МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 145
индивидуальные консультации 30
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 145 145 145 145
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формировании у студентов знаний о теоретических и практических основах обеспечения жизни и деятельности человека в условиях чрезвычайных ситуациях (ЧС), умений и навыков участвовать в мероприятиях по защите объектов экономики, предупреждению и ликвидации последствий ЧС, при которых с достаточно высокой вероятностью исключаются опасности,
т.е. возможность опасных и вредных воздействий на людей, окружающую среду, а вслучае возникновения таких воздействий предусмотрено все необходимое для успешной ликвидации этих последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды
ПК-5 Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы защиты населения в ЧС;
- организационную структуру, силы и задачи ГО и РСЧС;
- знать основы планирования и последовательность работ по ликвидации последствий ЧС;
- социально-психологические предпосылки несчастных случаев;
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать развитие ЧС в техносфере, оценивать их поражающие факторы и возможные последствия;
- оценивать устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- эффективными способами повышения устойчивости функционирования промышленных и иных объектов в ЧС мирного и военного времени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
1.1. Введение в дисциплину.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, стихийные явления, характерные для Российской Федерации.Общие сведения о мероприятиях по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуаций Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуаций Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Техногенные ЧС, ЧС военного времени, их виды и поражающие факторы Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Характеристика чрезвычайных ситуаций естественного происхождения в России и Алтайском крае Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Характеристика чрезвычайных ситуаций естественного происхождения в Алтайском крае Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Классификация чрезвычайных ситуаций по сфере возникновения Сам. работа 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Действие поражающих факторов ЧС природного происхождения на производственные объекты Сам. работа 5 6 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения и радиоактивного заражения. Химическое оружие, токсикологические характеристики отравляющих веществ Сам. работа 5 6 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Прогнозирование масштабов техногенных чрезвычайных ситуаций
2.1. Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Химически опасные объекты, их группы и классы опасности. Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Аварии на пожароопасных объектах. Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Аварии на радиационноопасных объектах Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Порядок прогнозирования аварий на химически опасных объектах Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Порядок прогнозирования аварий на пожароопасных объектах Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Порядок прогнозирования аварий на взрывоопасных объектах Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Расчет норм снабжения населения, пострадавшего в ЧС Лабораторные 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Средства радиационной разведки и контроля Лабораторные 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Прогнозирование и оценка опасности взрывов и пожаров на объектах Лабораторные 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Общие меры профилактики на ХОО. Прогнозирование аварий. Сам. работа 5 8 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Параметры и классификации пожаров. Поражающие факторы при пожаре. Классификация пожароопасных объектов по подверженности пожарам. Открытые пожары. Особенности пожаров нефтепродуктов Сам. работа 5 7 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Радиационные аварии, их виды, динамика развития, действия поражающих факторов. Меры по предупреждению аварий. Принципы радиационной безопасности. Оценка и прогноз радиационной обстановки. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Государственная концепция защиты населения и территорий в ЧС
3.1. Структура гражданской обороны на промышленном объекте и службы гражданской обороны. Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Защита населения и территорий от современных средств поражения, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих действий Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Характеристика защитных мероприятий при чрезвычайных ситуациях в Алтайском крае Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), задачи, структура, органы управления, силы, фонды. Консультации 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Основные правовые нормативные акты, определяющие направления, меры и мероприятия, снижающие вероятность реализации поражающего потенциала техногенных ЧС. Направление подготовки объекта и персонала к действиям в ЧС. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Защитные мероприятия при чрезвычайных ситуациях
4.1. Защитные мероприятия при авариях на ХОО. Химический контроль и химическая защиты Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Организация защитных мероприятий на промышленном объекте. Структура гражданской защиты на промышленном объекте Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Порядок разработки мероприятий на объектах Алтайского края снижающие вероятность реализации поражающего потенциала техногенных ЧС Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Структура территориальных подсистем РСЧС военного времени Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Системы оповещения при возникновении ЧС Сам. работа 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Химический контроль и химическая защиты: общее положение, цели, задачи, мероприятия. Способы защиты производственного персонала, населения, территории и воздушного пространства от АХОВ. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Защитные мероприятия при авариях на РОО.Радиационный (дозиметрический) контроль. Организация защитных мероприятий на промышленном объекте. Структура гражданской защиты на промышленном объекте. Планирование защитных мероприятий, оповещение. Критерии принятия решений для эвакуации людей Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Устойчивость функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях
5.1. Понятия устойчивости объектов в ЧС. Устойчивость функционирования объектов в ЧС мирного и военного времени. Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.2. Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях. Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.3. Порядок планирования защитных мероприятий в зависимости от расположения объектов на территории Алтайского края Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.4. Терроризм, его классификация,силы предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных террористическими актами Лабораторные 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.5. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Организация исследования устойчивости объекта. Методика оценки защищенности персонала. Методика оценки физической устойчивости производственных зданий. Методика устойчивости физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.6. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Мероприятия по повышению устойчивости инженернотехнического комплекса и системы управления объектом Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
6.1. Виды аварийно-спасательных работ. Привлекаемые силы и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСНДР). Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.2. Методика и порядок выработки решения на проведение аварийноспасательных работ. Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях. Сам. работа 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.3. Методика оценки инженерной обстановки на объекте, возникшей в результате ЧС, и определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. Консультации 5 2 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.4. Методика и порядок выработки решения на проведение аварийноспасательных работ Консультации 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.5. Способы решения задач при чрезвычайных ситуациях Консультации 5 4 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.6. Способы ведения и основы управления АСНДР. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.7. Планирование мероприятий по подготовке и применению сил и средств в чрезвычайных ситуациях. Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.8. Безопасность аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях Сам. работа 5 10 ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10904

