Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.02. Менеджмент |
Профиль | Стратегический маркетинг и менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.05.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Стратегическое планирование и управление проектами являются изучение различных теоретических концепций, их влияние на сущность организационных систем и поведения организации как базы, на которую опирается современный менеджмент, формирование знаний и навыков в анализе среды организации и разработке направлений ее устойчивого развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием |
ПК-2.1 | Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации |
ПК-2.2 | Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений |
ПК-2.3 | Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методические основы стратегического планирования и управления проектами | ||||||
1.1. | Основы стратегического планирования и управления проектами | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.2. | Основы стратегического планирования и управления проектами | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.3. | Основы стратегического планирования и управления проектами | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.4. | Проект как объект и субъект управления | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.5. | Проект как объект и субъект управления | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.6. | Проект как объект и субъект управления | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.7. | Планирование и организация проекта | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.8. | Планирование и организация проекта | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.9. | Планирование и организация проекта | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.10. | Информационные технологии в управлении проектами | Лекции | 2 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.11. | Информационные технологии в управлении проектами | Практические | 2 | 6 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
1.12. | Информационные технологии в управлении проектами | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8498 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция ПК-2: Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это: а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям б) сокращение персонала в) упрощение организационных структур ОТВЕТ: а 2. Проект направлен на: а) экономию ресурсов б) сокращение времени выполнения заказов в) достижение поставленных оригинальных целей ОТВЕТ: в 3. Жизненный цикл проекта это: а) сумма инвестиций б) команда проекта в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования ОТВЕТ: в 4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает: а) пуск объекта б) изучение прогнозов в) заключение контрактов по реализации проекта ОТВЕТ: в 5. Процесс инициации проекта включает: а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта ОТВЕТ: а 6. Описание содержания проекта включает в себя: а) характеристику исполнителей проекта б) критерии приемки проекта в) объем инвестиций в проект ОТВЕТ: б 7. Стиль управления в проектной команде должен быть: а) авторитарным б) либеральным в) демократическим ОТВЕТ: в 8. Проект должен быть совместим с: а) долгосрочными планами организации б) с планами поставщиков в) с планами подрядчиков ОТВЕТ: а 9. К финансовым критериям оценки проектов относятся: а) потенциальный годовой размер прибыли б) уникальность продукции, отсутствие аналогов в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям ОТВЕТ: а 10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет: а) правильно поставить цели проекта б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы ОТВЕТ: в 11. Мультипроект состоит: а) из ряда монопроектов б) из ресурсов и исполнителей в) из целей и задач ОТВЕТ: а 12. К основным характеристикам проекта относятся: а) единоначалие б) новизна в) разделение труда ОТВЕТ: б 13. Для реализации проекта привлекают специалистов: а) из отдела проектирования б) разных отделов и разного профиля в) из производственных подразделений ОТВЕТ: б 14. Инвестор проекта - это: а) лицо, вкладывающее средства в проект б) специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию в) владелец и пользователь будущих проектных результатов ОТВЕТ: а 15. Определение содержания проекта — это: а) процесс планирования проекта б) процесс контроля хода выполнения проекта в) процесс разработки подробного описания проекта и продукта ОТВЕТ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления? ОТВЕТ: Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям. 2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»? ОТВЕТ: На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий. 3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»? ОТВЕТ: Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц. 4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»? ОТВЕТ: Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту. 5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»? ОТВЕТ: Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным. 6. Что такое монопроект? ОТВЕТ: Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба. 7. Что такое мультипроект? ОТВЕТ: Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления. 8. Что такое мегапроект? ОТВЕТ: Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. 9. Кто является инициатором проекта? ОТВЕТ: Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта. 10. Кто является заказчиком проекта? ОТВЕТ: Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц. 11. Кто является инвестором проекта? ОТВЕТ: Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект. 12. Кто является проектировщиком проекта? ОТВЕТ: Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию. 13. Кто является поставщиком проекта? ОТВЕТ: Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки). 14. От чего зависят состав и функции команды проекта? ОТВЕТ: Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. 15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта? ОТВЕТ: Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта. 16. Цель проекта – это: ОТВЕТ: Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта 17. Реализация проекта – это: ОТВЕТ: Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей 18. Какова цель управления временем проекта? ОТВЕТ: Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя. 19. Что включает в себя управление стоимостью проекта? ОТВЕТ: Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта. 20. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта? ОТВЕТ: Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8498. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П.А. Михненко, Т.А. Волкова, А.Л. Дрондин, А.В. Вегера | Стратегический менеджмент : учебник | М. : Университет «Синергия», 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов | Стратегический менеджмент : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.3 | И.П. Беликова | Управление проектами : краткий курс лекций | Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.4 | А.Н. Гущин | Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд | Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник | М. : Юнити-Дана, 2017 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691968 |
Л2.2 | А.О. Вылегжанина | Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |