МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная система стран Восточной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКорея и корейский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_Зарубежное регионоведение_КореяиКЯ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальная система стран Восточной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 553)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Социальная система стран Восточной Азии» - сформировать у студентов целостное представление о социальной системе КНР

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.1 Знает общественно- политические, экономические и социокультурные события и процессы в регионе специализации в их взаимосвязи с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально- государственном, региональном и локальном уровнях
ОПК-4.2 Умеет анализировать причинно-следственные связи в исследовании общественно- политических и социально- экономических событий и процессов в регионе специализации
ОПК-4.3 Способен давать характеристику и оценку политическим и социально- экономическим процессам в регионе специализации, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстом на глобальном уровне
ПК-4Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.
ПК-4.1 Знает природные, экономико-географические, исторические, политические, правовые, социальные, экономические, демографические, лингвистические, этнические, культурные, религиозные особенности развития региона специализации
ПК-4.2 Умеет составлять комплексную характеристику региона специализации с применением современных технологий поиска, обработки и анализа информации
УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная система и глобальный мир
1.1. Особенности социальной системы стран Восточной Азии Лекции 8 4 Л1.1
1.2. Особенности социальной системы стран Восточной Азии Практические 8 4 Л1.1
1.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 10 Л1.1
Раздел 2. Социальная система КНР
2.1. Социальное развитие КНР Лекции 8 6 Л1.1
2.2. Социальная система КНР Практические 8 6 Л1.1
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 26 Л1.1
Раздел 3. Социальная система РК
3.1. Социальная система Южной Кореи Лекции 8 6 Л1.1
3.2. Социальная система Южной Кореи Практические 8 6 Л1.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 16
Раздел 4. Социальная система Японии
4.1. Социальная система Японии Лекции 8 6 Л1.1
4.2. Социальная система Японии Практические 8 4 Л1.1
4.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 14 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме контрольные задания и вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации размещены в Электронных учебно-методических комплексах по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4776
Оценка сформированности компетенции
ПК-4: Способен составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его природных, экономико-географических, исторических, политических, правовых, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей.

Примеры заданий закрытого типа:
1. В течении какого времени Организация наниматель должна обратиться местному агентству социального страхования для прохождения формальностей по регистрации социального страхования по предоставлении бизнес-лицензии, удостоверения о регистрации или печати предприятия?
а. 30
б. 15
в. 10
г. 20
Ответ: а

2. Какое наказание предусмотрено руководству за невыполнение предприятием-нанимателем формальностей по регистрации социального страхования?
а. штраф в сумме от 500 до 3000 юаней
б. наказаний не предусмотрено
в. тюремное заключение
г. аннулирование лицензии
Ответ: а

3. Закон КНР об образовании был принят в:
а. 1995 г.
б. 1997 г.
в. 1981 г.
г. 2011 г.
Ответ: а

4. Значительная часть вузов КНР принадлежит
а. Министерству образованию
б. Провинциям
в. Городским округам
г. Частным лицам
Ответ:б.
5. Верно ли суждение?
Частные лица, проживающие за пределами территории Китая, отвечающие требованиям, установленным государством и выполнившие установленные формальности, могут приезжать в Китай с целью учебы, проведения исследований, в рамках академического обмена или преподавания в школах и других учебных заведениях.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

6. Верно ли суждение?
Органы власти КНР разных уровней должны, в соответствии с действующими государственными постановлениями, отдавать приоритет и проводить политику преференций в отношении издания и распространения учебников и других учебных и обучающих печатных материалов, производства и снабжения учебными и обучающими пособиями и оборудованием, а также книгами и другими печатными материалами, учебными и обучающими пособиями и оборудованием, используемым в образовании и в научных исследованиях..
а. Да
б. Нет
Ответ: а

7. В соответствии с QS World University лучшим Китайским вузом является:
а. Пекинский
б. Цзилиньский
в. Нанкинский
г. Цинхуаский
Ответ:а

8. Высшее образование Китая имеет какое количетсво уровней?
а. 4 (бакалавриат, магистратура, докторантура и постдокторантура)
б. 3
в. 2
г. 1
Ответ:а

