МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление техносферной безопасностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н., Доцент, Пашков А.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Управление техносферной безопасностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты
ПК-1.1 Знает требования нормативно- правовой документации по пожарной безопасности с учетом специфики организации; методы выявления, оценки и управления пожарными рисками; современные средства пожаротушения; организацию, управление и правовое регулирование системы пожарной охраны
ПК-1.2 Умеет проводить расчет пожарных рисков и разрабатывать мероприятия по профилактике пожаров и противопожарной защите объекта
ПК-1.3 Владеет навыками разработки противопожарных мероприятий на объекте и мер по предупреждению распространения пожара на соседние здания и сооружения
ПК-5Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПК-5.1 Применяет нормативно-техническую и правовую документацию Российской Федерации и технические условия в сфере экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПК-5.2 Планирует и организовывает этапы работ по сбору качественных и/или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества экологической безопасности и установления причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
ПК-5.3 Разрабатывает номенклатурные показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предупреждению негативных последствий токсичных веществ, с учетом аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования нормативно-правовой документации по пожарной безопасности с учетом специфики организации; методы выявления, оценки и управления пожарными рисками; современные средства пожаротушения; организацию, управление и правовое регулирование системы пожарной охраны.
Применяет нормативно-техническую и правовую документацию Российской Федерации и технические условия в сфере экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить расчет пожарных рисков и разрабатывать мероприятия по профилактике пожаров и противопожарной защите объекта.
Планирует и организовывает этапы работ по сбору качественных и/или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества экологической безопасности и установления причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками разработки противопожарных мероприятий на объекте и мер по предупреждению распространения пожара на соседние здания и сооружения.
Разрабатывает номенклатурные показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предупреждению негативных последствий токсичных веществ, с учетом аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление техносферной безопасностью
1.1. Понятие техносферной безопасности. Система управления Лекции 8 4 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные принципы управления техносферной безопасностью и их реализация Практические 8 4 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Правовые основы обеспечения техносферной безопасности. Лекции 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Виды нормативных правовых актов в области техносферной безопасности и области их применения. Практические 8 4 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Законадательные и нормативно-правовые основы управления техносферной безопасности Сам. работа 8 10 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Государственная систем а управления техносферной безопасностью в РФ Лекции 8 4 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Структура системы обеспечения техносферной безопасности Практические 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Государственный надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности в сфере управления безопасностью Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Основные направления государственной политики в области охраны труда Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Структура системы обеспечения техносферной безопасности Лекции 8 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Методы и формы управления. Планирование работ по управлению техносферной безопасностью. Практические 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Надзор и контроль при обеспечении техносферной безопасности. Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Управление промышленной и экологической безопасностью. Лекции 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Управление обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Практические 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Нормативно-правовая база в управлении промышленной и экологической безопасностей. Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Управление в области обеспечения граждонской обороны.Система управления ГОЧС Лекции 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Цели, задачи и принципы гражданской обороны.Основы организации ГО. . Цели, задачи и функции управления силами ГОЧС Практические 8 4 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Структура системы гражданской обороны. Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Управление охраной труда. Лекции 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Принципы управления охраной труда. Методы управления охраной труда.Органы управления охраной труда. Практические 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Охрана труда и система охраны труда Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Контур управления охраной труда, субьект и объект управления. Лекции 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Органы управления охраной труда (Субъект управления).Прямые и обратные связи контура управления охраной труда. Функции управления Практические 8 2 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Контур управления. Сам. работа 8 8 ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7951
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты.
1) Дайте определение понятию «пожар».
1. Обусловленная воздействием человека огненная стихия, ограниченно поддающаяся контролю
2. Развивающийся стихийно и неконтролируемый процесс горения, который приводит к уничтожению материальных ценностей и представляет опасность для жизни людей
3. Полностью контролируемый процесс горения
Ответ: 2.
2) Задачами пожарной профилактики являются.
1. Создание превентивных мер, которые направлены на исключение возможности возникновения пожаров и минимизацию их последствий
2. Организация мер по минимизации разрушительного воздействия огня на людей и материальные ценности
3. Ограничение распространения огня
Ответ: 1.
