Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.02. Менеджмент |
Профиль | Стратегический маркетинг и менеджмент |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доц., Рудакова О.Ю.
1.1. | Цель учебной дисциплины: дать представление студентам о новых направлениях развития менеджмента, вызванных современными особенностями развития экономики, а так же научить применять эти знания на практике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления; |
ОПК-1.1 | Знает положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач |
ОПК-1.2 | Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач |
ОПК-1.3 | Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | положения экономической, организационной и управленческой теорий (на продвинутом уровне) и возможности их применения в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять положения экономической, организационной и управленческой теорий в решении профессиональных исследовательских и прикладных задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Требования к современному менеджменту и уровень соответствия им используемых управленческих подходов | ||||||
1.1. | Особенности современного менеджмента | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Особенности современного менеджмента | Практические | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Особенности современного менеджмента | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте | Сам. работа | 2 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Характеристика рационального подхода, применяемого в менеджменте | Практические | 2 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Инновационные направления в менеджменте | ||||||
2.1. | Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Инкрементализм как новый методологический подход в менеджменте | Практические | 2 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Применение свойства эквифинальности в менеджменте | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Применение свойства эквифинальности в менеджменте | Практические | 2 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Применение свойства эквифинальности в менеджменте | Сам. работа | 2 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Заблуждения (мифы) современного менеджмента | Лекции | 2 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Заблуждения (мифы) современного менеджмента | Сам. работа | 2 | 16 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Заблуждения (мифы) современного менеджмента | Практические | 2 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6767 Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Проверяемая компетенция ОПК-1: Способен решать профессиональные задачи на основе знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории, инновационных подходов, обобщения и критического анализа практик управления Тестовые задания (выбор одного из вариантов) 1 Управление организацией — это: 1. Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях 2. Осуществление лидерских способностей людей в организации 3. Процесс коммуникаций в организации Ответ: 1 2 Из чего состоит организация с точки зрения менеджмента? 1. Из объекта и субъекта управления 2. Из технической и социальной подсистем 3. Из финансовой и коммуникационной подсистем Ответ: 1 3 Что относится к общим функциям управления? 1. Контроль 2. Бухгалтерский учет 3. Изучение рынка Ответ: 1 4. С помощью чего реализуется воздействие руководителя на организацию? 1 С помощью финансов 2. С помощью механизма управления 3. С помощью коммуникаций Ответ: 2 5 Что относится к характеристике менеджмента? 1. Управление организацией с учетом психологических особенностей работников 2. Управление организацией с учетом внешней и внутренней среды 3. Управление организацией в рыночных условиях Ответ: 3 6. Что можно отнести к механизму кооперации в организации? 1. Установление заработных плат работникам 2. Проведение корпоративов 3. Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления Ответ: 3 7 Какие принципы учитываются при формировании личности менеджера? 1. Развитие творческих способностей 2. Физическое развитие 3. Интеллектуальное развитие Ответ: 3 8 По каким параметрам задается цель? 1. Времени, количеству, пространству 2. Задачам, функциям, операциям 3. Исполнителям, финансам, оборудованию Ответ: 1 9. Какой инструмент используется для декомпозиции целей? 1. Треугольник целей 2. Круг целей 3. Дерево целей Ответ: 3 10 Какова цель планирования? 1. Определение направления развития компании 2. Изучение потребителей 3. Изучение рынка Ответ: 1 11 Что включает в себя планирование как процесс? 1. Работу с клиентами 2. Мотивацию сотрудников 3. Установку целей и задач Ответ: 3 12 Какова цель финансового планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Расплатиться со всеми кредиторами 3. Выполнить заданный бюджет Ответ: 3 13 Какова цель перспективного планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Выполнить заданный бюджет 3. Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде Ответ: 3 14 Какова цель стратегического планирования? 1. Увеличить прибыль 2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего Ответ: 2 15 Какова цель стратегического менеджмента? 1. Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке 2. Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 3. Разработать направления развития на основе предвидения изменений на рынке, прогнозирования будущего Ответ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1 Управление организацией — это:____________________ Ответ: Целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях 2 Какова цель планирования? Ответ: Определение направления развития компании 3 Планирование как процесс включает в себя____________ Ответ: Установку целей и задач 4 Цель финансового планирования______________ Ответ: Выполнить заданный бюджет 5 Цель перспективного планирования________________ Ответ: Разработать направлений развития на основе предвидения изменений во внешней и внутренней среде 5 Цель стратегического планирования________________ Ответ: Приспособиться к внешним изменениям на основе прогнозов не только существующих, но и новых тенденций развития внешней и внутренней среды 6 Цель стратегического менеджмента_________________ Ответ: Использовать стратегические окна, т.е. внезапные возможности, вызванные как благоприятными, так и неблагоприятными изменениями на рынке 7 Стратегическое управление дает ответ на вопрос___________ Ответ: Что должна делать организация сейчас, чтобы в будущем достичь желаемых результатов 8 Имеет ли стратегический менеджмента четкий алгоритм проведения? Ответ: Нет 9 Определение миссии и целей организации относится к этапам ___________________ управления Ответ: Стратегического 10 Количество людей, подчиненных одному руководителю называется_______ Ответ: Норма управляемости 11 Контроль относится к ____________ функциям управления? Ответ: Общим 12 С помощью механизма управления реализуется ________________ руководителя на организацию Ответ: Воздействие 13 Управление организацией в рыночных условиях является характеристикой Ответ: Менеджмента 14 Распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления относится к функции ___________ в менеджменте Ответ: Организации 15 Цель задается по следующим параметрам_____________ Ответ: Времени, количеству, пространству 16 Для декомпозиции целей используется инструмент ___________ Ответ: Дерево целей 17 Источником власти и управления является ____________ Ответ: Собственность на средства производства 18 При делегировании полномочий_____________ не делегируется Ответ: Ответственность 19 Перечень, характеристика и взаимосвязь подразделений организации – это ________________ Ответ: Организационная структура 20 Работник должен иметь только одного непосредственного руководителя и только от него получать распоряжения – это принцип ____________ Ответ: Единоначалия КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6767. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кафидов, В. В. | Современные концепции управления=Modern management concepts : учебник | Москва : Креативная экономика, 2020 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599510 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Марусева, И. В. | Современный менеджмент: (классический и прикладной аспекты) : | Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 | URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в МУДЛ "Современные теории менеджмента" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий: Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |