.
Ответ: е
13. Документы, являющиеся основой экологического законодательства
А) Конституция РФ
Б) Земельный кодекс РФ
В) Декларация о государственном суверенитете РСФСР
Г) Декларация прав и свобод человека и гражданина
Д) ФЗ «Об охране окружающей среды»
Ответ: А, Д
14. Как соотносятся понятия «природопользование» и «охрана природы»?
А. они тождественны;
Б. понятие «природопользование» более широкое, чем понятие «охрана природы»;
В. понятие «охрана природы» более широкое, чем понятие «природопользование»;
Г. это совершенно различные понятия.
Ответ: Б
15. К экономическим методам управления природопользованием относится:
А. установление ПДК загрязняющих веществ в природных объектах;
Б. применение поощрительных цен и надбавок на экологически грязную продукцию;
В. штрафы за экологические правонарушения;
Г. уголовная ответственность.
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве называется ______________.
Ответ: ПДК
2. Масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени_____________
Ответ:
3. Какой орган власти является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по экологической безопасности?
Ответ: Совет Безопасности РФ
4. Какой орган управления обладает полномочиями по управлению федеральной собственностью?
Ответ: Правительство РФ
5. Масса нормируемого вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению хозяйствующим субъектом в установленном режиме в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе
Ответ: ПДС
6. Концентрация, которая при ежедневной работе в течение 8 часов не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не вызывает заболевания или отклонения в состоянии здоровья
Ответ: ПДК рабочей зоны
7. Комплексный показатель безвредного для человека содержания химических веществ в почве называется
Ответ: ПДК
8. Часть земной коры, расположенной ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения – это
Ответ: Недра
9. Способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма называется__________.
Ответ: токсичность
10. Норматив, устанавливающий концентрацию вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которая при воздействии за определенный промежуток времени не влияет на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства, называется ___________.
Ответ: ПДК
11. Минимальная доза вещества, вызывающая у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма, называется ___________.
Ответ: пороговая доза
12. Способность окружающей среды поглощать вредные воздействия увеличивается ___________.
Ответ: с севера на юг
13. К какому типу нормирования относятся нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды?
Ответ: Производственно-ресурсное нормирование
14. К какому виду нормирования относится установление водоохранных зон ?
Ответ: нормирование безопасности производства
15. Принцип цели в экологическом нормировании означает- _________.
Ответ: приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в целом над краткосрочными
16. Чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества называются__________.
Ответ: ксенобиотиками
17. Способность экосистемы сохранять при внешнем воздействии исходное состояние в течение некоторого времени - ___________.
Ответ: Инертность
18. Международная экологическая организация, которая разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, безопасная транспортировка и утилизация радиактивных отходов называется __________.
Ответ: МАГАТЭ
19. Прочитайте текст из нормативного документа. К какому типу нормативов относится данное ограничение?
«Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля».
Ответ: Технологические стандарты
20. В компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях входит
Ответ: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации; участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях; ) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-11: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
УОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Формируются аналогично предыдущей компетенции


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, И. М. Потравный, Е. С. Мелехин. Экономика и управление природопользованием. Ресурсосбережение.: учебник и практикум для бакалавриата Юрайт, 2017 urait.ru
Л1.2 Лютягина Е.А., Волков А.М. - под общ. ред. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО для бакалавров М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.2 Лютягина Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Управление природопользованием» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru
Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.