МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стратегическое планирование и управление проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент , Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Стратегическое планирование и управление проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.05.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.05.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Стратегическое планирование и управление проектами являются изучение различных теоретических концепций, их влияние на сущность организационных систем и поведения организации как базы, на которую опирается современный менеджмент, формирование знаний и навыков в анализе среды организации и разработке направлений ее устойчивого развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методические основы стратегического планирования и управления проектами
1.1. Основы стратегического планирования и управления проектами Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Основы стратегического планирования и управления проектами Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Основы стратегического планирования и управления проектами Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.4. Проект как объект и субъект управления Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.5. Проект как объект и субъект управления Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.6. Проект как объект и субъект управления Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.7. Планирование и организация проекта Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.8. Планирование и организация проекта Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.9. Планирование и организация проекта Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.10. Информационные технологии в управлении проектами Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.11. Информационные технологии в управлении проектами Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.12. Информационные технологии в управлении проектами Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8498

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-2: Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям
б) сокращение персонала
в) упрощение организационных структур
ОТВЕТ: а

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов
б) сокращение времени выполнения заказов
в) достижение поставленных оригинальных целей
ОТВЕТ: в

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций
б) команда проекта
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования
ОТВЕТ: в

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта
б) изучение прогнозов
в) заключение контрактов по реализации проекта
ОТВЕТ: в

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта
ОТВЕТ: а
6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта
б) критерии приемки проекта
в) объем инвестиций в проект
ОТВЕТ: б

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным
б) либеральным
в) демократическим
ОТВЕТ: в
8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации
б) с планами поставщиков
в) с планами подрядчиков
ОТВЕТ: а

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям
ОТВЕТ: а

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы
ОТВЕТ: в

11. Мультипроект состоит:
а) из ряда монопроектов
б) из ресурсов и исполнителей
в) из целей и задач
ОТВЕТ: а

12. К основным характеристикам проекта относятся:
а) единоначалие
б) новизна
в) разделение труда
ОТВЕТ: б

13. Для реализации проекта привлекают специалистов:
а) из отдела проектирования
б) разных отделов и разного профиля
в) из производственных подразделений
ОТВЕТ: б

14. Инвестор проекта - это:
а) лицо, вкладывающее средства в проект
б) специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию
в) владелец и пользователь будущих проектных результатов
ОТВЕТ: а

15. Определение содержания проекта — это:
а) процесс планирования проекта
б) процесс контроля хода выполнения проекта
в) процесс разработки подробного описания проекта и продукта
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления?
ОТВЕТ: Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.

2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
ОТВЕТ: На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.

3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
ОТВЕТ: Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
ОТВЕТ: Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.

5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
ОТВЕТ: Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.

6. Что такое монопроект?
ОТВЕТ: Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.

7. Что такое мультипроект?
ОТВЕТ: Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.

8. Что такое мегапроект?
ОТВЕТ: Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

9. Кто является инициатором проекта?
ОТВЕТ: Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.

10. Кто является заказчиком проекта?
ОТВЕТ: Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.

11. Кто является инвестором проекта?
ОТВЕТ: Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.

12. Кто является проектировщиком проекта?
ОТВЕТ: Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.

13. Кто является поставщиком проекта?
ОТВЕТ: Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
ОТВЕТ: Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
ОТВЕТ: Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.

16. Цель проекта – это:
ОТВЕТ: Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта

17. Реализация проекта – это:
ОТВЕТ: Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей


18. Какова цель управления временем проекта?
ОТВЕТ: Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.

19. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.

20. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8498.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.А. Михненко, Т.А. Волкова, А.Л. Дрондин, А.В. Вегера Стратегический менеджмент : учебник М. : Университет «Синергия», 2017 biblioclub.ru
Л1.2 А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов Стратегический менеджмент : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 И.П. Беликова Управление проектами : краткий курс лекций Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л1.4 А.Н. Гущин Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: учебник М. : Юнити-Дана, 2017 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691968
Л2.2 А.О. Вылегжанина Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.