МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рекреационная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильВнутренний и международный туризм
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Туризм_ВиМТ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 279
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 8 10 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 279 281 279 281
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Редькин А.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Рекреационная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 22.06.2021 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся знаний о территориальных закономерностях и особенностях деятельности людей , направленных на восстановление и развитие физических и духовных сил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рекреационная география как научная дисциплина
1.1. Рекреационная география как научная дисциплина Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Методология географии. Методы географических исследований. Сам. работа 2 28 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы рекреационной географии Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, полевых экспедиционных исследований, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, социологические (анкетирование, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение), психологических измерений, физиологических измерений. Сам. работа 2 26 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма
2.1. Концепция ТРС и современные взгляды на принципы территориальной организации рекреации и туризма Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Современные изменения в мотивах туристско-рекреационной деятельности Сам. работа 2 30 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма Сам. работа 2 30 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Структура ТРС Практические 2 2 Л1.1, Л3.2, Л2.1
2.6. Анализ природных, историко-культурных, социально-экономических предпосылок развития туризма в различных странах мира. Пространственная организация туризма. Сам. работа 2 25 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Рекреационное природопользование. Рекреационное районирование.
3.1. Туристско-рекреационное районирование. Регионы, зоны, районы их иерархия и типология Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Туристские зоны и районы Зарубежной Европы Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Туристско-рекреационные зоны и районы Азии. Практические 2 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Туристские зоны и районы Зарубежной Азии Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Туристско-рекреационные зоны и районы Африки. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Туристские зоны и районы Африки Лекции 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Туристско-рекреационные районы Австралии и Океании. Практические 2 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Туристские зоны и районы Австралии и Океании Лекции 2 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.9. Туристско-рекреационные районы Северной Америки. Сам. работа 2 20 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.10. Туристские зоны и районы Северной Америки Сам. работа 2 42 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.11. Туристско-рекреационные районы Латинской Америки Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.12. Туристские зоны и районы Латинской Америки Сам. работа 2 40 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.13. Зачет 2 13 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 1 дисциплины (зачет)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7553
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам части 2 дисциплины (экзамен) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7553
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наука, изучающая пространственное размещение туристских ресурсов, факторы, воздействующие на развитие туризма и формирование территориальных единиц туризма (зон, районов, центров) - это:
а) рекреационная география;
б) туристическая география;
в) география путешествий.
Ответ:(а).
2. В задачи рекреационной географии входит оценка туристских ресурсов, используемых для отдыха людей, изучение экономико-географических предпосылок формирования туристских регионов и центров, потоков, так ли это:
а) нет;
б) да;
в) отчасти.
Ответ: (б).
3. Пространство социокультурной среды - это:
а) сущность рекреационной географии;
б) предмет рекреационной географии;
в) объект рекреационной географии;
Ответ: (в).
4. Изучение пространственных закономерностей размещения, развития и функционирования туристских объектов, центров и зон, направления туристских потоков в процессе туристской деятельности - это:
а) сущность рекреационной географии;
б) предмет рекреационной географии;
в) объект рекреационной географии.
Ответ: (б).
5. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) веселое времяпровождение;
б) изучение динамики развития региона;
в) выявление закономерностей образования туристских центров и зон. +
Ответ: (в).
6. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) изучение маршрутов;
б) определение региональной и международной специализации туристских центров и зон;
в) изучения экономики региона.
Ответ: (б).
7. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) выявление второстепенных факторов развития туристских центров и зон;
б) сравнение отдельных регионов и стран;
в) выявление основных факторов развития туристских центров и зон.
Ответ: (в).
8. Одна из основных задач рекреационной географии – это:
а) описание географического положения туристских центров и зон и механизма функционирования в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных районов и стран;
б) планирование туристского районирования;
в) сравнение отдельных регионов и стран;
Ответ: (а).
9. Одна из основных задач рекреационной географии:
а) изучения экономики региона;
б) планирование туристского районирования;
в) разработка туристского районирования (исследование условий и факторов, закономерностей и принципов районообразования).
Ответ: (в).
10. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) обоснование сономической структуры туристских образований;
б) обоснование таксономической структуры туристских образований;
в) обоснование самотической структуры туристских образований.
Ответ: (б).
11. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) характеристика туристских ресурсов отдельных регионов и стран;
б) анализ экологии отдельных регионов и стран;
в) планирование туристского районирования.
Ответ: (а).
12. Одна из основных задач рекреационной географии - это:
а) анализ экологии отдельных регионов и стран;
б) анализ национальных и региональных особенностей развития туризма;
в) обоснование сономической структуры туристских образований.
Ответ: (б).
13. Географическая наука занимается изучением:
а) пространства;
б) материи;
в) физических явлений.
Ответ: (а).
14. Рекреационная география относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующий раздел географии:
а) картография;
б) общественная география;
в) историческая география.
Ответ: (б)
15. Рекреационная география относится к социально-экономическим наукам и опирается на следующий раздел географии:
а) демография;
б) социальная география;
в) страноведение.
Ответ: (а, б, в)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1, Деятельность в свободное время, направленная на восстановление и развитие психических, физических и духовных сил человека; это система мероприятий, связанных с использованием свободного времени для оздоровительной, культурно-познавательной деятельности людей на специализированных территориях, и характеризуется, по сравнению с другими видами деятельности, изменением, разнообразием, необычностью поведения людей и самоценностью процесса-это:
Ответ: рекреационная деятельности.

