МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Надзор и контроль в сфере безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, Доцент, Щербакова Л.В.

Рабочая программа дисциплины
Надзор и контроль в сфере безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить правовые, организационно-экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами
ПК-3.1 Знает нормативно-правовую базу по охране труда; теоретические и практические основы организации охраны труда; порядок проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда; методы расследования и учета несчастных случаев на объектах экономики; методы контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда
ПК-3.2 Проводит идентификацию опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, производит расчет риска их воздействия и осуществляет сбор и анализ информации об условиях труда
ПК-3.3 Владеет навыками контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые, органзационно экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать опасноти техносферы, применять нормативно-правовую базу в области надхора и контроля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обеспечения безопасности на объекте экономи в ЧС и повседневном режиме функцилнирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Надзор и контроль в сфере безопасности»
1.1. Общее положение об надзоре и контроле Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Общее положение надзоре и контроле Сам. работа 7 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Государственный контроль и надзор: понятие и отличие Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Виды контроля и надзора
2.1. Государственный контроль и надзор Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Государственный контроль и надзор Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Ведомственный контроль и надзор Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Административный надзор и контроль Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Надзор и контроль в области охраны труда
3.1. Понятие охраны труда и техники безопасности Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Понятие охраны труда и техники безопасности Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Правовая основа охраны труда и техники безопасности Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Надзор и контроль в области охраной труда Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Краткое содержание трудового кодекса РФ Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.6. Полномочия федеральных инспекторов труда и его региональных структур Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.7. Организация внутриведомственного, государственного и общественного контроля и надзора Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Надзор и контроль в области пожарной безопасности
4.1. Надзор и контроль в области пожарной безопасности Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Практические 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Надзор и контроль в области промышленной безопасности
5.1. Основные направления по повышению уровня промышленной безопасности предприятий ОПК и машиностроительного комплекса Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Нормативные документы в области промышленной безопасности Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.3. Управление промышленной безопасностью. Права должностных лиц, органов надзора и контроля в сфере техносферной безопасности Практические 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.4. Государственный контроль и надзор в области транспорта.Ответственность должностных лиц за нарушения требований законодательства в сфере безопасности. Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Надзор и контроль в области экологической безопасностью
6.1. Государственный экологический надзор и контроль Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.2. Ведомственный и производственный экологический контроль Сам. работа 7 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.3. Общественный экологический контроль и надзор Лекции 7 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
6.4. Ведомственный экологический контроль. Сам. работа 7 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7951

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 положению Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).
а) верно
б) неверно
Ответ: а

Вопрос 2. К административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности относится:
Выберите несколько ответов:
а) умышленное уничтожение или повреждение имущества
б) невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) должностного лица, осуществляющего государственный надзор
в) нарушение правил пожарной безопасности в лесах
г) неповиновение законного распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор
д) нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте
е) уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Ответ:б,д,г,е

Вопрос 3. Заказчик передает заключение экспертизы в Ростехнадзор или его территориальные подразделения для регистрации и утверждения. Решение об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности принимается в центральном аппарате Ростехнадзора или его территориальном подразделении принимается с учетом заключения МЧС России и органа управления по делам ГО и ЧС субъекта РФ.
а) верно
б) неверно
Ответ: а

Вопрос 4. Какие типы проверок в сфере охраны труда можно выделить?
a) плановая, внеплановая
б) выездная, не выездная
в) выездная, плановая, не выездная
Ответ: а

Вопрос 5. Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологической безопасности в организации (предприятии или компании).
а) верно
б) неверно
Ответ: б

Вопрос 6. Безопасные условия труда - это _______.
a) условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов не превышает установленные нормативы.
б) правила, определяющие деятельность по управлению процессом обеспечения безопасности труда.
в) совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
г) виды деятельности, имеющие определённую самостоятельность и направленные на объект управления.
Ответ: а

Вопрос 7. Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение требований промышленной безопасности?
a) гражданско-правовая Материальная ответственность
б) дисциплинарная ответственность
в) административная ответственность
г) все перечисленное
Ответ: г

Вопрос 8. Органы государственного надзора и контроля вправе:
a) выдавать сертификаты соответствия при соответствии продукции требованиям технических регламентов
б) требовать от изготовителя и продавца предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствия продукции требованиям технических регламентов, или их копии, если их применение предусмотрено техническим регламентом
в) выдавать предписания о приостановке или прекращении действия декларации соответствия лицу, принявшему декларацию и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, ведущий единый реестр деклараций о соответствии
г) информировать соответствующие органы государственного надзора и контроля над соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее
Ответ: б,в

Вопрос 9. Какие органы государственной власти вправе осуществляеть управление охраной труда?
a) Президент РФ
б) Министерство труда и социальной защиты РФ
в) Министерство РСЧС
г) Министерство социальной защиты РФ
Ответ: б

Вопрос 10.Расследование причин большинства аварий на производстве показывает, что в основном они произошли из-за неудовлетворительной организации производства работ на объекте, необеспеченности внутреннего контроля соблюдения требований промышленной безопасности, отсутствия эксплуатационной документации, систематического непринятия мер к предотвращению аварии и самовольного запуска опасного оборудования.
а) верно
б) неверно
Ответ: а

Вопрос 11. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
Выбеорите один или несколько ответов.
а) требовать о проведении отбора проб без оформления соответствующего акта об отборе образцов по установленной форме
б) предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
в) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности
г) соблюдать требования законодательства
д) требовать представление документов и информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки
е) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей
Ответ: б,в,г

Вопрос 12. Кто имеет право штрафовать работника за нарушения на рабочем месте?
а) полиция, суд и другие государственные органы надзора
б) работодатель
в) Федеральная налоговая служба
Ответ: а

