МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в менеджменте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. н. , профессор, Беляев Виктор Иванович

Рецензент(ы):
канд.экон.н., доцент, Ануфривеа Ирина Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: методы научных исследований в менеджменте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. методы и основные принципы критического анализа и оценки
проблемных ситуаций на основе системного подхода.
подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов

3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие
и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной
ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе
системного подхода и определяет стратегию действий для достижения
поставленной цели
Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности,выполнять научно-исследовательские проекты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации.
1.1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.2. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.6. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.7. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.8. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.9. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.10. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.11. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.12. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.14. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 2 10 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Сам. работа 2 8 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1134

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция УК-1:Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Магистерская диссертация – это:
а) вариант дипломной работы, показывающей квалификацию выпускника в области разработки управленческих решений в пределах программы магистратуры;
б) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области производства новых научных знаний;
в) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области применения профессиональных знаний на практике.

2. Научные исследования – это:
а) производство новых знаний, актуальных для общества;
б) производство новых знаний, полезных в обыденной жизни людей;
в) производство новых знаний, объясняющих необычные явления.

3. Требования к квалификации ученого:
а) ученый должен знать, что собой представляет магистерская диссертация;
б) ученый должен: владеть базовыми знаниями и информацией в пределах определенной научной отрасли, а также знать о последних достижениях в ней; владеть методологией и методами производства новых знаний в избранной отрасли науки; уметь доказательно интерпретировать полученные новые научные результаты, в том числе и на уровне международной практики общения;
в) ученый должен уметь выполнять задания руководства по предоставлению новой информации, актуальной для принятия решений.

4. Научная новизна – это:
а) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из публикаций известных ученых;
б) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из Интернета;
в) признак, наличие которого в диссертации дает право ее автору использовать понятие «впервые».

5. Практическая значимость – это:
а) возможность применения результатов научного исследования с выгодой для практики, подтвержденная документально;
б) результаты исследования, которые привлекли внимание практиков;
в) результаты исследования, одобренные коллегами;.

6. Логическая последовательность практического использования результатов научных исследований в форме инноваций:
а) новшество, научная новизна, практическая значимость, инновации;
б) научная новизна, практическая значимость, новшество, инновации;
в) научная новизна, новшество, практическая значимость, инновации.

7. Система – это:
а) общепринятое представление предприятий, организаций, т.п.;
б) упорядоченное функционирование объектов материальной природы;
в) совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющая некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в систему

8. Системный подход – это:
а) представление предмета (объекта) исследования в виде совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в нее;
б) представление предмета (объекта) исследования в сравнении с похожими аналогами;
в) представление предмета (объекта) исследования в виде низших форм существования, позволяющие познавать закономерности сложного на основе простого;

9. Объективный экономический закон – это:
а) закон, принятый парламентом страны и регламентирующий экономическую деятельность в рамках этой страны;
б) закон, принятый ООН и регламентирующий международную экономическую деятельность;
в) закон, отражающий всеобщую, устойчивую внутреннюю связь экономических явлений и процессов.

10. Логика научного исследования в экономике выражается в следующих последовательных этапах:
а) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний;
б) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор и обработка информации, анализ данных, формулирование выводов;
в) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, анализ информации, формулирование и обоснование предложений.

11. Выделяют три группы методов научных исследований: методы сбора данных, методы обработки данных и получения информации, методы познания (производства новых знаний. К какой из этих групп относится метод классификации?
а) это метод обработки данных;
б) это метод познания;
в) это не метод научных исследований.

12. Каким методом должна быть дополнена индукция, чтобы быть уверенным в истинности полученного нового знания?
а) методом анализа;
б) методом синтеза;
в) методом дедукции.

13. Закрытое включенное наблюдение – это:
а) наблюдатель включен в сферу деятельности наблюдаемых (является одним из них); наблюдаемые об этом не осведомлены;
б) наблюдатель ведет записи о наблюдаемых скрытно, не участвуя, при этом, в сфере деятельности наблюдаемых;
в) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, не участвуя, при этом, в самом процессе.

14. Массовый опрос – это:
а) опрос, проводимый исследователем спонтанно, на улице, посредством обращения «к первому встречному»;
б) опрос, проводимый по заранее определенной теме, тщательно разработанной программе, на заранее сформулированной репрезентативной выборке, по заранее разработанному опросному листу; данные опроса в листе фиксирует исследователь;
в) опрос, большой массы людей.