9. Высшее стратегическое управление в ВУЗах Китая осуществляется:
а. Партийными органанми
б. Административными органанима
в. Общественными структурами
г. Педагогическим коллективом
Ответ:а

10. Частные ВУЗы Китая подчиняются:
а. Департаменту образования провинции
б. Министерству образования
в. Управлению образования городского округа
г. Независимы
Ответ: а

11. Имеют ли право родители заходить в школу, где учатся их дети?
а. Нет
б. Да
Ответ: а

12. Сколько ступеней средней школы в Китае?
а. 3
б. 4
в. 5
г. 6
Ответ: а

13. Для поступления в ВУЗ китайские школьники сдают ли гос. эказмен, аналог нашего ЕГЭ?
а. Да
б. Нет
Ответ: а

14. Сколько ступеней средней школы в Китае?
а. 3
б. 4
в. 5
г. 6
Ответ: а

15. Нужна ли медицинская страховка в Китае туристам?
Ответ: Медицинская страховка в Китай – обязательное условие для получения визы на въезд независимо от сроков и целей посещения страны. Услуги квалифицированных врачей здесь предоставляются только на страховой основе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа:
1. Что такое сяокан?
Ответ: Среднезажиточное общество — китайский термин, первоначально использовавшийся в конфуцианстве, описывающий общество, состоящее из функционального среднего класса. Этот термин наиболее известен в последние годы благодаря его использованию Ху Цзиньтао в период с 2002 года по 2012 год, когда речь шла об экономической политике, направленной на более равномерное распределение богатства.

2. Сколько типов пенсионного обеспечения в Китае?
Ответ: В Китае существуют три типа пенсий.
а. Наиболее распространенная пенсия в целом похожа на нашу - она образуется из взносов гражданина в виде отчислений от зарплаты.
б. Второй вид пенсии получают чиновники - им доплачивает государство.
в. Наконец, крестьяне, не имеющие специального дохода, а также безработные городские жители получают минимальное содержание от государства.

3. Приведите примеры перераспределения доходов в Китае
Ответ: В феврале 2014 г. Госсовет КНР издал Временное постановление о социальной помощи, где говорилось о выделении социальных пособий семьям, доход которых ниже прожиточного минимума в регионе, пожилым людям, требующим постоянного ухода, а также детям и тяжелобольным.

4. Назовите самые распространенные социальные слои современного Китая
Ответ: Рабочие 20%, Аграрии 40-50%

5. Существует ли региональная специфика социальной поддержки в Китае
Ответ: Чем выше уровень развития провинции, тем выше и уровень социальной поддержки. Наибольшее социальные выплаты в Гуандуне, Шаньдуне и т.д.

6. Существуют ли региональные программы социальной политики?
Ответ: Да. Каждый регион учитывает местные факторы социального развития. Например, в СУАР активно поддерживают развитие дошкольного и двуязычного среднего образования (особенно на Юге) или активно проводят политику сидентеризации кочевников.

7. Какова официальная цель образования в КНР?
Образование служит при реформировании делу модернизации страны (а) и отвечает потребностям ее социально – экономического развития (б), личностный аспект образования носит дополнительныый характер (в);

8. Назовите страну, социальное страхование ктороые было использовано в Китае в качестве образца.
Ответ: США. В частности, медицинское страхование во многом напоминает американскую.

9. Что такое социальная политика?
Ответ: Социальная политика – это деятельность государства по распределению и перераспределению средств (а) с целью свести к минимуму социальное неравенство (б) и связанные с ним социальные конфликты (в).

10. Назовите причины реформирования социальной системы КНР в 2010-х годах?
Ответ: Реформирование экономики привело к возникновению проблем, связанных с неравномерностью социально-экономического развития (а), выражающихся в отсталости социальной сферы, в первую очередь из недостаточного объёма финансирования (б) государством здравоохранения, образования и системы социального обеспечения, что приводит к большему социальному расслоению и поляризации населения (в).

11. Какие сферы поддерживаются государство при социальной политике?
Государство создает системы социального страхования, такие, как базовое пенсионное страхование (а), базовое медицинское страхование (б), страхование производственного травматизма (в), страхование по безработицы (г) и страхование материнства (д) с тем, чтобы защитить право граждан на получение материальной помощи от государства...