2. Дайте определение рекреационному потенциала:
Ответ:совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории.

3.Какие задачи решает рекреационная география как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географии:
Ответ:Рекреационная география как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географиирешает мировоззренческие, культурно-просветительные, воспитательные, образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией рекреационной географии является информирование населения о рекреационном потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах рекреации, о значимых объектах природы, культуры, истории, а также о предприятиях индустрии туризма, находящихся в их стране и за рубежом.
4.Какой вид оценки рекреационных ресурсов отражает влияние природных факторов на организм человека:
Ответ:медико-биологическая оценка
5.Факторы, формирующие рекреационные потребности – это:
Ответ:к основным факторам, формирующим туристско-рекреационные потребности, относятся: демографические условия жизни; социально-культурные условия жизни; социально-экономические условия жизни; структура расселения территории; структура свободного времени.
6. Что такое типы (циклы) рекреационных занятий:

Ответ: К типам (циклам) рекреационных занятий относятся - суточный отдых (непосредственная продолжительность (время) определяется 2–3 часами как перед рабочим временем, так и после него); недельный отдых(выходные циклы - общая продолжительность непосредственных занятий в выходные дни может составлять 6–12 часов. Обычно эти рекреационные занятия связаны с путешествиями в близлежащие места, обладающие заданными рекреационными свойствами);праздничный отдых (аналогичен выходным циклам. Общая продолжительность (время) непосредственных занятий может включать 1–6 суток. Чаще выражается в одно -, двухдневных и более путешествиях, не очень удаленных от основного места проживания, но обладающих заданными рекреационными свойствами для целевого отдыха. Праздничный отдых может выражаться и в пребывании в месте постоянного проживания, но тогда меняется привычный режим проведения времени);ежегодный отдых – отпускные циклы(общая продолжительность (время) непосредственных занятий может достигать 12–24 дня. Данный цикл обычно предусматривает весьма длительное пребывание вдали от основного места проживания по тем или иным мотивам, например: оздоровительным, спортивным, религиозным, познавательным и др.); жизненный отдых(пенсионный) преимущественно связан как с физиологическими, так и социальными особенностями жизни человека, включая духовные (обычно выражается в весьма длительных посещениях мест, удаленных от территории постоянного проживания, максимально привлекательных по тем или иным факторам).
7. Что такое «базовая модель отдыха человека»:
Ответ: базовая модель отдыха подразумевает не только систему отдыха, но и пространственно-временные закономерности организации отдыха, что, в свою очередь, подразумевает формирование местных территориальных рекреационных комплексов с полным или частичным иерархическим и типологическим набором различных, но в целом обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей человека на протяжении всей его жизни.
8. Как связаны туристско-рекреационные потребности человека с туристско-рекреационным пространством?
Ответ: туристско-рекреационные потребности человека могут служить основной компонентой принципиальной и типологической структуры туристско-рекреационного пространства. Одновременно основные компоненты модели туристско-рекреационных потребностей могут являться содержательной основой (и критериями) выделения (и профилирования) туристско-рекреационных территорий и объектов (географических закономерностей, отраслевых свойств и характеристик). Кроме того, структура региональных туристско-рекреационных потребностей человека может являться одним из инструментов управления туристско-рекреационными территориями и комплексами.
9. Территориальная рекреационная система это:
Ответ: Под ТРС понимается «социальная географическая система, гетерогенная по составу, состоящая из взаимосвязанных подсистем: группы отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических сооружений, обслуживающего персонала и органа управления, характеризующаяся функциональной и территориальной целостностью». В изучении ТРС важная роль отводится выявлению и анализу ее элементов, раскрытию структуры, связей между элементами (подсистемами), которые рассматривались с помощью соответствующей матрицы.
10. Аналоги ТРС в зарубежной практике исследования феномена рекреации – это:
Ответ: В зарубежной науке идеи о туристских системах начали развиваться в 1970-е годы. В 1972 году К. Ганн выдвинула концепцию «фундаментальной туристской системы» включающей в себя пять подсистем: туристы, транспорт, аттракции, средства обслуживания и информационно-управленческую. При этом, помимо природных и культурных факторов, особую роль для успешного развития территориальной организации туризма автор отводил экономическим условиям: финансовому состоянию потребителей, степени развития сферы предпринимательства, конкуренции и др.; туристская система Н. Лейпера, который предложил модель туристской системы, включающей в себя четыре базовых географических элемента: регион, генерирующий туристские потоки(среда постоянного проживания туристов, в нем начинаются и заканчиваются туристские путешествия), туристскую дестинацию, транзитный регион и окружающую средуи др.
11. Какие основные подходы используются для анализа строения, содержания и процессов территориальных туристско-рекреационных систем?
Ответ: сопряженно-подсистемный подход; структурно-динамичный подход; функционально-территориальный подход; классификационно-таксономический подход; сетевой подход.