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Согласно Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» граждане имеют право
а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
б) на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров
в) находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в собственности РФ, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством
г) защиту своих прав от неправомерных действий (бездействия) иных лиц, в том числе на судебную защиту своих прав и законных интересов
Ответ: а

Вопрос 2. В случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, граждане имею право на:
а) пенсионное обеспечение
б) на бесплатное жилье
в) на льготный проезд в общественном транспорте
г) разовую денежную компенсацию
Ответ: а

Вопрос 3. Граждане РФ в области гражданской обороны имеют право на:
а) защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий
б) освобождение от воинской обязанности
в) на безвозмездное страхование жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий
г) на специальную пенсию на период ведения военных действий
Ответ: а

Вопрос 4. Для каких целей создаются резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций?
а) в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
б) цели, для которых создаются указанные резервы, определяются лицами их создающими
в) для использования в экономически сложной ситуации, не связанной с чрезвычайными ситуациями
г) указанные резервы материальных ресурсов не имеют целевого назначения
Ответ: а

Вопрос 5. Где осуществляется подготовка работающего населения для защиты от чрезвычайных ситуаций?
а) в учреждениях образования МЧС и в организациях МЧС
б) на учебно-методических сборах, учениях, тренировках, дополнительных занятиях
в) непосредственно по месту работы (службы) по специально разработанным программам
г) все перечисленные ответы верные
Ответ: в

Вопрос 6. В случае пожара или угрозы обрушения необходимо возможно быстрее покинуть здание, используя:
а) основные и запасные пути эвакуации или лестницы (в т.ч. наружные), согласно планов эвакуации
б) оконные проемы на высоте не более третьего этажа
в) выходы на кровлю здания
г) все вышеуказанные ответы являются верными
Ответ: а

Вопрос 7. Как необходимо поступить, если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу из помещения при пожаре в здании:
а) нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь
б) нужно немедленно вернуться обратно, оставив дверь открытой
в) пытаться найти выход, двигаясь ползком
г) дождаться рассеивания дыма, защитив при этом органы дыхания подручными средствами
д) приступить к тушению пожара всеми доступными средствами
Ответ: а

Вопрос 8. В чем заключается опасность использования порошкового огнетушителя в закрытых помещениях
а) порошок может нанести вред органам дыхания и зрения
б) в закрытых помещения огнетушитель не работает
в) существует опасность разрыва колбы огнетушителя
г) все варианты ответов являются неверными
Ответ: а

Вопрос 9. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?
а) санобработку
б) дегазацию
в) дезинфекцию
г) дератизацию
д) дезактивацию
Ответ: а,в,г