12. Что включает в себя базовое пенсионное страхование?
Работники должны участвовать в базовом пенсионном обеспечении (а) и взносы по пенсионному страхованию выплачиваются совместно предприятиями-нанимателями (б) и работниками (в). Государство участвует в пенсионном страховании только в сельских районах (г)

13. Что включает в себя базовое медицинское страхование?
Работники участвуют в базовом медицинском страховании для работников (а). Предприятия-наниматели (б) и работники (в) совместно выплачивают взносы по базовому медицинскому страхованию согласно существующим государственным положениям. Государство создает и совершенствует новую медицинскую систему для сельских кооперативов (г.).

14. Объясните пенсионный принцип 65+1
Ответ: Если чиновник находится в должности при наступлении 65 лет, у него есть год службы, после чего выходит на пенсию.

15. С какого возраста китайские граждане выходят на пенсию*
Ответ: мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет. Однако возможны исключения в некоторых ситуациях. Влияют стаж, производственные условия, тяжесть работы.

16. Объясните общие правила начисления пенсии в Китае.
Ответ: Теперь наемным служащим, индивидуальным предпринимателям и их сотрудникам пособия платят, но в том случае, если они проработали не меньше 15 лет. На протяжении всего этого периода из окладов нужно регулярно отчислять взносы в пенсионный фонд. Отправлять надо до 25 % от заработка.

17. Назовите базовые начисления в Китае
Ответ: базовые начисления по старости – от 500 до 800 юаней

18. Каковы средние выплаты пенсии в Китае (начало 2020-х годов) для граждан?
Ответ: средние выплаты для городских жителей со стажем примерно 20 лет – от 2.000 до 2.500 юаней;

19. Каковы средние выплаты пенсии в Китае (начало 2020-х годов) для чиновников?
Ответ: пособия для чиновников при наличии надбавок от государства – около 3.000 юаней.

20. Существуют ли пенсионные льготы в Китае?
Ответ: Да, не нужно платить за коммунальные услуги или расчет ведется по сниженным ставкам

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОПК-4: Способен устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами, а также с объективными тенденциями и закономерностями комплексного развития на глобальном, макрорегиональном, национально-государственном, региональном и локальном уровнях
Примеры заданий закрытого типа
1. Профильное министерство социального развития?
а. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения
б. Министерство земельных ресурсов
в. Министерство сельского хозяйства и сельских дел
г. Министерство по делам ветерано
Ответ: а

2. Выберите лишнее.
Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР возглавляет:
а. Ван Сяопин
б. Дэн Сяопин,
в. Ли Кэцян
г. Ли Юэй
Ответ: а

3. Верно ли утверждение?
Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения уделяет приоритетное внимание трудящимся-мигрантам, уволенным рабочим, бедным людям и выпускникам университетов и институтов в предоставлении работы.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

3. Верно ли утверждение?
По размеру страховых премий ведущими городами были Пекин (230 млрд юаней), Шанхай (186 млрд юаней), Шэньчжэнь (145 млрд юаней)
а. Да
б. Нет
Ответ: а

4. С какого года в Китае Дэн Сяопин возобновил страхование
а. 1980
б. 1975
в. 1989
г. 1990
Ответ: а

5. Первая страховая компания, возникшая после 1980 г.
а. Народная страховая компания Китая
б. Госсрах
в. Народный банк и страхование
г. Шанхайская страховка
Ответ: а

6. Медицина в Китае платная?
а. Да
б. Нет
Ответ: а

7. К международным страховым компаниям, которые работают в Китае, относятся?
а. Cigna
б. Ping An Health
в. Kunlun Health
г. PICC Health
Ответ: а

8. Верно ли утверждение?
В белой книге КНР зафиксировано: В Китае сформирована крупнейшая в мире система социального обеспечения, включающая, в частности, пенсии, медицинское страхование и социальную помощь.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

9. Верно ли утверждение?
К началу 2020-х годам в Китае свыше 1 млрд человек были охвачены системой основного страхования по старости.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

