МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория функций комплексного переменного

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н, профессор, Гончарова Ольга Николаевна;Препод., Макаров Евгений Евгеньевич

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
Теория функций комплексного переменного

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Папин А.А., профессор кафедры дифференциальных уравнений


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины «Комплексный анализ» - освоение студентами основ и методов комплексного анализа и теории функций комплексного переменного: методов дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, методов осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного; формирование уровня математической культуры, достаточного для понимания и усвоения последующих курсов математических дисциплин; привитие навыков практического применения методов комплексного анализа, навыков исследовательской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.1 Ориентируется в современных методах исследования и способен модифицировать и разрабатывать новые для решения прикладных задач анализа в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.2 Имеет навыки рационального выбора и применения методов исследования, соответствующих области математического моделирования в сфере профессиональной деятельности
ПК-2.3 Способен применять методы исследования при решении задач в области проектирования комплексов программ в сфере науки, техники и технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.глубоко основные математические понятия, понятия, аксиоматику и положения комплексного анализа, теории функций комплексного переменного, основные формулы, теоремы и методы комплексного анализа и теории функций комплексного переменного.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить исследования, связанные с основными понятиями курса комплексного анализа, применять основные методы теории функций комплексного переменного для дифференцирования и интегрирования функций комплексного переменного, осуществления отображения при помощи функций комплексного переменного, для исследовании функций комплексного переменного. Уметь применять основные методы теории функций комплексного переменного для решения задач комплексного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками самостоятельного практического применения методов комплексного анализа, теории функций комплексного переменного при решении задач теории функций и прикладных задач математического анализа. Владеть приемами использования математического аппарата теории функций для решения теоретических и прикладных задач анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ТФКП
1.1. Комплексные числа: определение, геометрическая интерпретация, операции (сложение, умножение, обратные операции; свойства арифметических операций; сравнение комплексных чисел).Комплексно-сопряженные числа. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3
1.2. Комплексные числа: алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы записи комплексных чисел, геометрическая интерпретация. Формула Эйлера. Формула Муавра. Следствие из формулы Муавра. Лабораторные 6 2 Л1.3
1.3. Сфера Римана. Стереографическая проекция (формулы). Бесконечно удаленная точка. Расширенная комплексная плоскость Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4
1.4. Стереографическая проекция, свойства. Лабораторные 6 2 Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Функции, аналитические функции
2.1. Функции комплексного переменного: определение функции, предел и непрерывность функции комплексного переменного.Выделение вещественной и мнимой части функции комплексного переменного. Дифференцирование и аналитичность функции комплексного переменного на множестве и в точке (определения). Условия Коши - Римана. Формулы для вычисления производной.Дифференцирование функции комплексного переменного: определение производной, правила дифференцирования. Лекции 6 4 Л1.2, Л1.3
2.2. Функции комплексного переменного: определение функции, непрерывность функции комплексного переменного. Предел функции комплексного переменного. Лабораторные 6 2 Л1.3
2.3. Выделение вещественной и мнимой части функции комплексного переменного. Лабораторные 6 2 Л1.3
2.4. Условие Коши-Римана. Аналитические функции. Лабораторные 6 2 Л1.3
2.5. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 10 Л2.2, Л2.3
2.6. Конформные отображения: определение, необходимое и достаточное условие конформности отображения w=f(z). Геометрический смысл модуля и аргумента производной. Аналитические функции, связь с гармоническими: определения аналитической и гармонической функций. Сопряженные гармонические функции. Восстановление аналитической функции по ее действительной или мнимой части. Лекции 6 4 Л1.3
2.7. Конформные отображения, условие конформности отображения w=f(z). Лабораторные 6 2 Л1.1
2.8. Сопряженные гармонические функции. Восстановление аналитической функции по ее действительной или мнимой части. Лабораторные 6 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Контрольная работа 1 по индивидуальному заданию. Лабораторные 6 2 Л1.2
2.10. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 11 Л1.3
Раздел 3. Конкретные функции
3.1. Дробно-линейная функция: определение; свойство сохранения ангармонического соотношения. Дробно-линейная функция: групповое и круговое свойство. Лекции 6 2 Л1.3
3.2. Дробно-линейные функции. Лабораторные 6 2 Л1.3
3.3. Элементарные функции комплексного переменного: показательная (exp(z)), тригонометрические функции (sin z, cos z), гиперболические функции (sh(z), ch(z)). Определения, свойства, основные формулы для указанных элементарных функций комплексного переменного. Формула Эйлера. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3
3.4. Элементарные функции комплексного переменного (степенная, показательная). Лабораторные 6 2 Л1.3
3.5. Элементарные функции комплексного переменного тригонометрические функции, функция Жуковского). Лабораторные 6 2 Л1.3
3.6. Многозначные функции. Точки ветвления, ветви многозначной функции. Логарифм (главное значение логарифма), корень n-ой степени. Лекции 6 2 Л1.2, Л1.3
3.7. Отображение луночек и областей с разрезами. Логарифм, корень n-ой степени. Лабораторные 6 2 Л1.3
3.8. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 20 Л1.3
Раздел 4. Интегрирование и теорема Коши
4.1. Интегрирование по комплексной переменной. Определение интеграла, свойства интеграла. Формулы для вычисления интеграла. Лекции 6 2 Л1.3
4.2. Интегрирование функций комплексного переменного. Лабораторные 6 2 Л1.1
4.3. Интегрирование многозначных функций комплексного переменного. Лабораторные 6 2 Л1.1, Л1.3
4.4. Основные теоремы теории аналитических функций: Теорема о функции, у которой постоянна действительная часть или постоянен ее модуль. Лекции 6 2 Л1.3
4.5. Теорема Коши для односвязной области (три формулировки). Теорема Коши для многосвязной области.Интегральная формула Коши.Теорема о среднем. Лекции 6 2 Л1.3
4.6. Вычисление интегралов с помощью теоремы Коши и интегральных формул Коши. Лабораторные 6 2 Л1.3
4.7. Контрольная работа 2 по индивидуальному заданию. Лабораторные 6 2 Л2.2, Л1.3
4.8. Разбор лекций, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 6 20 Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайнкурсе
на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9735 (третий семестр);

