МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Трудовое право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2022_11кл
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 32 32 48 48
Практические 16 16 34 34 50 50
Сам. работа 16 16 30 30 46 46
Итого 48 48 96 96 144 144

Программу составил(и):
Ямщикова О.И

Рецензент(ы):
к.ю.н, Доцент, Насыров Рафаил Валейзянович

Рабочая программа дисциплины
Трудовое право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
Направление 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретическими положениями и практическими умениями применения трудового права.
Задачи курса трудового права состоят в том, что студенты должны уяснить, что нормы трудового права направлены на регулирование и охрану наиболее важных отношений в обществе - трудовых, которые касаются большинства его членов, будь они работниками или работодателями; нормы именно трудового права регулируют разрешение социально-трудовых конфликтов, регламентируют забастовки и т.д.
Кроме того, студенты должны ориентироваться в действующем трудовом законодательстве, иных актах, содержащих нормы трудового права, понимать перспективы его дальнейшего развития.
Важнейшее значение при изучении трудового права отводится анализу правоприменительной практики, решению казусов, деловым играм, разработке правовых документов.
Студенты должны приобрести необходимые прикладные знания, практические навыки работы с актами, содержащими нормы трудового права, научиться применять нормы трудового права к конкретной жизненной ситуации, доказательно решать казусы

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 12 Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ПК 1.1 Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.10 Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.
ПК 2.1 Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых коллективов как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;
содержание российского трудового права;
права и обязанности работников и работодателей;
порядок заключения, прекращения и изменения трудовых договоров;
виды трудовых договоров;
содержание трудовой дисциплины;
порядок разрешения трудовых споров;
виды рабочего времени и времени отдыха;
формы и системы оплаты труда работников;
основы охраны труда;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике нормы трудового законодательства;
анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;
анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;
анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие положения о трудовом праве
1.1. Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права Лекции 2 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.2. Источники трудового права Лекции 2 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.3. Субъекты трудового права Лекции 2 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.4. Устный опрос по вопросам: Понятие и виды источников трудового права.Конституция Российской Федерации. Международные правовые акты о труде. Трудовое законодательство:Трудовой кодекс РФ, другие законы. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Практические 2 6 ПК 2.1, ПК 1.10, ПК 1.5, ПК 1.1, ОК 12, ОК 8, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.5. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие и виды источников трудового права. Конституция Российской Федерации. Международные правовые акты о труде. Трудовое законодательство:Трудовой кодекс РФ, другие законы. Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Сам. работа 2 6 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.6. Правоотношения в сфере трудового права Лекции 2 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.7. Устный опрос по вопросам: Понятие и субъекты трудового правоотношения, его отличия от смежных с ним правоотношений, возникающих на основе применения труда. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Практические 2 2 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.8. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие и субъекты трудового правоотношения, его отличия от смежных с ним правоотношений, возникающих на основе применения труда. Содержание трудового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. Сам. работа 2 6 ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Социальное партнерство
2.1. Коллективный договор как правовой акт социального партнерства Лекции 2 4 ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.2. Устный опрос по вопросам: Понятие и принципы социального партнерства, его социальное и юридическое значение. Стороны, уровни, формы социального партнерства. Представители работников и работодателей. Порядок ведения коллективных переговоров. Ответственность субъектов социального партнерства. Практические 2 4 ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие и принципы социального партнерства, его социальное и юридическое значение. Стороны, уровни, формы социального партнерства. Представители работников и работодателей. Порядок ведения коллективных переговоров. Ответственность субъектов социального партнерства. Сам. работа 2 2 ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Занятость и трудоустройство
3.1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства Лекции 2 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
3.2. Устные опросы по вопросам:Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице. Меры социально-правовой защиты безработных граждан. Трудоустройство граждан. Практические 2 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
3.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными. Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице. Меры социально-правовой защиты безработных граждан. Трудоустройство граждан. Сам. работа 2 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. Трудовой договор
4.1. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.2. Устные опросы по вопросам: Понятие и признаки трудового договора. Содержание трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Практические 3 6 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Трудовой договор как одна из форм реализации права на труд, значение трудового договора. Понятие и стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Обязательные и дополнительные условия трудового договора. Форма трудового договора. Заключение и оформление трудового договора. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.4. Испытательный срок и аттестация в трудовом праве Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.5. Устные опросы по вопросам: Испытательный срок при приеме на работу. Аттестация в трудовом праве. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.6. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Испытание при приеме на работу. Категории лиц, которым испытание не устанавливается. Результаты испытания. Аттестация работников: понятие, порядок и периодичность проведения. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
4.7. Виды трудовых договоров Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Устные опросы по вопросам: Классификация трудовых договоров. Особенности срочных трудовых договоров. Особенности договоров на временную работу. Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Виды трудовых договоров. Срочный трудовой договор. Трудовой договор на временную работу. Сезонные работы. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Рабочее время и время отдыха
5.1. Рабочее время Лекции 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
5.2. Устные опросы по вопросам: Понятие и виды рабочего времени. Сверхурочная работа. Режим рабочего времени. Практические 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
5.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие рабочего времени и значение его правового регулирования. Нормы рабочего времени. Виды рабочего времени. Нормальное, сокращенное, неполное рабочее время. Сам. работа 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
5.4. Время отдыха Лекции 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.5. Устные опросы по вопросам: Понятие и виды времени отдыха. Отпуска: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления ежегодного отпуска. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Отпуск без сохранения заработной платы. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.6. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Понятие, виды времени отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска. Дополнительные отпуска. Сам. работа 3 2 ПК 1.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Прекращение трудового договора
6.1. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Лекции 3 4 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
6.2. Устные опросы по вопросам: Общие основания прекращения трудового договора. Порядок увольнения по собственному желанию работника. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Оформление увольнения работника и выплата выходного пособия. Правовые последствия незаконного увольнения. Практические 3 6 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
6.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Общая характеристика оснований прекращения трудового договора, их классификация. Отличие прекращения трудового договора от отстранения от работы. Основания прекращения трудового договора, зависящие и не зависящие от воли сторон. Общие и специальные основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Увольнение работника по не зависящим от сторон основаниям, вследствие нарушения правил заключения трудового договора. Сам. работа 3 4 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 7. Правовое регулирование оплаты труда
7.1. Оплата труда Лекции 3 4 ОК 3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
7.2. Устные опросы по вопросам: Понятие заработной платы и методы ее правового регулирования. Системы заработной платы. Оплата труда при отклонении от нормальных условий работы. Порядок, сроки и место выплаты заработной платы. Исчисление средней заработной платы. Удержания из заработной платы. Практические 3 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
7.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Оплата труда. Понятие заработной платы. Состав заработной платы. Формы оплаты труда. Сам. работа 3 4 ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 8. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Редактировать название темы
8.1. Трудовая дисциплина Лекции 3 4 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
8.2. Устные опросы по вопросам: Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность: понятие и виды. Меры дисциплинарного взыскания и порядок их применения. Практические 3 2 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
8.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты –Внутренний трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Сам. работа 3 4 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
8.4. Охрана труда Лекции 3 2 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.5. Устные опросы по вопросам: Понятие, значение и содержание охраны труда. Специальная оценка условий труда. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Практические 3 2 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.6. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Охрана труда. Оценка условий труда. Несчастные случаи на производстве. Сам. работа 3 2 ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Трудовые споры. Защита трудовых прав работников.
9.1. Трудовые споры Лекции 3 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
9.2. Устные опросы по вопросам: Понятие, виды и причины трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Коллективные трудовые споры: понятие и порядок разрешения. Право на забастовку и его реализация. Практические 3 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
9.3. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Индивидуальные трудовые споры. Коллективные трудовые споры. Право на забастовку. Сам. работа 3 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
9.4. Защита трудовых прав работников Лекции 3 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.5. Устные опросы по вопросам: Понятие и способы защиты трудовых прав работников. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Судебная защита трудовых прав работников. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Практические 3 2 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.6. Опорный конспект по теме, включающий в себя следующие компоненты – Судебная защита трудовых прав работников. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами. Сам. работа 3 4 ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры контрольных вопросов и заданий для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных
средств, должны пройти:

экзамен по технике безопасности
обязательный предварительный медицинский осмотр в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида
транспорта
профессиональный отбор
профессиональную подготовку
обязательный предварительный медицинский осмотр

2. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения
прежней работы переводятся на другую работу ...