10. Одним из социальных направлений в политике властей СУАР является:
а. Развитие двуязычного образования
б. Запрет ислама
в. Запрет уйгурского языка
г. Контроль над уйгурами
Ответ: а

11. Развитие стационарных зимовок для скотоводов на уровне волости в Синьцзяне связана с политикой:
а. Седентаризацией
б. Исламизацией
в. Борьбой с терроризмом
г. Борьбой с контрабандой
Ответ: а

11. Существует ли в Китае религиозное образование
а. Да
б. Нет
Ответ: а

12. Си Цзиньпин расширил понятие зажиточное общество, введя понятие:
а. Всестороннее (полное) построение среднезажиточного общества
б. Гармоничное общество
в. Всеобщее благосостояние
г. Китайская мечта
Ответ: а

13. С т.з. нормативных и партийных актов Китай стремиться к какому % городскому населению страны
а. 50
б. 60
в. 90
г. 100
Ответ: а

14. Какова среднедушевая жилплощадь городского населения м2.
а. 30
б. 60
в. 90
г. 100
Ответ: а

15. Каков целевой доход на душу населения городских жителей Китая?
а. 18 000 юаней
б. 10 000 юаней
в. 1 000 юаней 90
г. 5 000 юаней
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Назовите основные функции Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР
Ответ: Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР является министерством при Госсовете, которое отвечает за национальную политику труда, стандартов, регламентов и управления народным социальным обеспечением.

2. Опишите организацию Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР
Ответ: Включает в себя управление рабочей силой, санацию трудовых отношений, социальное страхование и управление правовым строительством труда.

3. Какая методология положена в основу социальной сферы Китая?
Ответ: Ответственное сотрудничество, в котором участвуют три субъекта: государство, работодатель

4. Назовите крупнейшие страховые компании КНР:
Ответ: Ping An Health, Kunlun Health, PICC Health, Hexie Health

5. Что такое всеобщее благосостояние?
Ответ: Государство всеобщего благосостояния, благополучия или благоденствия - концепция политического строя, при которой государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия его граждан.

6. С т.з. нормативных и партийных актов какой коэффициент охвата социального обеспечения должно стремиться китайское государство?
Ответ: Коэффициент охвата социальным обеспечением – 95 процентов

7. Какой главный показатель общества сяокан?
Ответ: Среднедушевой ВВП. Предполагается, что в Китае должен превысить 3000 долларов США

8. Реализовалось ли строительство среднезажиточного общества в Китае?
Ответ: Официально, да. На XIX съезде КПК, который состоялся 18 октября 2017 года, Си Цзиньпин отметил, что период с нынешнего момента и по 2020 год - период завоевания решающей победы в полном построении среднезажиточного общества.

9. Концепция сяокана чем интересна с исторической т.з.?
Ответ: Концепция общества Сяокан — это первый случай, когда КПК использовала классическую китайскую концепцию.

10. Высшее образование в Китае бесплатно?
Ответ: Нет, в Китае высшее образование платно. Вместе с тем, существуют гранты, которые выдаются талантливым студентом от правительства провинции.

11. Какие провинции Китая считаются наиболее благополучными с т.з. социальной сферы?
Ответ. Приморские провинции.

12. Каков индекс социального развития в КНР?
Ответ: Китай занимает середину в показателях социального развития 85 место среди 189 стран (2019 г.). Данный индекс в стране вырос примерно на 51,1 проц. по сравнению с показателем 1990 г.

13. Какова средняя продолжительность жизни в Китае?
Ответ: 79 лет.

14. При реализации социальной политики, на какую концепцию опираются партийные и государственные органы?
Ответ: Китай продвигает развитие с концепцией "человек - превыше всего"

15. Можно ли в Китае иметь две квартиры в собственности?
Ответ: Можно, но в разных провинциях

16. Среди рабочего класса, какая прослойка наиболее социально обеспеченна?
Ответ: рабочие государственных предприятий

17. Существует ли особый порядок по борьбе с коррупцией?
Ответ: Да, коррупция в Китае во много контролируется партийными органами (дисциплинарной комиссией).

18. Служба в Синьцзяне имеет ли льготы?
Ответ: Да, имеет. Государственные служащие работают по принципу год за два. Специалисты имеют расширенные социальный пакет.