Вопрос 10. Оказавшись в зоне химического заражения, вы почувствовали запах горького миндаля. Какое это ОВ?
а) Иприт
б) Ви-икс (VX)
в) Синильная кислота
г) Фосген
д)) Зарин
Ответ: в

Вопрос 11. Пары, какого из перечисленных веществ является наиболее токсичным:
а) хлор
б) аммиак
в) ртуть
г) этилен
Ответ: в

Вопрос 12. При ликвидации последствия техногенного характера аварии вы вошли в тёмное здание. Что вы предпримете, чтобы осмотреться?
Ответ: воспользоваться щелочным фонарем

Вопрос 13. Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?
а) фугасные авиабомбы, артиллерийские снаряды, противотанковые мины
б) ракеты с ядерными боеголовками
в) ракетные установки «Град»
Ответ: б

Вопрос 14. При каком медицинском обследовании мы получаем наибольшее радиоактивное облучение?
а) при флюорографии
б) при рентгене зуба
в) при рентгене желудка
Ответ: в

Вопрос 15. Главный поражающий фактор ядерного оружия:
а) проникающая радиация
б) радиоактивное заражение
в) ударная волна
Ответ: в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Имеют ли право граждане использовать в соответствии с планами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество,
предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций?
Ответ: имеют

Вопрос 2. Обязаны ли граждане изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим:
Ответ: обязаны

Вопрос 3. Обязаны ли граждане знать и выполнять требования пожарной безопасности в быту и производственной деятельности?
Ответ: обязаны

Вопрос 4. За проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций граждане имеют право на _______.
Ответ: на бесплатное медицинское обслуживание, компенсации, льготы

Вопрос 5. С помощью каких средств производится оповещение населения о чрезвычайных ситуациях?
Ответ: электросирен, радио телевизионного вещания, СМС-рассылки

Вопрос 6. В каком случае подается сигнал «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА»?
Ответ:при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения)

Вопрос 7. В каком случае в населенном пункте или районе передается сигнал «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»?
Ответ: в случае движения к нему радиоактивного облака

Вопрос 8. Что необходимо сделать в первую очередь, если вы услышали запах газа?
Ответ: следует немедленно прекратить пользование газоиспользующим оборудованием и перекрыть газовый вентиль

Вопрос 9. Почему в задымленных помещениях опасно находиться?
Ответ: высока вероятность потерять сознание (достаточно нескольких глотков дыма и человек теряет сознание)

Вопрос 10.Если вы услышите речевое оповещение о пожаре, как вы поступите?
Ответ: немедленно покинете здание

Вопрос 11. Что обозначают зеленые сплошные линии на планах эвакуации:
Ответ: основные пути эвакуации

Вопрос 12. Что делать если на пути эвакуации высокая температура и вы не можете двигаться дальше?
Ответ: использовать для защиты плотную влажную ткань, одежду, двигаться пригнувшись или ползком

Вопрос 13. Можно ли входить при эвакуации из здания во время пожара туда, где густой дым?
Ответ: нельзя

Вопрос 14. Укажите, порядок сообщения о пожаре:
Ответ: сообщить точный адрес, где и что горит, этаж, подъезд, кто сообщил

Вопрос 15. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1-м этаже 9-этажного дома и
можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:
Ответ: нудно подняться на верхний этаж

Вопрос 16. При аварии на химически опасном объекте вы оказались в зоне заражения. В каком направлении следует покидать ее?
Ответ: перпендикулярно ветру

Вопрос 17. Проникающая радиация – это ______.
Ответ: поток гамма лучей и нейтронов

Вопрос 18. Определите по следующим признакам, каким АХОВ произошло отравление: ощущение удушья, кашель, раздражение кожи, насморк, слезы, резь в глазах, боли в желудке.
Ответ: хлором

Вопрос 19. Оцените ситуацию: "Произошёл взрыв трубопровода, в природную среду попало большое количество нефти, фенола и азотных удобрений". К какому уровню опасности она относится?
Ответ: чрезвычайная ситуация