только в том случае, если это возможно по условиям работы
с сохранением заработка по прежней работе, если это предусмотрено коллективным
договором
без сохранения заработка по прежней работе
с сохранением заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста
полутора лет

3. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве или ином
обособленном структурном подразделении организации, представителем работодателя
является:

руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного
подразделения
эксперт
специальный представитель работодателя
зам. директора организации юридического лица

4. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам:

только связанным с беременностью
только связанным с беременностью или наличием детей
только связанным с наличием несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных,
нуждающихся в помощи детей
только связанным с наличием несовершеннолетних детей

5. Признак метода трудового права:

фактическое равенство сторон трудового договора
равенство сторон при заключении трудового договора и подчинение воле работодателя
а процессе труда
юридическое равенство сторон трудового договора
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работодатель, а
обязанным лицом выступает гражданин, сначала поступающий на работу, а в дальнейшем –
осуществляющий трудовую деятельность
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работник, а
обязанным лицом выступает работник

6. Взыскать с работника ущерб, причиненный предприятию, по распоряжению администрации:

можно в любом случае
можно, если ущерб не превышает размера среднего месячного заработка
нельзя (всегда ущерб взыскивается путем предъявления иска в народный суд)
можно только с согласия работника

7. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет),
____________ направляться в командировку.

могут только с их согласия
могут в случаях, предусмотренных коллективным договором
не могут без их согласия
могут

8. Меры дисциплинарного взыскания, которые предусматривает трудовое законодательство:

лишение премии
замечание
понижение в должности сроком на 3 месяца
строгий выговор
выговор
увольнение

9. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных
производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в
соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это ...

экспертиза условий труда
сертификация рабочих мест по условиям труда
аттестация рабочих мест по условиям труда

10. Выплата заработной платы работникам производится:

в месте, определяемом коллективным договором
в месте, указываемом администрацией
как правило в месте выполнения ими работы
в месте, определяемом правилами внутреннего трудового распорядка

11. Привлечение лиц моложе 18 лет к работам, выполнение которых может причинить вред их
нравственному развитию:

запрещается, если это связано с игорным бизнесом
запрещается, если это связано с ночными заведениями
запрещается, если это связано с продажей винно-водочных изделий
запрещается

12. К элементам трудового отношения относятся:

субъекты, объекты, юридические факты
субъекты, объекты, содержание
субъекты, содержание, деликтоспособность
объекты, содержание, деликтоспособность

13. Дисциплинарное взыскание действительно в течение:

не более 6 месяцев
не более 1 года
не более 1 месяца
по желанию работодателя

14. По продолжительности и по структуре рабочая неделя может быть:

обычная и длящаяся
неполная, сокращенная и нормальная
5-дневная, 6-дневная
5-дневная и сокращенная

15. График предоставления отпусков должен быть утвержден администрацией предприятия с
учетом мнения профсоюзного органа не позднее:

чем за 5 дней до начала календарного года
чем за две недели до начала календарного года
5 января текущего года
чем за 7 дней до начала календарного года

16. Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан
предложить ему иную работу:

соответствующую его квалификации и состоянию здоровья
нижеоплачиваемую, которую работник может выполнять с учетом его квалификации
и состояния здоровья
вакантную нижестоящую должность
имеющуюся в организации

17. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие возраста:
18 лет
14 лет
15 лет
16 лет

18. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за
исключением случаев, предусмотренных:

нормативно-правовыми актами о труде муниципальных органов
законами субъектов Российской Федерации
федеральными законами
локальными нормативно-правовыми актами

19. Работник, причинивший ущерб, находясь в нетрезвом состоянии, несет ...