Вопрос 13. Минимальное количество часов отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин, при котором работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке.
а) два часа
б) четыре часа
в) восемь часов
Ответ: б

Вопрос 14. Какие виды дисциплинарной ответственности может применять работодатель по отношению к своим сотрудникам?
а) замечание, выговор, увольнение
б) предупреждение, перевод на менее оплачиваемую должность
в) вывешивание фото сотрудника на доске позора
Ответ: а

Вопрос 15. Как быстро решаются судом вопросы восстановления на работе незаконно уволенного сотрудника?
а) в течении шести месяцев со дня поступления заявления в суд
б) в течении двух месяцев со дня поступления заявления в суд
в) в течении одного месяца со дня поступления заявления в суд
Ответ: в


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Главным законодательным актом в области охраны труда является ______.
Ответ: Трудовой кодекс Российской Федерации

Вопрос 2. Охрана труда - это ____.
Ответ:система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

Вопрос 3.Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать _____ рабочих дней.
Ответ: 20

Вопрос 4. Безопасные условия труда - это _______.
Ответ: условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов не превышает установленные нормативы

Вопрос 5. К документам по результатам проверок предприятия органами государственного контроля за соблюдениями правил охраны окружающей среды, относятся: _______.
Ответ: акты по результатам предыдущих проверок предприятия, предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы, приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях, отчеты о выполнении предписаний и актов

Вопрос 6. Область науки и техники, занимающаяся изучением опасностей и рисков, существующих в техносфере, а также разработкой методов и средств, обеспечивающих благоприятные для человека условия существования в техносфере называется ______.
Ответ: Техносферной безопасностью

Вопрос 7. К Федеральным органам управления охраной труд относятся ________.
Ответ: Минтруд России (Департамент условий и охраны труда); Роструд России (Федеральная служба по труду и занятости – Рострудинспекция)

Вопрос 8. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество относят к _________.
Ответ: объекту контроля или надзора

Вопрос 9. Предписание органа ГПН, документ строгой отчетности установленной формы, составленный по результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора) называется ______.
Ответ: Актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности

Вопрос 10. Предметом выездной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности, исполнением предписаний и постановлений органов ____________.
Ответ: Государственного пожарного надзора

Вопрос 11. Для создания системы безаварийного производства на опасном объекте и обеспечения условий вовлеченности работников в ее функционирование удобно использовать принципы управлением качеством заложенные в стандартах _______.
Ответ: системы ИСКО 9901

Вопрос 12. Главной задачей руководства предприятия в области промышленной безопасности является ______.
Ответ: реализация политики в области промышленной безопасности и охраны труда путем координации действий и обеспечения эффективного функционирования всех элементов системы управления предприятием.

Вопрос 13. Система управления охраной окружающей среды определяется как _________________.
Ответ: часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

Вопрос 14. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности - это _____.
Ответ: аудит системы управления окружающей средой

Вопрос 15. Периодичность плановых проверок на объектах контроля (надзора) в населенных пунктах устанавливается соответствующими органами Государственного пожарного надзора с учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов, но не чаще _____.
Ответ: одного раза в три года.

Вопрос 16. Максимальная сумма ущерба, которую работодатель имеет право удержать из зарплаты сотрудника без привлечения суда, если работник испортил имущество работодателя в результате несчастного случая равна _______.
Ответ: среднему месячному заработку сотрудника

Вопрос 17. Если сотрудник предприятия нарушил правила охраны труда, что явилось причиной причинения тяжкого вреда здоровью другого человека, то максимальный срок лишения свободы за такое деяние составляет _____.
Ответ: два года

Вопрос 18. Имеет ли право сотрудник предприятия отказаться от выполнения работ, если ему не были выданы необходимые для данного вида работ средства защиты?
Ответ: Имеет право без последующих взысканий со стороны начальства

Вопрос 19. Какая государственная служба осуществляет пожарный надзор на предприятиях?
Ответ: Федеральная противопожарная служба МЧС России

Вопрос 20:В какой срок работодатель обязан организовать обучение всех поступающих на работу лиц безопасным методам и приемам выполнения работ?
Ответ: В течение месяца после приема на работу

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), практические задания и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7951. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Основы законодательства в области контроля в сфере безопасности.
2. Задачи государственного контроля за техносферной безопасностью и механизм их решения.
3. Основные органы надзора за обеспечением экологической безопасности: функции и права.
4. Функциональные обязанности руководителей и специалистов предприятия в области контроля в сфере безопасности.
5. Организация надзора и контроля за состоянием условий и охраны труда (ОТ) на предприятии. Организация надзора и контроля за состоянием промышленной безопасности.
6. Организация надзора и контроля за состоянием охраны окружающей среды (ООС).
7. Организация надзора и контроля за состоянием пожарной безопасности (ПБ).
8. Надзор и контроль в области защиты от ЧС.
9. Федеральная инспекция труда, принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда.
10. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): функции, задачи, структура, деятельность.
11. Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России (Госпожнадзор): функции, задачи, структура, деятельность.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. С. Денисова, А. С. Рекин Надзор и контроль в сфере безопасности: учебное пособие Омск : Омский государственный технический университет (ОмГТУ), 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=682250
Л1.2 О. К. Крылова, Н. Г. Черкасова Надзор и контроль в сфере безопасности: учебное пособие Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2022 https://e.lanbook.com/book/330170
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. М. Сукало Надзор и контроль в сфере безопасности: учебное пособие Москва, Берлин : Директ-Медиа, 2022 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577189
Л2.2 В. И. Беспалов Надзор и контроль в сфере безопасности. Радиационная защита: учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2022 https: //urait.ru/bcode/490313
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Надзор и контроль в сфере безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.