12. Уровни познания ТРС это:
Ответ: если представить ТРС в виде географического поля, т.е. совокупности географических объектов в их многообразных взаимосвязях (объектов, имеющих пространственную структуру и связанных территориально), то мы можем выявить несколько уровней познания ТРС: морфологический составляет самый «нижний» этап в исследовании туристского пространства. Морфологический уровень познания предполагает описание таких понятий, как модельный обобщающий образ поля, граница и граничный узел, ареал и зона, сеть, потенциал, район; процессуальный уровень необходим в связи с действием в поле общих процессов: диффузии, концентрации, диссонирования (локализации однородностей среды, сближения конфликтных структур, создания конфликтных ситуаций, возникновения пространственных диссонансов); структурный уровень направлен на анализ структурных образований: определение и изучение инвариантов, совокупности устойчивых связей поля. Его использование позволяет выявить основные потоки, импульсы, различные движения вещества, энергии и информации в системе. Важнейшей основой структуры являются ресурсные энерговещественные и информационные циклы именно они обеспечивают внутреннюю устойчивую связь системы; функциональный уровень рассматривает ТТС с позиций функциональных составляющих компонентов и подсистем, а также территорий; параметрический уровень направлен на определение необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы, и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов. Объектами исследования параметрического анализа являются частные и обобщенные показатели системы, формируемые в иерархическую структуру.
13. Перечислите основные свойства,цели и структуру ТРС:
Ответ: открытость, целостность, эмерджентность, иерархичность, устойчивость, синергизм, саморазвитие, самоорганизация, самоуправление.
14. Как можно сформулировать цель ТРС?
Ответ: цель системы туризма можно определить как создание среды, обеспечивающей развитие устойчивого, ответственного, доступного и конкурентоспособного туризма, создающего условия для достижения высокого качества жизни и совершенствования человека, удовлетворения потребностей населения в полезном проведении досуга, рекреации и оздоровлении. Кроме этого целью туристской системы является реализация, наряду с социальными и экономическими целями, экологических, культурных и иных целей.
15. Что входит в структуру ТРС?
Ответ: структура туристско-рекреационной системы имеет ряд особенностей, связанных с интеграцией предприятий туризма и поставщиков турпродукта и туристской услуги (производственной и непроизводственной сферы), а также спецификой определенной территории, выступающей в качестве ресурсной базы.В структуру туристско-рекреационной системы в самом общем виде включают: туристские ресурсы, инфраструктуру туризма, туристскую индустрию.
16. Какие современные формы ТРС выделяют в Российской федерации?
Ответ: Среди современных форм пространственной организации туристско-рекреационных систем выделяют следующие:туристский центр; туристская дестинация;туристско-рекреационный кластер;особая экономическая зона туристско-рекреационного типа.
17. Выделите группы факторов формирования туристских центров6
Ответ: Принято выделять три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью);реализующие (связанные с ресурсами); локализующие (связанные с информированностью населения).
18. Какие типы туристских дестинаций выделяют в научной литературе?
Ответ: Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому типуотносятся города-столицы, обладающие значительным туристским потенциалом, располагающие богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой; второй тип состоит из двух подтипов: центры целенаправленного развития местных традиций, обычаев и культуры и центры для организации туров, которые располагают развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом; третий типобразуют специально построенные для целей туризма центры (курорты, тематические парки, этнодеревни, санатории и т. д.).
19. В чем состоит цель создания туристско-рекреационных кластеров?
Ответ: целью создания туристско-рекреационных кластеров является повышение конкурентоспособности региона на туристском рынке за счет синергетического эффекта, включая стимулирование создания инновационных турпродуктов и повышение эффективности работы организаций, входящих в кластер.
20. В чем состоит специфика особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как пространственной организации рекреации итуризма?
Ответ: в Российской Федерации выделяется такая специфическая форма пространственной организации туризма как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), под которой имеют в виду регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, инвестиционным, таможенным, налоговым и валютно-финансовым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, способствующими привлечению внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
2. Рекреационное время и пространство и их соотношение.
3. Рекреационное районирование и районообразующие признаки.
4. Определение рекреационного района и его характерные черты.
5. Туристские районы: иерархия и типология.
6. Районы узкой и широкой специализации.
7. Природные и культурно-исторические ресурсы как объекты рекреации и туризма.
8. Туристско-рекреационное использование особо охраняемых природных территорий.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 40.
1. Объект, предмет, и основные задачи рекреационной географии на современном этапе.