Вопрос 20. Назовите поражающий фактор ядерного оружия, который вызывает значительные разрушения материальных объектов и механически уничтожает живую силу противника.
Ответ:ударная волна


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Определите принятое в настоящее время понятие «атмосферный воздух»
а) жизненно важный компонент окружающей природной среды, представля-ющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений
б) фактор внешней среды, загрязнение которого оказывает негативное воздействие на здоровье населения
в) важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы
Ответ: а

Вопрос 2. Длительное превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в 2 – 4 раза может привести (или сопровождаться):
а) изменениями в состоянии здоровья у населения
б) изменениями в состоянии здоровья у чувствительных групп населения
в) изменениями в состоянии здоровья по отдельным функциям у чувствительных групп населения
Ответ: в

Вопрос 3. Длительное превышение ПДК загрязняющих веществ, и их комбинаций, в атмосферном воздухе в 5 – 10 раз приводит к:
а) вероятному риску ухудшению в состоянии здоровья населения
б) наиболее вероятному риску ухудшению в состоянии здоровья самых чувствительных групп населения (дети, пожилые) на фоне роста болезненности всех групп населения
в) наиболее вероятному риску ухудшению в состоянии здоровья различных групп населения на фоне роста болезненности всех групп населения
Ответ: б

Вопрос 4. Основным планировочным мероприятием при размещении предприятий является:
а) формирование санитарно-защитной зоны
б) организация контроля за соблюдением санитарно-защитной зоны
в) соблюдение и организация санитарно-защитных зон
Ответ: в

Вопрос 5.К рефлекторным действием загрязнений атмосферного воздуха не относится:
а) ощущение запаха
б) раздражение слизистых оболочек
в) развитие альвеолита
г) задержка дыхания
Ответ: в

Вопрос 6. Ведущую роль в гигиеническом нормировании загрязнений атмосферного воздуха играют.
а) многолетние наблюдения за содержанием нормируемого загрязняющего вещества в атмосферного воздухе
б) ежесуточный мониторинг за содержанием нормируемого загрязняющего вещества в атмосферного воздухе
в) изучение заболеваемости населения, связанной с нормируемым загрязняющим ве-ществом в атмосферного воздухе
г) экспериментальные гигиенические исследования
Ответ: г

Вопрос 7. В качестве порога хронического действия химического вещества при гигиеническом нормировании загрязнений атмосферного воздуха используется:
а) концентрация, вызывающая изменения, выходящие за пределы физиологических приспособительных реакций или, скрытую (временно компенсированную) патологию.
б) концентрация, не вызывающая изменения, выходящие за пределы физиологиче-ских приспособительных реакций
в) концентрация, вызывающая незамедлительный токсический эффект
Ответ: а

Вопрос 8. Загрязнение водоемов и подземных вод промышленными стоками, с гигиенической точки зрения, отрицательно сказывается на использовании источников в системе водо-снабжения по следующей причине:
а) увеличивает экономические затраты на проведение очистки питьевой воды
б) водопроводные очистные сооружения не обеспечивают очистку питьевой воды по солям тяжелых металлов и органическим соединениям
в) обуславливает необходимость увеличения числа лабораторных исследований пить-евой воды
Ответ: б

Вопрос 9. По какому лимитирующему признаку вредности вещества установлены нормативы со-держания в питьевой воде железа:
а) органолептический
б) санитарно-токсикологический
в) микробиологический
г) без учета лимитирующего признака вредности
Ответ:а

Вопрос 10. При исследовании качества питьевой воды по микробиологическим показателям пре-вышение нормативов допускается:
а) в 5% проб, общее число которых за год составило не менее 100 и отобранных в ме-сте водозабора и уличных водоразборных сооружениях.
б) в 5% проб, общее число которых за год составило не менее 100 и отобранных в точ-ках водозабора, а также в сетях наружной и внутренней водопроводной сети.
в) в 5% проб, общее число которых за год составило не менее 100 и отобранных в точ-ках водоразбора в сетях наружной и внутренней водопроводной сети.
д) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» не допускает отклонения от гигиенических нормативов
Ответ: в