3) Какой вид противопожарного инструктажа проходят работники при устройстве на работу?
1. Целевой
2. Плановый
3. Первичный
Ответ: 3.
4) Какой федеральный закон определяет общие правовые, экологические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ(69-ФЗ)?
1. «О пожарной безопасности».
2. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. «О безопасности».
4. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Ответ: 1.
5) Какой документ из указанных устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям, сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции? (123-ФЗ ст.1 п.1)
1. Федеральный закон «О пожарной безопасности»
2. Правила противопожарного режима в РФ
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 г. №820 «О государственном пожарном надзоре»
4. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Ответ: 4.
6) Кто несет персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организации (69-ФЗ Статья 37)?
1. Руководитель организации.
2. Инженер по пожарной безопасности организации.
3. Служба охраны труда организации во главе с ее руководителем.
4. Руководители подразделений (участков).
Ответ: 1.
7) Что входит в понятие профилактики пожаров? (69-ФЗ ст.1)
1. Исключение возникновения пожара
2. Обеспечение безопасности людей и материальных ценностей
3. Ограничение распространения пожара
4. Создание условий для успешного тушения пожаров
5. Совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий
Ответ: 5.
8) Какие функции возложены на систему обеспечения пожарной безопасности? (69-ФЗ ст.3)
1. Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
2. Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
3. Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности
4. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
5. Все перечисленное относится к функциям системы обеспечения пожарной безопасности
Ответ: 5.
9) Какая периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей в случае пожара установлена Правилами противопожарного режима в РФ? (ППР в РФ п.12)
1. Не реже одного раза в три месяца.
2. Не реже одного раза в полугодие.
3. Не реже одного раза в девять месяцев.
4. Не реже одного раза в год.
Ответ: 2.
10) Что должен обеспечить руководитель организации на объекте с ночным пребыванием людей? (ППР РФ п.9)
1. наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время,
2. наличие телефонной связи,
3. наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного),
4. наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
5. Все перечисленное
Ответ: 5.
11) Какую информацию ответственный за пожарную безопасность должен предоставить прибывшему на место руководителю тушения пожара? (ППР РФ п.462(м))
1. Конструктивные и технологические особенности объекта, причины возгорания, масштабы пожара
2. Конструктивные и технологические особенности объекта, сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов
3. Сведения о прилегающих строениях, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов, причины возгорания
4. Конструктивные и технологические особенности объекта, количество и пожароопасные свойства хранимых и применяемых веществ и материалов
Ответ: 2.
12) Что должно быть отражено в инструкции о мерах пожарной безопасности? (ППР РФ п.461)
1. Определены и оборудованы места для курения
2. Определены места и допустимое количество единовременного хранения в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции
3. Установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды
4. Определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня
5. Проведены все перечисленные мероприятия
Ответ: 5.
13) Какие документы по пожарной безопасности должны быть разработаны в организации для каждого пожароопасного участка? (ППР РФ п.2)
1. Правила пожарной безопасности на объекте.
2. Инструкции о мерах пожарной безопасности.
3. Производственные инструкции.
4. Технологические регламенты.
Ответ: 2.
14) На какие категории по взрывопожарной и пожарной опасности подразделяются здания, сооружения, строения и помещения производственного и складского назначения? (123-ФЗ ст.27 п.1)
1. На категории А, Б, В, Г, Д
2. На категории А, Б, В1-В4, Г, Д
3. На категории А, Б, В, Г
4. На категории А, Б, В1-В4
Ответ: 2.
15) Какие подразделения могут создаваться в организациях с целью предупреждения и борьбы с пожарами на объектах? (ППР РФ п.5)
1. Служба охраны труда
2. Отдел пожарного надзора и контроля
3. Пожарно-технические комиссии
4. Пожарно-технический отдел
Ответ: 3.
16) Кто имеет право проводить регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре? (ППР РФ п.61)
1. Ремонтный персонал организации
2. Обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации
3. Специально обученный обслуживающий персонал организации
4. Специально обученный обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации, имеющей лицензию
Ответ: 4.
17) Какая уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека?
1. Штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
2. Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до3 лет или без такового.
3. Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Ответ: 1.
18) Кто должен проводить проверку включения автоматических систем противопожарной защиты?
1. Ремонтный персонал организации.
2. Обслуживающий персонал организации или персонал специализированной организации.
3. Руководитель организации.
4. Ответственное лицо указанное в инструкции о мерах пожарной безопасности.
Ответ: 4.
19) На объекте с круглосуточным пребыванием людей обеспечивается:
1. Круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, телефонная связь. Наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного.
2. Инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного).
3. Наличие электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного).
Ответ: 1.
20) Здания, сооружения и пожарные отсеки по степени огнестойкости подразделяются на:
1. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III степеней огнестойкости.
2. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV и V степеней огнестойкости.
3. здания, сооружения и пожарные отсеки I, II, III, IV, V и VI степеней огнестойкости.
4. здания, сооружения и пожарные отсеки V и VI степеней огнестойкости.
Ответ: 2.
21) Лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте, указывается:
1. устным распоряжением руководителя организации.
2. письменным распоряжением руководителя организации.
3. в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, с указанием конкретных должностных обязанностей.
Ответ: 3.
22) К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся:
1. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
2. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы.
3. Инструкции, приказы, распоряжения.
Ответ: 1.
23) Кто входит в состав квалификационной комиссии по проверке знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства?
1. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности , с участием представителя органа государственного пожарного надзора.
2. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности.
3. Не менее пяти человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности, с участием представителя органа государственного пожарного надзора.
4. Не менее трех человек, прошедших в установленном порядке проверку знаний требований пожарной безопасности, председателем комиссии должен быть технический руководитель организации.
Ответ: 2.
24) Кто из перечисленных лиц проходит обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам с отрывом от производства?
1. Работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа.
2. Работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
3. Работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях.
4. Руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств.
Ответ: 1.
25) Какие из перечисленных действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ не соответствуют Федеральному закону о пожарной безопасности?
1. Эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи.
2. Создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию.
3. Ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях.
4. При необходимости руководитель тушения пожара принимает любые решения, в том числе ограничивающие права всех должностных лиц и граждан, в том числе на территории, на которой не осуществляются действия по тушению пожара
Ответ: 4.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
1) Что не является основной задачей безопасности труда
1. улучшение микроклимата производственных условий
2. приведение уровня воздействия опасных производственных факторов к уровням, не превышающим установленных нормативов
3. исключение воздействия на работников вредных производственных факторов
Ответ: 1.
2) Охрана труда – это….
1. система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
2. система мер, обеспечивающих безопасность труда
3. все определения верны
Ответ 3.
3) Объектом целевых проверок в сфере безопасности труда НЕ является
1. средства коллективной защиты
2. вентиляция
3. производственное оборудование цеха
Ответ: 1.
4) Проверка – это….
1. последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом
2. процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы
3. систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев
Ответ: 1.
5) Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий с целью определения
1. потенциально вредных факторов производственной среды
2. потенциально опасных факторов производственной среды
3. оба варианта верны
Ответ: 3
6) Нормативный срок хранения утвержденных программ, планов и смет мероприятий по улучшению состояния и охраны труда составляет
1. 3 года
2. 5 лет
3. 10 лет
Ответ: 2.
7) Сертификация в сфере охраны труда – это процедура подтверждения соответствия нормативно-правовым требованиям
1. уровня знаний и компетенций сотрудников службы охраны труда
2. работ по охране труда
3. продукции предприятия
Ответ: 2.
8) Что является основной целью Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
1. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии
2. Снижение загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов
3. Предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий
4. Установление порядка расследования и учета несчастных случаев на опасном производственном объекте
Ответ: 3.
9) Какой экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежит обоснование безопасности опасного производственного объекта
1. Государственной экспертизе.
2. Экспертизе промышленной безопасности.
3. Экологической экспертизе.
Ответ: 2.
10) Какие объекты из указанных объектов не относятся к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование
1. Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасные промышленные объекты.
2. Лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы /за исключением эскалаторов в метрополитенах.
3. Автозаправочные станции жидкого моторного топлива.
4. Опасные производственные объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии.
Ответ: 4.
11) Кто обязан представлять в Ростехнадзор сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов
a. Территориальные органы Ростехнадзора.
2. Владельцы опасных производственных объектов
3. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов, независимо от организационно-правовой формы.
4. Федеральные государственные учреждения, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Ответ:3.
12) Федеральной службой в сфере экологического надзора является
1. Ростехнадзор
2. Роспотребнадзор
3. Ространснадзор
Ответ: 1.
13) Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это система наблюдений
1. за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду
2. за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов
3. основанная на оценке химической и биологической составляющих окружающей среды
Ответ: 2.
14) Общее руководство и координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга осуществляет
1. Росгидромет
2. Минприроды России
3. Ростехнадзор
Ответ: 2.
15) Риск для здоровья воздействия химических веществ – это…
1. процесс установления вероятности определенного воздействия химического вещества на людей
2. результат неблагоприятных последствий для здоровья людей, подвергшихся определенному воздействию химического вещества
3. вероятность развития неблагоприятных последствий для здоровья людей, подвергшихся определенному воздействию химического вещества
Ответ: 3.
16) Одной из основных целей экологического аудита является
1. сверка суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
2. контроль порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
3. сертификация систем управления качеством окружающей среды
Ответ:2.
17) Нормирование базируется на использовании метода
1. оценки жизненного цикла
2. математического моделирования
3. предельно допустимых воздействий на окружающую среду
Ответ: 3.
18) Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции – это……
1. норматив образования отходов
2. норматив накопления отходов
3. лимит отходов
Ответ: 1.
19) Предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах
1. объекты хранения отходов
2. объекты обезвреживания отходов
3. объекты захоронения отходов
Ответ: 3.
20) Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Законом
1. «Об отходах производства и потребления»
2. «Об охране окружающей среды»
3. оба варианта верны
Ответ: 1.
21) Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом
1. «Об отходах производства и потребления»
2. «О лицензировании отдельных видов деятельности»
3. «Об охране окружающей среды»
Ответ: 2.
22) Показатель общей экономической эффективности мероприятий по безопасности определяется
1. как отношение экономических результатов к затратам
2. в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление
3. в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени
Ответ: 1.
23) Экологическое страхование осуществляется в целях
1. финансирования мероприятий, направленных на материальное обеспечение защиты окружающей среды
2. защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков
3. защиты имущественных интересов государственных и муниципальных органов власти и учреждений
Ответ: 2.
24) Экологический риск означает возможность нанесения ущерба
1. юридическим и физическим лицам
2. государственным и муниципальным органам власти и учреждениям
3. природной среде
Ответ: 3.
25) Планы ликвидации аварий составляются
1. по предписанию надзорного органа
2. на основании типового плана ликвидации аварий
3. исходя из оценки рисков аварий
Ответ: 3.
26) Конкретные обязанности каждого должностного лица по действиям в аварийных ситуациях могут быть внесены в
1. инструкции по охране труда на рабочем месте
2. должностные инструкции
3. все варианты верны
Ответ: 3.
27) Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается
1. работодателем с учетом мнения профсоюзов
2. трехсторонними комиссиями
3. Правительством РФ
Ответ: 3.
28) Травма – это…
1. совокупность внешних условий воздействия на человека
2. результат физического повреждения организма под воздействием условий жизнедеятельности
3. повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека
Ответ: 3.
29) Система мер, обеспечивающих безопасность труда, НЕ включает… меры
1. психологические
2. санитарно-гигиенические
3. социально-общественные
4. организационно-технические
5. этические
Ответ: 5.
1) Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества (города, поселения, промышленная зона и др.) – это ……..
Ответ: техносфера.
2) Пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека это…..
Ответ: производственная среда.
3) Совокупность производственных, природных и социальных опасностей, разрушающих техносферу – это……
Ответ: техносферные опасности.
4) Состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасностей (отсутствие чрезмерной опасности) или свойство объекта, выраженное в его способности противостоять опасности – это…
Ответ: безопасность.
5) Система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности – это….
Ответ: безопасность человека.
6) Свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям – это…..
Ответ: техносферная безопасность.