15. Экспертный опрос – это:
а) глубокая, содержательная беседа с группой экспертов;
б) опрос, проводимый индивидуально по заранее определенной и обоснованной теме, тщательно разработанной программе, на репрезентативной выборке экспертов, посредством ведения беседы исследователя с экспертом по заранее разработанному сценарию (с видиофиксацией, по согласию эксперта, беседы);
в) опрос экспертов с формализованной записью их ответов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2. a
3. б
4. в
5. а
6. в
7. в
8. а
9. в
10. a
11. б
12. в
13. а
14. в
15. б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Cистематизированная совокупность понятий, фактов, правил и связей между ними, относящихся к некоторой предметной области; семантическая модель предметной области - это ...
Ответ: база данных

2. Выдвижение и экпериментальное подтверждение модели будущего научного знания называют ...
Ответ: гипотеза

3. Как называется рукописное научное произведение одного автора, содержащее систематизированное изложение выполненных им научных исследований и их результатов, представляемое для публичной научной экспертизы (защиты) на соискание академической/научной степени?
Ответ: диссертация

4. Это одна из форм организации научного знания – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.
Ответ: закон

5. Это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Ответ: знания

6. Что означает нововведение – комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей?
Ответ: инновация

7. В предельно широком смысле – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле – цикл научной деятельности, направленный на решение конкретной научной проблемы.
Ответ исследование

8. Как называется процесс и результат разбиения всего множества объектов (исследования или наблюдения) на непересекающиеся классы на основании общности признаков классифицируемых объектов?
Ответ: классификация

9. Как называется одна из форм актуального научного знания - его основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними?
Ответ: концепция

10. Как называется связь между двумя или более переменными, факторами?
Ответ: корреляция

11. Как называется 1) наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания; 2) ход рассуждений, умозаключений; 3) разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь?
Ответ: логика

12. Что означает способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности?
Ответ метод

13. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений ипроцессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
Ответ: наблюдение

14. Как называется область профессиональной человеческой деятельности, основной целью которой является получение нового научного знания?
Ответ: наука

15. Эмпирический метод исследования, применяется только в общественных и гуманитарных науках, подразделяется на устный и письменный.
Ответ: опрос

16. Ряд заранее намеченных и предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели. - это...
Ответ: план

17. Умственный процесс приобретения знаний, включающий в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию.
Ответ: познание

18. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений, привычек - это узкая, психолого-педагогическая трактовка понятия. Отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира - это широкая философская трактовка понятия. Что это за понятие?
Ответ: опыт

19. Что означает представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе?
Ответ: данные

20. Что означает общая стратегия исследования, которая определяет способ проведения исследования и, среди прочего, определяет методы, которые будут использоваться в нем?
Ответ: методология

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ОПК-5: Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Магистерская диссертация – это:
а) вариант дипломной работы, показывающей квалификацию выпускника в области разработки управленческих решений в пределах программы магистратуры;
б) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области производства новых научных знаний;
в) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области применения профессиональных знаний на практике.

2. Научные исследования – это:
а) производство новых знаний, актуальных для общества;
б) производство новых знаний, полезных в обыденной жизни людей;
в) производство новых знаний, объясняющих необычные явления.

3. Требования к квалификации ученого:
а) ученый должен знать, что собой представляет магистерская диссертация;
б) ученый должен: владеть базовыми знаниями и информацией в пределах определенной научной отрасли, а также знать о последних достижениях в ней; владеть методологией и методами производства новых знаний в избранной отрасли науки; уметь доказательно интерпретировать полученные новые научные результаты, в том числе и на уровне международной практики общения;
в) ученый должен уметь выполнять задания руководства по предоставлению новой информации, актуальной для принятия решений.

4. Научная новизна – это:
а) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из публикаций известных ученых;
б) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из Интернета;
в) признак, наличие которого в диссертации дает право ее автору использовать понятие «впервые».

5. Практическая значимость – это:
а) возможность применения результатов научного исследования с выгодой для практики, подтвержденная документально;
б) результаты исследования, которые привлекли внимание практиков;
в) результаты исследования, одобренные коллегами;.

6. Логическая последовательность практического использования результатов научных исследований в форме инноваций:
а) новшество, научная новизна, практическая значимость, инновации;
б) научная новизна, практическая значимость, новшество, инновации;
в) научная новизна, новшество, практическая значимость, инновации.

7. Система – это:
а) общепринятое представление предприятий, организаций, т.п.;
б) упорядоченное функционирование объектов материальной природы;
в) совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющая некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в систему

8. Системный подход – это:
а) представление предмета (объекта) исследования в виде совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в нее;
б) представление предмета (объекта) исследования в сравнении с похожими аналогами;
в) представление предмета (объекта) исследования в виде низших форм существования, позволяющие познавать закономерности сложного на основе простого;

9. Объективный экономический закон – это:
а) закон, принятый парламентом страны и регламентирующий экономическую деятельность в рамках этой страны;
б) закон, принятый ООН и регламентирующий международную экономическую деятельность;
в) закон, отражающий всеобщую, устойчивую внутреннюю связь экономических явлений и процессов.

10. Логика научного исследования в экономике выражается в следующих последовательных этапах:
а) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний;
б) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор и обработка информации, анализ данных, формулирование выводов;
в) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, анализ информации, формулирование и обоснование предложений.

11. Выделяют три группы методов научных исследований: методы сбора данных, методы обработки данных и получения информации, методы познания (производства новых знаний. К какой из этих групп относится метод классификации?
а) это метод обработки данных;
б) это метод познания;
в) это не метод научных исследований.

12. Каким методом должна быть дополнена индукция, чтобы быть уверенным в истинности полученного нового знания?
а) методом анализа;
б) методом синтеза;
в) методом дедукции.

13. Закрытое включенное наблюдение – это:
а) наблюдатель включен в сферу деятельности наблюдаемых (является одним из них); наблюдаемые об этом не осведомлены;
б) наблюдатель ведет записи о наблюдаемых скрытно, не участвуя, при этом, в сфере деятельности наблюдаемых;
в) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, не участвуя, при этом, в самом процессе.

14. Массовый опрос – это:
а) опрос, проводимый исследователем спонтанно, на улице, посредством обращения «к первому встречному»;
б) опрос, проводимый по заранее определенной теме, тщательно разработанной программе, на заранее сформулированной репрезентативной выборке, по заранее разработанному опросному листу; данные опроса в листе фиксирует исследователь;
в) опрос, большой массы людей.

15. Экспертный опрос – это:
а) глубокая, содержательная беседа с группой экспертов;
б) опрос, проводимый индивидуально по заранее определенной и обоснованной теме, тщательно разработанной программе, на репрезентативной выборке экспертов, посредством ведения беседы исследователя с экспертом по заранее разработанному сценарию (с видиофиксацией, по согласию эксперта, беседы);
в) опрос экспертов с формализованной записью их ответов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2. a
3. б
4. в
5. а
6. в
7. в
8. а
9. в
10. a
11. б
12. в
13. а
14. в
15. б
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Cистематизированная совокупность понятий, фактов, правил и связей между ними, относящихся к некоторой предметной области; семантическая модель предметной области - это ...
Ответ: база данных

2. Выдвижение и экпериментальное подтверждение модели будущего научного знания называют ...
Ответ: гипотеза

3. Как называется рукописное научное произведение одного автора, содержащее систематизированное изложение выполненных им научных исследований и их результатов, представляемое для публичной научной экспертизы (защиты) на соискание академической/научной степени?
Ответ: диссертация

4. Это одна из форм организации научного знания – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.
Ответ: закон

5. Это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Ответ: знания

6. Что означает нововведение – комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей?
Ответ: инновация

7. В предельно широком смысле – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле – цикл научной деятельности, направленный на решение конкретной научной проблемы.
Ответ исследование

8. Как называется процесс и результат разбиения всего множества объектов (исследования или наблюдения) на непересекающиеся классы на основании общности признаков классифицируемых объектов?
Ответ: классификация

9. Как называется одна из форм актуального научного знания - его основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними?
Ответ: концепция

10. Как называется связь между двумя или более переменными, факторами?
Ответ: корреляция

11. Как называется 1) наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания; 2) ход рассуждений, умозаключений; 3) разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь?
Ответ: логика

12. Что означает способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности?
Ответ метод

13. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений ипроцессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.
Ответ: наблюдение

14. Как называется область профессиональной человеческой деятельности, основной целью которой является получение нового научного знания?
Ответ: наука

15. Эмпирический метод исследования, применяется только в общественных и гуманитарных науках, подразделяется на устный и письменный.
Ответ: опрос

16. Ряд заранее намеченных и предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели. - это...
Ответ: план

17. Умственный процесс приобретения знаний, включающий в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию.
Ответ: познание

18. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений, привычек - это узкая, психолого-педагогическая трактовка понятия. Отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира - это широкая философская трактовка понятия. Что это за понятие?
Ответ: опыт

19. Что означает представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе?
Ответ: данные

20. Что означает общая стратегия исследования, которая определяет способ проведения исследования и, среди прочего, определяет методы, которые будут использоваться в нем?
Ответ: методология

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1134

Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).