Вопрос 11. Отбор проб воды для исследований в целях производственного контроля качества воды в системах питьевого водоснабжения должен проводиться в следующих точках:
а) в месте водозабора.
б) перед поступлением питьевой воды в распределительную сеть.
в) перед поступлением питьевой воды в жилые дома.
г) на выходе питьевой воды из кранов домовых распределительных систем или иных систем питьевого водоснабжения
Ответ: а,б

Вопрос 12. В качестве коагулянтов используются следующие соединения:
а) хлористый натрий
б) хлористые соли железа
в) сернокислый калий
г) сернокислый алюминий
д) полиакриламид
е) активированная кремниевая кислота
Ответ: б,г

Вопрос 13. Гигиеническая характеристика шума
а) всякий неприятный или нежелательный звук, либо совокупность звуков, мешаю-щих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее действие на организм человека, снижающих его работоспособность
б) механические колебания упругой среды в диапазоне слышимых частот
в) состояние среды в звуковом поле, обусловленное наличием электромагнитных волн и напряженностью поля
г) ощущение, воспринимаемое органом слуха при воздействии звуковых волн на этот орган
Ответ: а

Вопрос 14. К основным токсическим веществам, постоянно обнаруживаемым в атмосферном воздухе промышленных городов, не относится:
а) оксид азота
б) окислы серы
в) пыль разного состава
г) сероводород
д) оксид углерода
Ответ: г

Вопрос 15.Загрязнение атмосферного воздуха ухудшает санитарные условия жизни населения, что проявляется, в частности, в:
а) росте заболеваемости населения обструктивными заболеваниями легких
б) уменьшении естественной освещенности
в) накоплении токсических веществ в почве населенных мест
Ответ: б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Дайте определение принятое в настоящее время понятие «вредное (загрязняющее) вещество».
Ответ: химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Вопрос 2. Особая опасность выбросов от автотранспорта, с гигиенической точки зрения, обусловлена ________.
Ответ: Выброс загрязняющих веществ от автотранспорта осуществляется непосредственно в «зону дыхания» - 1,0-1,2 метра, что, вопервых, обуславливает медленное их рассеивание в атмосфере, а, вовторых, способствует достаточно быстрому их поступлению в организм человека, в значительной степени – в организм ребенка.

Вопрос 3.Гигиеническая ПДК содержания химических веществ в воде – это _______.
Ответ:концентрация, которая не оказывает прямого или опосредованного (выявляемого современными методами исследований) влияния на состояние здоровья настоящего и последующего поколений при воздействии на человека в течении всей его жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования

Вопрос 4. Источник водоснабжения считается пригодным при следующем условии __________.
Ответ:интенсивность загрязнений и природных факторов не изменяет надежность источника

Вопрос 5. Более раздражимыми для органа слуха человека являются звуки ______ частоты.
Ответ: вфсокой

Вопрос 6. Для борьбы с шумом наиболее рациональным является уменьшение его ______.
Ответ:в источнике образования

Вопрос 7. Соблюдение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ______.
Ответ: не оказывает негативного влияния на состояние здоровья чувствительных групп населения (детей).

Вопрос 8. Запыленность атмосферного воздуха населенных мест снижает солнечную радиацию на ______.
Ответ: на 15-20%

Вопрос 9. Постоянное воздействие малых концентраций токсических веществ в атмосферном воздухе способствует ______.
Ответ: развитию у населения хронических отравлений

Вопрос 10. Территория санитарно - защитной зоны предназначена для ______.
Ответ: создания санитарно - защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки

Вопрос 11. Размеры санитарно - защитной зоны могут быть уменьшены при ________.
Ответ: объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воз-действия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды

Вопрос 12. На концентрацию пыли в атмосферном воздухе населенных мест влияет ________.
Ответ: дисперстность пылевого аэрозоля

Вопрос 13. При оценить воздействия на состояние здоровья населения промышленных городов загрязнения атмосферного воздуха, с гигиенической точки зрения, в первую очередь следует оценить ___________ .
Ответ: наличие статистически достоверной взаимосвязи между показателями загрязнения атмосферного воздуха и состоянием заболеваемости (обращаемости за медицинской по-мощью) детского населения