полную материальную ответственность
ответственность, предусмотренную коллективным договором
ответственность в зависимости от размера ущерба
ответственность, предусмотренную трудовым договором (контрактом)

20. Трудовой договор с руководителем организации заключается на срок:

установленный соглашением сторон
неопределенный
установленный учредительными документами
установленный законодательством

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задача 1.
Ночной сторож частного магазина Иволгин должен был охранять объект с 7 вечера до 7 утра. Владелец магазина Пронин дважды заставал его ночью спящим в дровяном сарайчике. Сторож был уволен. Иволгин обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В судебном заседании Иволгин, а он был студентом третьего курса юридического факультета, взяв в руки Конституцию Российской Федерации, заявил, что согласно Конституции каждый имеет право на отдых и каждый имеет право защищать свои права способами, не запрещенными законом. Поскольку его дежурство продолжается 12 часов, то он устраивал себе двухчасовой перерыв, спал, просыпался по звону будильника и продолжал дежурство. Законом спать не запрещено. На попытку Пронина сослаться на трудовое законодательство Иволгин зачитал статью Конституции о том, что она имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Кто прав в этом споре? На какие статьи Конституции ссылался Иволгин? Каким должно быть решение суда?
РЕШЕНИЕ:
Иволгин в своей речи статью 37 п 5 Конституции РФ Ст 37 п 5. «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск…»
Но не Конституция устанавливает режим рабочего времени, в статье 37 четко указано «работающему по трудовому договору гарантируется продолжительность рабочего времени», режим рабочего времени устанавливается Трудовым Кодексом РФ. Статья 100 ТК РФ гласит :
«Режим рабочего времени должен предусматривать …..работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.» Анализируя ст. 101 Кодекса, необходимо выделить следующие моменты:
- ненормированный рабочий день — это особый режим работы;
- он устанавливается только для отдельных работников, перечень которых должен быть закреплен первоначально коллективным договором или другим нормативным актом;
- для привлечения работников к работе на условиях ненормированного рабочего дня необходимо распоряжение работодателя;
Работодатель при установлении режима труда работника определяет фактическую продолжительность рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, количество рабочих часов в неделе, месяце, году, сменность работы (количество рабочих смен в сутки, продолжительность рабочей смены), продолжительность и время предоставления перерывов для отдыха и питания, выходные дни и др. Следующими документами регулируется рабочее время и время отдыха работа (трудовые отношения) ночных сторожей:
Ст. 100 ТК РФ установлен режим рабочего времени. Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником (ч. 3 ст. 91 ТК РФ). Оплата труда в ночное время производится в соответствии с требованиями ст. 154 ТК РФ.
Таким образом – Иволгин при устройстве на работу, должен был подписать трудовой договор, должностную инструкцию и договор о материальной ответственности, где указано, что ночное дежурство длится 12 часов и не каждую ночь. График работы ночного сторожа, согласно Общероссийскому классификатору профессий – устанавливается работодателем. Владелец магазина Пронин тоже не прав, так как сторож несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, а также за нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания. Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить:
а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством;
б) вина работника (умышленная или неосторожная);
в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде.
Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную. К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст.192 ТК РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:
1. замечание;
2. выговор;
3. увольнение.
Указанный перечень взысканий является исчерпывающим и дополнению в локальных правилах внутреннего трудового распорядка не подлежит. Владелец магазина поспешил уволить сотрудника. По решению суда Иволгин должен быть восстановлен на работе.
Задача 2.
На прием к адвокату пришел гражданин Кузнецов и попросил разъяснить ему, считается ли он принятым на работу и может ли требовать оформления трудовой книжки. Кузнецов пояснил, что работает в ООО «Пирожок» грузчиком, с ним заключен договор, названный «Соглашением на выполнение подрядных работ», в соответствии с которым он является на работу к восьми часам каждый день, кроме субботы и воскресенья. Его рабочий день длится девять часов, в течение дня он выполняет погрузочно-разгрузочные работы в пекарне по мере возникновения необходимости в них, подчиняясь при этом директору ООО.
В роли адвоката дайте мотивированный ответ гражданину Кузнецову.
Решение:
Гражданин Кузнецов считается принятым на работу, т.к. отсутствие приказа о приеме на работу не является обязательным обстоятельством, исключающим наличие трудовых отношений, поскольку, согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя.
С гражданином Кузнецовым, согласно условиям задачи, заключен гражданско-правовой договор, в данной ситуации договор подряда. Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда можно оформить, в частности, тогда, когда возникает необходимость выполнить разовую работу, которая не входит в сферу производственной деятельности юридического лица: отремонтировать автомобиль, прибор, мебель, помещение, создать дизайн интерьера и т. д.