19. Опишите суть проекта 985?
Ответ: Проект 985 - проект по развитию системы высшего образования в Китае. Основная цель проекта — при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая

20. Опишите суть проекта 211
Ответ: Проект, разработанный Министерством образования КНР в 1995 году, согласно которому в КНР отобрано около 100 наиболее важных (ключевых) вузов . Именно они должны готовить элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Примеры заданий закрытого типа
1. Профильное министерство социального развития?
а. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения
б. Министерство земельных ресурсов
в. Министерство сельского хозяйства и сельских дел
г. Министерство по делам ветерано
Ответ: а

2. Выберите лишнее.
Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР возглавляет:
а. Ван Сяопин
б. Дэн Сяопин,
в. Ли Кэцян
г. Ли Юэй
Ответ: а

3. Верно ли утверждение?
Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения уделяет приоритетное внимание трудящимся-мигрантам, уволенным рабочим, бедным людям и выпускникам университетов и институтов в предоставлении работы.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

3. Верно ли утверждение?
По размеру страховых премий ведущими городами были Пекин (230 млрд юаней), Шанхай (186 млрд юаней), Шэньчжэнь (145 млрд юаней)
а. Да
б. Нет
Ответ: а

4. С какого года в Китае Дэн Сяопин возобновил страхование
а. 1980
б. 1975
в. 1989
г. 1990
Ответ: а

5. Первая страховая компания, возникшая после 1980 г.
а. Народная страховая компания Китая
б. Госсрах
в. Народный банк и страхование
г. Шанхайская страховка
Ответ: а

6. Медицина в Китае платная?
а. Да
б. Нет
Ответ: а

7. К международным страховым компаниям, которые работают в Китае, относятся?
а. Cigna
б. Ping An Health
в. Kunlun Health
г. PICC Health
Ответ: а

8. Верно ли утверждение?
В белой книге КНР зафиксировано: В Китае сформирована крупнейшая в мире система социального обеспечения, включающая, в частности, пенсии, медицинское страхование и социальную помощь.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

9. Верно ли утверждение?
К началу 2020-х годам в Китае свыше 1 млрд человек были охвачены системой основного страхования по старости.
а. Да
б. Нет
Ответ: а

10. Одним из социальных направлений в политике властей СУАР является:
а. Развитие двуязычного образования
б. Запрет ислама
в. Запрет уйгурского языка
г. Контроль над уйгурами
Ответ: а

11. Развитие стационарных зимовок для скотоводов на уровне волости в Синьцзяне связана с политикой:
а. Седентаризацией
б. Исламизацией
в. Борьбой с терроризмом
г. Борьбой с контрабандой
Ответ: а

11. Существует ли в Китае религиозное образование
а. Да
б. Нет
Ответ: а

12. Си Цзиньпин расширил понятие зажиточное общество, введя понятие:
а. Всестороннее (полное) построение среднезажиточного общества
б. Гармоничное общество
в. Всеобщее благосостояние
г. Китайская мечта
Ответ: а

13. С т.з. нормативных и партийных актов Китай стремиться к какому % городскому населению страны
а. 50
б. 60
в. 90
г. 100
Ответ: а

14. Какова среднедушевая жилплощадь городского населения м2.
а. 30
б. 60
в. 90
г. 100
Ответ: а

15. Каков целевой доход на душу населения городских жителей Китая?
а. 18 000 юаней
б. 10 000 юаней
в. 1 000 юаней 90
г. 5 000 юаней
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Что такое системный подход
Ответ: Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов

2. Что такое целостность в системном подходе?
Ответ: Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

3. Что такое иерархичность в системном подходе?
Ответ: Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня.

4. Что такое структуризация в системном подходе?
Ответ: Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

5. Что такое множественностьв системном подходе?
Ответ: Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

6. Что такое множественностьв системном подходе?
Ответ: Эмерджентность, свойство объекта обладать признаками, отличными от признаков элементов его составляющих.

7. Какой главный показатель общества сяокан?
Ответ: Среднедушевой ВВП. Предполагается, что в Китае должен превысить 3000 долларов США

8. Реализовалось ли строительство среднезажиточного общества в Китае?
Ответ: Официально, да. На XIX съезде КПК, который состоялся 18 октября 2017 года, Си Цзиньпин отметил, что период с нынешнего момента и по 2020 год - период завоевания решающей победы в полном построении среднезажиточного общества.

9. Концепция сяокана чем интересна с исторической т.з.?
Ответ: Концепция общества Сяокан — это первый случай, когда КПК использовала классическую китайскую концепцию.

10. Высшее образование в Китае бесплатно?
Ответ: Нет, в Китае высшее образование платно. Вместе с тем, существуют гранты, которые выдаются талантливым студентом от правительства провинции.

11. Какие провинции Китая считаются наиболее благополучными с т.з. социальной сферы?
Ответ. Приморские провинции.

12. Каков индекс социального развития в КНР?
Ответ: Китай занимает середину в показателях социального развития 85 место среди 189 стран (2019 г.). Данный индекс в стране вырос примерно на 51,1 проц. по сравнению с показателем 1990 г.

13. Какова средняя продолжительность жизни в Китае?
Ответ: 79 лет.

14. При реализации социальной политики, на какую концепцию опираются партийные и государственные органы?
Ответ: Китай продвигает развитие с концепцией "человек - превыше всего"

15. Можно ли в Китае иметь две квартиры в собственности?
Ответ: Можно, но в разных провинциях

16. Среди рабочего класса, какая прослойка наиболее социально обеспеченна?
Ответ: рабочие государственных предприятий

17. Существует ли особый порядок по борьбе с коррупцией?
Ответ: Да, коррупция в Китае во много контролируется партийными органами (дисциплинарной комиссией).

18. Служба в Синьцзяне имеет ли льготы?
Ответ: Да, имеет. Государственные служащие работают по принципу год за два. Специалисты имеют расширенные социальный пакет.

19. Опишите суть проекта 985?
Ответ: Проект 985 - проект по развитию системы высшего образования в Китае. Основная цель проекта — при сотрудничестве с местными правительствами вывести на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая

20. Опишите суть проекта 211
Ответ: Проект, разработанный Министерством образования КНР в 1995 году, согласно которому в КНР отобрано около 100 наиболее важных (ключевых) вузов . Именно они должны готовить элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие социальной системы.
2. Социальная система КНР.
3. Источники по изучению социальной системы.
4. Аналитические центры КНР и основные проблемы социальной системы.
5. Общество датун и сяокан.
6. Система образования КНР.
7. Закон о высшем образовании КНР.
8. Обучение в Китае: гранты, визовая поддержка и учебный процесс.
9. Роль страхования в современном мире.
10. Виды социального страхования: Закон о Социальном страховании в КНР.
11. Пенсионная КНР.
12. Медицинское страхование.
13. Правовой статус ВУЗов КНР и мировые рейтинки.
14. Региональные проблемы социальной системы КНР.
15. Социальный рейтинг.
16. Теория тройственного представительства.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте Закон о Высшем образовании раздел1.
2. Проанализируйте Закон о Высшем образовании раздел2.
3. Проанализируйте Закон о Высшем образовании раздел3.
4. Проанализируйте Закон о Высшем образовании раздел4.
5. Проанализируйте Закон о Высшем образовании раздел5.
6. Проанализируйте Закон о Социальном страховании раздел1.
7. Проанализируйте Закон о Социальном страховании раздел2.
8. Проанализируйте Закон о Социальном страховании раздел3.
9. Проанализируйте Закон о Социальном страховании раздел4.
10. Проанализируйте Закон о Социальном страховании раздел5.
11. Проанализируйте Закон о пенсионном обестпечении рабочих гос. предприятий.
12. Проанализируйте Голубую книгу образования.
13. Проанализируйте Голубую книгу социального развития КНР.
14. Проанализируйте Голубую книгу социального развития Синьцзяна (раздел1).
15. Проанализируйте Голубую книгу социального развития Синьцзяна (раздел2).
16. Проанализируйте Голубую книгу социального развития Синьцзяна (раздел3).


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - Отв. ред., Климантова Г.И. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина "Социальная система КНР" в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.