Вопрос 14. Определите понятие «нормы питьевого водообеспечения» - _______.
Ответ: расчетное количество питьевой воды для удовлетворения питьевых и бытовых по-требностей одного человека в течение суток в определенном городском или сельском по-селении при нормальном функционировании систем питьевого водоснабжения и в чрез-вычайных ситуациях

Вопрос 15. Санитарно-токсикологический (сан.-токс.) признак вредности свидетельствует о том, что вещество _____.
Ответ: способно оказывать вредное действие на организм, в том числе вызывать отдаленные последствия

Вопрос 16. В первую очередь в качестве источника водоснабжения должны использоваться _______.
Ответ: межпластовые напорные (артезианские) воды

Вопрос 17. Источник питьевого водоснабжения – это __________.
Ответ: водный объект или его часть, которые содержат воду, отвечающую установленным гигиеническим нормативам для источников питьевого водоснабжения, и используются или могут быть использованы для забора воды в системы питьевого водоснабжения с со-ответствующей подготовкой или без нее

Вопрос 18. Допускается ли осуществлять сброс в водные объекты вещества, для которых не установлены гигиенические ПДК?
Огтвет: не допускается

Вопрос 19. Зона санитарной охраны – это ___________.
Ответ:специально выделенные территория и (или) акватория, состоящие из трех поясов, в которых устанавливаются особые режимы хозяйственной и иной деятельности в целях охраны источника питьевого водоснабжения, питьевой воды в централизованных систе-мах и (или) нецентрализованных системах от загрязнения

Вопрос 20. Граница первого пояса подземного источника устанавливается на расстоянии не менее __________.
Ответ: 30 м от водозабора


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольная работа, лабораторные работы, расчетно-графические работы)по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10904

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. Лабораторная работа.
Лабораторная работа № 3
ОЦЕНКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗВАННОЙ ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ПОЧВЫ ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМ
Цель работы: – произвести количественное определение содержания свинца в районе техногенного загрязнения; – дать экологическую оценку состояния почвы придорожной полосы автомобильной дороги; – внести предложения по снижению содержания свинца в почве региона, прилегающего к автостраде.
Порядок выполнения работы
1. Изучить теоретическую часть работы.
2. Записать исходные данные своего варианта, который соответствует порядковому номеру фамилии студента в журнале учета занятий.
3. Выполнить необходимые расчеты по приведенной ниже методике. Рассчитать степень загрязнения свинцом почвы придорожной полосы (20 м) автомагистрали с интенсивным движением транспорта.
4. Дать экологическую оценку состояния почвенного покрова в исследуемом месте.
5. Предложить меры по снижению содержания свинца в почве и ответить на вопросы преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. Лабораторная работа.
"Отлично" - Студентом лабораторная работа выполнена самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм выполнения, в логических рассуждениях, в необходимых расчетах нет ошибок, получен верный и правильный ответ.
"Хорошо" - Студентом лабораторная работа выполнена с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм выполнения, в логическом рассуждении и расчетах нет существенных ошибок; есть обоснование полученных результатов, но не сформулированы выводы по работе или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
"Удовлетворительно" - Студентом лабораторная работа выполнена с подсказкой преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
"Неудовлетворительно" - Студентом лабораторная работа не выполнена.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10904
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3750. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды; ПК-5: Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Что такое чрезвычайная ситуация, ее виды и причины возникновения?
2. Какие вы знаете характеры чрезвычайных ситуаций?
3. Как Правительство РФ классифицирует чрезвычайные ситуации?
4. Каковы основные последствия чрезвычайных ситуаций?
5. Какие объекты являются радиационно- (ядерно-) опасными?
6. Какие аварии возможны на АС? 3. Как оценивается опасность аварии на АС по требованиям МАГАТЭ?
7. Как развивается авария на АС и формируется радиационная обстановка?
8. Что такое ионизирующее излучение и как оно влияет на живой организм и растения?
9. Какие критерии ионизирующего излучения?
10. Какие отличительные особенности аварии АС от взрыва атомной бомбы?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кроль А.Н., Расщепкина Е.А. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2015 e.lanbook.com
Л1.2 И. В. Ролевич, Г. И. Морзак, Е. В. Зеленухо Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность: учебно-методическое пособие Минск : БНТУ, 2020 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панова З.Н. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: практикум Красноярский государственный аграрный университет, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 С. Н. Банников, Т. М. Архангельская, В. Г. Мякота Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность : учебное пособие Минск : БНТУ, 2019 https://e.lanbook.com/book/248720
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации
«Гарант» - http://www.garant.ru/actual/pojar/
2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - http:// www.consultant.ru
3. Интернет ресурсы ГО и ЧС - www.mchs.gov.ru
4. электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.lib.asu.ru
5. РГБ Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
6. Государственная публичная научно-техническая библиотека http://www.gpntb.ru
7. РНБ Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru
8. Научная электронная библиотека РФФИ http://www.elibrary.ru
9. Библиотека МГУ http://www.lib.msu.su