И на основании заключенного с гражданином трудового договора ему может быть сделана запись в трудовую книжку, в соответствии со ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Заключать с работником вместо трудового договора гражданско-правовой работодатель не вправе.
Задача 3
1. С инженером-технологом Викторовым 17 апреля 2010 г. был заключен срочный трудовой договор сроком на 1 год. 25 августа 2011 г. работодатель направил в адрес Викторова уведомление о прекращении с ним трудового договора 31 августа 2011 г. в связи с истечением срока его действия. С увольнением по указанному основанию Викторов не согласился, о чем письменным сообщением уведомил работодателя 31 августа 2011 г. Несмотря на указанные обстоятельства, приказом от 31 августа 2011 г. Викторов был уволен по п. 1 ст. 77 ТК РФ (соглашение сторон). Викторов обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поскольку своего согласия на увольнение он не давал. Также в исковом заявлении Викторов указал, что с 31 августа по 6 сентября он находился на амбулаторном лечении, что подтверждается листком нетрудоспособности. В суде ответчик заявил, что в любом случае на данный момент должность, которую занимал Викторов, сокращена, поэтому восстановить они его не могут. Что касается компенсации морального вреда, то, по мнению ответчика, причиненный Викторову вред уже возмещен, поскольку при увольнении ему была выдана путевка в санаторий с оплатой за его счет только 10 %.
Какие нарушения трудового законодательства были допущены работодателем? Какое решение должен вынести суд?
РЕШЕНИЕ:
Задачу надлежит разрешать при помощи норм трудового законодательства, а также Постановлений Пленума ВС РФ.
Суды могут переквалифицировать срочный трудовой договор в бессрочный, если установят, что стороны заключали договор многократно на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции (п. 14 постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2). Учитывая это разъяснение ВС, суды в спорах о признании срочного договора бессрочным прежде всего проверяют, как часто, на какой срок и по одной ли должности с работником заключали срочный договор. Четкой формулы о том, сколько раз за определенный срок можно заключить с работником срочный договор по одной должности, нет. Но чем чаще это происходит, тем выше риск, что суд признает, что компания нуждается в длительных трудовых отношениях с работником и заключает срочный договор только затем, чтобы облегчить его будущее прекращение.
Задача 4.
2. Грибанова была принята на работу по срочному трудовому договору на время отпусков Печниковой, связанных с рождением у нее ребенка. К моменту окончания срочного трудового договора у Грибановой также возникло право на отпуск по беременности и родам. Администрация не решилась ее уволить. По окончании декретного отпуска Грибанова ушла в отпуск по уходу за ребенком, а затем вернулась на прежнее место работы, занимаемое постоянной работницей Печниковой.
Можно ли было уволить Грибанову по истечении срока трудового договора? Как должна поступить администрация в данной ситуации?
РЕШЕНИЕ:
Роструд также указывает на возможность изменения срока окончания трудового договора. Если стороны хотят перевести временные трудовые отношенияв постоянные, то нужно, чтобы после истечения срока трудового договора работник продолжил работать, а работодатель не оформил увольнение. Помимо этого, можно заключить дополнительное соглашение (письмо Роструда от 20.11.2006 № 1904-6-1), исключив из договора условие о сроке. Нужно отразить, на какой срок они продлеваются — на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком. В силу ч. 3 ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекратится с выходом основного работника на работу (письмо Роструда от 28.12.2006 № 2264-6-1).
Отражать длительность такого отпуска (до достижения ребенком 3-х лет) не обязательно, хотя это и не будет нарушением. Даже если сотрудник досрочно прервет отпуск, наличие такой информации в трудовом договоре не позволит временному работнику оспорить законность увольнения. Права временно отсутствующего работника, за которым сохраняется должность, ставятся на первое место.
Задание 5
Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос: ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА
Ответ: Трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права относятся также трудовые отношения работников с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями[1].
Для трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, характерными являются следующие признаки:
1. Трудовые отношения представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций. Труд — это процесс взаимодействия человека с природой, но, действуя на природу, совместно используя средства и предметы труда, осуществляя взаимный обмен своей деятельностью, люди вступают в отношения друг с другом. Поэтому труд осуществляется в рамках определенной общественной формы. Эта общественная форма представляет собой синтез отношений, возникших в процессе производства и распределения.
2. Трудовые отношения характеризуются также тем, что личная волевая деятельность исполнителя работы осуществляется в условиях кооперированного труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на данном предприятии. В отличие от применения труда в рамках трудовых отношений индивидуальная трудовая деятельность осуществляется вне правил внутреннего трудового распорядка. Важная особенность индивидуальной трудовой деятельности состоит в том, что она организуется гражданином самостоятельно и по своему усмотрению. Лица, занимающиеся такой деятельностью, самостоятельно определяют продолжительность своего рабочего времени, выполняемая ими работа производится за рамками трудового коллектива.
3. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением. Выполнение работы по трудовому отношению во всех случаях вызывает ответное действие предприятия — выплату вознаграждения за затраченный труд. Специфика этого вознаграждения в отличие от вознаграждения, выплачиваемого за труд вне рамок трудового отношения, состоит в том, что оно производится за живой затраченный труд и его результаты в денежной форме. При индивидуальной трудовой деятельности, которая также носит возмездный характер, оплачивается только результат такой деятельности: выполненные услуги, изготовленные товары и др.
Задание 6. Дайте ответ на поставленный вопрос: цель трудового законодательства
Ответ: Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Задание 7. Дайте ответ на поставленный вопрос: понятие источников трудового права
Ответ: Источником трудового права называется Закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт. Источник трудового права надо отличать от актов правоприменения трудового законодательства, которые могут издавать как органы власти и управления (например, Указы Президента о персональных награждениях), так и работодатели (приказы о дисциплинарной ответственности, приеме на работу, переводах и т. д.), а также суд, своим решением восстанавливающий работника на прежнем месте работы. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Задание 8. Дайте ответ на поставленный вопрос: напишите определение принципов трудового права
Ответ: Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.
Задание 9. Дайте ответ на поставленный вопрос: кто является субъектами трудового права
Ответ: Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношении. С появлением новых экономических отношений, безработицы появились новые субъекты трудового права: служба занятости и безработный в отношениях по подысканию работы и трудоустройству, а также новые субъекты социально-партнерских отношений на уровнях выше предприятия, организации.
Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые – носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей. Поэтому надо знать не только объективное, т. е. заключенное в нормах законодательства, но и субъективное трудовое право каждого субъекта этой отрасли права.
Задание 10. Дайте ответ на поставленный вопрос: что такое трудовая правосубъектность
Ответ: это признаваемая трудовым законодательством способность данного лица (физического или юридического) быть субъектом трудовых и непосредственно с ними связанных правоотношений, иметь и реализовывать трудовые права и обязанности и отвечать за трудовые правонарушения.
Задание 11. Дайте ответ на поставленный вопрос: что такое профсоюз
Ответ: Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся.
Задание 12. Решите задачи
Наладчик оборудования находится на повременно-премиальной системе оплаты труда. Его месячная тарифная ставка составляет 7800 рублей. За качественное выполнение работ по наладке и текущему ремонту, а также за не превышение установленного лимита простоя оборудования полагается премия в размере 35% от месячной тарифной ставки. Начальник цеха, где работает Григорьев, снизил ему премию на 15 % за отказ Григорьева от сверхурочной работы.
Обоснованно ли уменьшение размера премии в данном случае?
Ответ: Начальник цеха, не вправе был снижать премию наладчику оборудования Григорьеву на 15% за отказ от сверхурочной работы.
В соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение к сверхурочной работе работника допускается только с письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Задание 13. Решите задачу
Хитрова была принята на завод с 5 января на временную работу сроком на 4 месяца для замены нормировщицы Евсеевой, которая ушла в отпуск по беременности и родам. После окончания этого отпуска Евсеева получила дополнительно 6-месячный отпуск по уходу за ребенком. В общей сложности Хитрова заменяла Евсееву непрерывно 10 месяцев. По возвращении Евсеевой на работу Хитрова была уволена без выплаты выходного пособия и компенсации за отпуск - как временный работник.
Какова продолжительность временной работы?
Ответ: Согласно ст.59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.
Задание 14. Решите задачу
С 10 августа на работу с испытательным сроком были зачислены главный бухгалтер, машинистка, диспетчер и шофер. В приказе о зачислении на работу главного бухгалтера администрация оговорила, что результаты испытания будут определены после сдачи им баланса за 4-й квартал, о чем он был предупрежден под расписку до начала работы. Остальным работникам администрация определила срок испытания 3 месяца. Диспетчер в течение 17 - 24 августа имел больничный лист. В связи с неудовлетворительными результатами испытаний машинистка была уволена через шесть дней после начала работы, а главный бухгалтер - с 21 октября.
Правильно ли, по условиям задачи, работодатель определил срок испытания при приеме на работу?
Ответ: По условиям задачи работодатель верно определил срок испытания при приеме на работу:
машинистке, диспетчеру и шоферу- 3 месяц. Т.к. согласно статье 70 ТК РФ срок испытания не может превышать трех месяцев.
главному бухгалтеру – 4,5 месяцев (конец 4го квартала), т.к. срок испытания для главных бухгалтеров не может превышать шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом (ст.70 ТК РФ).
Задание 15. Решите задачу
В связи с реорганизацией предприятия приказом директора бухгалтер Ломов без его согласия назначен на должность главного бухгалтера с окладом на 2000 рублей в месяц выше прежнего.
Что считается переводом на другую работу?
Может ли работодатель назначить Ломова на должность главного бухгалтера предприятия без его согласия и имеет ли здесь значение увеличение заработка?
Ответ: 1. Переводом на другую работу в соответствии со статьей 72.1. ТК РФ считается - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
2. Работодатель в соответствии со статьей 72 ТК РФ не имеет права назначить Ломова на должность главного бухгалтера предприятия без его согласия, поскольку перевод на другую работу допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Увеличение заработка в данной ситуации значения не имеет.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета/экзамена по всему изученному курсу.
Зачет/экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входят 2 вопроса: 2 вопроса теоретического характера
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет и метод трудового права
2. Источники трудового права. Действие нормативно-правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц
3. Принципы и функции трудового права
4. Понятие, принципы и формы социального партнерства в сфере труда
5. Понятие и признаки трудовых правоотношений. Понятие трудового правового статуса
6. Субъекты и содержание трудовых правоотношений
7. Юридические факты (основания) изменения, возникновения и прекращения трудовых правоотношений
8. Стороны социального партнерства
9. Ведения коллективных переговоров
10. Социально-партнерские соглашения. Стороны и виды соглашений
11. Коллективный договор. Стороны, содержание, срок действия
12. Трудовой договор. Юридическое значение. Стороны трудового договора
13. Расторжение трудового договора по инициативе работника и третьих лиц
14. Порядок приема на работу. Ограничения при приеме на работу
15. Испытательный срок при приеме на работу
16. Понятие переводов. Виды переводов
17. Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников
18. Ученический договор
19. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями
20. Порядок расследования несчастных случаев на производстве
21. Определение размера причиненного материального ущерба и порядок его взыскания
22. Порядок высвобождения работников в случае сокращения численности или штата сотрудников
23. Правовое регулирование труда руководителя предприятия
24. Понятие и виды рабочего времени
25. Режимы рабочего времени
26. Понятие заработной платы. Система заработной платы. Правовая охрана заработной платы
27. Время отдыха. Виды времени отдыха
28. Отпуска. Виды отпусков. Порядок предоставления ежегодных отпусков
29. Понятие дисциплины труда. Понятие, содержание и порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка.
30. Понятие, виды и основание дисциплинарной ответственности. Понятие дисциплинарного проступка.
31. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
32. Трудовые споры. Их классификация и принципы рассмотрения
33. Регулирование труда работников, занятых на временных и сезонных работах
34. Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде
35. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
36. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки
37. Охрана труда. Обязанности работника и работодателя по обеспечению безопасных условий труда
38. Персональные данные работника. Их использование и защита
39. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
40. Общественный надзор за соблюдением трудового законодательства.
КАТЕГОРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «отлично» (85-100 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. Оценка «хорошо» (70-84 баллов) - Содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. Оценка «удовлетворительно» (50-69 баллов) - Содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Трудовое право_2023.docx
Приложение 2.   Контроль.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбанов Р.А. - под общ. ред. ТРУДОВОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Головина С.Ю., Кучина Ю.А. ТРУДОВОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Гейхмана В.Л. ТРУДОВОЕ ПРАВО 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 Рыженков А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. ТРУДОВОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Зарипова З.Н., Клепоносова М.В., Шавин В.А. ТРУДОВОЕ ПРАВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочные системы: Консультант Плюс www.consultantplus.ru
Э2 Сайт Российской газеты , сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru www.rg.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э6 Cайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru
Э7 Курс в Moodle Трудовое право СПО (ПСО, ПД, 9,11 кл., преп. Кузнецова Е.В.) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3454 portal.edu.asu.ru