7) Создание и поддержание техносферного пространства в качественном состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природную среду – это…
Ответ: обеспечение техносферной безопасности.
8) Непрерывная, целенаправленная и организующая деятельность – это….
Ответ: управление.
9) По своему содержанию управление — непрерывный целенаправленный циклический процесс ………………………………………...(органа управления) на объект управления (технологическую установку, производственный процесс, включающий коллектив или отдельную личность, предприятие, государство), как воздействие управляющей системы на управляемую.
Ответ: упорядоченного воздействия субъекта.
10) Сущность управления состоит ……………………………………………
Ответ: в практической организации деятельности управляемых объектов, а сама организация является неотъемлемым свойством управления.
11) Процесс управления - …………………..
Ответ: совокупность функций, объединённых управляющим воздействием.
12) Управление осуществляется путём реализации нескольких взаимосвязанных функций:……..
Ответ: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля и учёта, оценки и совершенствования, совокупность которых с указанием последовательности их выполнения представляет собой цикл управления.
13) Непрерывный целенаправленный циклический процесс воздействия органа управления на объект управления с целью противостоять негативным факторам техносферных опасностей – это….
Ответ: управление техносферной безопасностью.
14) Система управления представляет собой предназначенный для достижения целей управления строго определённый набор…………….
Ответ: средств сбора сведений об объекте управления и средств воздействия на его поведение.
15) Система, в которой осуществляется процесс управления – это……
Ответ: система управления.
16) Воздействие управляющего субъекта на объект — это….
Ответ: установление его прямых связей с объектом (орган управления — объект управления).
17) Во всех процессах управления имеет место обратная связь — ответная реакция………..
Ответ: управляемой системы на воздействие со стороны управляющей системы (объект управления — орган управления).
18) Цель, команда и обратная связь — это…..
Ответ: главные составляющие любого управления.
19) Система управления безопасностью — это……..
Ответ: совокупность органов управления, реализующих определёнными методами, основанными на принципах управления, функции управления в целях достижения заданного социально приемлемого уровня безопасности.
20) Что является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач?
Ответ: планирование.
21) Что осуществляется в системе управления с помощью обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку результатов деятельности и учёта средств для достижения поставленной цели.
Ответ: контроль.
22) В государственном управлении в отношении обеспечения технической безопасности субъектом управления выступает……………….
Ответ: государство в лице контрольных надзорных органов в области производственной и промышленной безопасности, экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, а управляемым субъектом — хозяйствующий субъект, представляющий ту или иную степень опасности для человека и окружающей среды.
23) Меры управления риском – это…….
Ответ: защитные или превентивные меры, предпринимаемые для снижения вероятности и (или) тяжести последствий воздействия источника опасности.
24) Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов – это….
Ответ: нормативный документ.
25) Составная часть системы управления промышленной безопасностью – это…..
Ответ: производственный контроль.
26) Часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации, включающая в себя набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели обеспечения охраны труда и процедуры по достижению этой цели – это….
Ответ: система управления охраной труда (СУОТ).
27) Часть общей системы управления организации, обеспечивающая выполнение требований промышленной безопасности, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий при всех видах деятельности организации – это……….
Ответ: система управления промышленной безопасностью (СУПБ).
28) Управление риском – это…………..
Ответ: действия по управлению организацией, направленные на снижение риска.
29) Государственное управление выражается в …………….
Ответ: практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.
30) Государство контролирует выполнение работодателем…………..
Ответ: государственных нормативных требований ОТ с помощью специально предназначенных для этого федеральных органов исполнительной власти (надзоров, инспекций, служб) в области государственного надзора.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотренно.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
Л1.2 Угарова Л. А. Управление техносферной безопасностью : учебно-методическое пособие: В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации и практические занятия для изучения дисциплины «Управление техносферной безопасностью». Пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и учебными планами. Предназначено для студентов очной формы обучения направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность». Тольяттинский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Каракеян, Е. А. Севрюкова ; под общ. ред. В. И. Каракеяна Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата Юрайт,, 2017 www.biblio-online.ru/book/332CAF6C-E1F1-42D3-86E2-A2218304CB0B.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление, надзор и контроль в сфере безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.