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519К лаборатория спецпрактикумов кафедры техносферной безопасности и аналитической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы 4 шт. (на 5 посадочных мест); рабочее место преподавателя; вытяжной шкаф, раковина; доска меловая – 1 шт.; шкаф для хранения химической посуды и реактивов; спектрофотометр СФ-26; спектрофотометр СФ-46; термостат; набор химической посуды; набор реактивов; плитка электрическая.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Склад К помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования стеллажи, химическая посуда, вспомогательное лабораторное оборудование
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».

Методические указания к расчетно-графической работе:
Расчетно-графическая работа имеет цель закрепить теоретические знания студентов, по разделу предмета выработать навыки в проведении расчетов параметров технических средств защиты производственного оборудования от воздействия опасных факторов ЧС техногенного характера и оценке эффективносты защиты среды обитания в процессе использования производственных средств защиты (оборудования), расположенных в помещениях, на открытых площадках при различных режимах его работы (нормальный, неисправность, авария).
Расчетно-графическая работа (РГР) выполняется каждым студентом самостоятельно по варианту определенному номером зачетной книжки. Расчетно-графическая работа состоит из двух частей: расчетной и графической.
Расчетная часть включает следующие задания по направлениям:
- расчетное обоснование оценки взрывопожаробезопасности среды внутри технологического оборудования;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из технологических аппаратов при нормальных режимах его работы;
- расчетное обоснование эффективности защиты среды обитания при выбросе/сброск загрязняющих/токсичных веществ из поврежденного технологического оборудования;
- расчет систем аварийного слива жидкостей из технологических аппаратов;
- расчет предохранительного клапана, взрывной мембраны и тд.
Графическая часть представляет собой чертеж устройства защиты технологического оборудования от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций и выполняется обучаемыми с использованием данных расчетной части РГР.

Методические указания к курсовому проекту:
Методические рекомендации содержат общие положения, порядок подготовки курсовой работы, требования к её оформлению, а также примерную тематику курсовых проектов. Процесс выполнения курсового проекта включает три этапа:
- составление плана курсового проекта, подбор литературы и иных источников;
- подготовка курсового проекта;
- подготовка к защите и защита курсового проекта.
Курсового проекта является одной из важнейших форм самостоятельного изучения обучающимися учебного курса по дисциплине «Системы защиты среды обитания».
Основными целями курсового проекта являются: освоение обучающимися теоретических знаний и практических навыков для защиты человека и его среды обитания от негативных воздействий антропогенного происхождения, достижения комфортных условий жизнедеятельности в среде обитания, ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия, подготовка к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.
Перед началом выполнения курсовой работы обучающемуся следует тщательно ознакомиться с вариантом полученного задания и вместе с преподавателем-консультантом составить план работы. Затем следует изучить рекомендуемую литературу. Литературные источники подобранные самим обучающимся по теме задания также необходимо использовать. По мере выполнения курсовой работы, написанные разделы предъявляются преподавателю для согласования. Формой отчётности является защита курсового проекта в специально отведённое для этого время.
При оценке работы учитывается общая подготовленность обучающегося, его самостоятельность и инициатива при выполнении работы, умение доложить полученные результаты и дать обоснованное заключение.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций» завершается зачетом и экзаменом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.