Э8 Журнал "Труд и социальные отношения" www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
412Н кабинет трудового права; кабинет права социального обеспечения; кабинет основ экологического права; лаборатория учебная канцелярия (служба документационного обеспечения управления) – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудовое право является одной из сложнейших дисциплин.
При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы дисциплины.
В ходе лекционных занятий студенту необходимо вести конспектирование учебного материала, а также обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт.
Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Семинарские (практические) занятия, на которых проводится опрос по теоретическим вопросам изучаемых тем, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады. Посещаемость семинарских занятий входит в балльную оценку по дисциплине.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
- План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
- Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
- Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. ·
- Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к семинару преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара, тщательно продумать свое устное выступление.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.
Особое внимание следует обратить на дискуссионные теоретические вопросы: изучить различные точки зрения ведущих ученых, обозначить противоречия современного законодательства. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на:
- Составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме.
- Изучение и анализ выбранных источников.
- Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других.
- Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом.
- Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях.
- Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по дисциплине «Трудовое право» может выполняться в библиотеке Алтайского государственного университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал учебной дисциплины «Трудовое право», предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий.
Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
− конспектирование (составление тезисов) лекций;
− выполнение контрольных работ;
− решение задач;
− работу со справочной и методической литературой;
− работу с нормативными правовыми актами;
− выступления с докладами, сообщениями на семинарских занятиях;
− защиту выполненных работ;
− участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины;
− участие в собеседованиях, деловых (ролевых) играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях;
− участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
− повторения лекционного материала;
− подготовки к семинарам (практическим занятиям);
− изучения учебной и научной литературы;
− изучения нормативных правовых актов (в т.ч. в электронных базах данных);
− решения задач, выданных на практических занятиях;
− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
− подготовки к семинарам устных докладов (сообщений);
− подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя;
− выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций;
− проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах кафедры задач, тестов, написания рефератов и эссе по отдельным вопросам изучаемой темы.
Формой поиска необходимого и дополнительного материала по дисциплине с целью доработки знаний, полученных во время лекций, есть индивидуальные задания для студентов. Выполняются отдельно каждым студентом самостоятельно под руководством преподавателей. Именно овладение и выяснения студентом рекомендованной литературы создает широкие возможности детального усвоения данной дисциплины. Индивидуальные задания студентов по дисциплине осуществляются путем выполнения одного или нескольких видов индивидуальных творческих или научно-исследовательских задач (ИНДЗ), избираемых студентом с учетом его творческих возможностей, учебных достижений и интересов по согласованию с преподавателем, который ведет лекции или семинарские занятия, или по его рекомендации. Он предоставляет консультации, обеспечивает контроль за качеством выполнения задания и оценивает работу.
Индивидуальные задания должны быть представлены преподавателю и (при необходимости) защищены до окончания учебного курса, но не позднее, чем за две недели до экзаменационной сессии. По результатам выполнения и обсуждения индивидуального задания студенту выставляется соответствующее количество баллов, которые учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.
4. При реализации учебной дисциплины «Трудовое право» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция, в ходе которой возникают дискуссии.
При проведении практических занятий: устный опрос, решение ситуационных задач.
В самостоятельной работе студентов использование активных и интерактивных форм заключается в выполнении конспектов, творческих заданий, докладов.
5. Экзамен по дисциплине «Трудовое право».
Экзамен сдается в устной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины. Для проверки умений студентов экзаменационный билет включает практическую задачу.
Для подготовки к экзамену следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, конспектом лекций, выполненными самостоятельными работами.