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и
моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/oRLT3tGh9cGj7g
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - https://disk.yandex.ru/i/a0-w_usi6gpBfA


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 0-2 баллами. Максимальная сумма баллов за ИПЗ – 30 баллов. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий (26-30 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий (22-25 баллов);
«удовлетворительно» – верно выполнено 50- 69% заданий (14-21 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий (0-13 баллов).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. КР-1 «Комплексные числа. Действия с ними» (образец) – https://disk.yandex.ru/i/j-Bc1vJ5zoCNQQ
(1) Выделить действительную и мнимую части.
(2) Найти модуль и аргумент комплексного числа.
(3) Найти решения системы уравнений.
(4) Вычислить корень n-ой степени из комплексного числа.
(5) Дать геометрическое описание множеств, заданных неравенствами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается баллами [0-3]. Максимальная сумма баллов за
контрольную работу КР-1 – 15 баллов. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 88-100% заданий
(14-15 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-87% заданий (11-13 баллов); «удовлетворительно» – верно
выполнено 50- 69% заданий (8-10 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий
(0-7 баллов).


2. КР-2 «Аналитические функции» (образец) – https://disk.yandex.ru/i/26MGGt_Q75zCZQ
(1) Отделить действительную часть от мнимой для функции указанного вида.
(2) Доказать, что производная указанной функции есть указанное выражение.
(3) Найти дробно-линейное преобразование, переводящее три заданные точки в три заданные точки.
(4) Восстановить аналитическую функцию по ее действительной части.
(5) Вычислить интеграл с помощью интегральной формулы Коши.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается баллами [0-6]. Максимальная сумма баллов за
контрольную работу КР-2 – 30 баллов. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 88-100% заданий
(14-15 баллов); «хорошо» – верно выполнено 70-87% заданий (11-13 баллов); «удовлетворительно» – верно
выполнено 50- 69% заданий (8-10 баллов); «неудовлетворительно» – верно выполнено 49% или менее 49% заданий
(0-7 баллов).

Оценивание выполнения практических заданий (4-балльная шкала или уровень освоения; Показатели (полнота
выполнения практического задания; своевременность выполнения задания; самостоятельность решения) 1.
Отлично (повышенный уровень). Критерии: Студентом задание выполнено полностью, своевременно и
самостоятельно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в выборе формул и решении нет ошибок,
получен верный ответ. 2. Хорошо (базовый уровень). Критерии: Студентом задание выполнено почти полностью,
своевременно. Составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет
существенных ошибок; правильно сделан выбор формул, допущены несущественные ошибки, при указании на
которые самостоятельно проводит правильные вычисления. 3. Удовлетворительно (пороговый уровень). Критерии:
Студентом задание решено не полностью, несвоевременно. Допущены ошибки в выборе формул и проведении
математических расчетов. Фрагмент аналогичного задания может быть выполнено самостоятельно. 4.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован). Критерии: Студентом задание не решено.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному за семестр
материалу. Зачет включает выполнение двух контрольных работ КР-1 и КР-2, индивидуального практического
задания на зачетное количество баллов, отсутствие пропусков без уважительной причины и невыполненных
домашних заданий и содержит аудиторную часть. Аудиторная часть зачета проводится в устной форме
соответственно списку теоретических вопросов. (Выбирается случайным образом 2 вопроса из списка.)

Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 3 семестра.
1. Комплексные числа: определение, геометрическая интерпретация, операции (сложение, умножение; обратные
операции; свойства, геометрическая интерпретация арифметических операций).
2. Модуль, аргумент, главное значение аргумента комплексного числа: определение, формулы для вычислений,
геометрическая интерпретация.
3. Комплексные числа: алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы записи комплексных чисел.
4. Формула Эйлера. Формула Муавра. Следствие из формулы Муавра.
5. Сфера Римана. Стереографическая проекция (формулы). Бесконечно удаленная точка. Расширенная
комплексная плоскость.
6. Функции комплексного переменного: определение функции, предел и непрерывность функции комплексного
переменного.
7. Выделение вещественной и мнимой части функции комплексного переменного. Определение обратной и
сложной функции.
8. Элементарные функции комплексного переменного: показательная (exp(z)), тригонометрические функции (sin
z, cos z), гиперболические функции (sh(z), ch(z)). Определения, свойства, основные формулы для указанных
элементарных функций комплексного переменного.
9. Функции комплексного переменного: степенная функция «z в степени n» и функция «корень n-ой степени из
z». Определения, свойства, основные формулы для указанных элементарных функций комплексного
переменного. Понятие о Римановой поверхности функции функция «корень n-ой степени из z».
10. Логарифмические функции комплексного переменного. Определения, свойства, основные формулы.
11. Дробно-линейная функция: определение; свойство сохранения ангармонического соотношения.
12. Дробно-линейная функция: представление в виде суперпозиции простейших преобразований.
13. Дробно-линейная функция: групповое и круговое свойство.
14. Дифференцирование функции комплексного переменного: определение производной, правила
дифференцирования.
15. Дифференцирование и аналитичность функции комплексного переменного на множестве и в точке.
16. Условия Коши - Римана. Формулы для вычисления производной.
17. Конформные отображения: определение; геометрический смысл модуля и аргумента производной.
18. Аналитические функции, связь с гармоническими: определения аналитической и гармонической функций.
Сопряженные гармонические функции. Восстановление аналитической функции по ее действительной или
мнимой части.
19.Интегрирование по комплексной переменной. Определение интеграла, свойства интеграла. Формулы для
вычисления интеграла.
20. Теорема Коши для односвязной области (три формулировки). Теорема Коши для многосвязной области.
21. Интегральная формула Коши.
22. Интегральная формула Коши для вычисления производных высших порядков аналитической функции.
23. Основные теоремы теории аналитических функций: Теорема о среднем; Принцип максимума модуля.
24. Основные теоремы теории аналитических функций: Теоремы Морера и Лиувилля.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый
ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы,
достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные
вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные
практические задания без ошибок. «Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где
студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные
посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит
примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность
ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими
неточностями. «Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов
изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных
вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать
аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью,
логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении
практических заданий. «Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных
неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким
раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы
поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при
дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Оценивание выполнения заданий (Сводка): КР-1 --- 0-15 баллов; КР-2 --- 0-15 баллов; ИПЗ --- 0-30 баллов; Устная
часть зачета --- 0-20 баллов; Отсутствие пропусков и невыполненных ДЗ --- 0-20 баллов. Итог: 0-100 баллов.


Сопоставление шкал оценивания «4-балльной шкалы или уровня освоения и 100-балльной шкалы с бинарной
шкалой»: Отлично (повышенный уровень) --- 85-100; Хорошо (базовый уровень) --- 70-84; Удовлетворительно
(пороговый уровень) --- 50-69; Неудовлетворительно (уровень не сформирован) --- 0-49.
Итог: Зачтено --- 50-100 баллов; Не зачтено --- 0-49 баллов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрушко И.М. Курс высшей математики. Теория функций комплексной переменной: лекции и практикум: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Свешников А.Г., Тихонов А.Н. Теория функций комплексной переменной: учебное пособие М.: Физматлит, 2010 znanium.com
Л1.3 Привалов И.И. Введение в теорию функций комплексного переменного: учебное пособие СПб.: «Лань» // ЭБС "Лань", 2009 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. М. Владимирский, А. Б. Горстко, Я. М. Ерусалимский Математика. Общий курс: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
Л2.2 Геворкян П. С. Высшая математика: книга Физматлит, 2007 г. biblioclub.ru
Л2.3 В. А. Ганов, Р. В. Дегтерева ; АлтГУ Лекции по высшей математике (Ч. 2: Дифференциальное и интегральное исчисления, функции нескольких переменных, функции комплексного переменного, дифференциальные уравнения и теория вероятностей): учеб. пособие: [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 Пантелеев А.В., Якимова А.С. Теория функций комплексного переменного и операционное исчисление в примерах и задачах: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э4 Образовательный курс Комплексный анализ на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных "Scopus": http://www.scopus.com;
Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru;
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru;

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/index.php?categoryid=96

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.