2. Понятия «рекреация» и «отдых». Соотношение понятий «рекреация», «отдых» и «туризм».

3. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации.

4. Понятие «свободное время». Современные тенденции использования свободного времени.

5. Социальное время и его структура. Структура и виды рекреационного времени.

6. Рекреационные потребности: факторы их формирования, виды, подходы к оценке.

7. Рекреационная деятельность: понятие, основные виды и типы.

8. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.

9. Циклы рекреационных занятий и их моделирование.

10. Классификация рекреационной деятельности.

11. Понятия «рекреационные ресурсы» и «условия рекреационной деятельности».

12. Основные подходы к классификации рекреационных и туристских ресурсов.

13. Свойства, характеристики и основные требования, предъявляемые к рекреационным и туристским ресурсам.

14. Понятие и структура, методики оценки рекреационного и туристического потенциала территории.

15. Основные подходы оценки рекреационных ресурсов.

16. Состав и классификация природных рекреационных ресурсов.

17. Влияние особенностей рельефа на организацию рекреационной деятельности.

18. Биоклиматические рекреационные ресурсы и их оценка.

19. Водные и пляжные рекреационные ресурсы и их оценка.

20. Природные курортные лечебные рекреационные ресурсы и их оценка.

21. Природные минеральные воды, лечебные грязи и другие уникальные природные лечебные ресурсы.

22. Пейзажные рекреационные ресурсы и их оценка.

23. Роль биологических ресурсов и объектов природно-заповедного фонда в организации рекреационной деятельности. Классификация объектов природно-заповедного фонда в РБ.

24. Состав, критерии выделения и классификация историко-культурных рекреационных ресурсов. Классификация памятников историко-культурного наследия в РБ.

25. Основные характеристики и подходы к оценке историко-культурных рекреационных ресурсов.

26. Состав, классификация и подходы к оценке социально-экономических рекреационных ресурсов. Учреждения рекреационного хозяйства и инфраструктуры.

27. Территориальная рекреационная система: понятие, состав, особенности функционирования, основные свойства.

28. Типология территориальных рекреационных систем по функциональным особенностям рекреационной деятельности.

29. Типология территориальных рекреационных систем по территориальному масштабу, времени проведения рекреационных занятий, по степени соотношения в организации отдыха природных и технических систем.

30. Туристские объекты и комплексы: понятие, основные признаки и типология.

31. Туристские учреждения и туристская сеть. Особенности размещения основных видов туристских учреждений лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма.

32. Сущность и функции рекреационного природопользования.

33. Типология рекреационного природопользования.

34. Рекреационная ёмкость территории. Критерии определения рекреационных нагрузок на природные и историко-культурные комплексы.

35. Проблема охраны природных и историко-культурных рекреационных ресурсов.

36. Условия, факторы и основные принципы рекреационного районирования.

37. Рекреационный район: понятие, признаки, иерархия.

38. Туристское районирование. Туристский район: понятие, принципы выделения, основные характеристики.

39. Иерархия и цикл развития туристских районов.

40. Туристские центры и дестинации: понятие, признаки, типология.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Харламова Рекреационная география: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харламова, Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 1: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского Университета, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
Л3.2 Харламова Н.Ф. Рекреационная география. Ч. 2: методическая Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». data.worldbank.org
Э2 Population Reference Bureau Информация о населении мира. prb.org
Э3 Данные по численности населения городов, стран и территорий мира: world-gazetteer.com
Э4 Ростуризм www.russiatourism.ru
Э5 Рекреационная география portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.